Рыцарские турниры
Рыцарские турниры

Рыцарство интересное явление само по себе, но самое интересное проявление рыцарства – царские турниры. Явление, которому трудно найти аналог в истории других времён и народов. Явление, которое послужило предметом вдохновения для многих писателей, бардов и художников. Хотя ничего такого особенного в нем и нет – всего лишь соревнование воинов во владении воинскими искусствами, не более. Но, всё же.

Рыцарские турниры

 

Турниры зарождаются в 9-10-м веках, как возможность молодых рыцарей оттачивать своё воинское умение в мирное время. Описание подобного поединка можно найти в «Песне о Нибелунгах» - поэме 13-го века – описание поединка Зигфрида и Людегаста. Возможно, что размах эти состязания приобретают, когда в них начинают принимать участие сыновья знатных сюзеренов и королей.  Так это или нет, но постепенно турниры начинаю приобретать грандиозный размах и популярность не только среди рыцарей, но и среди простых людей. Они становятся самыми популярными зрелищами и для знати, и для низших сословий.

 

Изначально турниры не имели чётко обозначенных правил и положений, напоминая праздники, на которых спонтанно несколько человек решили выяснить, кто из них умелее в боевых искусствах. Первым сводом правил турнира, рыцарство обязано французу Жоффруа де Прейли. Он первым разработал и изложил «на бумаге» основные правила проведения боёв на турнире. Правда, Жоффруа де Прейли погиб именно на том турнире, для которого он и написал правила в 1066-м году. После этой «первой ласточки», правила и положения дополнялись, иногда, менялись. Знаменита стала "Турнирная книга"Рене Анжуйского, которая была своеобразным обобщением и сборником всех правил и ритуалов рыцарского турнира, которая была написана в 1460 году. Рене Анжуйский, он же Рене́ Добрый, герцог Лотарингии, герцог Анжуйский, король Неаполя, Иерусалима, император Восточной Римской империи, граф де Гиз, в своей книге детально прописал все элементы средневекового церемониала, связанного с турниром. Вот небольшой отрывок из книги, где представлен текст объявления:  "СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!  Да знают все принцы, властители, бароны, рыцари и сквайры из всех владений Франции, Шампани, Фландрии, Понсю, Верамндуа и Артуа, Нормандии, Аквитании и Анжу, Бретани а так же Корбии и прочих владений этого королевства и всех прочих христианских государств, что не вне закона или не враги Королю нашему, да хранит его Бог, что в такой-то тень такого-то месяца, в таком-то месте в таком-то городе состоится великое ристание и благородный турнир с булавами строго установленного веса и затупленными мечами, в турнирной броне, с плюмажами, гербовыми котами и лошадьми покрытыми попонами с гербами благородных поединщиков, как велит древний обычай. Хозяева турнира - благороднейшие и могущественнейшие принцы, и мои доблестные сюзерены Герцог Бретонский, зачинщик, и Герцог Бурбон, защитник. И, дабы известны были участники турнира, все принцы, властители, бароны, рыцари и сквайры из указанных владений и прочие, откуда бы они ни были, кто не изгой и не враг нашему Королю, желающие участвовать в турнире, дабы стяжать славу, могут носить эти малые щиты, которые будут вручены им лично, дабы всякий мог знать кто будет сражаться на турнире. И всякий желающий может получить их. Щиты сии разделены на четыре части гербами четырех рыцарей и сквайров, являющихся судьями турнира. На турнире дамами и девицами будут розданы почетные и богатые призы. В дополнение я объявляю всем вам, высокие принцы, сеньоры, бароны, рыцари и сквайры, намеревающиеся принять участие в турнире, что вам надлежит прибыть на место и расквартироваться за четыре дня до начала турнира и выставить на обозрение ваши гербы в окнах, в противном случае вам не будет позволено участвовать в турнире. Это я говорю от имени моих сеньоров и судей, так, что прошу вас простить меня".


Памятник Рене Доброму в Эксе-ан-Прованс.

 

 

С одинаковой красочностью и помпезностью турниры проводились на протяжении почти 600 лет. Постепенно рыцарство теряло своё значение и свой престиж, вместе с ним забывались и турниры. Проводившиеся всё реже и реже, они формально были запрещены в 1559-м году, после гибели ГенрихаII, которому щепка от разломавшегося копья попала в глаз, через щель забрала, и король умер. Эту смерть предсказал Нострадамус – единое его пророчество, сбывшиеся при его жизни.

 

Итак, прохождение турнира начиналось с выбора места, времени и лица, которое турнир проводило - патрона. Проводился турнир королями или богатыми сюзеренами. Временем могли стать большие церковные праздники, или события в жизни того, кто турнир проводил: рождение наследника или крестины, свадьбы, коронация и т.д. Иногда, причиной проведения турнира могло стать и какое-то «сиюминутное» событие. Например, Ричард Львиное Сердце устроил турнир в честь взятия города Акра в 1191 году, во время ІІІ крестового похода. Местом проведения могли становиться окрестности больших городов или сами города. Это было связано с близостью к зрителям и крупным ярмаркам – экономический аспект турнира тоже брали во внимание, понимая, что масса людей будет покупать, продавать и т.д. За несколько недель до турнира в городах и сёлах герольды делали объявления о месте и времени турнира, о том, кто является его патроном. Если в турнире заранее соглашались брать участие известные рыцари, то объявляли и о них. Таких рыцарей, которые выступали от имени патрона, называли рыцарями-зачинщиками турнира. На место проведения зрители могли прибывать заранее, привозя походные шатры, что бы ни жить в переполненных гостиных дворах и харчевнях. На месте проведения устанавливали ристалище – ограждённую площадку, на которой и происходило всё действо, вокруг устраивали трибуны для зрителей: удобные крытые ложи для  знати, и простые скамьи для простонародья. Особую трибуну занимал патрон турнира и его свита. Для проведения турнира патрона и рыцарей-зачинщиков было мало. Герольды – глашатаи, вестники, в чью обязанность входило слежение за участниками, проверка их родословной (на первых турнирах, рыцарь должен был доказать благородство пяти колен своих предков, потом это правило изменили, и достаточно было знатности самого рыцаря), гербов и имён, оглашение имён, гербов и званий участников, ведение турнирных записей, оглашение начала и конца турнира. Одинаково одетые, они располагались вокруг ристалища. Судьи – несколько знатных и опытных рыцарей, которые следили за соблюдением правил участниками. Верхом, в полном доспехе, они располагались на ристалище. Маршал турнира– главный его распорядитель. Этот знатный и опытный рыцарь ведал общим ходом турнира, мог, например, остановить бой, если считал исход его предрешённым. Особое место занимал «суд любви и красоты» или «королева любви и красоты» - одна или несколько знатных дам. Они могли вручать рыцарям особый приз, необязательно победителям, но, более всего, просто олицетворяли то, ради чего рыцари сражаются – красоту и любовь. В услужении и этих дам, мог находится почётный судья. Этому рыцарю на копьё повязывали тканевой обруч с вуалью – бурлетс намётом, по просьбе дам, почётный судья мог покрыть им голову, понравившегося дамам, рыцаря прямо во время боя. Этим действием показывалась благосклонность дам к рыцарю, а рыцаря выводили из боя без позора поражения, а, часто, и просто спасали этим жизнь. Ну и, конечно же, такое скопление народа притягивало огромное количество торговцев едой, питьём и мастеровых, которые торговали, предлагали разные услуги и участникам турнира, и зрителям.

 

После того, как все действующие лица и зрители собирались, турнир мог начинаться. Начинался турнир с торжественной мессы местного священника и прибывших духовных лиц. Герольды объявляли о начале, и на ристалище выезжал патрон турнира со свитой, зачинщики и участники, судьи, суд любви и красоты, в окружении слуг, оруженосцев и прочих. Когда все занимали свои места, герольды провозглашали имена патрона и зачинщиков, судей и маршала, зачитывали правила и список призов. Речь герольдов могла заканчиваться словами: «Щедрость, благородные рыцари и прекрасные дамы!» Якобы зрители после этих слов бросали герольдам деньги, выражая радость по поводу начала турнира. Во время проведения боёв, герольды называли имена, гербы и звания участников, объявляли победителей и проигравших. Вручали призы в конце турнира, объявляли о его завершении. Иногда турниры могли проводиться по несколько дней, и тогда по вечерам проходили развлечения для простого народа: танцы, выступления жонглёров и менестрелей, палочные и кулачные бои, стрелковые турниры. Как правило, турниры становились памятными и долго обсуждаемыми событьями. Как и любое соревнование, турнир не обходился без нарушителей правил. Таких рыцарей лишали возможности дальше участвовать в турнире, без шлема, сажали в седло задом на перёд, седло водружали на ограду ристалища, а на руку рыцарю вешали его щит, перевёрнутый вверх ногами. 

 Герольды.

 
 

 

Бои на турнирах проходили по разной системе.  Копейные бои один на один. Разогнавшись, рыцари встречались в центре ристалища, стараясь выбить противника копьём из седла. Не удержавшийся в седле проигрывал. Если оба рыцаря оставались в седлах, бой им приходилось повторять. Иногда бойцов разделял специальный барьер и рыцари скакали по разные его стороны. Такой поединок назывался - jоust (жюст). Такие поединки проводили по жребию между всеми рыцарями, или же, если на турнире были рыцари-зачинщики, то каждый рыцарь мог выбрать себе противника сам из числа зачинщиков. С 15-го века, популярны стали пешие бои на мечах. Их проводили один на один, или по жребию. Иногда устраивались мечные бои через барьер. Мог разыгрываться штурм ворот, когда одна небольшая группа рыцарей защищала символические ворота, а другая старалась пробиться сквозь них. Но самым, наверное, зрелищным был buhurt (бугурт или мелле) – бой двух групп рыцарей, практически полноценное сражение двух отрядов. Самое опасное для рыцарей, потому что, кроме опасности травмы оружием, существовала опасность быть затоптанным конём, задохнуться от пыли или получить банальный тепловой удар. Бугурты не раз запрещали для проведения, но зрелищность и жажда славы рыцарями побеждала осторожность и запреты.  

 

Вообще то, церковь не раз издавала буллы о запрещении турниров, опираясь на бессмысленное пролитие крови и смерти рыцарей. Действовали они мало, но для вящей безопасности принимались определённые меры. Создавались специальные усиленные доспехи, копья делали из ломкого дерева и не имели острых наконечников, мечи и секиры затупливали. Использовали деревянные дубинки. Всадникам запрещали нападать на спешенных противников. Оруженосцам разрешалось помогать рыцарям выбраться из свалки. Категорически запрещали использовать кинжалы. Но периодически это мало помогало и жертвы, среди участников турниров, были весьма велики. Но ни запреты, ни опасность быть убитым не останавливала рыцарей. Слава, всеобщее почитание, внимание дам, были слишком соблазнительны. И призы тоже. Победитель боя один на один забирал оружие и доспехи проигравшего, или выкуп за них. А хороший доспех стоил дорого. Главные призы: боевые кони, дорогое оружие, украшения тоже многого стоили. Особо прельщали турниры оруженосцев, ведь, победителя боёв среди оруженосцев ждало посвящение в рыцари прямо на ристалище. Пред ореолом славы тускнел блеск золота. 

 

Но ничто в этом мире не вечно. Где оказались бессильными запреты и опасности, там поработало время и, как это не странно, алчность. Постепенно награда и денежный приз стали главнее славы и известности. Средневековый спорт, в котором мог принять участие каждый любитель, стал спортом профессионалов. Таким был Уильям Маршал, который к концу своей карьеры победил порядка 500 рыцарей. Идея турнира искажается: мораль требует презирать деньги, но деньги уже царствуют повсюду и рыцари выходят на бой ради приза, а не ради славы. Ценность непредсказуемого боя становится иллюзорным,  теперь поединки больше напоминают спектакли, на сюжеты знаменитых рыцарских романов. Турниры проводятся всё реже, постепенно о них забывают. Дольше всех турниры продержались во Франции, но гибель короля Генриха II, приключившаяся на турнире в 1559 году, о которой уже говорилось, ставит, практически, последнюю точку в их истории. Последние проблески героических турниров угаснут. В новой эпохе места турнирам уже не будет.

 

Радует то, что сейчас турниры возрождаются стараниями разнообразных исторических, ролевых и реконструкторских клубов. И стремление принять в них участие, снова обусловлено не призами, а той честью и славой, которая ждёт победителя. Эта чести и слава не так велики, как в средние века, но всё же. Сам участвовал и почувствовал это.

P.S. Для тех, кто хочет узнать больше, рекомендую книгу «Рыцарский турнир» Колтмана Клифона.








Зайди и выясни

Читать далее
В одном цвете


Читать далее
Любовь моя!

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 6-10-2021, 18:05


399


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх