Кто же такие музы?
По древнегреческой версии: девять дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, богини поэзии, искусств, наук. Музы обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов, то есть связывают прошлое и настоящее.Им ведомо прошлое, настоящее... и будущее.
Итак девять муз:
Полигимния - муза пантомимы, изображавшаяся с головой, покрытой покрывалом.
Каллиопа - муза эпической поэзии и науки.
Эрато - муза любовной, эротической поэзии, изображавшаяся с лирой в руках.
Клио - муза истории. Клио изображалась с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков.
Терпсихора - муза танца и хорового пения. Терпсихора изображалась юной девушкой часто с лирой в руках.
Урания - муза астрономии, изображавшаяся с небесным глобусам в руках.
Талия - муза комедии. Талия изображалась в виде юной девушки в легкой одежде, с комической маской в левой руке.
Эвтерпа - муза лирической поэзии, изображавшаяся с двойной флейтой.
Мельпомена - муза трагедии. Мельпомена изображалась высокой женщиной, с повязкой (строфием) на голове, в театральной мантии, стоящей на котурнах, с трагической маской в одной и с мечом или палицей в другой руке.
А ти, пречистая, святая,
Ти, сестро Феба молодая!
Мене ти в пелену взяла
І геть у поле однесла.
І на могилі серед поля,
Як тую волю на роздоллі,
Туманом сивим сповила.
І колихала, і співала,
І чари діяла… І я…
О чарівниченько моя!
Мені ти всюди помагала,
Мене ти всюди доглядала.
В степу, безлюдному степу
В далекій неволі,
Ти сіяла, пишалася,
Як квіточкав полі!
І з казарми нечистої
Чистою, святою
Пташечкою вилетіла
І понадо мною
Полинула, заспівала
Ти, золотокрила…
Мов живущою водою
Душу окропила.
І я живу, і надо мною
З своею Божою красою
Гориш ти, зоренько моя!
Моя ти доле молодая!
Не покидай мене. Вночі,
І вдень, і ввечері, і рано
Витай зо мною і учи,
Учи неложними устами
Сказати правду. Поможи
Молитву діяти до краю.
А як умру, моя святая!
Моя ти мамо! Положи
Свого ти сина в домовину,
І хоть єдиную сльозину
В очах безсмертних покажи.
(с) Т. Шевченко
Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.
Муза! ты видишь, как счастливы все —
Девушки, женщины, вдовы...
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.
Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.
Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать, как целуют другую.
Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок...»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».
(c) А. Ахматова
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
(с) А. Ахматова
Муза ушла по дороге
Осенней узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.
Я долго ее просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: «Ведь здесь могила,
Как ты можешь еще дышать?»
Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей.
Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила ее одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в ее страну.
(с) А. Ахматова
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
(с) А. Пушкин
Хотелось бы закончить так:
У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество.