Джон Клемментс - Рапира в вопросах и ответах II
Джон Клемментс - Рапира в вопросах и ответах II

 

Итак - продолжим.

Какой стиль боя подразумевала рапира?

 

Рапира является одноручным оружием, которое применялось для стремительных уколов острием и очень холодного и рассчитанного стиля боя, при котором основной акцент делался не на силе удара, а на тщательном выборе дистанции и момента для удара.

Новый стиль фехтования демонстрировал качественный переход от традиций средневекового рубяще-колющего фехтования к новым системам, где уколы преобладали над рубящими ударами. Тем не менее, уколы не считались совершенными по сравнению с рубящими ударами, потому что в зависимости от обстоятельств и подобранного оружия каждый прием имел свои достоинства и недостатки.

В бою против другой рапиры приходилось использовать быстрые линейные перемещения и стремительные маневры, тычки и круговые уколы. В целом, этот стиль фехтования был очень энергичным, агрессивным и в то же время осторожным.

 В основном бой на рапирах не был «благородным» фехтованием, обставленным по правилам этикета, которое практиковали дворяне впоследствии. В зависимости от ситуации противники использовали удары кулаком, пинки, удары эфесом, подножки, захваты рук, клинка, удары по ногам, удушения и другие универсальные боевые приемы, дополнявшие собственно действия оружием.

 

 

 

Насколько эффективна рапира в бою?

 

У рапиры есть уникальная способность к невероятно непредсказуемым и стремительным атакам, и опасное свойство – возобновлять продолжительные колющие атаки в непредсказуемых направлениях, даже после парирования удара более широких рубящих клинков. Так же рапирой можно было точно и быстро нанести легкие удары в лицо, горло, глаза, зубы и особенно руки чтобы отвлечь, спровоцировать и измотать противника. Быстрый выпад рапиры по своей проникающей силе был смертельным. Простая колющая рана глубиной несколько дюймов могла сразу же привести к смерти. Колотые раны в жизненно важных органах нельзя было должным образом обработать, и они не заживали. Тем не менее, они не всегда приводили к немедленной смерти. Если не прокалывалось сердце или череп, человек мог двигаться еще несколько моментов или даже выиграть бой, но потом он умирал от шока и потери крови.

Авторы минувших эпох часто сетовали на то, что рапирой почти невозможно сделать один решающий и смертельный удар, и что человек вполне мог выстоять, получив несколько колотых ран. Исторические записи боев с использованием оружия подкрепляют эту точку зрения. Однако в источниках есть и значительное количество примеров, описывающих моментальную смерть человека от быстрого и точного укола.

При успешном уколе в теле или неизменно образовывалась серьезная дыра. В отличие от удара, который мог нанести только поверхностную рану, которая со временем заживала, укол мог повредить внутренние органы, кровотечение не останавливалось, и раны было невозможно обработать. Если рубящим мечом можно было нанести легкие удары или удары плашмя, то в случае с уколом, его глубину очень сложно рассчитать и сделать так, чтобы рана была небольшой. С рапирами в руках люди не могли просто устроить «необязательный» спарринг, как это можно было сделать другим оружием. Каждая атака могла оказаться смертельной, поэтому в бою на рапирах не было места ошибке или расслабленности. Такой итог без сомнения придавал больше содержания тому, что раньше было простым «бряцанием» оружием.

 Несмотря на уникальность, техника фехтования на рапирах по-прежнему базировалась на проверенных временем принципах: тщательный контроль дистанции, расчет, и хорошая техника владения выбранным оружием. Опытный боец, действующий согласно этим принципам, будет успешно сражаться и с широким мечом в руках. Основное различие не в оружии, а в том, как и где оно использовалось.

 

 

 

Могли ли рапиры с одинаковым успехом использоваться и для защиты и для атаки?

 

Рапиры вне всякого сомнения использовались и для защиты и для нападения, иначе они бы не использовались. Если бы рапирой нельзя было эффективно атаковать любого противника, то зачем её брать в руки? Если она не может защитить вас от атаки, тогда что в ней хорошего? У разных видов оружия разные возможности для атаки и защиты, но любой длинный стальной клинок может хорошо защищать от ударов. Рапира не исключение.

У тонкого колющего клинка нет такой потенциала к защите как у более тяжелых и прочных мечей, но утверждать, что он не сможет защитить вас, можно только не зная реалий боя. Многие мастера того времени писали, что в умелых руках рапира хорошо подходила для самозащиты в городе.

Из-за легкости и тонкости, рапире, естественно, не хватает массы, чтобы легко сбить вниз тяжелый клинок или провести контратаку как это обычно делалось с более широкими мечами. Так же если рапира не была достаточно прочной, чтобы поставить жесткую защиту от удара более тяжелым оружием. Поскольку рапира – оружие специализированное, её не получится использовать так же, как оружие с более широким клинком, которое было удобным в самых разных ситуациях.

Имея только одну вооруженную руку, боец, вооруженный рапирой, мог помогать себе свободной рукой или использовать второе оружие. Вспомогательное оружие использовали уже давно, и этот факт вовсе не означает, что основное оружие обладало какими-то очень существенными недостатками (как иногда утверждают). Как и многое другое в боевых искусствах, оно требовало координации и практики.

Необходимость использовать дополнение также не служила поводом для отказа от основного оружия. Ранние варианты мечей часто использовались в паре оружием, предназначенным для парирования: щитом, баклером или кинжалом. В случае с рапирами это делалось не из-за того, что они почему-то не могли отражать удары, как ошибочно утверждают, а того что использования двух клинком давало преимущества. Сочетание длинной рапиры и короткого кинжала было очень опасным для противника. 

 

 

 

Можно ли наносить рапирой рубящие удары?

 

Как и любое оружие с длинным клинком, рапира подходила рубящего удара. Во многих текстах о рапирах описываются подобные приемы, и каждый фехтовальщик изучал их. Но насколько сильно мог такой удар или «порез» ранить противника, зависело от множества факторов. Возникает вопрос: насколько эффективны рубящие удары рапирой, и какому результату они должны были приводить?

 Для того чтобы нанести удар более серьезный, чем небольшая рваная рана, рапире не хватает ширины клинка, массы, остроты и кривизны клинка (если бы она обладала всеми этими качествами, то не было бы такого разнообразия широких рубящих мечей). Как оружие, предназначенное для быстрых уколов, настоящая рапира практически не имела острых лезвий и не могла применяться для широких рубящих ударов, несмотря на то что такие вещи мы, к сожалению, часто можем увидеть в кино или в театральных постановках.

 

 

 

Насколько хорошо рапира режет?

 

Многие авторы в свое время жаловались на то, что рапиры плохо режут (в сравнении с рубящими клинками, о которых они писали) и по этой причине не подходят для использования на поле боя. Рапиры не были способны нанести смертельный рубящий удар, и они не предназначались для этого, ни один труд по фехтованию того времени не призывает использовать рапиры для рубящих ударов. Так же нет исторических свидетельств смертельных рубящих ударов, нанесенных настоящими рапирами в бою.

Неприспособленность к серьезным рубящим ударам не мешала делать легкие быстрые хлесткие удары лезвием или острием по лицу или запястью. Это изматывало, раздражало и отвлекало противника. Таким ударом можно было поцарапать кожу и, в зависимости от типа клинка, нанести поверхностную резаную рану, но не разрубать мышцы и раскалывать кости как это можно было сделать широким плоским рубящим клинком. В некоторых текстах, посвященных рапирам, упоминается о не смертельных ранах, сделанных либо легкими поверхностными порезами или ударами с оттягиванием назад, но все же клинок рапиры не был предназначен для того чтобы рубить или резать, геометрия клинка мешала этому.

 Эту тенденцию нарушает наличие достаточно широких, конусообразных клинков с плоским сечением и острыми лезвиями, которые могли перерезать горло или отрубить руку. Эти разновидности, хотя и использовались похожим образом, но всё же не применялись точно также как более тонкие разновидности, которые мы называем «настоящими» рапирами.

 

 

 

Насколько острыми были рапиры?

 

Сечение клинка рапиры изменяется по всей его длине, поэтому разные части клинка имеют разную степень остроты. Вообще, острота это относительное понятие. К примеру, лезвие бритвы очень острое, но при этом оно не очень прочное и легко затупляется. Нож для масла наоборот не очень острый, но все же его лезвие достаточно тонкое и при этом прочное. Клинок длинноклинкового оружия имеет столько лезвий, сколько возможно, чтобы противник не мог с легкостью схватить клинок рукой. Но рапиры, у которых был объемный, а не плоский в сечении клинок и сравнительно широкие режущие грани, просто не могли быть очень острыми (особенно после нескольких сильных ударов о другой клинок).

В самой тонкой части, у острия, острота лезвия будет минимальной. Если форма клинка не позволяла делать очень острые лезвия, то, очевидно, лезвия не затачивались вообще.

В свете всего этого, рассмотрев уроки из старинных текстов о рапире, а так же сравнив описания ранений, полученных в уличных поединках на рапирах с ранами которые получались при использовании широких рубящих клинков, я прихожу к выводу, что рапирой было невозможно нанести серьезную резаную рану. Рапирой нельзя отрубить конечность, обезглавить человека или наносить сильные рубящие удары, и они для этого практически не использовались.

Так же маловероятно, что рапиры, которые сохранились в музеях и коллекциях, настолько сильно затупились и проржавели, что сейчас мы не можем судить об их былой остроте.

 

 

 

Что произойдет если рапирой нанести рубящий удар?

 

Чем закончится рубящий удар рапирой, зависит от многих факторов: от массы и формы клинка (учитывается форма сечения и толщина), от угла и силы удара, от того, какой частью клинка наносится удар (ближе к острию или дальше от него), и от того, по какой части тела наносится удар. Учителя эпохи Возрождения часто советовали использовать удар как второстепенную атаку только если нет прямой угрозы от острия шпаги противника, либо не использовать удар вообще.

Если учесть все, что уже было сказано выше о клинках рапир и о том, как они использовались при ударах, то можно предположить порез рапирой вообще мог не причинить никакого серьезного вреда (потому что лезвие соскользнуло и не нанесло повреждений, удар был недостаточно сильным или цель была слишком жесткой). Результатом могла быть болезненная рана или небольшая царапина на лице, плече или ноге, которая отвлекала, злила или пугала противника. Либо результатом могла быть поверхностное ранение мышц рук, ног, плеч или корпуса, которое в какой-то степени сковывало движения противника. Возможно (если клинок был более плоским и острым) рапирой удавалось перерезать горло, выколоть глаза или отрубить пальцы. Тем не менее, из исторических источников ясно, что рапирой было нельзя было моментально вывести из строя, изувечить или убить противника.

Исходя из своего опыта работы с различными клинками (в том числе старинными рапирами) и проверки их рубящих качеств на различных материалах, я практически не сомневаюсь в том, как наносились удары рапирой. В зависимости от того, каким был клинок и какой частью руки наносился удар (плечом, локтем или кистью) наши тесты, проведенные на свежем сыром мясе, не дали ничего кроме неглубоких порезов или небольших рваных ран. Как правило, рубящий удар рапирой толком не повреждал одежду. Если же клинок был более плоским и широким, сильный удар с оттягиванием мог оставить очень существенную резаную рану. Однако в любом случае эти раны выглядят очень слабыми по сравнению с теми, которые можно нанести широкими рубящими клинками, которые могли проникать глубоко в тело, даже через кость. Интересно, что от удара самым кончиком рапиры, даже очень тонким, не мясе оставались короткие рваные разрезы. Когда мы попытались нанести удар через мягкую ткань, результат был еще более слабым. В любом случае, рубящие удары рапирой не выглядят достаточно серьезными, чтобы вывести из строя руку или ногу или моментально убить человека.

 

 

 

Почему существуют разногласия по поводу ударов рапирами?

 

«Cut» это любой удар лезвием клинка, не зависимо от остроты лезвия или способности определенного клинка нанести резаную рану. Поскольку даже изогнутым клинком можно колоть, хотя и не так эффективно как прямым, то и тонким клинком можно рубить, хотя и не так хорошо как широким. В конце концов, если ударить сильно и в нужную точку, то рубить можно и автомобильной антенной или каким-нибудь прутом.

Если под ударами легким тонким оружием подразумевать не сильные режущие удары, которые должны вывести противника из строя, а отвлекающие и изматывающие приемы, необходимые для того, чтобы противник «раскрылся» для смертельных уколов, то тогда можно говорить именно об ударах рапирой. Они причиняют боль, оставляют синяки, они могут повредить кожу, но они не остановят атакующего человека, который жаждет вас убить.

Споры вокруг ударов рапирой возникают из-за того, что люди пытаются повторить то, что они видели в кино и телешоу (где рапирой перерубаются канаты, ремни, одежду и т.д.). Либо они фехтуют легкими и тонкими спортивными шпагами и рапирами и пытаются замахиваться и рубить так, как будто это широкие рубящие клинки. Или еще хуже, фехтуют очень небрежно, гибкими тренировочными рапирами, возвращаются после пропущенного укола, и, задев противника рапирой, кричат: «Я ударил тебя! Ты ранен!». Чтобы оправдать все это они цитируют и искажают цитаты из источников, не обращают внимания на исторические и демонстрирую неверные физические данные и внешний вид оружия, а так же приемы обращения с ним. Решение этой проблемы, как нам кажется, заключается в обучении любителей, демонстрации того, какой в действительности эффект производит технически правильное применение настоящего оружия. Это процесс, который может занять очень длительное время, потому что мы все еще находимся в процессе изучения.

Примечательно, что сегодняшние сторонники того, что «рапира рубит всё», ошибочно истолковывают наставления учителей фехтования прошлых времен и не видят принципиальной разницы между ударом широкого рубящего клинка, которым можно убить или очень сильно травмировать противника, и ударом легкого, тонкого колющего клинка, которым можно раздражить, спровоцировать или нанести небольшую рану. Также они полностью игнорируют критику рубящих свойств рапиры, проведенную такими авторами как Сильвер (Silver) (Джордж Сильвер (George Silver), автор нескольких трактатов по фехтованию. Развернутая критика рапиры приводится в работе Парадоксы защиты (Paradoxes of Defence) (1599). Одним из главных недостатков рапиры, по его мнению, была неэффективность рапиры при защите.) и Смит (Smythe) (Сэр Джон Смит (Sir John Smythe), автор трактата Военные инструкции, наблюдения и руководства (Instructions, Observations and Orders Mylitarie)(1591). Он указывал на то, что рапира, во-первых, слишком длинная, что делает невозможным её использование в бою и пехотинцами и кавалеристами, а во-вторых, слишком жесткая и тонкая, и поэтому ломается от столкновения с доспехом.). Они не могу привести пример боя, описанного в исторических источниках, в котором кто-либо был бы убит рапирой только с помощью рубящих ударов, и они игнорируют современные эксперименты, в ходе которых наглядно демонстрируются слабые рубящие качества тонких клинков рапиры. Кроме того эти люди намеренно не обращают внимания на разницу между военными рубяще-колющими мечами (так называемыми «ранними» рапирами) и поздним гражданским оружием, которое использовалось на дуэлях (или «настоящими» рапирами). Самый очевидный мотив для такого подхода — желание создать предвзятую концепцию фехтования для «игр» в дуэли.

 

 

 

Можно ли было отбить или схватить клинок рапиры голыми руками?

 

Хотя рапира — оружие быстрое и подвижное, её можно было захватить и удержать даже рукой. Вероятность пораниться при этом невелика. В исторических источниках сообщается, что даже широкий рубящий клинок можно без какой-либо опасности удержать рукой, если сделать это правильно. Некоторые трактаты о рапирах демонстрируют то, как свободная рука использовалась, чтобы отбить или отклонить укол рапиры. Это был очень распространенный прием, и так как в этом случае человек мог очень близко подойти к своему сопернику, постепенно в свободную руку стали брать кинжал или другое оружие. Если же на руку была надета специальная перчатка из кольчуги или плотной кожи, тогда схватить или отбить клинок можно было без всякого риска.

 

 

 

Как держали рапиру?

 

Рапиры были сбалансированы и лежали в руке таким образом, чтобы в первую очередь контролировать острие для точного укола, а не лезвие для сильного удара. С учетом всего этого создавались рукояти рапир, благодаря которым укол с выпрямлением плеча делать гораздо удобнее. Первоначальный вариант хват позволял легко извлечь оружие из ножен просто вытянув руку вверх. При этом большой палец лежит на средней части крестовины. При другом хвате указательный палец обхватывал крестовину и рикассо. При таком хвате большой палец мог лежать на обухе. Если позволяла сила рук, то человек мог взтять оружие даже за головку рукояти, что давало дополнительную длину оружия. Хват подбирался в зависимости от фехтовальной техники, которая подходила конкретному человеку.

 

 

 

Почему есть разногласия относительно того, как использовалась рапира?

 

Стили фехтования эпохи Возрождения очень сильно изменялись и постепенно исчезали, и сейчас ни один человек точно не может сказать, какими они были. Разные виды оружия требуют своего стиля фехтования. Они со временем изменяются, и в наши дни ни один человек не владеет в точности забытыми стилями. Старинные учения исчезли как только перестали использоваться, другие стили просто устарели. Тот, кто изучает историю оружия сейчас, вынужден разбирать старинные тексты и заново открывать, как нужно обращаться со старинным оружием. Тем не менее, сейчас лишь немногие владеют достаточными знаниями техники фехтования эпохи Ренессанса и опытом использования настоящего оружия, чтобы точно её демонстрировать на практике. Кроме того, в Интернете очень много неточного материала, написанного людьми, чье представление о рапире основывается в большей степени на современном спортивном фехтовании, а не на подлинном оружии и исторических источниках. На практике неверное представление формируется из-за предположений, сделанных на основе ошибок, допускаемых в постановочных боях. Те бои, которые мы видимо в кино, на телевидении, в спортивном фехтовании, на исторических мероприятиях и исторических реконструкциях, как правило, не дают точной картины.

 

 

 

Использовались ли рапиры против более тяжелых средневековых мечей?

 

К тому моменту как появилась рапира, традиционные средневековые военные мечи (использовавшиеся против доспехов) почти вышли из употребления на поле боя и не использовались как личное оружие самообороны горожанина. Несмотря на то, что они всё ещё использовались в 16 веке и в традиционных школах фехтования учили драться на мечах, рапира не создавалась для того, чтобы противостоять им. Время от времени случалось, что в поединке использовалась рапира против более старого меча, но есть свидетельства, что с рапирой при этом было не так просто справиться. Но не надо забывать, что в то время когда появилась гражданская рапира, эпоха расцвета тяжелых мечей уже миновала, и уровень мастерства владения мечом был не тот, что раньше. Поэтому в обстоятельствах уличного поединка не совсем правильно говорить о том, что рапира «победила» или «превзошла» средневековые мечи. 

 

 

 

Использовались ли рапиры на войне?

 

Есть некоторые свидетельства того, что рапиры носили на поле боя, главным образом, офицеры кавалерии (вряд ли для применения в ближнем бою), но нет никаких упоминаний их эффективного использования непосредственно в битве. Во времена рапиры, очень многие авторы советовали пользоваться «таками»(tucks) (короткое, жесткое, колющее оружие) и более поздние авторы ошибочно стали называть их рапирами. Некоторые авторы того времени жаловались, что рапира не подходит для поля боя, в то время как другие заявляли обратное.

 

 

 

Использовались ли рапиры против брони?

 

Рапиры не предназначались для использования против человека, защищенного броней. Тем не менее, ношение защиты было вполне обычным явлением среди бойцов того времени. Рапира могла проколоть мягкую защиту, но исторические источники говорят о том, что кольчуга (броня из переплетенных колец) была достаточной защитой и поэтому ее часто носили под одеждой. Если же человек был хотя бы частично защищен пластинчатой броней, которая все еще использовалась на поле боя и в городской милиции в 16-17 веков, то удары приходилось наносить по более уязвимым точкам. Иногда, из эстетических соображений, в музеях часто стоят манекены в пластинчатой броне 16 века с рапирой в руках, хотя они никогда не использовались вместе ни на войне, ни во время соревнований и для самообороны.

 

 

 

Кто носил рапиры?

 

Хотя рапира в первую очередь ассоциируется с дворянином эпохи позднего Ренессанса, на самом деле ее использовали люди любого класса, и самые ранние свидетельства использования подобного оружия 1540-1560-х гг., сообщают о случаях самообороны, а не о дуэлях между аристократами. Хотя рапира и ассоциируется с кавалерами и придворными, на самом деле она возникла как оружие уличных драк между мещанами, коммерсантами и лавочниками. Традиция ношения оружия с гражданской одеждой (а не военной формой) впервые появилась при дворе, но необходимость самообороны возникла и среди обычных горожан. По мере развития стиля фехтования с выпадами, его начал использовать тот класс, которому чаще всего приходилось участвовать в поединках чести — дворяне. За одно поколение фехтование стало очень распространенным боевым навыком среди утонченных дворян эпохи Ренессанса. В некоторых местах было модно брать частные уроки у иностранных мастеров, чтобы научиться секретам экзотических стилей фехтования. Рапиры, как и шпаги (smallswords) (оружие дворян 18 века), очень часто носили просто как знак социального статуса, при этом совершенно не умея ими пользоваться.

 

 

 

Требовала ли рапира особых навыков?

 

Любое оружие требует специальной подготовки для того, чтобы полностью использовать все его возможности, и рапира — не исключение. Как было сказано выше, рубящие и режущие удары — более привычны чем прямой укол. В отличие от более ранних боевых искусств эпохи Ренессанса, которые были ориентированы в основном на военные действия и самые общие навыки самозащиты, тонкая и легкая рапира требовала особой стойки и работы ног, что давало большой радиус действия, и при этом позволяло избегать ответных ударов и уколов. За одно или два поколения развился новый метод, ориентированный на специфический характер поединка с использованием двух рапир.

В то время рапира могла столкнуться с тесаками (cutlass), саблями, палашами, двуручными мечами, кинжалами, а так же, баклерами и древковым оружием, так же все еще встречались кожаные защитные камзолы, панцири и кольчуги (иногда их носили под одеждой), поэтому человек должен был учиться драться, а не просто размахивать оружием.

 Фехтованию на рапирах вначале учились только дворяне и аристократы, это действительно так, но это происходило с любыми ранними разновидностями оружия. В средние века и эпоху Возрождения аристократы владели практически всеми видами боя, и изучали их и в частном порядке и при дворе. Рапира не была исключением из этого правила. Однако, очень часто фехтованию на рапирах учили мастера, которые были обычными торговцами или военными.

 

 

 

Мог ли бой на рапирах сочетаться с рукопашной борьбой и захватами?

 

За редким исключением, до 18 века, захваты и борьба были важной частью боя на холодном оружии. Умелый боец всегда мог близко подобраться к своему противнику, обезоружить, сбить его с ног, или каким-то образом обездвижить. Так же он умел защищаться от аналогичных действий противника. Конечно, оружие помогает в бою, защищает от ударов и дает возможность их наносить, но оно не исключает того, что противник сможет подобраться и схватить вас.

 

 

 

Как учились и практиковались фехтовальщики?

 

Во времена рапиры, людям приходилось тренироваться очень осторожно, хотя они учились настоящим боевым приемам. Если человек получал ранение во время тренировки, он мог быть ослеплен или изувеченным навсегда и лишиться возможности зарабатывать себе на жизнь. Так же, он мог попытаться отомстить за несчастный случай и убить своего партнера.

Чтобы обучение было эффективным, партнерам приходилось быть осторожными и доверять друг другу. Для того, чтобы при сильном ударе не было серьезной раны, на занятиях использовалось тупое оружие без острия, которое называлось "foyled”. Кроме того, существовали правила безопасности, например, не направлять укол в лицо. Сначала, партнеры в качестве упражнения обменивались несколькими заранее оговоренными атаками, и постепенно выполняли небольшие связки в учебном бою. Но даже тогда они старались не наносить уколы слишком высоко и слишком сильно. До появления в 18 веке специальных защитных масок, ученикам приходилось быть очень внимательными и осторожными. Тем не менее, такой подход был достаточно эффективным и воспитывал внимательных и осторожных бойцов.

Физику колющего стиля (в отличие от динамичных ударов широким клинком), можно изучить и отработать постепенно. Даже стремительность реального боя требовала большого количества упражнений. Как и любой другой стиль боя, фехтование на рапирах, изучается с помощью упражнений и связок, которые помогают усваивать и технику и основные принципы боя (темп, дистанция, техника и т.д.). Однако, мы не имеем никаких свидетельств о том, что из себя представляли уроки фехтования, как они проходили, и поэтому можем только предполагать, как они проходили. Ключевые, основные элементы оружия известны нам благодаря сохранившимся учебным пособиям. Так же очень много удалось почерпнуть из литературы того времени и современной практики. Но все-таки, то, как фехтовальщики того времени учились своему искусству, нам еще предстоит выяснить.

Людей, желающих научиться фехтованию на рапирах, учили основным защитным положениям или боевым стойкам, основным атакам, шагам и перемещениям, тому, как действовать при атаке — отбивать, уклоняться или наоборот приближаться к противнику. Они изучали строение клинка, в какой части он сильнее, в какой слабее. Их учили использовать свободную руку, или кинжал для парирования, захвата или удара, также, по необходимости, их учили применять удары эфесом, захваты и приемы рукопашного боя.

 В 16-17 вв. по всей Европе работало множество школ и преподавателей фехтования и боевых искусств эпохи Возрождения. По словам некоторых учителей того времени, научиться фехтовать на рапирах было достаточно просто. Фехтование было строго упорядоченным, очень часто преподавалось вместе с геометрией и соответствующей терминологией, и очень часто оно рассматривалось как искусство рафинированное и научное, а не традиционное боевое фехтование, используемое на поле боя. Один мастер в 1617 году заявлял, что даже пятнадцатилений мальчишка может научиться защищаться от любого человека за несколько уроков. Другие преподаватели писали, что основы боя на рапирах можно изучить даже без преподавателя.

 

 

 

Как изготавливали рапиры?

 

Так как клинок рапиры не должен был обладать какой-то исключительной остротой и гибкостью, изготовить его было не сложно. Как и от любого другого меча, от рапиры требовалась одновременно прочность и определённая доля эластичности. Она должна была выдерживать удары, не ломаясь при этом, кроме того, от ударов должно было сохраняться острие. Современные оружейники подтвердят, что есть много способов изготовить клинок с таким сечением, которое дает одновременно легкость и прочность. (Несмотря на разнообразие форм клинков рапиры, те современные реплики, которые я видел, в основном имеют ромбовидное сечение, хотя это только одна из разновидностей ранних рапир).

Сейчас существует несколько мифов о том, как создается оружие. Железную руду нужно обязательно переплавить в сталь, прежде чем ей можно придать какую-то форму. Оружие никогда не отливали в формах (при этом получался хрупкий чугун). Так же мечи не делали, выковывая раскаленный докрасна кусок металла на наковальне. Напротив, после нагревания металл приобретал консистенцию мягкой глины, и затем медленно и постепенно ему придавал форму опытный мастер. Также клинки не изготавливались с помощью обычного закаливания раскаленного докрасна металла в воде или другой жидкости. Закаливание было заключительным этапом изготовления, и делалось после повторного нагревания. Медленная закалка делалась для того, чтобы клинок обладал необходимой жесткостью и упругостью. Этот процесс был самым главным в искусстве мастера-оружейника.

Почти каждый клинок имеет сердцевину из более мягкого металла и более жесткий внешний слой (это делали ещё викинги). Подобрать нужное сочетание компонентов этого «бутерброда» для конкретного клинка было нелегко. Многие клинки изготавливались путем складывания множества слоев (например, как японские мечи), которые обладали свойствами и мягкого и жесткого металла. В завершение, клинок шлифовался и полировался. Если рапирой попробовать пробить жесткую мишень, она согнется, но не сломается. Это делалось не для того, чтобы проверить могут ли они сгибаться многократно, потому что они не были для этого предназначены, а чтобы убедиться, что клинки рапир были достаточно закаленными и прочными. Если сделать клинок слишком жестким — он сломается, если слишком мягким — не восстановит форму после сгибания. Кроме того, рапирой можно попробовать проткнуть и более мягкий материал, чтобы проверить, насколько хорошо она его прокалывает.

Основные очертания клинок приобретал в процессе ковки, а окончательная форма и острота, скорее всего, делалась с помощью шлифовки (уже после закаливания). По сравнению с широким рубящим мечом изменения в сечении и спусках у тонкого колющего клинка минимальны. Кроме того, вероятность того, что тонкий клинок будет коробиться или деформироваться в процессе закалки, меньше.

 

 

 

Современные тренировочные рапиры и реплики отличаются от настоящих?

 

Настоящие рапиры были очень жесткими. Они делались такими, чтобы с легкостью проколоть человеческое тело во время боя. Если бы они были менее жесткими, они бы не смогли пробить ткань, кожу, мышцы и кость. Так же рапирой нужно было отводить удары и клинок при этом не должен изгибаться, захлестывать. Чтобы избежать этого, рапиры имели особое сечение, благодаря которому клинок оставался жестким и прочным, но при этом легким и тонким. Клинки рапир закаливались таким образом, чтобы прижать им дополнительную прочность, но при этом сохранить необходимую степень эластичности.
Современные рапиры слишком гибкие.

Такая особенность — результат стремления поклонников фехтования, иметь безопасное тренировочное оружие, которое может сгибаться до определенной степени, не ломаясь, и не проникая в тело противника. Такая степень гибкости, приемлемая для спортивного фехтования, влияет на общее представление о клинках рапиры и искажает настоящую технику фехтования на рапирах. Кроме того, в исторических источниках нет свидетельств того, что в эпоху Ренессанса использовались гибкие тренировочные клинки. Подобное оружие появилось уже после того как в оборот вошла шпага, это произошло не раньше конца 17 века. Дошедшие до нас «тренировочные» рапиры эпохи Ренессанса достаточно жесткие. Также времени изображались рапиры, острие которых было закрыто специальным шариком. Такие рапиры использовались с 1560-х гг.

 

 

 

Что собой представляет шпага и чем она отличается от рапиры?

 

К середине 17 века, когда мода, огнестрельное оружие и социальная обстановка снизили потребность в оружии самообороны, длинная рапира со сложным эфесом вышла из широкого употребления. Появились более короткие и легкие клинки, которые стали называться шпагами (их еще называют court-swords, town-swords или walking swords). Разные сферы применения гражданской рапиры и дворянской шпаги повлияли на их развитие и внешний вид. Шпага не была каким-то закономерным витком эволюции, и она не «побеждала» рапиру. Её более изящный внешний вид и конструкция предназначались для специфических обстоятельств. Шпага более уравновешенное, в чем-то формальное, дуэльное оружие, и техника фехтования на них очень благородная и хладнокровная. В отличие рапир, в фехтовании на более легких и коротких шпагах парирование и рипост (контратака) разделялись на два отдельных движения.

Проведение защиты и контр атаки в два движения (на «двойной счет») было не «улучшением» более ранних приемов боя — в них атака и защита делались одновременно, с помощью контрудара — а адаптацией приема. Когда в обиходе осталось исключительно тонкое колющее оружие, предназначенное для дуэлей против похожего оружия, осуществлять защиту от укола и контр укол в два движения стало естественным. Это не было таким уж большим достижением в истории фехтования, простая логика — использования естественную легкость оружия наиболее выгодным способом.

 Многие элементы боя, присущие рапире, начали использоваться и в фехтовании на шпагах. Но с каждым новым поколением фехтовальщиков случаи самообороны с помощью холодного оружия сократились, дуэли все больше походили на ритуал, спортивные упражнения заменили подлинное фехтование, и техника боя на рапирах постепенно исчезала. Это отразилось и на характере боя, в котором было больше изощренности барокко чем практичного уличного боя эпохи Ренессанса.

 

 

 

Как фехтование на рапирах соотносится с современными фехтовальными стилями?

 

Современное спортивное фехтование появилось в конце 19 века и произошло оно от боевых стилей 18 века, во время, когда лишь использовались лишь немногие виды холодного оружия в очень редких ситуациях. Именно от шпаги, а не от рапиры произошли современные фехтовальные стили. Они имеют гораздо больше общего с этим скромным оружием, а не с рапирой или ранними мечами эпохи возрождения. Современное спортивное оружие никогда не было настоящим. Оно создавалось специально для замены настоящего в безопасном поединке. Они гораздо более гибкие, быстрые и подвижные, чем их исторические аналоги. Особые правила современного фехтовального поединка, определяют искусственно созданные ограничения, которые имеют мало общего с тем, что было в эпоху Ренессанса. Несмотря на все современные попытки, настоящие рапиры, которые были жёстче, тяжелее, крепче и с более сложным эфесом, чем современное спортивное оружие, не могут использоваться современной манере (и наоборот).

К середине 19 века стало ясно, что фехтование продолжает меняться. Приемы, которые могут свободно выполняться в фехтовальном зале с тупым гибким оружием и в защитных масках, в условиях реального боя с острым оружием использоваться не могу. Этот процесс превращения боевого искусства в спорт ускорялся с каждым десятилетием. Но только эти приемы становятся единственно возможными в дружеском поединке и в то время не преподавали иначе.

Хотя рапиры и более поздние шпаги (smallswords, foils и epees) используются сходным образом, поскольку все они применялись в сходном стиле фехтования, в целом, различия между ними все же есть. Многие приемы боя на рапирах, описанные в протоколах боев и дуэлей и в текстах того времени просто неприемлемы в современном спорте. Например, в спортивном фехтовании не используется вспомогательное оружие или свободная рука, не разрешается слишком сильно воздействовать на клинок противника, что убивает саму природу боя и выводит на первый план технику. Не разрешается обезоруживать свободной рукой, сам боец не может держать свое оружие двумя руками. Так же нет рубящих ударов, которые использовались в позднем фехтовании, чтобы раздражать или выматывать противника, также не разрешались удары ниже пояса. В современном фехтовании не допускается близкий телесный контакт и, разумеется, не разрешалось удерживать противника или вести рукопашную схватку. Все это полностью меняет подход и отношение к бою.

 

 

 

Почему рапиры исчезли?

 

Век рапиры продлился всего около 150 лет - достаточно для того, чтобы появилось несколько разновидностей оружия и несколько теорий боя для его использования, прежде чем огнестрельное оружие не сделало их ненужными для самообороны. Рапира использовалась как оружие самозащиты в городской обстановке и дуэлей в Западной Европе до середины-конца 17 века, а к началу 18 века она окончательно устарела. Длинные клинки и сложные эфесы не подходили к изменившейся обстановке: они мешали при ходьбе в толпе, на балах, на приемах, с ними неудобно сидеть, вылезать из кареты и т.д. Поскольку повседневное ношение оружия в городе и при дворе прекратилось, не осталось возможностей для внезапных стычек и атак, как раньше. Проще говоря, уже не было необходимо быть готовым в любой момент использовать кинжал или парировать удар рукой. Рапиры перестали использовать. Прошло еще какое-то время, прежде чем десятки тысяч рапир, существовавших в то время, постепенно были переделаны или оставлены людьми, которые перешли на более модное и короткое оружие.

 

 

 

Что делает рапиру особенной?

 

Как личное оружие городской самообороны, агрессивная и элегантная рапира стала дуэльным оружием par excellence. По моему мнению (говорю как ярый поклонник фехтования с мечом-бастардом или мечом и баклером), для поединка без брони, в умелых руках тонкая рапира — это грозное и жестокое оружие, которое не следовало недооценивать (особенно тем, кто не был знаком с ее необычной техникой использования). Рапирная техника — быстрая, полна обманных движений, тонкая, изощренная, и является одним из самых оригинальных видов оружия на Западе.

 Рапира представляла собой нечто особое в истории оружия Западной Европы, она имела особый внешний вид, это оружие, приспособленное для поединка без брони, а не боя где угодно, когда угодно и при любых обстоятельствах. Это было исключительно личным оружием, никогда не применявшимся войне. Лучше всего, конечно, рапира могла использоваться в поединке против другой рапиры. Этот тонкий, колющий, гражданский меч был изощренным и использовался в очень эффективном виде боя, очень жестком и завораживающим своей смертоносностью.

 

 

 

Почему термин "рапира" применяется к оружию самого разнообразного внешнего вида?

 

Все достаточно просто. Если не обращать внимание на названия, которые постоянно появлялись для обозначения каждой новой разновидности оружия, существовало два основных вида: одноручный, сужающийся к острию меч и рапира (с новым способом фехтования для невоенных людей, который появился в 16 веке). Это абсолютно разные виды оружия и они выглядят и используются по-разному. Разница становится очевидной если взять в руки подлинники или современные репродукции каждого вида. Военные и гражданские клинки с абсолютно разными сечениями просто не могут считаться аналогами друг друга. Они не могут использоваться как своеобразный гибрид спортивного клинка и сабли. Утверждать обратное — значит демонстрировать просто поразительную глупость и невежество. Вся суть этой разновидности оружия была в том, что это было новое, очень легкое и тонкое оружие, которое не предназначалось для военного применения и которое использовалось преимущественно для укола. Естественно, с появлением приема колющей контратаки, клинки стали тонкими настолько, что они потеряли все свои рубящие свойства. Это странно, но несмотря на то, что тонкие мечи эпохи Ренессанса и рапиры часто считают одним и тем же, более поздние шпаги считают чем-то совсем другим, хотя очень часто это были укороченные рапиры с замененным эфесом. Такое сравнение ещё более бессмысленно, чем отождествление клинков с абсолютно разными сечениями клинка. 

 

 

 

Каким образом можно изучить рапиру сегодня? 

 

Если вы хотите начать изучать рапиру, не тратя при этом сотни долларов на экипировку, то можете приобрести недорогую деревянную тренировочную рапиру, попробуйте поработать с материалом моей книги 1997 года «Искусство фехтования эпохи ренессанса» как с основой для работы (там подробно освещены самые разные моменты, упомянутые в этой статье), и прочесть статьи и пособия по рапире в сети, на сайте ARMA. Практикуйтесь в уколах по мишени, перемещениях назад, вперед и по диагонали во время укола, также пробуйте наносить удары и уколы, используя левую руку для парирования и захвата. Это не самое сложное оружие (как сказал один мастер), если понять суть этого метода. Нужно лишь время и некоторые усилия. Кажущаяся сложность смен быстрых уколов, контратак в этом стиле фехтования могут показаться очень сложными технически и абсолютно непонятными для неопытного человека, хотя на самом деле используются всего лишь несколько движений.

 Если вы никогда не имели дело с каким-либо холодным оружием, то вам будет полезно изучить современные стили фехтования на спортивной рапире или шпаге, потому что они произошли от рапиры. Но всегда помните о том, что это — сильно стилизованные формы дуэльного спорта, которые очень далеко отошли от боевых искусств эпохи Ренессанса. Их изучают и практикуют принимая в рамках некоторых искусственно созданных правил, запретов и ограничений, которые вообще не имеют ничего общего настоящим боем или тем, как ранние шпаги использовались в прошлом. Вежливый ритуал дуэлей конца 19 века, был всего лишь слабым отголоском грубой дикости рукопашной схватки в Средневековья или Возрождения. Несмотря на то, что в них присутствуют некоторые общие движения (они есть во всех видах фехтования), разница в оружии и в обстоятельствах его использования очень важна.

 

 

 

Каким образом можно больше узнать о рапире и о фехтовании на рапирах?

 

К сожалению, существует очень мало надежных источников для изучения настоящих рапир и настоящего фехтования эпохи Возрождения. Мой совет — пользоваться статьями сайта ARMA и книгами, которые внесены в список рекомендуемой литературы и, разумеется, стать членом нашего клуба. Также, будьте очень внимательны и собирайте свои собственные заметки и записи. И всегда следите за точностью информации. Когда дело касается рапир (и другого оружия), самые распространенные точки зрения чаще всего отличаются от исторической и физической действительности. По моему опыту, людям (чье представление об оружии и боевых искусствах складывается благодаря кино, телевидению, видеоиграм и комиксам) очень трудно отказаться от ошибочного представления, и вместо этого руководствоваться историческими свидетельствами при формировании собственного мнения. Что еще хуже, многие современные учителя фехтования специально распространяют неверную информацию о рапире, чтобы скрыть свое невежество в области боевых искусств эпохи Ренессанса и свою собственную несостоятельность в их изучении. Одним словом, много читайте, прилежно учитесь, но будьте внимательны, ко всей информации, которую вы считаете правильной. Как и во многих других случаях, в процессе изучения истории фехтования, скептицизм — полезен.

 В фехтовании на рапирах нет ничего сложного. Оно существовало не само по себе, а в обширном контексте доспехов, оружия и боевых искусств эпохи Ренессанса. Более сложным фехтование появилось лишь в эпоху Барокко вместе со шпагой и в наши дни — вместе со спортивным фехтованием. Остерегайтесь современных преподавателей, которые, не являясь ни высоко квалифицированными специалистами в боевых искусствах Ренессанса, ни в принципе специалистами по боевым искусствам, говорят о таинственности рапиры, вместо того чтобы обращать внимание на её практичность и простоту.

 

 

 

Почему при изучении рапиры так важна историческая аккуратность?

 

Рапира была реальным оружием, созданным реальными людьми, чтобы на самом деле убивать ею друг друга, мы очень многим обязаны ее наследию, и наш долг — уважать всю относящуюся к ней историю. История говорит о том, что действительно было, а не о каких-то воображаемых или предполагаемых вещах. Она сообщает нам об идеях, событиях и людях, которые создали наш современный мир. Это не стартовая площадка для развлечений или фантазий. История — это то, что действительно было.

 Фантазии не могут сравниться с подлинной жизнь наших предков, которые прожили свои жизни, работая, играя, любя, создавая, думая, сражаясь и умирая. Их усилия и изобретательность, их пот и кровь, их долгая жизнь и смерть, пробы и ошибки наш единственный и лучший источник для изучения того, что на самом деле происходило в бою. Они учились на очень серьезном опыте. Они точно знали, какие приемы срабатывают, а какие нет, потому что от этого зависела их жизнь. Это была их реальность. Прежде смешивать или создавать что-то мы обязаны и своим предшественникам и потомками усвоить их мир и борьбу, которая породила его. Чтобы лучше понять настоящее и приготовиться к будущему, нужно усвоить прошлое. Чтобы понять, куда ты собираешься идти, нужно помнить, откуда ты. Каким бы ни был мотив твоего интереса в оружии и боевых искусствах, он должен начинаться с серьезного изучения того, где и когда они существовали.


Спасибо за внимание!

Источник: http://oruzhejnaya.ru/rapira-v-voprosah-i-otvetah-dzhon-klemets/








Водные жители


Читать далее
Разные аватары для девушек

Читать далее
Календарь на февраль

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 6-10-2021, 17:20


580


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх