Там вриме раздолье, где фрато нет
Там вриме раздолье, где фрато нет
Образы вримы и фрато в литературной традиции Нимраа.

Практически с самого появления людей в Нимраа два крупных хищника заняли важное место в зарождающейся культуре. Один из них заслужил восхищение и любовь, другой - лютую ненависть. Речь идет о фрато и вриме.
Там вриме раздолье, где фрато нет

Фрато. Рисунок на камне, автор - Леонард Попов

Сейчас уже трудно достоверно описать первые шаги, с которых началось сотрудничество человека и фрато, которое так и не вылилось в настоящее одомашнивание, но продолжается по сей день. Одни исследователи полагают, что обращению с фрато научили людей мары, приручившие этих могучих зверей еще в доисторические времена. Другие историки выдвигают более смелые версии - что фрато, привыкшие к сотрудничеству с фларрами, сами сделали первый шаг, увидев в новых двуногих существах возможных союзников и друзей. Каким бы ни было на самом деле это схождение, несомненно одно - было оно удивительным, и привело к удивительным результатам. Многих животных одомашнил человек - он пользуется их силой, употребляет их мясо в пищу, шьет одежды из их кожи, выводит новые породы для своих нужд. Но фрато - не из этого списка безгласных рабов, он будто и не покидал родных степей, куда может вернуться, разочаровавшись в своем всаднике.
Правду говорят - место на спине фрато не купишь. Так говорят о ценностях, которые не продаются и не покупаются. Происхождение этой поговорки очевидно - ни богач, ни бедняк не сядет на фрато, если тот не позволит. Пожалуй, это единственный случай, когда воля человека вынуждена признать волю зверя, равную своей.
Там вриме раздолье, где фрато нет

"Черепок вазы" Рисунок на камне, автор Леонард Попов. За спиной человека с флейтой стоит фрато.

Став верными спутниками воинов и путешественников, фрато обрели славу защитников, и этот образ закрепился за ними в сознании народа. Фрато стал персонажем сказок и легенд, в которых часто выступал символом солнца. В поэзии его нередко называют Аттарам-зверь, или же Аттарэ-зверь, или же Аттарин-зверь (в-зависимости от диалекта), что и означает дословно «Солнце-зверь». В архаичной поэзии встречается также эпитет «степной лев», в память о крупном хищном животном Земли, которое, судя по всему, тоже имело связь с солнечной символикой и было воплощением благородства и мужества.
В первые века новый мир пугал, воспоминания о прошлом обрастали сказочными подробностями, и покинутая Земля стала в памяти народа раем, откуда жестокие боги по неведомой прихоти изгнали людей. Многие искали «дорогу домой». Но были и те, кто видел в Нимраа новый дом, не хуже, а может, и лучше старого. И, что неудивительно, одним из символов любви к новому миру стал фрато.
Один из рапсодов, чье имя история не сохранила, во вступлении к песне о золотом рисе упоминает также фрато, впоследствии эти строки стали знамениты, многие поэты их цитировали - прямо или намеком.

Мир многоцветный, что помнят отцов наших деды,
Родина древняя наша, тебя мы зовем колыбелью.
Слышу: «Земля» - и теплеет в душе моей радость,
Тут же печалью сменяясь. Не видели фрато
Деды в степях твоих милых, средь зелени пышноцветущей.
Путнику, воину, князю нет друга вернее, чем фрато.
Даром богов мы отныне зовем благородного зверя.

Я повернусь к очагу: там, в моей колыбели уютной,
Сын мой, укрыт одеялом из шкуры степного аникра,
Спит. Мне ж мала и тесна она стала, и нынче
Мне в ней не спать безмятежно, укрывшись аникровой шкурой.
Значит, так боги решили, нас в желтые степи отправив:
Стала тесна колыбель - повзрослевшим в нее не вернуться.


В 163-м году, после большой эпидемии, унесшей множество жизней, отчаяние, близкое к безумию, овладело людьми. Те, кто чудом уберегся от лихорадки, кто избежал страшной гибели, какую несли джаваки, пожирающие жертву заживо, - теперь сами малодушно искали смерть в кубке с ядом, веря, что таким образом смогут вернуться на Землю. Но были и другие, выбравшие «путь храбрых» - в одиночку или собрав небольшие отряды, они уходили на поиски дороги, что приведет их на родину предков. Некоторые из них потом возвращались, принося рассказы о диких, неизведанных землях, иные же сгинули без следа, и участь их неизвестна. Песни тех смутных времен полны черной тоски и безысходности, ненависти к новому миру. Лишь редкие светлые голоса звучат над этой темной рекой отчаяния. Так, например, известный поэт той эпохи Альго Ро-Рин в своей поэме, написанной в форме напутствия старшему брату, который в числе многих отправился на поиски «дороги домой», использует древний мотив:

Путник, ответь, что за пламень терзает твой дух?
Дверь ты увидишь, но фрато нет места за ней.
Зелени трав не коснется копытом
Зверь-Аттарам.
Синего света небес
Не увидят его глаза.

Дружба его не дороже ли зыбкой мечты?
Брат мой, опомнись! Наш дом - этот солнечный мир!


Брат Альго, Гектор Ро-Рин, так и не вернулся из своих странствий, судьба его достоверно неизвестна. Однако на этот счет существует красивая легенда, подхваченная романтически настроенными поэтами эпохи драконоборцев. Якобы однажды на рассвете Альго увидел у порога своего дома седого фрато, покрытого шрамами, и зверь протянул ему гербовую печать Ро-Ринов, что Гектор взял с собой в путешествие. Выполнив свой последний долг, передав семье последнюю весть о погибшем хозяине, фрато упал бездыханным к ногам поэта.
Автор сего очерка не берется судить о правдивости этой легенды, в ее подлинности есть определенные сомнения - судьбы известных людей порой обрастают мифами, сквозь которые почти невозможно разглядеть настоящую историю. Особенно когда речь идет о событиях столь древних. Но и невозможного в ней нет - мы знаем множество свидетельств тому, что фрато способны на удивительные поступки, что ум их немногим уступает нашему, а их моральные качества нередко оказываются выше человеческих.
Еще один мотив, уходящий корнями в далекое прошлое, популярен и по сей день, к нему обращаются поэты и романисты. В общих чертах его можно описать так: благодаря помощи фрато человек избавляется от дурных черт, смиряет в себе темные начала, чтобы быть достойным своего друга. Самый яркий из сюжетов такого рода - предание о том, как кровные враги примирились, когда их фрато выбрали друг друга и образовали пару. Союз двух фрато прочен, его трудно разрушить, и людям пришлось избавиться от сжигающей их злобы, а в будущем вражда превратилась в крепкую дружбу - до конца жизни они путешествовали вместе.
Не менее популярна шуточная поэма про молодого богача, которого строгий старый фрато учит жизни: забирает вино, уводит из плохой компании, наказывает за дурные поступки, и, в конце концов, делает из него достойного человека.

***
Там вриме раздолье, где фрато нет

"Вечерние уроки". Автор Евгений Хонтор. Врима учит детеныша охотиться. Жертва - орогул, небольшое травоядное

Теперь самое время вспомнить о вриме. Этот крупный, опасный зверь предпочитает жить в перелесках, почти не выбираясь на открытое пространство. Вримы очень умны, или, по крайней мере, кажутся таковыми из-за поразительной способности предугадывать действия других существ, в том числе и людей - они читают чужие намерения, как открытую книгу. Но в отличие от фрато, ум вримы - во зло человеку. Лишь только первые караваны потянулись в новые города, купцы и путешественники столкнулись с хитрым, жестоким врагом. Не счесть загубленных вримой людей, даже хорошо обученный отряд нередко теряет бойцов в схватке с ней. Врима нападает дерзко, открыто, наслаждаясь учиненной паникой и страхом жертвы. Из всех животных, что нам известны, этот хищник наиболее жесток от природы, и несомненно способен получать удовольствие от страданий своей добычи. По свидетельствам очевидцев, кому выпала редкая удача наблюдать за жизнью диких врим и уйти невредимым, стая может долго мучить загнанного орогула, ороша либо другое животное, нанося неглубокие раны, пока жертва сама, обессилев, не упадет в траву. Те же вримы, что содержатся в зверинце, озлоблены неволей и при возможности проявляют еще большую жестокость, если какой зверек имеет глупость пробраться в их клетку за остатками пищи. Ученые объясняют этот факт просто - вримы чувствуют эмоции других существ, и убивать способны лишь те из них, кто, по крайней мере, равнодушен к чужой боли, а еще лучше - наслаждается ею.
Одно время этих зверей пытались одомашнить, и по сей день некоторое число их содержится при дворце для защиты императора. Но в целом попытка эта закончилась крахом - хищник-эмпат, идеально понимающий хозяина, вместе с тем оказался слишком непредсказуем, а природная жестокость в любой момент могла взять верх над годами обучения. Меткую характеристику дал в позапрошлом веке капитан имперской стражи, проработавший с этими зверями почти тридцать лет: «Врима - это человек, с которым нельзя договориться».

Врима - зверь пришлый, неродной этому миру. Удивительно то, что это открытие люди сделали едва ли не на заре своей истории в Нимраа, когда любой зверь ли, птица были равно чужды первопоселенцам. Вряд ли обошлось здесь без помощи маров, ведь в то время о порталах и других мирах людям было доподлинно неизвестно. Как бы там ни было, но этот факт отразился в фольклоре. Образ вримы - это образ захватчика, чужака, лихого человека, в то время как ее антагонист - фрато - становится защитником государства и простых людей. Вримами стали называть разбойников, а позже - пиратов-налетчиков из Белого мира, карательные отряды Даххата, князей, развязывающих междоусобные войны. Фрато не вступится - врима не пожалеет: где не было защитника, законного владельца земли, там крестьяне страдали от поборов самозванцев и любителей легкой наживы.
Называют так и человека неоправданно жестокого, безжалостного, с легкостью способного на убийство. Вместе с тем, прозвище это в каком-то смысле нужно заслужить - мелкого мерзавца или труса вримой не назовут, скорее хаккой, степным шакалом (хотя, право же, эти животные ничем не заслужили славу подлецов). Смесь страха, ненависти и уважения - вот ореол, который окружает и самих зверей, и людей, получивших такое прозвище. Оттого, несмотря на негативную окраску, оно редко считается оскорблением, а для воина, яростного в бою, и вовсе может быть почетным, хоть и не без оттенка неодобрения.
В природе врима и фрато - естественные конкуренты, хоть ниши их достаточно разделены. Стремительные фрато охотятся в степях, изредка заходя в перелески, а сравнительно медлительные эмпаты, неспособные долго гнать добычу, предпочитают засаду в зарослях кустарника. И все же на границах этих естественных зон порой разворачиваются настоящие сражения. Этот естественный антагонизм был подхвачен в народных песнях и сказках - фрато в них нередко противостоит темной силе в образе вримы, укравшей солнце. Корни этого мифа очевидны - более всего человек, дневное животное, боится очутиться во тьме вечной ночи; солнце - воплощение всего того, что дорого и важно людям. Выбор зверей, столь ярко противостоящих друг другу, не менее очевиден.
Мотив этот особенно часто встречается в колыбельных песнях.

Отчего чернеет небо?
Отчего темны деревья?
Это врима, злая врима,
Солнце спрятала в лесу.

Врима солнышко украла,
Чтобы детям было страшно,
Чтобы плакали все звери,
И раздолье было тьме.

Спи, малыш, не бойся ночи,
Фрато солнышко отыщет.
Он накажет злую вриму,
Тьму с небес изгонит прочь.


Мотив противостояния фрато и вримы использовал все тот же Альго Ро-Рин, так отвечая на бессчетные стихи о желанном возвращении на Землю:

Когда солнечный свет озарит полночь,
Когда джавака заговорит,
Когда фрато скажет вриме:
"Ты мне сестра" -
Тогда разлюблю эту землю,
Где я родился и рос.


***
Даже теперь, когда человек создал множество видов смертоносного оружия, охота на врим сопряжена с большим риском, и богачи в поисках трофея предпочитают менее опасных зверей. В первые же века люди могли противопоставить хищникам только мечи и стрелы. Воин, способный в одиночку одолеть вриму, мог бы стать героем, полубогом в сознании простых людей, но история знает лишь один достоверный случай такого рода, прочие же заявленные деяния признаны выдумками, либо же совершены несколькими людьми. Об упомянутом случае стоит рассказать отдельно - легендарный воин Тархарэ Рё-К, по свидетельствам отряда наемников-драконоборцев, был найден ими тяжело раненным, рядом с мертвой вримой, убитой одним лишь кинжалом. Вряд ли это преувеличение - современники утверждают, что при нем никогда не видели иного оружия. В период расцвета жанра авантюрных романов этот подвиг приписывали себе многие салонные «герои», и в дальнейшем сюжет прочно закрепился в литературной традиции, пока в конце концов не затерся окончательно, превратившись в банальность, годную лишь для бездарных приключенческих романов, коих сегодня плодится великое множество. О самом же факте, положившем начало этой богатой и долгоживущей традиции, вспоминают неохотно - Тархарэ слыл темным и опасным человеком, современники пишут, что рядом с ним чувствовали себя неуютно, а взгляд его был тяжел, как взгляд вримы. Оттого приписывали ему колдовскую способность превращаться в этого зверя, или что был он выкормлен стаей врим, или что сам был вримой, принявшей человеческий облик.
Такой человек не годился на роль благородного рыцаря, и народ предпочел «правильных», хоть и картонных, героев авантюрных романов.
В реальной жизни с вримами боролись хорошо вооруженные отряды опытных охотников, за убийство зверя, а тем более целой стаи, полагались почет и уважение, нередко - награды от самого императора, если стая терроризировала торговые пути.

И, опять же, мы видим полную противоположность - если убийство вримы было подвигом, слегка померкшим лишь перед славой драконоборцев, то убийство фрато, даже дикого, считалось низменным, грязным поступком, высшей степенью морального разложения, и в народе порицалось сильнее, чем убийство человека. По легенде, богач Тирий из рода Кё-Мачи во время охоты убил дикого фрато и чучело его выставил на площади, в знак презрения к «глупым сентиментальным традициям». Спустя несколько дней в том городе вспыхнула эпидемия, и джаваки растерзали Тирия и его семью. Событие это находит полное подтверждение в исторических хрониках. От легенды здесь - лишь трактовка произошедшего поэтами и летописцами. В то время эпидемии вспыхивали повсеместно, безо всякого мистического подтекста, а лишь по причине плохой гигиены.
И все же трудно переоценить последствия этого события. Убийство фрато не только стало плохим знаком, но совершивший его, хоть и не преследовался по закону, становился изгоем в приличном обществе, презираемым народной молвой. Действенность такой кары была велика - купеческий род Тши-Ри, возвысившийся было в четвертом веке, разорился и пал после того, как Кайко Тши-Ри запятнал себя кровью фрато. Один из величайших магов, Танои Лан-Ра, в приступе гнева убивший своего фрато, раскаивался в этом до конца своих дней, и лишь его самоотверженность во время очередной эпидемии уберегла его и его род от позора. Танои погиб на поле боя, практически в одиночку сдерживая натиск джавак, пока к осажденному городу не пришло подкрепление.
И хотя люди порой убивали фрато по той или иной причине, делалось это в тайне, без свидетелей, как любое постыдное дело, разоблаченного же ждал большой позор.

Знаменитый трагик Эйлин Ака-Ха переработал истории Тирия, Кайко и Танои в цикл из трех трагедий - «Безумцы». Их и по сей день ставят в театрах, и представления проходят с большим успехом.

Много удивительных, но правдивых историй можно рассказать о фрато и о вримах, в каждой деревне внимательный путник услышит не одну сказку и песню о них. Очерк этот не претендует на полную картину, но лишь отмечает самое значимое и заметное. Тема же эта требует не статьи, а книги в сотни страниц, и я лишь надеюсь, что кто-то из моих читателей однажды возьмет на себя труд собрать все множество поучительных историй об этих зверях под одной обложкой.

Пословицы о фрато и вриме:

Место на спине фрато не купишь
Там вриме раздолье, где фрато нет
Фрато не вступится - врима не пожалеет
Врима - это человек, с которым нельзя договориться
Что у фрато в сумке, то и вриме не взять.
Сильна врима, а степи боится.
Врима с фрато равно сильны, да фрато больше чести.
Вриму с фрато примирил (сделал невозможное).

Там вриме раздолье, где фрато нет

Пейзаж Золотого мира. Автор - Евгений Хонтор. Золотой мар верхом на фрато

Глоссарий
Мары - раса создателей, в том числе они создали и мир Нимраа.
Золотой рис (ции) - важная сельскохозяйственная культура.
Джаваки - болезнь, превращающая людей и крупных животных в чудовищ. В отличие от "классических зомби" джаваки в своем мире - обыденность, часть круговорота жизни, болезнь регулирует численность крупных животных и ускоряет эволюцию, смену видов.
Орогул, аникр - травоядные животные.
Орош - небольшое всеядное животное.

Взято отсюда.
Автор Леонард Попов (или в соавторстве с Евгением Хонтором, я, к сожалению, не совсем разобрался).







Бабочка клюющая ворона

Читать далее
Драконы. Часть 2

Читать далее
Обои. Разное


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 27-10-2021, 16:23


359


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх