Гномы. Духи земли.
Гномы. Духи земли.


Гномы. Духи земли.



Элементы, обитающие в истощенном теле земли, называемом земным эфиром, группируются под общим названием гномов.
Название, очевидно, взялось от греческого слова геномус, то есть земной обитатель.

Гномы, более древние, чем их название - оно греческое и возникло в 16 веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появилось впервые. "Гносис" на греческом означает "знание". Существует гипотеза, что Парацельс изобрел слово "гном" потому, что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов.
Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане — «дварфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» изначально использовалось только для элементалей Земли и садовых гномов— декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, оба слова означают «карлик».

Точно так же, как много типов людей возникло через объективные физические элементы Природы, много типов гномов возникло через субъективное эфирное тело Природы. Эти земные духи, работают в элементах на колебательном уровне столь близко к материальной земле, что они имеют колоссальную власть над скалами и растениями, и даже над минеральными элементами в животном и человеческом царствах. Некоторые, подобно пигмеям, работают с камнями, геммами и металлами и, как считают, являются хранителями спрятанных сокровищ. Они живут в пещерах, далеко в земле, которую скандинавы называли Нибелунген.

В древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах» подземные хранители сокровищ называются Нибелунгами. Два брата, короли нибелунгов, не могли поделить принадлежащий им клад. Они попросили героя Зигфрида организовать дележ, но остались им недовольны и обвинили витязя в своей сваре. Взбешенный Зигфрид сразил королей и стал владеть их кладом и страной нибелунгов. Впоследствии сага переносит имя нибелунгов и на других подданных Зигфрида, бургундов. Карлик Альбрих, хранитель клада при прежних королях, стал служить Зигфриду. Кроме Альбриха, который назван «могучим карликом», в саге не говорится о низком росте нибелунгов. Напротив, многие из них были славными богатырями.

Кроме пигмеев, есть и другие гномы, которые называются лесными и древесными духами. К этой группе принадлежат Сильвестры, сатиры и паны, дриады, гамадриады, дурдалисы, эльфы, смугляши и маленькие старички в лесу. Парацельс утверждал, что гномы строят себе дома из вещества, напоминающего алебастр, мрамор, цемент, но истинная природа его неизвестна и не имеет аналогов.

Гномы собираются в коммуны и живут в той субстанции, с которой они работают. Например, гамадриады живут и умирают вместе с растениями или деревьями, частью которых они являются. Каждый куст и цветок имеет свойственный его природе дух, который часто использует физическое тело растения как обиталище. Древние философы, осознавая принцип разумности, проявляющий себя в каждом явлении Природы, верили, что качество естественного отбора, демонстрируемое созданиями, не обладающими организованными умственными способностями, является результатом деятельности самих природных духов.
К.М.Гейли в своей книге "Классические мифы" говорит: "Приятной особенностью старого язычества была любовь к прослеживанию каждого действия природы к действию божества. Воображение греков населило земли и воды божествами, действию которых приписывалось действие естественных законов". Таким образом, от имени растений, с которыми они работали, элементы принимали или отказывались от пищи, откладывали красящие материалы, сохраняли и защищали семена и выполняли множество других обязанностей. Каждый вид растений обслуживался соответствующим типом природных духов. Работавшие, например, с ядовитыми кустарниками имели безобразный вид.
Говорят, что природный дух ядовитого болиголова сильно похож на маленький человеческий скелет, покрытый полупрозрачной кожей. Дух живет в этом растении, и, если от куста отрезать ветку, он окажется с веткой и умрет вместе с веткой, но, пока куст имеет хоть какие-то признаки жизни, в нем можно обнаружить присутствие стихийного духа-хранителя. Огромные деревья также имеют своих природных духов, но гораздо больших, нежели элементы небольших растений.

Труды пигмеев заключаются в извлечении кристаллов из скал и разработке рудных жил. Когда гномы работают с животными или людьми, их работа ограничена тканями, свойственными их природе. Они работают с костями, которые принадлежат к минеральному царству, и древние верили, что реконструкция сломанных частей тела невозможна без сотрудничества со стихийными духами.

Гномы имеют различные размеры, большинство из них меньше человека, хотя некоторые имеют способность изменять свой размер по желанию. Это приводит к чрезвычайной подвижности при функционировании стихийных духов. О них Аббат Вил-лар писал: "Земля полна от глубин до поверхности Гномами, народом маленького размера, хранителями сокровищ, минералов и драгоценных камней. Они изобретательны, дружелюбны к людям и легко управляемы".

Не все авторитеты согласны с утверждением о дружелюбии гномов. Многие считают, что они хитрые и злобные создания, неуправляемые и предательски настроенные. Писатели, однако, соглашаются в том, что, если вы завоюете их доверие, они будут верными и преданными. Философы и посвященные древнего мира были инструктированы по поводу этого таинственного малого народа и знали, как с ними обращаться и добиваться их сотрудничества в делах чрезвычайной важности. Маги всегда предупреждали, что никогда нельзя обманывать доверия стихийных духов, в противном случае невидимые создания, работая через субъективную природу человека, могут причинить ему бесконечную печаль и привести даже к смерти. Пока мистик служит другим, гномы будут помогать ему, но, если он ищет их помощи эгоистично для получения временной власти, они набросятся на него с неослабевающей яростью. То же самое случится, если он попытается обмануть их.

Земные духи встречаются в определенное время года на великой ассамблее, как это предположил Шекспир в комедии "Сон в летнюю ночь", где стихийные духи празднуют красоту и гармонию Природы и предсказывают хороший урожай. Гномами правит король, которого они любят и почитают. Его зовут Гоб, вот почему его подданные часто называются гоблинами. Средневековые мистики отдавали по одной стороне света каждому из четырех королевств природных духов, и поэтому земной характер гномов был приписан Северу, месту, рассматриваемому древними как источник мрака и смерти. Один из четырех главных человеческих темпераментов был также приписан гномам, и поскольку многие из них обитают во тьме пещер и глуши лесов, их темперамент носит следы меланхолии, мрачности и нелюдимости. Но это не значит, что сами они имеют такой темперамент. Скорее, речь идет о том, что гномы управляют элементами с подобной консистенцией.

Гномы. Духи земли.

Гномы женятся и имеют семью, а женщины их называются гномидами.

Женщины-гномы 

Еще с упоминания Толкином того, что женщины гномов мало отличаются от мужчин, эта тема служит источником интереса и шуток. В частности, существует расхожая теория о наличии у женщин-гномов бороды, воплощенная несколькими вселенными и произведениями.
В серии «Плоский мир» Терри Пратчеттговорит, что это главная проблема для гномов, и суть всех взаимоотношений это «тактично определить, кто же скрывается под бородой, мужчина или женщина».
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона в мифологии «мужские гномы обыкновенно безобразны, женские (гномиды) красивы».
В произведении Лукьяненко"Недотепа" бабушка сэра Паклуса была гномкой. Они с дедушкой пять лет прожили на необитаемом острове после кораблекрушения, а на шестой он не вытерпел и сделал ей предложение.
В популярном русском языке нет однозначного слова для обозначения женщины-гнома. У разных переводчиков и авторов можно встретить варианты: «гнома», «гномиха», «гномка», «гномесса», «дварфийка».

Некоторые из них носят одежду, сотканную из элементов, в которых они живут. В других случаях их одеяния всегда на них и растут по мере роста их носящих, вроде шкуры животных.

Гномы. Духи земли.

Гномы имеют ненасытный аппетит и большую часть времени проводят за едой. Но едят они тщательно и со старанием. Большинство из них скаредно и любит прятать свои вещи в укромных местах. Есть великое множество свидетельств, что дети часто видят гномов, поскольку их контакт с материальной стороной Природы еще не завершен и они все еще погружены более или менее сознательно в невидимые миры.

Согласно Парацельсу, "человек живет во внешних элементах, а стихийные духи живут во внутренних элементах. Стихийные духи имеют одежду и дома, манеры и привычки, язык и общественные связи, и предводителя, аналогичного королеве у пчел и вожакам в стадах животных' ("Оккультная философия").

Парацельс иначе, чем греческие мистики, думал о внешних ограничениях, накладываемых на природных духов. Швейцарский философ полагал их состоящими из тонкого невидимого эфира. В соответствии с этой гипотезой они видимы только в определенное время и только тем, кто находится в созвучии с их эфирными колебаниями. Греческие же мыслители полагали, что многие природные духи имеют материальную конституцию и вполне способны функционировать в физическом мире.

Часто наши переживания во сне столь живы, что позднее мы уверены, что на самом деле пережили физическое явление. Трудности в различении того, где кончается физическое и начинается эфирное, могут оправдать различие соответствующих точек зрения.

Но даже этого объяснения не достаточно для того, чтобы понять случай с сатиром, который, согласно св. Иерониму, во время правления Константина был пойман живьем и выставлен на обозрение народу. Он имел человеческое тело, рога и ноги козла. После своей смерти он был помещен в соль и преподнесен императору, чтобы тот мог удостоверить подлинность события.

Гномы. Духи земли.

Гномы - В европейской средневековой мифологии, у разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей которых так же называют гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы.

В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком.

Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами (гримтурсами) и драконами. Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гмуров смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве.

Гномы - носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны. В недрах земли гномы хранят сокровища – драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Неотделимы от драконов. Драконы охотятся за сокровищами гномов и гномы поэтому находятся с ними в постоянной войне. Подобно грифам эллинских и восточных поверий, и германским драконам, обязанность гномов - охранять потаенные сокровища.

Наиболее часто встречающийся тип гнома —гротескная маленькая фигура от двенадцати до восемнадцати дюймов высотой, в зеленых или коричневых одеждах. Большинство из них очень стары, часто с длинными белыми бородами и весьма толсты. Их часто можно видеть под пнями, и иногда они исчезают, буквально растворяясь в дереве.

Гномы. Духи земли.

О гномах сложены бесчисленные легенды…

Их считают расой, относящейся к родственниками эльфов и фей.

Одна из легенд говорит о том, что гномы — сапожники фей. Феи любят танцевать, и, танцуя, изнашивают туфли довольно быстро. Сапожники делают им новые туфли… за вознаграждение, разумеется.

Согласно тем же легендам, гномы хорошо сопротивляются болезням и ядам, но очень не любят воду и совсем не умеют плавать. Могут видеть в полной темноте. У них сильно развита мимика (порой даже карикатурна), а длинный и острый нос, служит доказательством принадлежности к старой и благородной расе.

О жизни гномов, как народа, известно меньше, а потому все утверждения будут более спорными. Самая древняя раса и, видимо, самая малочисленная; живут родами, игнорируя проблемы мира.

Магия гномов слишком не похожа на магию людей и, возможно, у них существуют культы предков: прародителей, героев и богов, связанных с горами, ремеслом и войной.

Гномы. Духи земли.

Легенды о происхождении гномов

Ауле создал их…


Толкиен попытался рассказать, откуда же появились гномы.
Своим возникновением гномы обязаны Ауле, сотворившему их во мраке Среднеземелья.

“…Так сильно желал Ауле прихода Детей, дабы передать ученикам свои знания и свое искусство в ремеслах, что не смог дождаться завершения замысла Илюватара. И Ауле создал гномов — такими, какие они и сейчас, потому что образы Детей, которым предстояло явиться, были ему неясны. И так как Земля пока была под властью Мелькора, Ауле постарался, чтобы творения его оказались сильными и выносливыми.

Опасаясь, что другие Валар могут осудить его замысел, он трудился тайно. И сначала он создал в пещере под одной из гор Среднеземелья семерых отцов гномов. Однако Илюватар знал о том, что происходило. И в тот самый час, когда труд Ауле был, к его удовольствию, завершен, и Ауле начал обучать гномов речи, которую он придумал для них — в тот самый час Илюватар заговорил с ним, и Ауле, услыхав его голос, замолчал.

И Илюватар сказал ему: „Зачем ты сделал это? Почему ты пытаешься создать то, что, как ты знаешь, выше твоих сил и не в твоей власти? От меня ты, как дар, получил только свое собственное существование, и ничего больше, и потому существа, созданные твоей рукой и твоим разумом, могут не жить, а существовать, двигаясь только тогда, когда ты мысленно велишь им двигаться, а если твоя мысль занята чем-нибудь другим, они останутся недвижимы. Разве этого ты хотел?“
Тогда Ауле ответил: „Я не хотел этого. Я хотел создать существа, непохожие на меня, чтобы любить и обучать их, дабы и они тоже смогли постичь красоту Эа, сотворенную тобой. Потому что Арда кажется мне огромным помещением для многих существ, которые могли бы насладиться в ней жизнью. Тем более что большей частью она еще не заселена и безгласна. В своем нетерпении я был безрассуден, но все же стремление к творчеству, скрытое у меня в сердце, заложено при моем сотворении самим тобой. Неразумный ребенок, что превращает в игру замыслы отца, может делать это без злого умысла, а только потому, что он сын своего отца. Но что мне сделать теперь, чтобы ты окончательно не рассердился на меня?

Как сын своего отца, я предлагаю тебе эти существа, творения рук, созданных самим тобой. Делай с ними, что пожелаешь. Но не должен ли я уничтожить свою несовершенную работу?“

И Ауле поднял свой огромный молот, чтобы поразить гномов, и заплакал. Но, тронутый его покорностью, Илюватар почувствовал сострадание к Ауле и к его желанию, а гномы в ужасе отшатнулись от молота, склонили головы и молили о милосердии. И тогда Илюватар сказал Ауле: „Я принял твое творение, каким ты создал его. Разве ты не видишь, что эти существа имеют теперь собственную жизнь и говорят собственными голосами! А ведь они не уклонились от удара, не оспаривали принятого тобой решения“.

И Ауле, обрадовавшись, отбросил свой молот и возблагодарил Илюватара, сказав: „Пусть Эру благословит мою работу и исправит ее!“
Но Илюватар заговорил снова: „Как я дал бытие замыслам Аинур при сотворении мира, так теперь я осуществлю твое желание и дам им жизнь, но ни в чем другом я не буду исправлять дело твоих рук. И какими ты создал их, такими они и останутся. Но я не допущу, чтобы эти существа появились раньше Перворожденных моего замысла. Ни того, чтобы твое творение было вознаграждено. Они будут спать во мраке под камнем и не появятся, пока не пробудятся на Земле Перворожденные. И пока не настанет этот час, ты и твои создания будете ждать, хотя бы и долго. Но когда придет время, они проснутся и станут для тебя, как дети твои, и часты будут столкновения между твоими и моими созданиями, детьми, которых я усыновил, и детьми, избранными мною“.

И тогда Ауле взял семерых отцов-гномов и уложил их отдыхать в укромное место, а сам вернулся в Валинор и ждал, пока тянулись долгие годы.

Так как гномам предстояло появиться в дни могущества Мелькора, Ауле создал их сильными и выносливыми, и потому они тверды, как камень, упрямы, крепки в дружбе и вражде и более стойко переносят тяготы изнурительного труда, голод и телесные раны, чем все прочие, обладающие речью народы. И гномы живут долго, намного дольше, чем дано жить людям — но не вечно.

Гномы. Духи земли.

Ангел стихии Земли.

Уриель (ангел земли) любит осень, запад, сладкий и летучий запах. В человече¬ском теле частицы земли — это твердые структу¬ры: кости, сухожилия, ногти, волосы, кожа.

Ангел земли Уриель отличается практичнос¬тью, разумным поведением, не любит фантазиро¬вать, напротив, предпочитает называть все вещи своими именами, того же требует и по отношению к себе от других ангелов, духов и людей. Уриель горд и независим, всегда готов дать дельный совет, немного скрытен, скучноват, скуп, упрям и жесток.

Дружит с Габриелем (ангелом воды), который поддерживает в нем жизнь, питает, поскольку земля не должна превратиться в безжизненную пустыню. Уриель поддерживает отношения и с Гафаелем (ангелом огня), и Михаелем (ангелом воздуха) при условии, что ему удастся стерпеть внезапное веселье Гафаеля и перенести ураганы Михаеля.

Уриель может быть скрытным, любящим оди¬ночество, предпочитающим действовать из-за кулис, через посредников, а самому остаться в тени, не выходя на арену событий. Порой он становит¬ся сильным, непоколебимым, как скала, пока не проснется в нем вулкан. Вот тогда он становится деятельным, способным переделать массу дел.

Спокойно и уютно чувствует себя только в своей стихии, на земле, любит сады и парки.

Духи земли, приносящие удачу, — гномы; ко¬торые живут в незаметной норке. Подружившись с человеком, гном может поселиться и в парнике, в ящике с комнатными растениями.

Гномы. Духи земли.

Молитва к гномам (духам земли).

Невидимый, взявший себе опорой Землю, вы¬рывший пропасти, чтобы наполнить их Своим могуществом! Ты, имя Которого заставляет со¬дрогаться своды мира, Который направляет по¬токи семи металлов по каменным жилам. Влас¬титель семи светов, вознаграждающий труд рудо¬копов, выведи меня на желаемый воздух к царст¬ву света. О, Господин! О, серебристая белизна! О, золотой блеск! Ты, который носишь небо на пальце Своем, как сапфировое кольцо. Живи, властвуй, будь вечным распорядителем сокро¬вищ, пошли мне духов Своих, чтобы они стали моими покровителями, верными помощниками и защитниками. Аминь.

Гномы могут быть мудрыми советчиками, сами по себе суровые, они могут научить быть рассудительными, бережливыми. Помощь и совет гномов надо научиться понимать и принимать - знаки их расположения, намеки могут выражаться посредством знаков - распустившегося в саду бутона, камня, необычно заблестевшего на солнце, капель росы на утренней траве. Гномов иногда называют "солью земли", основами основ. Гномы покровительствуют тем, кто не боится за все браться своими руками, дают им удачу в делах и ловкость.

Гномы. Духи земли.[

Гномы ходят или плавают внутри Земли, а вообще нет слова, которым можно выразить способ их передвижения. «Они совсем не имеют представления о том, что существует Земля; у них есть представление пространства, в котором они переживают разные ощущения; ощущение золота, ощущение ртути и т.д. ... Они потому обладают всеобъемлющим знанием, что им в металлах и в земле открывается все то, что существует вовне, в мироздании. Как в зеркале ощущают они все то, что находится вовне, в Мироздании.

На саму Землю у них нет воззрения, разве только на различные ингредиенты, различные виды внутренних переживаний. Зато гномы особенно одарены в получении впечатлений от Луны.

Луна является для них тем, во что они постоянно внимательно вслушиваются. И в этом отношении они -- нельзя сказать прирожденные, -- они, так сказать, ставшие неврастеники. Получается, что являющееся для нас болезнью, для них составляет жизненный элемент. ...Это дает им внутреннюю восприимчивость к изменениям лунных явлений.

За этими изменениями лунных явлений они следят с такой внутренней внимательностью, что она ... изменяет сам их облик. Так что, исследуя бытие гномов, получаешь от них разные впечатления: при полной Луне, при новой Луне и в промежуточные фазы Луны.

Полнолуние гномам неприятно. Физический лунный свет они не выносят; и тогда они стягивают наружу все свое чувство бытия. Они оплетают себя некоторого рода духовной кожей. Они стягивают свое чувство бытия вокруг своего тела в полнолуние. И если их тогда созерцать имагинативно, то они имеют вид сияющих, одетых в панцири, маленьких рыцарей. Тогда они носят на себе как бы духовный панцирь, отражающий лунный свет, который им неприятен. Когда же приближается новолуние, то гномы делаются удивительно прозрачными, в них тогда видна сверкающая, блестящая игра красок. Видно, как целый мир проходит через них. Это выглядит так, как если бы заглянуть в человеческий мозг, но не в качестве анатома, ищущего сплетения клеток, а видящим мысли: тогда мы увидели бы блеск и переливы мыслей; и наподобие этого предстает человечность гномов, внутри которых является игра мыслей. Именно при новолунии гномы особенно интересны, ибо каждый из них несет в себе целый мир, и можно сказать: внутри этого мира покоится тайна Луны.

И если открыть эту тайну Луны, то можно прийти к примечательному результату: тогда обнаруживается, что Луна постоянно приближается -- естественно, это не следует представлять себе грубо, будто она прямо мчится к Земле, -- что она каждый год чуть ближе подходит к Земле. Да, действительно, каждый год Луна становится ближе к Земле. Это узнается по все более оживленной игре сил новолуния в мире гномов. И к этому приближению Вихтельманы особенно внимательны, ибо в извлечении результатов из того, что производит в них Луна, они видят свою главную миссию во Вселенной. С большим напряжением они ждут момента, когда Луна соединится с Землей, и они собирают все свои силы, чтобы быть вооруженными к тому моменту, когда Луна соединится с Землей. Ибо тогда они используют лунную субстанцию для того, чтобы Землю во всей ее субстанциональности распылить в мироздании. Ее субстанция должна уйти прочь.

Ставя себе такую задачу, эти кобольды, гномы, чувствуют особенно важным -- поскольку ведь они собирают различный опыт во всем земном бытии и подготовляются к тому, чтобы, когда Земная субстанция распадется в мироздании, развиваться далее на Юпитере -- в структуре Земли сохранить то, что в ней является хорошим и что в дальнейшем как некий род костного остова будет вчленено в Юпитер».

Гномы. Духи земли.

Свартальвы в Эддах

Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы из германо-скандинавской мифологии. В скандинавской мифологии гномы являются нижними, «тёмными» родственниками альвов(эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы, или цверги (карлики), были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана Имира. Они невелики ростом и темны лицом, живут глубоко под землей в Свартальвхейме. Чтобы они не встречали своих собратьев — «светлых» альвов — и не враждовали, боги наслали на них проклятие: на солнечных лучах цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвисдерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца.

Свартальвы славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир, которая удерживает Фенрира, молот Тора Мьёллнир, корабль Скидбладнир, копье Одина Драупнир, волосы для богини Сив. Локки соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.

Гномы. Духи земли.

Барздуки

Гномы были представлены и в восточнославянской мифологии. Название «барздуки» (нем. Barstucke, Parstucken, Barstuccae, пол. Bеzdukkai)восходит своими корнями к прусской мифологии, где барздуки выступают помощниками бога Пушкайтса; маленькие человечки, живущие под землёй и, видимо, связанные с богатством. Согласно «Судавской книжечке» (1563), к бузине, под которой живёт Пушкайтс (Путайте, Пушайтиc), приносят хлеб, пиво и другие продукты, просят прислать барздуков и макрополей (межевых - духов, живущих на межах в поле: обутых в лапти, одетых в сермягу,
с бородой сплетенной колосками; им жертвовали кутью из зёрен первого урожая), гномов, находящихся в услужении у П., чтобы они помогли наполнить амбары зерном и сохранить хлеб. Под деревом (обычно под бузиной) они держат хлеб, пиво и другую еду. По одной из этимологий имя Барздуки означает «бородатые», по другой «духи бузины». Типологически они связаны с немецкими кобольдами (ср. нем. Zwerg-Holunder, «карлик-бузина») или русским «мужичком с ноготок, борода с локоток». Некоторые поздние авторы указывают на наличие того же класса мифологических существ в мифологиях восточных балтов (Bezdukkus, Behrstuhki и т. п.). Позднее источники упоминают культ Барздуки не только в Пруссии, но и в Жемайтии, Курляндии, Ливонии, Самландии, России (Я. Ласицкий и др.). По свидетельству Афанасьева, почитание барздуков было распространено в западных губерниях, в том числе в Белоруссии, ещё в позапрошлом веке. Ключевым моментом, позволяющим объяснить образ Барздуки, является их связь с бузиной (в поздних источниках барздуки превращаются в Bezdukkai под влиянием польск. bez, «бузина»; ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»), растением, связанным в разных традициях с плодородием и подземным царством. Как правило Барздуки, наделены сверхъестественной силой; носят длинные бороды (но иногда вовсе безбороды), иногда наделяются козлиными ногами (ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»). Согласно Стрыйковскому, бузину чтили как священное дерево, с которым связаны подземные человечки (krasnie ludzie) ростом с локоть
(ср. «мужичок с ноготок, борода с локоток» в русской сказке).
Они показываются при луне, особенно больным.

Спасибо за внимание! Ваша Виль!








Писатель

Читать далее
Алан Ли (Alan Lee): иллюстрации к \"Детям Хурина\"

Читать далее
By ulafish

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 20-10-2021, 13:57


558


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх