Кто такие титаны?
Кто такие титаны?
Итак, в данном обзоре: мои собственные мысли, высказывания литературных критиков и цитаты из книги "Сказания о титанах" Я.Э.Голосовкера.

Однажды открыла я для себя творчество Я.Э. Голосовкера , прочитав его книгу « Сказания о титанах». И на многие годы она стала для меня настольной книгой. Осознала я в то время, что все мои знания о мире Древней Греции были маленькой капелькой по сравнению с тем, что автор раскрыл в своем произведении. Фабула сказаний о титанах развивается главным образом на фоне борьбы старшего поколения богов -- бессмертных титанов Уранидов с младшим
поколением богов -- Кронидами. Титаны – это дети Геи-Земли и Урана –Неба, по имени их отца предание именует их Уранидами. Одни из них носились бурями и грозами или веяли ласковыми ветрами. Другие радовали землю и небо сиянием своих солнечных, лунных и звездных лучей, которые исходили из их огненной крови. Третьи, водяные титаны, владели морями, озерами, реками и ключами. В лесах жили лесные титаны, в горах-горные.
События в этой книге разворачиваются уже после великой битвы титанов и богов за власть над миром. Былые эпические образы благих титанов исчезают, -- они замещены в мифах Гомера образами уродливыми и ужасающими. Древние эллины перестали узнавать в этих чудовищах- Медузе, Ехидне, Ладоне- былых прекрасных титанов. В «Сказаниях» автор восстанавливает из осколков преданий былое титаническое существование, воссоздает их первоначальный прекрасный , человеческий образ, возвращает им право на благородное наименование- Титаны.
Кто из нас не знает о чудовище Горгоне Медузе? Кто же она? Яков Эммануилович открывает нам печальную судьбу этой титаниды. Была она одна из дочерей могучего морского титана Форкия и морской титаниды Кето. Всех краше и отважнее была Медуза –Властительная «И были бы на зависть всем волосы Медузы, если бы умели титаниды завидовать. Бывало размечутся ее кудри по небу, кажется, будто золотые вихри золотыми змеями разметались у нее на челе. И любуется властительной красавицей титан Гелий-Солнце в сверкающем венце. Даже солнечные кони косят с высоты глазом на могучую шалунью. Не покорилась она победителям-олимпийцам, как другие красавицы-титаниды. Не ей, вольной и гордой, покупать себе сладкую долю пляской и пением в золотых чертогах Олимпа. Непреклонно сердце ее.
Крепко правдой, как адамант. Но не один Гелий с выси небес любуется игрой титаниды и ее чудо-кудрями. Ревнивым оком с высот Олимпа, скрываясь за облаком, следит за Медузой дочь Зевса, сама Афина-Паллада. Кто же ей равен? Нет властительнее, нет мудрее, нет и прекраснее ее
среди бессмертных. Но вот одна -- там над волнами при девах-лебедях вольно резвится: гордая, мощная, властная дева невиданной красоты -- непокорная титанида. Будто нет на Олимпе богов и богинь, победителей и властителей мира! О, мятежное племя Урана, семя Форкидово! Что любуется Гелий на золотые вихри волос? Почему никто из богов не сломил ее титанову прыть? Да неужели волосы дикой Медузы прекраснее кудрей Паллады? Не помериться ли силою с ней: в быстром полете, в мощи удара, в дальнем прыжке, в замысле тайном?.. Да смеет ли кто превзойти властителей мира, будь он даже трижды бессмертным!» И бросила вызов Афина Паллада титаниде. «Засинели глаза у Медузы -- так засинели, будто море и небо, и все чуда морские вошли в эти глаза и разлились в них синим пламенем. Нависала над морем скала -- не скала, а гора. Все думала упасть, века думала, и не упала. А упала бы, был бы каменный остров на море. Разбежалась Медуза, смахнула ладонью скалу -- и как не было. Не долетела еще скала до гребня волны, как метнула ее титанида ударом ноги до Кронидовой тучи, под самые ноги Паллады,-- и засмеялась Медуза, так засмеялась, что все море утопила в смехе, и узнало море, что и на него есть потоп: засмеялась в глаза дочери Зевса, не прикрыв лица золотым крылом. И познала горе Медуза.»
Победила Афина в борьбе этой коварством и обманом. Изменила она прекрасный образ Медузы на образ чудовищный « Обернулись ноги ее змеиным хвостом, заклубились волосы змеями, засверкала чешуйками кожа. А глаза… Лучше не видеть тех глаз.» Такова месть бога, не прощающего непокорства. Вспыхнет в могучем сердце лютый огонь ответной злобы на злобу людей и богов. И в чудовищном образе родится душа-чудовище.
Неистово-стихийно проявлялись чувства богов и титанов. Зависть богини уничтожила живое и прекрасное, причинила страдание не только самой Медузе, но и людям , которые становились жертвами каменного взгляда.
Еще открывает нам Голосовкер чувства, рожденные на Земле- ревность и коварство, на примере судьбы красавицы Чудодевы Ехидны. Только по воле богов стала она в подземной пещере изгнанницей Змеедевой. «Всех титанид превышала мощью Чудодева Ехидна. Даже у Ветра сжималось от ее красоты сердце. Даже цветы и те сами выбегали с корнем из почвы навстречу красавице Чудодеве и, приникая к ней благоуханным дыханием, оплетали ей голени плечи и грудь. И страшилась жена Зевса красоты ее чародейной и замыслила Гера превратить Чудодеву Ехидну в Змеедеву. Унес верный слуга Геры спящую титаниду в пещеру над тартаром, на край земли. В той пещере обратились ноги Ехидны в пышный драконий хвост, огромный, почти до поясницы. Страшно закричала Ехидна, с такой жалобой могучего тела и могучей души, что, казалось, на такой крик звезды сами сорвутся с неба и придут к ней на помощь. Но ничего не дрогнуло ни на небе, ни на земле.»
Я думаю описанме страданий этих детей Земли не могут оставить нас равнодушными. Язык, обороты речи, метафоры, гиперболы, эпитеты, тропы, которые применяет автор, вызывают восхищение, чувство реализма, сопереживания. Когда я читаю эту книгу, то кажется я переношусь в тот мир и вижу собственными глазами, и даже не глазами, а чувствами, этих героев. Настолько мощная энергия авторского воображения действует на читателя. Говоря о самом Якове Эммануиловиче Голосовкере нельзя не отметить его титаническую работу по анализу древнегреческой мифологии. Он хотел восстановить и выразить в литературно-художественной форме утраченные сказания, отражающие самое раннее детство эллинов. Наивные, грандиозные и даже, при всей своей чудовищности, трогательные образы их титанического мира, залитого отсветом мечты о золотом веке человечества, не могут не пленять воображение не только юного, но и более зрелого поколения. . Автором руководило желание передать самый дух и образы мифотворческой античной поэзии с наибольшей пластичностью и внушить читателям любовь к этим огромным, титаническим людям с их стихийными чувствами и первыми большими, столь человеческими печалями среди радостного олимпийского мира.

Кто такие титаны?

Это сам Я.Э.Голосовкер.


Кстати, говоря о любви, не могу не вспомнить историю о материнской любви титаниды Харикло к своему сыну. Была она подругой богини Афины Паллады. И случилось так ,что увидел сын Харикло Тиресий богиню такой, какой видеть ее могли только боги, когда купалась Афина в озере.«О, и грозен был голос богини:
-- Видишь ты меня и свет солнца, но в последний раз видишь, смертный!»
В ярости вырвала она глаза юноши и бросила на песок. Застонало материнское сердце, не успела Харикло крикнуть сыну, не успела прикрыть его своим телом, не успела умолить богиню-подругу!
«-- Боги, боги! Какие же вы боги, Крониды! Это сын мой, Тиресий. Он
услышал голос матери, выбежал к ней навстречу, на радость. Что же топчете вы титанову правду!» Протянула Харикло руки к богине: Исполни материнскую просьбу: верни Тиресию глаза! Дай ему опять увидеть мир Кронидов!» И на просьбу матери ответила Афина, что не может она вернуть зрение юноше. Но в милость к ней, даст ему иное зрение, будет Тиресий прозрителем. «Но ты -- за тот дар прозрения сына отдашь мне половину своего бессмертия титаниды. Знай, не дается даром смертным прозрение.» -Отдаю- сквозь слезы сказала Харикло.
Самопожертвование матери не понять было богине, не способны боги любить. Как легко разрушали счастье они. Жизнь должна быть радостной: она полна игры. Подвиги героев –их дело, но вместе с тем они- зрелище, высокая забава, театр для богов Олимпа.
Кто такие титаны?


Однажды развлекаясь, Гера –жена Зевса разрушила счастье титана исполина Атланта. «Был счастлив Атлант и так огромно-могуч, что, бывало, поднимал он руки к небу, мыл их в облаках, пуская облачные барашки, словно мыльную пену, и говорил, смеясь:
-- Руки мои, руки, руки титана, так бы вами я все небо поднял.» Слышали эти слова другие титаны и радовались, но слышали их и боги Крониды. Подговорила Гера Зевса вызвать Атланта на бой. Не могли простить ему боги ,что был счастлив титан и так могуч. « И на самой вершине Олимпа встретились бог и титан» Голосовкер описывает бой очень динамично, и дает понять читателю, что он на стороне Атланта и хочется верить нам, что одержит победу титан.
« Молнию за молнией, злые трезубцы мечет в противника Зевс. Уже от плеча до запястья в сквозных ранах руки Атланта, будто не руки они, а соты на полнеба, ограбленные огненными осами. Уже пронзают те осы плечи и грудь титана. Впиваются в бедра, в бессмертные мышцы черными язвами. И у каждой мышцы свой голос, живой. Стонет, кричит мышца от боли, просит у титана пощады: "Мне больно, Атлант!" Но не сдастся, не отступит титан, весь в огне и дыму. Ухватить хочет Зевса руками. Да руки ли это?.. Обуглилось тело Атланта. Уже не покорны жилы отваге титана, и одно
только упрямое сердце ведет битву -- сердце, крепкое правдой, как адамант. И тут всей яростной мощью рванул Атлант скалу. Обломилась вершина
Олимпа, уступая мышцам исполина. Скользит, свергаясь, огромное тело Атланта под бичами-огнями Кронида. Все быстрее паденье.
И боги за ним любопытной толпой, так жестоко ликуя... Не помнил обожженный Атлант, как ударились его пяты о почву земли. Только сжал он дымящимися локтями поникшую голову, прикрываясь от молний-бичей и гонимый разъяренным врагом, в синем блеске небесных стрел куда-то бежал слепыми прыжками, бежал впервые за свою титанову жизнь. Что под ним? Горы? Ущелья? Реки? Пустыни? О том не знают ноги Атланта
-- бегут, скачут и падают, встанут -- и вновь бегут...
Где твое счастье, Атлант?»
Титаны за свою титанову правду получили от богов только ненависть и страдание, но у читателя они вызывают любовь, сопереживание и глубокое уважение к себе. Ни одно из других литературных произведений не вызывали у меня такую бурю эмоций. Человек живет и узнает что-то новое. Даже поговорка есть: «Век живи, век учись». К сожалению, люди сейчас мыслят очень поверхностно. Для некоторых самым важным стало их материальное благополучие. Что-то мы потеряли, что-то важное. Мы далеки от природы, от своих истоков и это неправильно. Дерево не может расти, цвести и приносить плоды без своих корней. Многие привыкли считать ,что мифы и легенды- простые сказки. Они ЧИТАЮТ ИХ И ЗАБЫВАЮТ. Бывает, что мучают человека вопросы и никто не может помочь, посоветовать ему, никто кроме предков прошлого. В любой легенде есть послание к людям. И нам нужно правильно понять их и научиться этому главному. Возможно тогда наша беглая жизнь станет счастливее.

Кто такие титаны?
Кто такие титаны?
Кто такие титаны?


Отличительными чертами характера титанов, согласно мифологическому
преданию, были правдивость и прямота (см. Гесиод, Эсхил и др.). Титаны
нравственно стойки, верны данному слову, непреклонны в борьбе. Их правда нерушима. Она им прирождена. Она их братский и боевой клич, который противопоставлен в сказаниях боевому кличу Кронидов. По этому кличу титан-оборотень узнает другого титана и обязан ему открыться. Морально возвысив титанов, миф объединил ретроспективно титанов с мифологическим золотым веком, то есть с раем на земле, поставив царем золотого века вождя титанов, сына Неба (Урана) титана Крона, а царицей его жену. Рею. Титаны необычайно могучи, сверхсильны и верят бесхитростно только в эту свою прямую силу, которая тоже входит в их правду. Им чуждо коварство. Однако титанова правда одновременно с этим -- лютая правда. Титаны -- существа стихийные, безудержные, неистовые. Их страсти люты. Они люто любят, люто борются -- до конца -- ив этой борьбе до конца страдают. Таковы Атлант, Идас, Медуза, Ехидна. Позднее, когда титаны были превращены в чудовищ, их лютая правда была превращена в злую правду, в злобу, и самые образы титанов и их поступки были очернены: они стали внушать ужас и отвращение. Только образ Зевсоборца титана Прометея благодаря Эсхилу остался в памяти эллинов и потомства титаническим в положительном смысле. Он служил выражением самых свободолюбивых и высоких требований мятежного человеческого духа, дерзающего похищать огонь с неба и не уступать деспотизму законов мира, невзирая на сверхчеловеческие страдания.

Кто такие титаны?
Кто такие титаны?


Благодарю, надеюсь, не сильно утомила вас.







Любовь


Читать далее
Волшебная палочка (пятая глава)

Читать далее
\"Волшебник Изумрудного города\" - на память о детстве

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 23-10-2021, 20:54


358


0

Оцените пост

Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 23-10-2021, 20:54


358


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги

ОММЕНТАРИИ








Добавление комментария


Наверх