Шпага
Шпага

 

Для начала цитата из "Трёх мушкетёров":

"...вырвалось у Атоса, когда он увидел, как шпага Каюзака отлетела на двадцать шагов. Д'Артаньян и Каюзак одновременно бросились за ней: один — чтобы вернуть ее себе, другой — чтобы завладеть ею. Д'Артаньян, более проворный, добежал первый и наступил ногой на лезвие. Каюзак бросился к гвардейцу, которого убил Арамис, схватил его рапиру и собирался вернуться к д'Артаньяну, но по пути наскочил на Атоса, успевшего за эти короткие мгновения перевести дух..."

 

Итак, судя по тексту, пускай и художественному в одном месте, в одно время и, практически, у одного рода войск встречается два вида оружия, если судить по названию. Каюзак теряет шпагу, а поднимает рапиру. Что это, ошибка автора или переводчика? Или люди из одного рода войск имеют разное оружие? Имеют ли отличия шпага и рапира? Вот давайте попробуем разобраться. Современный фехтовальщик, не задумываясь, ответит на последний вопрос. Четырехгранная в сечении рапира, без выраженных режущих граней, которой допускаются только колющие удары, и шпага, имеющая в сечении - плоский треугольник, с намёком на острые грани, которые позволяют акцентировать рубящий удар. Но это спортивное оружие. А что же касается оружия старинного? Если обратится к литературе, художественной и научной, то увидим описания рубящих ударов рапирой или только колющую технику работы шпагой. Снова несоответствия. Чтобы разобраться, надо заглянуть в историю.

 

Легкий, более узкий, чем средневековый и достаточно гибкий меч появляется в Испании в 15-м веке. В это время огнестрельное оружие положило конец расцвету доспехов - они просто перестали быть нужны. А вместе с ними перестали быть нужны и тяжёлые мечи, которые были способны эти доспехи пробить. Мечи становятся легче, тоньше и изящнее, их можно без лишних усилий носить при себе всё время. Эти мечи получают название "меч для одежды" - по испански "espadas roperas". Многие исследователи в переводе этого названия делают две ошибки: переводят «espadas roperas» либо, как «меч для гражданской одежды»; или переводят, как «шпага для одежды». Например, такой перевод даёт Джон Клемментс. А, исходя из этого неточного перевода, строятся неправильные умозаключения относительно шпаги и рапиры. Но слово «espadas» происходит от латинского  «spata» - меч, так назывался длинный кавалерийский меч древнего Рима. А «для одежды» имеется в виду «одежда, а не доспех», а не гражданская одежда. Прочтя внимательно «espadas roperas», практически любой человек увидит, что слова "шпага" и "рапира" являются двумя частями этого названия. Но и это ещё не всё. Испанским языком «espada», итальянским «spada», французским «epee», английским "smoll sword”, "court sword” и «scarf sword», в немецком языке «degen», называют то, что мы привыкли именовать шпагой или рапирой. Практически, только в русском языке используют эти два названия, в других языках используют только одно, и, чаще всего, это именно слово "рапира". Да и это название – сборное, среди шпаг или рапир есть и названия собственные – папперхеймер и валонская шпага, например. Так что, можно смело сделать предположение, что, изначально, шпагой и рапирой называли появившиеся в Испании в 15-м веке, колюще-рубящие лёгкие мечи, которые, впоследствии, отличались только устройством гарды и длиной клинка. Даже если эти умозаключения ошибочны, то очень трудно поспорить с коллекциями музеев, в которых хранятся экспонаты с подобными колюще-режущими клинками, отличные только формой гард, но называемые то шпагами, то рапирами. При этом изготовлены они в разных странах и в разное время, а для оружия, его изменений и развития, и 20 мет – много. 

Шпага 

Шпага 

Шпага 

Шпага 

 

История развития и существования шпаг, или рапир, такова. Шпага ровесница огнестрельного оружия. С появлением первых пушек и ружей, доспехи перестают быть актуальными, а вместе с ними перестаёт быть актуальным тяжёлый меч, способный прорубать или прокалывать доспехи. Постепенно на замену одноручным рыцарским мечам приходят  шпаги. Это начинает происходить в Испании в середине 15-го века. Они достаточно быстро распространяются среди знати и дворян.  Шпаги оказались значительно легче мечей, и это позволяло носить их при себе всё время. Шпаги оказались «красивее» - отказ от доспехов, а значит и от латных перчаток, привёл к тому, что у шпаг, для защиты кисти руки, развились сложные гарды: корзинки из полос металла, чашки, тарелки с перекрестьями и пальцевыми дугами. Эти гарды стали украшаться позолотой, камнями, чеканкой и т.д. В новых условиях шпага позволяла удачно атаковать противника и удачно от него защищаться. Постепенно шпага распространилась на все роды войск, вытесняя меч. До 17-го века боевая шпага стояла на вооружении почти всех родов войск в Европе, пока не начала вытесняться саблей и палашом. Например, русская армия вооружилась шпагами по указу Петра І в 1708 году, и з замена шпаг на сабли и палаши началась только в середине 18-го века. Конечно, шпаги, или рапиры, не остаются не изменными. Со временем они меняются в сторону уменьшения веса и перехода к колющей технике фехтования. Так известный исследователь холодного оружия Окшотт делит шпаги на три типа, по внешнему виду и способу применения:

 - reitschwert (буквально «меч всадника») — тяжёлая шпага годная для рубящих ударов - именно её называют «боевой шпагой». Этот тип шпаги появился в XV веке и был самым популярным оружием пехоты и кавалерии до XVII века, но в XVII веке, в кавалерии был потеснён саблями и палашами, но ещё оставась оружием пехоты.

 - espada ropera (буквально «меч для одежды») — предназначенная для ношения с гражданской и парадно-церемониальной одеждой, была легче боевой шпаги, но имела двустороннюю заточку. Этот тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но в XVII веке был постепенно почти вытеснен ещё более лёгкими шпагами.

 - smallsword (буквально «малый меч») — был ещё более лёгким вариантом шпаги с немного укороченным клинком и без отточенных граней. Именно такие колющие шпаги и называют часто рапирами. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг

 

Полностью шпаги, или рапиры, не исчезают. Шпаги третьего типа по Окшотту – "smollsword”, становшие более лёгкими и тонкими, у которых плоский ромбовидный в своём сечении клинок, потерял отточенные грани, и превратился в прут четырёхугольного или, даже, шестиугольного сечения с острым концом, стали уже исключительно колющим  оружием. Упрощается у них и гарда, на место сложной корзинки и глубокой чаши приходит небольшой зашитный диск  и пальцевая дуга. Такая шпага, или рапира, появилась во Франции. Она потеряла статус оружия для поля боя, став больше предметом одежды и оружием для дуэлей. Военные носили такую шпагу в мирное время при мундире, дворяне и буржуа при парадных одеяниях, некоторые разночинцы, сановники. Право на ношение шпаг имели даже студенты. И это продолжается  до 20-го века. Например, в России до 1917 года, такая шпага была обязательна для офицеров-кирасир вне строя, генералов, для гражданских чиновников при параде. Возможно, что ношение такой шпаги при гражданской одежде и военными «вне строя», и заставили некоторых исследователей вспомнить, что «espadas roperas» - меч для одежды и назвать такую шпагу настоящей рапирой, как это сделал Джон Клемментс. А так же утверждать, что рапира – изначально колющее оружие, не имеющие ничего общего с колюще-рубящей  шпагой. «Продолжением» таких шпаг стало современное спортивное оружие. Спортивные сабля и рапира имеют гранённые клинки четырехугольного сечения. Немного отличается спортивная шпага, имеющая намёк на острые грани. Настоящие, боевые шпаги, или рапиры, сейчас есть только в школах и клубах исторического фехтования.

 

Шпага

 

Появление шпаги дало мощнейший толчок к развитию искусства фехтования длинным клинковым оружием. Нельзя сказать, что до этого мечами рубились без обучения, как Бог на душу положит, но именно лёгкость шпаги позволила изобрести всё разнообразие фехтовальных приёмов. Все финты, батманы и прочее возможны на достаточно лёгких шпагах, или рапирах, но никак не на мечах. Возникают школы фехтования: испанская – так называемая «Дестреза», являющаяся родоначальником всех школ, английская, французская и итальянская.  Каждая школа имела свои особенности: испанская школа предпочитала рубящие удары, итальянская провозгласила принцип «убийства только остриём», который поддерживала школа французская, английская школа использовала комбинированную технику. Адепты этих школ часто спорили, чья же школа лучше. Пишутся учебники по фехтованию: например, Ридольфо ди Каппо Ферро "Gran Simulacro dell'arte e dell'uso della Scherma" ("Великий образ искусства и практики фехтования") 1610-го года. Развитие шпаг дало толчок и металургии и ювелирному делу. Производство шпаг находилось в тех же местах, что и производство другого холодного оружия. Немецкий Золинген, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия, английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо. Клинки ковались, металлические ручки и навершия отливали, гарды могли штамповать или сваривать. Но если при изготовлении меча достаточно было быть кузнецом, то со шпажный мастер должен был быть более универсален. Гарды шпаг, потом и клинки, украшали чеканкой и резными узорами, позолотой, чернили, вправляли драгоценные камни.

 

 

Теперь мои личные возражения господину Джону Клемментсу и его статье «Рапира в вопросах и ответах», на которые имею полное право, так как тоже имею непосредственное отношение к историческому фехтованию.

 

«Самым лучшим определением будет такое: настоящая рапира – это одноручное колющее оружие с длинным, узким, жестким, практически не имеющим лезвий клинком, объемным в сечении и сужающимся к острию. Термином «рапира» определяли узкий рубяще-колющий клинок, мало приспособленный для широких сильных рубящих и режущих ударов, которым пользовались как военные, так и горожане. В конце концов, рапирой стали называть оружие с длинным колющим клинком, не имеющим лезвий.»

 

Из статьи можно сделать вывод, что под «настоящей рапирой» называли исключительно колющие оружие. Хотя изначально именно рапирой называли оружие колюще-рубящие, с достаточно тяжелым клинком.

 

«Несмотря на то, что сформулировать исчерпывающее определение любого вида оружия (и рапира — не исключение), есть несколько признаков и особенностей, которые хотелось бы отметить.»

 

Удивительно, но после этих слов автор не назвал ни одной особенности рапиры или её отличительных черт. А рассказывает сколько рапир он держал в руках.

 

«Существует несколько теорий происхождения этого термина. Изначально, в 1470-х французы насмешливо называли любое чрезмерно длинное и тонкое оружие rapiére, испанцы называли небольшой клинок, который носили с гражданской одеждой, spada ropera буквально - «одежная шпага».»

 

Всё уже было сказано, но повторю. Даже сам термин передаётся и переводится искажённо. Перевод «espadas roperas» - «меч не для доспеха» и о гражданской одежде речи в термине нет. Понятие  «гражданская одежда» в то время не существовало, так как ещё не было военной формы, если не считать таковой доспехи. Военная форма, в современном понимании, появилась только после Тридцатилетней войны 1618-1648 годов. Однотипную одежду воинов древней Греции и Рима в Средневековье успешно забыли.

 

«Рапира произошла от более ранних форм рубяще-колющего оружия и стала средством самообороны в городских условиях, и для частных дуэлей. Для этих целей к 1540-м годам оружейники производили быстрое, подвижное, одноручное колющее оружие, которое можно было использовать на улице, в переулке или в закрытом пространстве.»

 

В городских условиях, на улице  или переулке, в закрытых пространствах, наиболее подходит оружие не очень длинное, типа тесака или полусабли. Шпаги, или рапиры, по длине или равны рыцарскому средневековому одноручному мечу, или длиннее его. Особенно, если вспомнить, что у многих колющих шпаг ІІІ типа по Окшотту клинок был до метра длинной. Для сравнения: меч Жанны д’Арк, рапира из Золингена, меч Х типа по Окшотту, фламандский папперхеймер, меч VIII типа по Окшотту. Рапиры гораздо длинее. 

 

Шпага

«Поскольку в начале 1500-х человек не мог пойти на улицу с бросающимся в глаза огромным военным мечом, появилось более легкое и тонкое оружие, которое было не таким угрожающим и менее громоздким.»

 

 

Я уже привёл сравнение длинны мечей и шпаг. Или же автор считает, что до 16 века люди выходили на улицу с двуручниками и бастардами. Ничего угрожающего и громоздкого в том же мече-каролинге нет. И когда люди носили «угрожающие» мечи, количество поединков было на порядки меньше, чем когда начали носить «мирные» шпаги.

 

«В средние века существовал колющий меч, который назывался эсток или так (англ. tuck) он существовал с начала 14 века, но все-таки он не является ранней разновидностью рапиры, и прямой связи между ними нет. Эсток представлял собой большой, тяжелый, двуручный меч с негибким клинком, предназначавшийся для того, чтобы проколоть или пробить пластинчатый доспех. Обращались с ними не как с рапирами, а как с обычными средневековыми мечами, которые держали за фальшрукоять (клинок) (так называемые «полумечи»). Однако вполне вероятно, что рапира могла произойти от эстока или така.»

 

Такое происхождение весьма сомнительно. Эсток или кончар, не разу не встречал названия «так», гранённые мечи для пробивания доспехов, наиболее были распространены в восточной Европе и Азии, в частности, ими вооружались польские «крылатые» и венгерские гусары. Эти исключительно колющие мечи, длинной до 1,5 метров, не носились «на теле», их возили кавалеристы у сёдел. В Европе же западной, для пробивания доспехов, большее хождение имели панцербрехер – гранённый кинжал. Происхождение оружия, которое появилось в виду исчезновения доспехов, от оружия, предназначенного для борьбы с ними, кажется весьма сомнительным. Не понятно, что имеет автор в виду под фальшрукоятью и полумечом. Скорее всего, он так называет рикассо – не заточенную часть клинка, длинной 1-2 ладони, ниже гарды, которая была очень развита у двуручников и использовалась как дополнительная рукоять, и хват меча за рукоять и рикассо. Но у эстока или кончара нет необходимости в рикассо – весь клинок не заточен, кроме острия.

 

«Эти волнистые клинки использовались для кинжалов и даже для древкового оружия.»

 

Для оснащения кинжалов и древкового оружия или для борьбы с ним? В Европе не было кинжалов или копий с волнистыми клинками. А в борьбе с кинжалами и древковым оружием волнистый клинок не помогает – волнистый клинок блокирует кинжал не лучше простого, а шпага, даже волнистая не сможет перерубить древко копья легче, чем меч.  

 

«Так же они были более приспособлены к новому колющему стилю, чем более широкие и плоские клинки, которые почти ушли из военного употребления к концу 16-го века.»

 

Колющий стиль начал с успехом практиковаться на «обыкновенных» боевых шпагах, или рапирах, в Италии, не дожидаясь появления колющих шпаг. Исчезли из военного употребления «более широкие и плоские клинки» к началу 18-го, а не к концу 16 века. Пример с русской армией уже приведён. Другой пример – Польско-Шведские войны, в середине и конце 17-го века шведские войска, и пехота, и конница, были вооружены «более широкими и плоскими клинками».

 

«В отличие от современных небольших и облегчённых стандартных эфесов спортивных шпаг и рапир, сложные эфесы рапир делались не для того, чтобы защищать руку от укола, а для того чтобы помешать острию противника легко двигаться вокруг собственного оружия и контатапковать.» 

 

Сложные эфесы появивились именно для защиты руки, в виду исчезновения латной перчатки, как средства защиты. Для шпажного, или рапирного, фехтования опасность для руки увеличилась, по сравнению с мечевым боем - появились движения клинка вдоль клинка, что увеличило опасность пореза или укола кисти. 

 








Моё творчество(продолжение)


Читать далее
Странная ночь

Читать далее
Дроу-Темные Эльфийки


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 6-10-2021, 17:14


570


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх