Легенды Коломны. Маринкина башня
Легенды Коломны. Маринкина башня


 Маринкина башня - так прозвали в народе одну из башен Коломенского Кремля, называемую еще Круглой или Коломенской.Именно так, презрительно - "МАринкина", а не Маринина или как-то еще. Сказывают про Марину, или Маринку, или Марию, которая то ли спасалась в этой башне, то ли погибла, то ли пребывала в ней в заточении. Легенд ходит много, и не узнаешь уже доподлинно, какая из них правдива, а какая вымышлена.


Немного из истории и архитектуры:

Использовалась башня в качестве охранно-сторожевой, находилась на западе Московско-Рязанской дороги. Коломенская башня имеет форму многоугольника с двадцатью гранями (однако, издалека может показаться, что она абсолютно круглая), ее высота – 31 метр, а диаметр – примерно 13 метров. В строении 8 ярусов (первые шесть — с бойницами, седьмой ярус — машикули, восьмой — ярус с двурогими зубцами) и 27 бойниц.Три первых этажа имеют бойницы с лучковыми перекрытиями, а в трёх последующих (с 4 по 6) они перекрыты сводами. Вертикальные проекции бойниц также различаются, что, вероятно, связано с назначением вести стрельбу на различные дальности. Нижние ярусы бойниц предназначены для фланкирования рва и ближних подступов к нему, верхние — для удалённых целей. Сектора обстрела бойниц разных этажей не совпадают, что традиционно для XVI века. Цокольный этаж отделён от верхних декоративным валиком. 
Часто Маринкину башню сравнивают с Беклемишевской Кремлевской башней, ибо их сходство в пропорциях и внешнем виде выражено очень сильно. В 1886 году башня получила сильные повреждения, и была отреставрирована Московским археологическим обществом под началом А.М. Павлинова. 

Версия первая:




  Марина! Царица — Царю,
  Звезда — самозванцу!
  Тебя пою,
  Злую красу твою,
  Лик без румянца.
  Во славу твою грешу
  Царским грехом гордыни.
  Славное твое имя
  Славно ношу.
  
  Правит моими бурями
  Марина — звезда — Юрьевна,
  Солнце — среди — звезд.
М. Цветаева.



По наиболее распространенной легенде в Коломенской башне была заточена известная польская авантюристка Марина Мнишек.
 Коломенцы считали Маринку виновницей разорения своего города, воплощением зла и люто ненавидели. О том, что Коломна была одним из первых городов, присягнувших самозванцу, о том, что они охотно приняли Мнишек как царицу у себя, и о том, что превосходно укреплённая Коломна преградила путь к столице войску Пожарского, коломенцы предпочитали не вспоминать.
Меньше года просидела Маринка в башне, а потом исчезла. В Польшу из Москвы было послано известие, о том, что она умерла «с тоски по своей воле» Но учитывая отношение к Маринке в Коломне, имея в виду, что её трупа никто не видел, а могилы никогда не существовало, можно, скорее, поверить в те версии, в которых утверждается, что её или утопили, или замуровали в стене башни.
 Исчезновение Маринки породило множество легенд, среди которых есть и совершенно фантастические. Одни из них гласят, что Марина Мнишек умерла в заточении с тоски по воле; другие - что полячка выбросилась из одной из бойниц башни. 
Некоторые сказывают, что Марина Мнишек, будучи чернокнижницей и ведьмой, превратилась в чёрную птицу (тут легенды разнятся: согласно некоторым из них полячка обратилась в ворону, другие же утверждают, что то была сорока) и вылетеала из башни через окно-бойницу. «А злая его (Лжедимитрия) жена Маринка-безбожница сорокой обернулася, и из палат вон она вылетела».  Однажды ночью коломенский епископ освятил помещение башни, в которой была заключена пленница, и с тех пор душа полячки, не найдя покоя, ищет себе пристанище. Согласно поверью, душа Марины Мнишек в облике вороны до сих пор время от времени летает над коломенским кремлём, а кое-кто утверждает, что иногда видно в башне таинственный свет, который внезапно вспыхивает поздно ночью и горит до самого утра. Говорят, что ночью здесь можно услышать едва уловимый стук каблучков женских туфелек. И еще: что надолго в одиночестве оставаться тут нельзя - возникает ощущение чужого присутствия, легкого дыхания, и светящиеся глаза гордой полячки прожигают тебя насквозь...
А воронье вокруг Кремля кружится только над Маринкиной башней. Объяснить этот странный феномен не может никто. Быть может, не врут слухи, что в Коломенской башне спрятаны несметные сокровища Марины, но они заколдованы и невидимы. Поэтому ворона и не может покинуть город и охраняет их?
Людям романтическим. наверное, понравится предание о том, что якобы Лжедимитрий II не погиб, он подкупил охрану и пробрался к заточённой жене. Марина открыла ему тайну местонахождения клада — между вынужденными супругами с самого начала возникло истинное чувство. Лжедимитрий отыскал клад и на большую его часть, то есть за огромные деньги, выкупил любимую жену. 
 


Вдруг к стражу обращается, грозна:
«Где сын мой? Ты знаешь! — с крупными слезами,
С большими черными глазами.—
Ты знаешь, знаешь! Расскажи!»
И получает краткое в ответ: «Кат зна!»
«Послушай, услужи:
Ты знаешь, у меня казна.
Освободи меня!»
Но он уйдет, лицо не изменя.
Так погибала медленно в темнице
Марина, русская царица.
В.В. Хлебников



Версия вторая:

Московская государыня, на царство венчанная, Марина вынуждена была бежать от врагов. И пряталась в монастыре, в башне. Здесь и постриг приняла, здесь и спаслась.

Версия третья:

Существует легенда, что Маринкина башня получила свое название в честь Маринки - полоумной коломенской монахини, про которую специальным епархиальным дознанием выяснилось, что она была активной лесбиянкой (или уродцем-гермафродитом). Чтобы она не вводила в соблазн сестер по обители - ее изолировали, замуровав в стену башни.

Версия четвертая:

12 июля 1732 года в Тульскую провинциальную канцелярию солдатом Прокофием Кожевниковым была доставлена опознанная им Марина - Поликарпова дочь, уроженка Тульской оружейной слободы, числившаяся в бегах. Узнать ее было непросто, так как была та Марина коротко стрижена и одета в мужское платье «и была при ней женка, которую та Марина называла своею женой».
На первых же допросах Марина показала, что прежде жила в доме отца, а после того как он умер, сродники выдали ее замуж за слободского кузнеца-оружейника Максима Нефедьева, с которым она прожила около полугода, а потом сбежала. Муж после ее побега вскоре умер, а она, уйдя из Тулы, стала выдавать себя за мужчину, ходила по городам и уездам, нанимаясь на работы вровень с мужчинами. Называлась она всюду тульским кузнецом Иваном Карповым, и никто в ней не заподозрил не мужчину. От хозяина к хозяину дошла она до дворцового села Михайловского в Богородском уезде Тульской губернии. Там она нанялась в работники к крестьянину Никите Фирсанову и жила у него «за мужскую персону и работала в ряд с мужиками». Живя в Михайловском, Марина, то есть «Иван Карпов», посваталась к Прасковье, дочери крестьянина Сидора Иванова, и тот согласился выдать дочку за «тульского кузнеца». Молодых благословили, и венчал их в сельском храме местный поп, отец Иоанн.
Прожив у тестя с молодой женой больше года, «Иван Карпов» отделился и перешел с Прасковьей жить на двор крестьянина Ферапонта Ермакова в том же селе Михайловском, и, может, так бы они дальше жили, но зачем-то понадобилось им в Тулу. Там Марину опознали, и солдат Прокофий Кожевников скрутил ее и доставил «куда следует».
Допрашивавшие арестованных были немало удивлены показаниями Прасковьи, жены «Ивана Карпова»: «Девка Просковья показала: оная мерзкая женка Маринка жила в доме отца ея, на ней по сватовству женилась, и она венчалась за истинного казенного кузнеца. По женитьбе он девство ее растлил, и жила она с ним, как жене с мужем надлежит. О том, что оной ея фальшивый муж, женка, не знала. И когда хаживали они по обычаю в баню, то всячески оная девка Маринка укрывалась от нее веником. Да и в ум ей, Прасковье, не приходило, что он не истинный муж - она, Прасковья та, по ее словам, кроме оной мерзкой бабы с мужеской персоной плотского соития не имела, а потому-де знать не могла и не подозревала». Чины Провинциальной канцелярии в отличие от целомудренной Прасковьи немедленно озадачились вопросом: «Как так быть может?» и немедленно распорядились учинить лекарю осмотр Марины. Доктор, осмотрев арестантку, написал поразительное свидетельство - оказалось, что рассказанное Прасковьей правда, и они вполне могли «иметь плотское соитие, для чего у оной Марины из естественного женского уда исходил временно мужской уд». Другими словами, Марина была и не женщина, и не мужчина, а гермафродит!
Такую редкую игру природы признали «мерзостью» и в дальнейшем Марину иначе как «мерзкая женка» никак не называли. Главным же обвинением против арестованных был даже не побег, а нарушение законов церковных: обман священника, умышленное самозванство и изощренный блуд, ложно освященный узами супружества. Тогдашняя Россия - это не нынешняя Голландия, где сегодня можно жениться на ком угодно, их признали виновными в преступлении против основ веры и решили, что разбирать их дело должен церковный суд. Марину и Прасковью отвезли в Коломну, так как Тула тогда входила в состав Коломенской епархии.
Дело «мерзкой женки» рассматривал тогдашний коломенский епископ, преосвященный Вениамин, который постановил беззаконный брак упразднить, священника, свершавшего таинство, наказать, Прасковью, которую «растлили по неведению», отдать на испытание и покаяние в один из женских монастырей епархии, а вот с Мариной решено было «поступить строго». Менее чем через две недели после поимки Марины, 24 июля, дело ее было разобрано и в наказание ее (или его?) приказано было замуровать заживо в камере особой башни: «Устроить в Коломне, близ церкви Воскресения Христова и домовой богадельни, в удобном для сего месте, каменный столп (башню), и чтобы без всякого к ней ходу, кроме единой скважины, для подаяния ей пищи. В оном содержать до кончины жизни ея, дабы она Всемилостивого Человеколюбца Бога о преступлении своем и толиком согрешении со излиянием слез молила».
Пока строили кирпичную башенку-столп, рапорт об этом решении пошел для одобрения в Святейший синод, а Марину содержали в темнице епископского дома. Ответ от высшей духовной власти несколько задержался, и когда место заключения Марины было совсем готово, не дожидаясь ответа из Москвы, по приказу преосвященного Вениамина 10 сентября 1733 года «мерзкую женку» в столпе замуровали живьем. В этом заключении несчастный инвалид прожила до 7 ноября 1733 года, пока из Москвы от Святейшего синода не пришло распоряжение «изъять оную мерзкую женку из столпа». Для казенного следствия (т.е. гражданского, а не церковного) ее затребовал «господин генерал, кавалер, обер-гофмейстер, лейб-гвардии Преображенского полку полуполковник и Ея Императорского Величества генерал-адъютант граф Семен Андреевич Салтыков». За то, что епископ Вениамин, не обождав распоряжения Синода, сам распорядился замуровать Марину, его вызвали в Москву, где ему пришлось «держать ответ» за свои действия.
В самый момент заключения в столп «мерзкой женки» и все время после того как ее замуровали к столпу на площади сходились люди - послушать и посмотреть. Марина же, сидя замурованной, первое время страшно кричала, особенно по ночам, но скоро сорвала горло и только сипло выла, а потом затихла. Еду, которую ей подавали, забирала исправно, и что там с нею происходило, никому не ведомо. Когда по приказу графа Салтыкова столп вскрыли, выяснилось, что от ужаса Марина лишилась рассудка и совершенно оглохла. Допрашивать ее было невозможно, а потому решено было ее поместить в один из московских «крепкожительных» девичьих монастырей, где велено было держать ее под крепким присмотром отдельно от всех, пока не поправится: «Когда в совершенное здравие придет, посылать в том монастыре на работы, только к монахиням того монастыря отнюдь не подпускать».
Башню-столп разобрали до основания, но все же в городе помнили о «Маринкиной башне» и, наверное, рассказывали о ней тем, кто родился позже. От поколения к поколению подробности утерялись, сведения о налете Марины Мнишек и Заруцкого на город, грабежах и их кладах перепутались и смешались с историей о столпе, в котором была замурована Марина. В пользу этой версии говорят отлично сохранившиеся в архивах Святейшего синода документы по этому делу, опубликованные в «Собрании описания дел Святейшего синода», рапорты Ведомства православного исповедания, а также и казенные бумаги тех лет.


Источники:
  • http://www.ogoniok.com/archive/2004/4856/29-62-63/
  • http://www.esosedi.ru/onmap/bashnya_marinkina/3140611/index.html#lat=55104489&lng=38750973&z=19&mt=1&v=1
  • http://samlib.ru/e/erde_a_l/kolomna.shtml
  • http://yablor.ru/blogs/kolomenskiy-kreml-marinkina-bashnya/1453524
  • http://www.kolomna-kreml.ru/history/architecture/44.html
  • http://town-kolomna.chat.ru/LEGEND/index.htm
  • http://www.xn--80atdefdb.su/old-kolomna/marinkina-bashnya/







История Castelvania 1433-1479


Читать далее
WarCraft: Дренеи

Читать далее
Если это можно назвать творчеством


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 12-10-2021, 00:11


181


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх