Весна идёт!
Весна идёт!
 



«В ожидании весны…»

… Ещё не поёт свою песнь соловей,
Ещё не выводит весеннюю трель…
Но радует душу уже щебет птиц!..
Весёлый и звонкий!.. Стремящийся ввысь!..

Ещё тучи солнце скрывают во мгле…
Ещё хмарь и грусть нам исходят с небес…
Но дни всё длиннее, всё ярче, светлей!..
И радуют сердце красою своей!..

Ещё, не сдаваясь, зима мокрый снег –
Последний свой вздох – посылает весне…
Но слёзки свои дарит вновь вешний дождь!..
Под чёткий их шаг вновь порой не уснёшь…

Ещё холод не уступает теплу…
Снежинки не тают порой на лету…
Но зимнюю обувь уже сняли мы!..
Носить отказались меха и шарфы!..

Ещё редко солнце мелькнёт из–за туч…
Ещё слаб рассеянный солнечный луч…
Нечасто ещё пробивается он…
Но «солнечных зайчиков» мы уже ждём!..

Ещё ветерок нам не шепчет в ночи…
Ещё не звенят на дорогах ручьи…
Ещё талый снег кое–где не сошёл…
А в воздухе свежем уж пахнет весной!..

Ещё не вернулись с зимовки грачи…
Ещё нет для радости веских причин…
И не улыбается солнце в окно…
Но мир – в ожиданьи весны всё равно!
(Enik2217 (Елена))



Весна…Ритуалы и обряды.


Весна — в народном календаре начало хозяйственного, а в средневековье— и календарного года (1 марта).
Начало весны приходится преимущественно на масленицу и мартовские праздники (ср. отмечаемый болгарами день 1 марта), середина - на Пасху и близкие к ней праздники — дни св.Георгия. Марка, Еремии, а завершает цикл Троица и Иван Купала.

Наиболее заметным ритуалом весеннего времени были костры, разжигаемые жителями села на возвышенностях или на открытых местах. Иногда они имели значение оберега (считалось, что там, где виден свет костра, град не побьет посевы); костры символизировали уничтожение нечистой силы; обрядовый огонь связывали с весенним солнцем (тогда как купальские костры отмечали день летнего солнцестояния). Возжигание костров сопровождалось разнообразными ритуальными действиями — прыжками через огонь, прогоном скота вокруг костра, хождением по полям с факелами, зажженными от общего костра, пением, танцами и др.

Весна идёт!


Считалось также, что весна — время разгула нечистой силы. У белорусов и украинцев ведьмы приобретали особую силу в юрьевскую и купальскую ночь. У западных славян ведьмы были наиболее опасны на Пасху и в Вальпургиеву ночь накануне дня св. Филиппа и Иакова (1 мая), поэтому в эту ночь их обычно символически "сжигали” или изгоняли, хлопая бичами или стреляя из ружей. В верованиях южных славян вредоносность ведьм резко возрастала 1 марта и в последний день масленицы. На Украине и в Белоруссии троицкие праздники — период кратковременного пребывания на земле русалок, изгоняемых по завершении Русальной недели.

Для периода ранней весны (примерно до Пасхи) характерны ритуалы по очищению земли, в том числе и от хтонических существ (змей и т. п.), и превентивные меры, направленные на их изгнание (сожжение старых вещей, мусора, подметание веником в доме и дворе и др.); обряды очищения и обновления жилища, домашней утвари и пищи, разбивание старой посуды, обрядовое обновление огня, а также действия, относящиеся к очищению человека (пост, обмывание и др.).

Весна идёт!


К этому же периоду приурочены ритуалы изгнания (уничтожения) Мясопуста и Карнавала (у католиков), русские "проводы масленицы”, западнославянские обряды вынесения Марены, или Смерти, сожжение или избиение Иуды и т.п. В этих обрядах обращает на себя внимание момент удаления изгоняемого персонажа за пределы села, а также необходимость совершения ритуала во имя благополучия живущих: словаки считают, например, что если из села во время не вынести обрядовую куклу Марену, то девушек перестанут брать замуж, скот не будет вестись, летом град побьет посевы и т.д.

Весна идёт!


К ранневесенней обрядности относится значительное количество ритуалов, связанных с так называемой "магией первого дня”, ср. южнославянское представление о Юрьевом дне как хозяйственном рубеже года, а также юрьевский обычай вставать раньше обычного, чтобы не лениться весь год; восточно- и западнославянский обычай мыться в Страстной четверг, чтобы весь год быть чистым, русский обычай много есть на масленицу, чтобы быть сытым в течение года, и т.п.


Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
(Александр Пушкин)



Весна идёт!


В верованиях у восточных и южных славян на весну приходится период кратковременного пребывания на земле душ умерших. У восточных славян в этом отношении выделяются Страстной четверг, пасхальный четверг когда покойники появляются на земле и Фомина неделя, когда их выпроваживают обратно. Южные славяне считали, что предки покидают землю на Вознесение, Троицу или в Духов день, а до этого пребывают обычно на цветах и траве. У восточных славян, кроме того, троицкий цикл обрядов обнаруживает связь с покойниками, умершими молодыми, ср. восточнославянские представления о русалках и обычаи их "проводов”.





Закликание Весны



24 березня (25.03) открывается Сварга и на Землю спускается Весна — богиня Жива. В её честь празднуют не только люди, но и всё живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью. В третий раз закликают Весну. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:

Жаворонушки, летите! //Нам зима-то надоела//Много хлебушка поела! //
Вы летите и несите//Весну красную, лето жаркое! //Весна-красна, ты на чём пришла? //
Ты на сошечке, на бороночке…//Весна-красна, что ты нам принесла? //
Принесла я вам три угодья: //Первое угодьюшко — животинушка в полюшке; //
Другое угодьюшко — с сошечкой в полюшке; //Третье угодьице — пчёлки на налёте; //
Да ещё угодьице — миру на здоровьице!

Весна идёт!



Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон - уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!
(Аполлон Майков)


В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр.
Девицы так же совершали свои заклички, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, поют:
Весна, Весна красная! //Приди, Весна, с радостью, // С великою милостью: //
Со льном высоким, //С корнем глубоким, //С хлебами обильными. //
Весна красна! //На чём пришла, //На чём приехала? //На сошечке, на бороночке?

Расстилают на поле новый холст, кладут на него круглый пирог и, вновь обращаясь на восток, произносят: "Вот тебе, матушка Весна!”. С этого дня начинают петь весенние обрядовые песни-веснянки, посвящённые богине девичьей любви Леле, покровительнице влюблённых.





Легенды о подснежниках



Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.
(Аполлон Майков)


Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.


По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды.

Весна идёт!



Динь! Дон!
Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник
Улыбается сквозь сон!

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?

Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, кyрицy, кота?
И по какому поводу?
Идёт Весна
По городу!

И y пyделя- yлыбка!
И в аквариyме рыбка
Улыбнyлась из водицы
Улыбающейся птице!

Вот и полyчается,
Что не помещается
На одной странице
Улыбка необъятная, -
До чего приятная!
Вот такой длины,
Вот такой ширины!
А по какомy поводy?
Идёт Весна
По городy!
(Юнна Мориц)


Другая легенда повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хоть наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор снег и подснежник неразлучимы друг с другом, как друзья.


Весна идёт!


Давным-давно жили-были брат и сестра. Родители у них умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра же хлопотала по хозяйству. И вот однажды, когда брата не было дома, решила сестра набрать снега почище, чтобы вымыть полы в горнице. Весна только вступала в свои права, и поэтому снега в лесу было еще немало. Взяла сестра два ведра и пошла в лес. Забрела она довольно далеко от дома. Но девушка хорошо знала лес, потому и не боялась заблудиться. Вот только другая беда ее здесь подстерегала: старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, увидел девушку, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала. Схватил он ее и повез в свою берлогу. Но девушка не растерялась - рванула веревочку бус из речного жемчуга, оставшихся от матери и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падал жемчуг, выросли первые весенние цветы - подснежники. По ним-то брат и нашел дорогу в берлогу лешего. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

фотографии с цветами


На дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшая в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Эти горячие и сердечные слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы - подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен.

Когда земля впервые окуталась снегом, ей очень не хватало зеленой травы, цветов и прекрасных растений. И тогда белый подснежник достался холодной зиме и колкому снегу, как предвестник уходящих морозов. Подснежнику снег так обрадовался, что позволил цвести прямо под своим холодным покрывалом.

Весна идёт!





Боги и богини Весны



Ярило (Ярила) - божество весеннего плодородия, он близок к античным культам умирающего и возрождающегося бога плодородия вроде Диониса. Ярило олицетворяет собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. У одних славянских племен день Ярилы отмечался в начале весны, у других - в конце весны-начале лета. Славяне представляли его в виде молодого красивого юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне в белой мантии. Считалось, что там, где Ярило проедет на своем коне, вырастет богатый урожай. В. Даль описывал празднование Яри-лы в Белоруссии: он молодой, на белом коне, в белой одежде и босой; в правой - человечья голова, в левой - горсть ржаных колосьев. Так праздновали этот день, встречая весну первой сошкой, 27 апреля. Девушки ходили хороводом, нарядив одну Ярилою, и пели. Ярила ходит по нивам, растит рожь, приносит новорожденных. Если праздник отмечался в конце весны, то Ярило изображался дряхым стариком, символизировавшим собой составившуюся уходящую весну.

Весна идёт!



Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
(Федор Тютчев)




красивые цветы


Лелия - славянская богиня весны и молодости, сопровождающая Ладу. 22 апреля славяне отмечают праздник - ляльник. Собравшись на лугу, девушки выбирают Лялю. Ее наряжают в белые одеяния и перевязывают свежей зеленью талию и руки. Голову Ляли венчают цветочным венком и ведут вокруг нее хороводы, в песнях прося богов об урожае.

Весна идёт!


Кострома - славянское божество, олицетворяющее весну и плодородие. Ее представляют закутанной в белое молодой красавицей с дубовой ветвью в руках. Когда Кострома идет, вокруг нее вращается хоровод. На Купалу соломенное чучело Костромы разрывают на части и сжигают, оплакивая и смеясь одновременно. Именем Кострома обязана коре. Костроме близка Кострубонька.

Весна идёт!


Флора, богиня цветов и весны в римской мифологии.

Весна идёт!


В древнеримской мифологии Венера-дочь Юпитера, Богиня весны, красоты и любви.




Солнечные божества



Олицетворения солнца образуют целую группу в системе языческой религии балкарцев и карачаевцев. Конечно, к ним, в первую очередь, обращались с просьбой о даровании богатого урожая. Одним из древнейших среди этих божеств можно считать покровителя плодородия Золотого Хардара (Алтын Хардар). Он представлялся в виде золотого барана. Праздник, посвященный ему, проводили перед весенней пахотой. Слово "хардар" означает также "обилие, изобилие". Иногда и сейчас можно услышать, как указывая на накрытый стол, говорят: "Ма бу хардар бла ант этеме..." - клянусь вот этим хардаром (изобилием).

Весна идёт!


Другое, очень почитаемое солнечное божество - Голлу (имя означает "огненный, владеющий огнем", от древнего слова "гол, гул" - огонь). Его представляли в образе прекрасного всадника, одетого в золотую шубу и восседающего на белом коне. Это божество весны и воскресающей после зимних холодов природы, бог веселья и радости. В древности, очевидно, Голлу считался умирающим и воскресающим богом, олицетворением оживляющей природу силы солнца. Поэтому праздник в честь Голлу проводился весной (по другим сведениям-22 июня), в дни весеннего равноденствия, в середине марта. Праздник был общенациональным на него съезжались в селение В. Балкария представители всех селений Балкарии, Карачая и Дитории. Все сословные различия между участниками празднества отменялись - все считались равными - и князья, и уздени, и культ (крепостные). Люди обращались за решением спорных вопросов к Тёре - суду, проводились состязания в народных видах спорта ( борьба, скачки, стрельба, бег, бой на палках, толкание камня и т. п.)., избиралась самая красивая девушка. К празднику готовились задолго до его начала - шили красивую одежду, выезжали конец и т. п. Являться на "Голлу" с оружием было запрещено, так же, как и браниться, ссориться; напиваться пьяным считалось особенно большим позором.

Весна идёт!


Олицетворением солнца, возможно, древнейшим из всех было божество КЪАЙНАР ("горячий, кипящий"). Сохранился миф, в котором говорится, что Кайнар сотворил мир, а затем уже вместе с другими богами сотворил животных и людей. Летом Кайнар посылает тепло в наш мир, а зимой его часть отдает миру мертвых (Ёксюзле Дуниясы - букв. "мир сирот"). Однажды, говорится в мифе, Кайнар, разгневанный туманами, которые не пропускали его лучей, изрыгнул из своего чрева дождь золотых, медных, серебряных и железных камней. Вот откуда появились на земле металлы.

Весна идёт!


И, наконец, нужно сказать о боге-покровителе кузнечного дела Золотом Дебете, еще одном олицетворении солнца. Дебет, по мифу, собрал металлы, которые изрыгнул Кайнар, стал ковать из них орудия труда и оружие для своих сыновей и внуков-богатырей - нартов, к нарты стали одолевать своих врагов - драконов и эмегенов.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
(Алексей Плещеев)


На этом всё. Спасибо за просмотр. Ваша Виль!










Сон

Читать далее
Dream Worlds

Читать далее
Арт по Warhammer 40k. Spacemarines

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 19-10-2021, 17:56


357


0

Оцените пост

Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 19-10-2021, 17:56


357


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги

ОММЕНТАРИИ








Добавление комментария


Наверх