Доспехи и их история
Доспехи и их история
Готический доспех 

Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история


Готический доспех — германский доспех второй половины XV, характерной особенностью которого являются острые углы, особенно заметные на налокотниках, сабатонах (латной обуви) и перчатках, а также шлем — салад, в вариантах без гребня, очертаниями очень похожий на германскую каску (сверху и сзади шлем, из-за длинного назатыльника, прикрывающего шею, похож на шлем велосипедиста). Кроме того, как правило, данный тип доспеха имел бросающееся в глаза гофрирование и рифление (в отличие от, как правило, гладких миланских доспехов), которые повышали прочность доспеха в качестве рёбер жёсткости (имелись и очень редкие исключения в виде готических доспехов, не имеющих рифления). Другой особенностью доспеха, которая не бросается в глаза, было то, что данный доспех был сконструирован так, чтобы обеспечить максимальную свободу движений (в отличие от миланских доспехов, в которых ради большей защиты жертвовали свободой движений левой руки), так, например, кираса имела конструкцию, позволяющую свободно сгибаться и разгибаться. Исключением были лишь полу перчатки – полу рукавицы некоторых доспехов, лучше защищающие пальцы, чем перчатка, но более подвижные, чем рукавица, в которых большие фаланги четырёх пальцев руки состояли из одной рельефной пластины, при том, что остальные фаланги могли двигаться свободно (для сравнения: в миланских доспехах ради надёжности защиты пальцев применялись только рукавицы, а защита большого пальца порой состояла из одной пластины ложащейся при сжатии кулака поверх других мостом).

Иногда данный тип доспеха называют германской готикой, а современный ему миланский доспех — итальянской готикой, на основании того, что за пределами Германии и Италии порой смешивали итальянские и германские части доспехов (особенно часто так делали в Англии), получая доспех, имеющий смешанные черты. Аргументом против такого использования терминологии является то, что миланский доспех существовал (с небольшими конструктивными изменениями) и до, и после готического доспеха (готический доспех существовал с середины XV века, и в первые годы XVI века — до появления максимилиановского доспеха, а миланский доспех с конца XIV века и продолжал носиться в начале XVI века).

По стилю готический доспех делится на высокую и низкую готику, а также на позднюю и раннюю. Про некоторые заблуждения:

* Некоторые ошибочно полагают, что для готического доспеха характерно отсутствие набедренных щитков (tassets), но на самом деле это особенность наиболее известных образцов — существуют менее известные образцы готических доспехов, у которых tassets не утеряны.
* Обычно считают, что для высокой готики обязательно обильное рифление, но встречаются образцы высокой готики, имеющие характерный силуэт высокой готики, но не имеющие рифления (в частности такие встречаются как среди выкованных Пруннером, так и среди выкованным Хельмшмидтом, которые были в то время одними из известнейших кузнецов).
* Поздняя готика и высокая готика — не одно и то же, дешёвые образцы поздней готики порой имеют признаки низкой готики.



Черный доспех

Доспехи и их история


Доспехи и их история


"Черные доспехи" не всегда означали соответственно покрашенный доспех - черным называли любой металлический предмет не прошедший никакой поверхностной обработки (т.е. полировки) после кузни...




Белый доспех

Доспехи и их история



Белый доспех — любой доспех белого цвета

Белый доспех — любые латы не являющиеся воронёными, не покрытые тканью и не раскрашенные одновременно

Белый доспех (англ. white armour, нем. alwite) — первые и ранние полные латы, конца XIV-начала XV веков, названные так чтобы отличать их от бригантин. Эволюционировали в Италии в пузатый миланский доспех, а в Германии в угловатый кастен - бруст.

Ранние латы, называемые белый доспех, обнаруживают сходство, как с миланским доспехом, так и кастен - брустом, при этом по внешнему виду они больше похожи на миланский доспех, а по устройству соединения нагрудника кирасы с её напузником на кастен - бруст. В миланском доспехе напузник находится поверх нагрудника, в белом же доспехе напузник (если был) находился, как и в кастен - брусте под нагрудником. При этом кираса в зависимости от региона могла быть как пузатой, подобно миланскому доспеху, так и с отвисшей грудью (выпуклой снизу), подобно кастен - брусту, но без угловатостей присущих кастен - брусту. Латная юбка была похожа на миланскую, но без набедренных щитков (tassets), в некоторых вариантах обнаруживая сходство с короткими вариантами юбок кастенбруста. В отличие и от миланских доспехов и кастен - брустов, белый доспех носился не с латными рукавицами, а с латными перчатками. В качестве шлема обычно носился грандбацинет — надёжный шлем опирающийся на плечи, характерный как для кастен - брустов, так и для миланских доспехов в стиле итал. alla francese (а-ля французский). Но при этом забрало грандбацинета нередко имело не классическую круглую форму, а остроносую форму хундсгугеля в сочетании опять же с заострённым затылком, вместо округлого.

Полных ранних лат, к сожалению до наших дней не дошло, а отдельные сохранившиеся части, могут трактоваться и как детали ранних миланских доспехов.




Кастен - Бруст

Доспехи и их история


Кастен - бруст (нем. Kastenbrust — буквально «коробчатая грудь») — германские доспехи первой половины XV века. Помимо коробчатой груди для этих доспехов были характерны шлем — гранд-бацинет (круглый шлем опирающийся на плечи, с забралом, перфорированным ниже зрительных щелей), очень длиная латная юбка и латные рукавицы.

К сожалению, при наличии большого количества изобразительных источников, однозначно доказывающих распространённость данных доспехов в Германии в первой половине XV века (то есть до появления готических доспехов во второй половине XV века), до наших дней дошло крайне мало доспехов. И до последнего времени считалось что единственный сохранившийся образец кастенбруста находится в Ратхаусе (Rathaus) в Вене и датирующаяся 1440 годом (шлем, часть защиты руки (включая латные рукавицы) и некоторые другие из частей доспеха, к сожалению, утеряны). Но недавно кастенбруст из Глазго, считавшийся ранее подделкой, на основании металлографического анализа был признан подлинным.

Что касается кирасы хранящейся в Metropolitan Нью-Йорка, то нет однозначного мнения можно ли её отнести к кастенбрустам. Кроме-того некоторые исследователи в частности Эварт Оакешотт написавший “European Weapons and Armour. from the Renaissance to the Industrial Revolution” ISBN 0 85115 789 0 , используют более строго определение того, что считать кастенбрустом, согласно которому ни кастенбруст из Вены, ни кастенбруст из Глазго, к кастенбрустам не относятся по причине отсутствия угловатости.
Убивать так же легко, как и дышать.




Максимилиановский доспех 

Доспехи и их история


Максимилиановский доспех — германский доспех первой трети XVI века (или 1515-1525, если считать обязательным характерное рифление), названный так по имени императора Максимилиана I, а также с намёком на максимальность защиты. При этом название «максимилиановский» не означает того, что любой доспех, носившийся Максимилианом I является максимилиановским.

По внешнему виду максимилиановский доспех схож с итальянскими доспехами в стиле итал. alla tedesca (аля германский), но создан в Германии/Австрии под впечатлением итальянских доспехов, славившихся своей надёжностью и защитой (взамен пожертвованной свободы движений). При внешних очертаниях, делающих его похожим на миланский доспех (с поправкой на отличающийся изгиб кирасы), имеет конструктивные особенности, унаследованные от германского готического доспеха, такие как обилие рёбер жёсткости (изготовленных путём гофрирования), позволяющих получить более прочную конструкцию при меньшем весе. При этом доспех, в отличие от готического подобно миланскому, делался не из мелких, а из крупных пластин, что связанно с распространением огнестрельного оружия, из-за чего пришлось жертвовать знаменитой гибкостью и свободой движений готического доспеха, ради способности выдержать пулю, выпущенную с дистанции. Благодаря чему рыцаря в таком доспехе из тогдашнего ручного огнестрельного оружия можно было гарантированно поразить только стреляя в упор, при том, что нужны очень крепкие нервы, для того чтобы не выстрелить преждевременно в атакующего рыцаря на бронированном коне, который может затоптать и не прибегая к оружию. Также играла роль низкая точность тогдашнего огнестрельного оружия, и то, что стреляло оно с небольшой и главное практически непредсказуемой задержкой (порох на затравочной полке загорается и сгорает не мгновенно), отчего выцеливать уязвимые места у движущегося всадника было нереально. Помимо создания рёбер жёсткости путём гофрирования, в максимилиановских доспехах широко применялся ещё один способ создания рёбер жёсткости, при котором края доспеха выгибались наружу и заворачивались в трубочки (по краям доспехов), которым путём дополнительного гофрирования придавали форму витых верёвок, в результате чего крупные пластины получали по краям очень жёсткие рёбра жёсткости. Что любопытно у итальянских итал. alla tedesca (а ля германский), края крупных пластин тоже выгибались наружу, но не заворачивались. В готических доспехах же вместо выгибания края пластин гофрировались, и могли иметь наклёпанную позолоченную окантовку в качестве украшения.

Непосредственным предшественником максимилиановских доспехов являются доспехи в стиле Schott-Sonnenberg (по Оакешотту) имеющие многие признаки максимилиановских доспехов, и отличающиеся, прежде всего отсутствием рифления, а также рядом других менее заметных признаков, включая отсутствие выгнутости краёв выполненной в виде витой верёвки как у максимилиановского доспеха.

Характерной особенностью максимилиановских доспехов считаются латные рукавицы, способные выдержать удар мечом по пальцам, но с распространением колесцовых пистолетов появились максимилианы с латными перчатками, позволяющими стрелять из пистолетов. При этом латные рукавицы хоть и состояли из крупных пластин, но всё же эти пластины были несколько меньше чем в миланском доспехе, а их число больше, что обеспечивало немного большую гибкость, при примерно равной надёжности. Кроме того, защита большого пальца соответствовала по конструкции защите большого пальца у готического доспеха и крепилась на специальном сложном шарнире, обеспечивающем большую подвижность большого пальца.

Другой характерной особенностью являются сабатоны (латная обувь) «Медвежьи Лапы», соответствующие модной в то время обуви с очень широкими носами, от которой пошло выражение «жить на широкую ногу». Позднее после выхода из моды эти сабатоны и обувь были прозваны «Утиными Лапами».

Одной из наиболее примечательных особенностей бросающееся в глаза является забрало, имевшее следующие формы:

* «гармошкой» (англ. bellows-visor) — ребристое забрало из горизонтальных рёбер и щелей
* «воробьиный клюв» (англ. sparrow beak) — классическая остроносая форма забрала, имевшая широкое распространение на протяжении двух столетий — в XV-XVI века
o классическая конструкция с одинарным забралом
o конструкция появившаяся в 20 годы XVI века, в которой «клюв» делиться на вернее и нижнее забрало, так что можно откинуть вверх верхнее забрало («разинуть клюв») улучшив обзор, при опущенном нижнем забрале (естественно такое забрало встречалось лишь у поздних максимилианов)
* «обезьянье лицо» (англ. monkey-face), оно же «моськин нос» (англ. pug-nose) — имеющее ниже зрительных щелей выступающую решётку из вертикальных прутьев похожую на радиатор
* «гротескное» (англ. grotesque) — забрало представляющую собой гротескную маску виде человеческого лица или морды зверя

Сам шлем имел рифление и ребро жёсткости в виде невысокого гребня. Что касается его конструкции, то имелось четыре варианта защиты нижней части лица:

* с наподбородником откидывающимся вверх подобно забралу, и нередко закреплённого на том же шарнире что и забрало;
* с наподбородником который не крепился на шарнире, а просто пристёгивался спереди;
* с двумя нащёчниками смыкающимся друг с другом у подбородка подобно дверцам (так называемый флорентийский армет);
* в котором нижняя часть шлема состояла из левой и правой половинок откидывающихся вверх подобно бомболюку, при закрывании смыкающихся друг с другом спереди и с относительно узким назатыльником сзади;

из которых в Германии наибольшей популярностью пользовались вариант с откидывающимся наподбородником и несколько меньшей популярностью вариант с двумя нащёчниками, в то время как в Италии были популярны варианты, в которых защита нижней части лица состояла из левой и правой частей. Кроме того вариант с откидывающимся наподбородником не нуждался в диске, торчащем подобно гвоздю с огромной шляпкой из затылка, и предназначенным для защиты от перерубания (ударом по затылку) ремня стягивающего вместе нижнюю часть шлема[1]. Что любопытно, варианты которых защита нижней части лица состояла из левой и правой частей, в XV веке (в предыдущем по отношению к максимилиановскому доспеху) итальянцы частенько оснащали дополнительным наподбородником на ремнях.

Защита горла и шеи — горже (латное ожерелье) существовало в двух вариантах:

* Фактически состоящий из традиционных наподбородника и назатыльника. В отличие от конструкции XV века, наподбородник не закреплён жёстко на кирасе и смыкается с назатыльником, образуя сплошную латную защиту шеи, под которой находится настоящее горже; так что получалось два подвижных конуса.
* Так называемый бургундский, обеспечивающий наилучшую подвижность головы; гибкое горже, состоящее из латных колец, способное наклонятся в любую сторону, на котором закреплён свободно-вращающийся шлем характерным креплением в виде двух полых колец (в виде витых верёвок), свободно скользящих одно в другом.

Увеличение пластин германских доспехов привёдшее к появлению максимилианов сопровождалось так же и увеличением размеров наплечников, в результате чего отпала необходимость обязательного наличия пары два ронделей (круглых дисков для защиты подмышек). В результате чего помимо максимилианов с традиционной парой ронделей, встречались и максимилианы лишь с правым ронделем прикрывавшим вырез в наплечнике для копейного крюка торчащего из кирасы, так как левый наплечник полностью прикрывал подмышку спереди. Что касается максимилианов не имеющих ронделей, то нет единого мнения имели ли они правый рондель (который был затем утерян), или вовсе не имели ронделей.





Бригантина

Доспехи и их история

Бригандина вторая половина XV го века.

Бриганти́на (от нем. Brigantine, другие названия: англ. brigandine, coat-of-plates, jack-of-plates, итал. corazzina) — доспех из пластин, наклёпанных под суконную основу. Суконная основа рыцарских бригантин нередко покрывалась бархатом, часто с гербами, а заклёпкам придавалась декоративная форма. В XIII—XIV веках бригантина была типичным рыцарским доспехом, а в XV веке — типичным пехотным.

Эволюция бригантины

Ранняя бригантина

Ранняя бригантина на самом деле называлась не Brigandine, а Coat-of-Plates (одежда из пластин), но в русскоязычной литературе, тем не менее, она называется бригантиной. Возникла предположительно в XIII веке (по некоторым предположениям — в XII веке) как попытка усиления сюрко[3] путём наклёпывания металлических пластин под него, часто со значительными зазорами между пластинами.

Дело в том, что падение Рима привело к такому упадку кузнечного ремесла, что в тёмные века основным и практически единственным доспехом рыцарей была кольчуга, поверх которой очень немногие носили чешую. Когда крестоносцы попали сперва в Византию, а затем и на Восток, то встретили уже давно позабытый в Европе ламеллярный доспех, который был тут же перенят ими как дополнительное усиление, надеваемое поверх кольчуги. К сожалению, основным недостатком ламмелярного доспеха была невероятная трудоёмкость производства[4], и, если благодаря традиции европейские кузнецы-оружейники[5] ковали ничуть не менее трудоёмкую кольчугу, то плести ламелляр решались немногие, отчего он оставался для рыцарей заморской диковинкой, привозимой из крестовых походов и иногда итальянскими купцами. Именно неудовлетворённые потребность и желание иметь пластинчатую защиту привели к появлению в XIII веке бригантины.

Тевтонские рыцари времён Ледового побоища, если не считать закрытых шлемов, были защищены хуже Александра Невского, его личной дружины и Новгородских бояр, так как были одеты в кольчугу с бригантиной в виде жилетки, не имея наручей и поножей. В то же время, многие бояре и члены личной дружины помимо ламмеляров византийского образца и бригантин монгольского (куяков) имели ещё и наручи и поножи.

Бо́льшая часть французских рыцарей, погибших при Креси от английских длинных луков, была одета лишь в кольчугу и ранний тип бригантины; только избранные имели латную защиту конечностей (носившуюся в то время, опять же, с бригантиной).

Дальнейшая эволюция бригантины прошла стремительно в течение XIV века и закончилась тем, что она была у рыцарей практически полностью вытеснена латами, став уделом пехоты.

Классическая (мелкопластинчатая) бригантина

Желание закрыть щели бригантины и одновременно улучшить гибкость привело к появлению классической бригантины из мелких пластин, в которой пластины располагались большим нахлёстом. Именно это тип бригантины просуществовал дольше других и потому считается классическим. В течение большей части XIV века, с момента появления, этот тип бригантины носился рыцарями, и даже при появлении крупнопластинчатой бригантины мелкопластинчатая бригантина не вышла из употребления.

Когда рыцари в конце XIV века перешли с бригантины на латы, мелкопластинчатая бригантина стала доспехом простолюдинов-пехотинцев, использовалась ими в течение всего XV века и продолжала встречаться в веке следующем. В пехотном варианте мелкопластинчатая бригантина отличалась от рыцарской как меньшим количеством слоёв пластин [6], так и мешковатостью вместо приталенности, чтобы её можно было надеть на любого пехотинца без подгонки по фигуре, отчего, в сочетании с недорогим шлемом, идеально подходила в качестве массового доспеха для пехотинцев. (Конечно, встречались и пехотинцы выдающегося роста и габаритов, как правило получавшие повышенное жалование, но в таких случаях было не жалко потраченных усилий на подгонку доспеха по фигуре). Кроме того, когда бригантину делали не на рыцаря, а на пехотинца, то её изготовление, как правило, обходилось довольно дёшево, так как при этом резали на пластины вышедший из употребления рыцарский доспех. (Особенно тогда, когда ещё не было моды выставлять в замке в качестве украшения дедовский доспех, отчего подавляющее большинство рыцарских доспехов XIV века и первой половины XV-го было порезано на пехотные бригантины и не сохранилось до наших дней.) Когда изнашивалась суконная основа, её просто меняли, а пластины продолжали использовать. Если же убивали пехотинца, то после небольшой починки или замены пробитых пластин безразмерную (в пехотном варианте) бригантину надевали на нового владельца.

Крупно пластинчатая бригантина (корацина)

Однако мелкие пластины плохо держали удар, и потому, как только мелко пластинчатая бригантина вытеснила раннюю, пластины вновь укрупнили, сделав больше прежних, но при этом лучше облегающими тело. Характерной особенностью такой бригантины, помимо крупных пластин, являлась юбка ламинарной конструкции, не встречавшаяся у мелко пластинчатых бригантин. В поздних вариантах подобная бригантина представляла собой фактически кирасу, но обтянутую тканью. В русскоязычной литературе такую бригантину, чтобы не путать с классической, нередко называют итальянским словом итал. Corazzina — корацина [7] (не путать с Карацена от польск. Karacena). В отличие от мелко пластинчатой бригантины, крупно пластинчатая с появлением лат не стала уделом пехотинцев, а вышла из употребления, так как крупные пластины нуждались в изготовлении точно по фигуре. Лишь иногда грудь пехотной бригантины имела две относительно крупные пластины.

Бригантина с открытым нагрудником (бригантина с пластроном)

Альтернативным вариантом крупно пластинчатой бригантины было усиление мелко пластинчатой бригантины путём наклёпывания поверх неё пластрона (нагрудной пластины). В поздних вариантах пластрон превратился в нагрудник, как у кирасы.
Типы бригантинного доспеха

Кольчужно - бригантинный доспех

Самый ранний доспех с бригантиной состоял из кольчуги и бригантины либо в виде жилетки, либо просто нагрудника. Именно в такой доспех (а вовсе не в латы) были одеты Тевтонские рыцари на Чудском озере.

Латно - бригантинный доспех

Латные «руки» и «ноги», появившиеся в начале XIV века, вплоть до последней четверти XIV века носились вместе с бригантиной просто потому, что из-за падения Рима в Европе разучились ковать кирасу. Поэтому встречающиеся на некоторых миниатюрах и фресках рыцари в «вёдрах», вышедших из употребления к концу XIV века, с явно латными руками и ногами, на самом деле одеты вовсе не в латы, а в бригантину с латной защитой рук и ног.

Латная защита рук и ног появилась в начале XIV века в Испании и Португалии как усовершенствование наручей и поножей, позаимствованных во время Реконкисты у арабов. Вначале были позаимствованы кожаные наручи и поножи как самые простые в изготовлении (в остальной Европе эти кожаные наручи и поножи не обрели популярности). Затем, как только научились ковать металлические, представлявшие собой вначале почти плоские слабовыгнутые пластины, их тут же усовершенствовали, дополнив такими же пластинами, прикрывавшими бёдра и плечи (часть руки между локтём и плечевым суставом), получив тем самым примитивную латную защиту рук и ног. В качестве наплечников тогда использовались появившиеся ранее хлипкие прямоугольные щитки — ailette, похожие на погоны, покрытые геральдикой и изготовленные по той же самой технологии, что и настоящие деревянные щиты. Вскоре научились ковать настоящие трубчатые наручи и поножи. Защита бёдер и плеч стала совершеннее, а вместо ailette стали использовать настоящие металлические наплечники.

Шинно - бригантинный доспех

Появился как альтернатива латно - бригантинному доспеху в связи с тем, что латную защиту конечностей мог тогда выковать не каждый кузнец-оружейник. Зато каждый мог наклепать по направлению вдоль кости металлические полосы (шины) на кожаные наручи или поножи, создав тем самым шинную защиту конечностей. Такую защиту дополняли металлическими налокотниками и наколенниками, а также перчатками и сабатонами (бронированной обувью) аналогичной или латной конструкции. В связи с тем, что данный тип защиты был менее жёстким, чем латная защита, кузнецы-оружейники прилагали особые старания к тому, чтобы защита из шин выглядела нарядно, обычно украшая их декоративными заклёпками.

Что любопытно, шинные наручи и поножи были известны в Европе и до XIV века, но в Тёмные века они исчезли на столетия. Только с появлением латной защиты они вернулись как альтернатива. При этом в Византии и на Востоке шинные наручи и поножи никуда не исчезали.

Полный бригантинный доспех (бригантина с рукавами и штанинами)

Доспех с бригантинной защитой рук и ног в XIV веке в чистом виде не встречался, так как для тех, кто не мог себе позволить полную латную защиту конечностей, была характерна смешанная защита. Например: на бёдрах — бригантинная защита, на голенях — шинные поножи, на руках — латная защита. Отдельные образцы полного бригантинного доспеха встречались уже в эпоху популярности лат — в XV—XVI веках —, причём отнюдь не у пехотинцев, а у некоторых членов высшей знати, таких как Император Священной Римской Империи Максимиллиан I, имевший в своей коллекции доспехов помимо лат ещё и полный бригантинный доспех миланского производства.





Доспешный гарнитур

Доспешный Гарнитур (англ. Armour Harness) — исторический термин означающий комплект доспехов на одного человека в едином стиле, как правило изготовленных одним мастером. Лучшие доспешные гарнитуры преставлялий своеобразный конструктор на все случаи жизни: для похода можно было надеть на марше походный шлем с открытым лицом и хорошим обзором, а для турнира предназначались дополнительные усиленные детали (например привиничиваемые к груди щит и толстый шлем — для конного турнира; латная юбка до колен и опирающийся на плечи шлем с крупной решёткой вместо забрала — для пешего), превращавшие доспех из боевого в турнирный, для парада так же могли иметься дпополнительные съёмные украшения.
В среде клубов исторической реконструкции, встречается расширенный термин КДВ (комплект доспехов и вооружения, иногда также и КВД — комплект вооружения и доспехов), включающий в себя так же и набор оружия к доспеху.




Костюмный доспех

Костюмный доспех —- доспех в форме одежды, часто в форме одежды Эпохи Возрождения (например ландскнехтской одежды), но встречались также и доспехи, стилизованные под одеяния древних греков и римлян.
Пик моды на подобные доспехи пришёлся на первую четверть XVI века —- расцвет эпохи возрождения, восход ландскнехтов и кирасиров, и начало заката рыцарства. Именно последние рыцари, овеянные духом Эпохи Возрождения, были обладателями таких доспехов; именно такие безумно дорогие доспехи привели к тому, что многие дворяне, вместо того, чтобы по традиции пройти посвящение в рыцари в 21 год, предпочитали оставаться сквайрами и служить не в качестве рыцарей, а в качестве кирасиров, жандармов, рейтаров, гусар и т.п., и даже идти офицерами в пехоту, что всего лишь сотню лет назад было немыслимо для многих дворян. Обладание подобным крайне дорогим доспехом было вопросом престижа для рыцаря, ибо каждый рыцарь, прибывая на турнир или иное торжественное мероприятие, старался впечатлить окружающих. И если в прежние века - во времена кольчуг и бригантин - это обходилось в приемлемую сумму (для этого просто украшали шлемы раскрашенными гербовыми фигурами из папьемаше/дерева/пергамента, а поверх доспеха надевали сюрко понаряднее, покрыв также и коня нарядным покрывалом), то в XVI веке попытка впечатлить окружающих была разорительна. К тому же, в прежние времена турнирный доспех использовали и в бою, а в XVI веке мало кто надевал турнирный доспех в сражении. Существовали и специальные доспешные гарнитуры, в которых к обычному доспеху прилагались дополнительные части, превращавшие его в турнирный, но такие гарнитуры тоже стоили очень дорого, а выглядели хуже костюмных доспехов. При этом не все костюмные доспехи были пригодны для турниров. Так, очень модные и престижные доспехи, стилизованные под античность, например в стиле итал. alia romana (а ля римский), из-за недостаточной защиты были непригодны для турниров, при том, что такой доспех стоил намного дороже боевого. Владелец подобного доспеха, хоть и щеголял в нём на турнире, но всё же для поединка надевал другой доспех. Не каждый участник турнира мог позволить себе иметь помимо турнирного доспеха ещё и доспех "под античность", пригодный лишь для парада. Другие типы костюмных доспехов, например в стиле "de fajas espesas", были пригодны и для турнирных боёв, так как обеспечивали хорошую защиту, в связи с чем большой популярностью пользовались доспехи, имеющие вид одежды XVI века. Цена таких доспехов определялась не только обилием украшений из золота и качеством, но и сложностью изготовления: поскольку одежда той эпохи часто имела вычурные элементы (например огромные пышные рукава), выковать такой доспех мог не всякий кузнец -, так что наиболее впечатляющие доспехи были также и самыми дорогими.





Гринвичский доспех

Гринвичский Доспех (англ. Greenwich Armour) — доспехи XVI века, производившиеся в Гринвиче в Англии, завезёнными германскими оружейниками.
Гринвичские мастерские были основанны Генрихом VIII в 1525 и имели полное название "англ. The Royal 'Almain' Armouries" (буквально - "Королевские 'Германские' Арсеналы", где фр. Almain французское название Германии). Поскольку мастерские были созданны для изготовления именно "германских" доспехов, то производство возглавлялось германскими оружейниками. Первым англичанином возглавившим производство стал William Pickering в 1607 году.
Хотя доспехи и должны были по мысли Генриха VIII, воспроизводить германские, но тем не менее они несли в себе как германские так и итальянские черты, в связи с чем Гринвичские Доспехи, хоть и изготовлялись германскими мастерами (при участии английских подмастерий), выделяют в отдельный английский стиль.

Кираса (включая как форму так и конструкцию) - в итальянском стиле

Шлем (примерно до 1610 года) - в германском стиле с "бургундским" горже

Набедренные щитки и набедренники - в нижнегерманском и Нюрембергском стиле

Защита плеч - в итальянском стиле

Шлем - в германском стиле с "бургундским" горже

Исполнение других деталей - в Аусбургском стиле
(специалисты отмечают различие между Нюрембергским и Аусбургскими стилями германского доспеха)




Парадный доспех

Доспехи и их история


Парадный доспех — доспех для парадных выездов и торжественных церемоний. Мог являться непригодным для боя, в Европе нередко одновременно являлся турнирным доспехом.

Особенности

Единственый полностью дошедший до нащих дней доспех катафрактия является парадным доспехом сакского царя, выполненным из чистого золота (и потому негодным для боя).

В Месоамерике (доколумбовой Центральной Америке) были неизвестны доспехи, но правители были облачены в золото, которое, помимо украшательских целей, в случае чего обеспечивало некоторую защиту от оружия, и может с некоторой натяжкой именоваться парадными доспехами.

В Японии
o в качестве парадных доспехов было очень престижно носить антикварный фамильный доспех, побываший в какой-нибудь знаменитой битве
o некоторые из дорогих доспехов были, для устрашения, полностью покрыты медвежьей шкурой и украшены огромными буйволиными рогами
o во времена правления регентов из дома Ходзё (когда отстутсвовали войны) были модными ламеллярные доспехи из вычурно мелких пластин, которые хоть и не считались парадными, но тем не менее в связи со своей крайней дороговизной и вычурностью можно назвать парадными. Более того, производство таких доспехов из вычурно мелких пластин с началом междуусобных войн постепенно сошло на нет.
o что любопытно, конские доспехи в Японии появились в эпоху Эдо и предназначались только для парадов и торжественных выездов. В эпоху Эдо также получили распространение парадные доспехи, покрытые чеканкой и гравировкой.

В Индии парадные доспехи делались из особой мелкой кольчуги, концы колец в которой были согнуты, но не заклёпаны и не сварены, от чего кольца такой кольчуги рассыпались бы при первом же ударе.

На Востоке (Средняя Азия и Ближний Восток) было распространено ношение поверх доспехов наддоспешной одежды (халаты и порой головные уборы), выполнявшей помимо защиты от солнца также и парадные функции. При этом зерцала носили поверх одежды.

В Средневековой Европе
o до XV века в качестве парадных доспехов использовали боевые, дополнительно украшенные геральдикой: нашлемными фигурами (из папье-маше, пергамента, ткани, кожи, дерева), наплечными щитками, и гербами на сюрко, намете, конской попоне и бригантине. Некоторые надевали поверх шлема или кольчужного капюшона настоящую корону. Кроме того, кольчуги украшались вплетёнными медными кольцами, отполированными до золотого блеска. Шлемы иногда расписывали раствором золота в ртути, после испарения которой на шлеме оставался золотой рисунок. Дополнительно носился обильно украшенный рыцарский пояс из золотых либо позолоченных бляшек (фактически перевязь меча в виде широкого пояса), а в XIV веке появились цепи (для подвешивания оружия и шлема), которые также могли украшаться.

в XV веке, в связи с повсеместным распространием лат, появились отдельно изготовленные парадные доспехи на основе боевых, отличающиеся от них прежде всего тем, что были расписаны золотом. При этом в Германии дорогие доспехи, даже не являвшиеся парадными, имели обильное гофрирование, а латная обувь снабжалась отстёгиваемыми вычурно длинными носами. А в Италии имели хождение обильно украшенные парадные шлемы с открытым лицом.

в конце XV-начале XVI века, как влияние Эпохи Возрождения, появились парадные доспехи под античность, созданные в подражение римским и древнегрческим доспехам. Благо итальянцам, любившим доспехи в стиле итал. alia romana (а ля римский), не нужно было далеко ехать, чтобы видеть, что носили римляне.

в начале же XVI века был настоящий пик моды на парадные доспехи в виде одежды, именуемые костюмными.

некоторые парадные доспехи XVI века, именующиеся гротескными доспехами, либо имели забрало в виде человеческого лица, либо вовсе делались в виде животных и мифологических существ

в том же XVI веке некоторые доспехи расписывали эмалью, рисуя на них настоящие картины в стиле современных им картин Эпохи Возрождения. Естественно, при ударе по доспеху эмаль не выдерживала и рассыпалась, от чего эти доспехи, хоть и держали удар оружия, были предназначены для парада, а не для боя. Тогда же, в дополнение к росписи золотом, получили распространение доспехи, покрытые чеканкой и гравировкой, а также аппликациями из золотых и серебряных пластин.


в XVI-XVII веках в Польше и Литве (а также среди белорусской и украинской шляхты) в связи с очень модной теорией сарматизма времён Яна Собеского о сарматском происхождении шляхты (предками холопов считались другие народы) были очень популярны доспехи из карацены (прочной клёпаной чешуи), стилизованные под чешуйчатые доспехи сарматских катафрактиев. Причём из карацены нередко делали даже парадные шлемы таких доспехов. Как и современные им гусарские доспехи, они обычно защищали только корпус и руки, иногда имея набедренники, но встречались также и доспехи в полный рост. Один из таких доспехов в полный рост хранится в Оружейной Палате Кремля, а другой точно такой же, принадлежащий роду Унишовских, хранится в Замке Вавель.

Столь любимые некоторыми соверменными кузнецами, художниками фэнтази и кинематографистами лифчики из кольчуги пригодны только для парадных целей, в связи с очень частичной защитой.




Щиты

Доспехи и их история



Виды щитов

Несмотря на огромное разнообразие форм, устройства и расцветок, щиты определенно можно разделить на четыре категории. Первую составляли легкие щиты для отражения стрел и метательных снарядов, — в фэнтези немыслимо быстрые герои рубят стрелы мечами, но, хотя это и не было сложнее, чем отбитие бейсбольного мяча битой, щитом ловить стрелы считалось более удобным.

Легкие щиты

Легкие щиты появились в самой глубокой древности и представляли собой плетеный из прутьев каркас обтянутый кожей. Прочностью они обладали ничтожной, но стрелы и легкие дротики держали хорошо, — прутья и кожа пружинили и не поддавались снаряду. Однако для отражения ударов ручного оружия такие щиты пригодны ни коим образом не были.

Размеры легкого щита могли быть разнообразны. Иногда он закрывал воина от щеки до колена, но чаще его диаметр не превышал 60 см, а вес составлял всего 0,5 кг.

К данной категории защитного снаряжения относилась, например, греческая пелта.

Круглые щиты

Вторую разновидность представляли собой маленькие (40—70 сантиметров в диаметре) сравнительно легкие (обычно от 1 до 2,5 кг) щиты, которые можно обозначить как «круглые», так как такова чаще всего была их форма. Предназначены они были для отражения уже как стрел, так и ударов ручного оружия, в том числе и тяжелого.

Круглый щит делался из прочного дерева, обтягивался кожей и оковывался мягким железом по краю. В центре же его мог иметься набалдашник из твердой стали, а иногда и шип.

Набалдашник защищал руку, кроме того, вражеское оружие могло сломаться при ударе о него. Шип же превращал сам щит в кое-какое оружие. Щиты ассирийцев имели, к примеру, даже несколько шипов, причем устрашающего размера. Однако шипастые щиты, естественно, могли быть только у первого ряда воинов.

Иногда маленький щит изготавливался даже полностью из железа, как, например, рыцарский щит XV века. Треугольный цельнометаллический очень прочный щит имел только одно назначение — им отводили в сторону вражеское копьё на турнире или при военном рыцарском поединке.

Всадники подвешивали маленький щит к локтю, а не к запястью, так как кисть руки им необходимо было освободить для управления лошадью.

Тяжёлые щиты

К третьей категории можно отнести тяжелые щиты предназначенные не для отражения ударов, а для нанесения оных. Характерным примером может служить щит римских легионеров.

Тяжелый щит собирался из массивных стальных и железных деталей, дерева и кожи (а иногда и целиком отливался из бронзы), весил порядка 10 килограммов и был очень прочен. Кроме обычной ручки с петлями под локоть и кисть, он, будучи для одной руки слишком тяжел, снабжался ремнем, перебрасывавшимся через плечо. Именно из таких щитов хорошо получалась пресловутая «стена».

Бой между фалангами происходил просто, две стены щитов сталкивались с разбегу, — побеждал тот, у кого рядов было больше, а гоплиты — толще. Вес щита в такой ситуации был преимуществом сам по себе. Но основным требованием, конечно, была прочность, — пока шла борьба, щит ни в коем случае не должен был поддаться никакому вражескому оружию.

Если бой велся в составе фаланги, щит становился главным оружием воина. Ни меч и ни копье, а именно щит, — поразить другого гоплита мечом или копьем можно было только после того, как он оказывался сбит с ног ударом щита. Эта мысль прочно обосновалась даже в идиоматике, к примеру, «щит и меч» (именно в такой последовательности). Для индивидуального же боя, конечно, настолько тяжелый щит был скорее помехой: для отражения сыплющихся с разных сторон ударов он не годился.

Тяжелая пехота средневековья, однако, не использовала тяжелых щитов по иным причинам: для употребления пики, или алебарды, или арбалета требовались обе руки.

Большие Щиты

Последнюю разновидность щитов очень трудно как-то обозначить по весу и форме — и вес, и форма могли быть любыми. Общим свойством щитов данной категории было то, что ими не наносили и не отражали ударов — за ними просто прятались.

Появились щиты данного назначения, видимо, одновременно с метательным оружием и использовались в Европе до XVII века. Сделаны они могли быть из чего угодно — в диапазоне от ивовых прутьев до лучшей стали. Ручки для переноски и подвески они также могли иметь самые разнообразные — именно потому, что в бою, как правило, такой щит в руках не держали.

К этой категории щитов относился, например, весьма популярный в свое время в Европе и на Руси узкий каплевидный «франкский щит», который можно было подвесить на плече (тогда он прикрывал всадника слева — левая рука все равно была занята поводьями). Можно его также было закинуть на спину или укрепить на борту судна. Можно было, наконец, просто воткнуть в землю и, прячась за ним, стрелять из лука. Но вот в рукопашной тяжелый щит почти в человеческий рост, неудобный для нанесения ударов, только мешал бы, цепляясь острым концом за землю.

Аналогичную миссию выполнял и применявшийся генуэзскими стрелками щит павез, служивший одновременно и защитой от стрел, и подпоркой для арбалета. Производились в XVI веке и цельнометаллические противопульные щиты, но их вес достигал 12-20 килограммов.

Можно еще добавить, что некоторые из щитов этой категории переносились специальным воином — щитоносцем, а иногда и не одним. В таком случае щит переходил уже в разряд средств коллективной защиты.

Наиболее оригинальными были ассирийские коллективные щиты, снабженные козырьком. Они защищали от обстрела не только спереди, но и, частично, сверху. Щитоносцы же вели наблюдение через смотровые щели.

Башенные щиты

Промежуточный вариант между тяжелым и большим щитом.

Крыло — элемент доспеха

* большой плоский полу гибкий - полу жёсткий ламинарный наруч - щит у коренных жителей Сибири и Аляски, в форме трапеции узкий у кисти и широкий у спины, прикрывающий кроме руки так же часть спины и шею с затылком. Обычно носилось одно крыло на левую руку, так как из-за своей конструкции и громоздкости крыло сковывало движения, но были и те, кто носил два крыла с общей спиной. (источник: Нефёдкин А. К. Военное дело чукчей)
* элемент доспеха Крылатых Польских Гусар и Турецкой Кавалерии из перьев прикреплённых к изогнутой металической трубке
* боковые отростки конского нагрудника в форме крыльев (встречаются не на всех нагрудниках), иногда декоративные, иногда частично прикрывающие ноги всадника спереди

Набедренные щитки

Набедренные щитки (англ. tassets) - металлические щитки (иногда сегментные) защищающие промежуток между латной юбкой (чья длина ограниченна в связи с необходимостью сидеть на коне) и набедренниками.

О термине "Tasets"

Словом Tassets, принято называть то, что пристёгнуто к латной юбке или кирасе. Помимо набедренных щитков, так называют так же и сегментные набедренники XVI века, пристёгнутые к кирасе, а также цельные набедренники пристёгнутые к кирасе турнирного доспеха для конной сшибки. Что любопытно, в дореволюционных изданиях, например в Вендален Бехайм "Энциклопедия Оружия", tassets именются набедрениками, а то что сейчас называют набедренниками именуются налядвенниками. При этом налядвенниками в Средние Века на Руси называли наколенники, которые в дореволюционных изданиях именуются имено наколенниками.



Экспонаты The Metropolitan Museum, New York

Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история





Экспонаты Музея Средних Веков, Париж

Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история
Доспехи и их история


Спасибо за внимание!






Тост-импровизация, произнесённый на свадьбе у ведьмы

Читать далее
Мертвая любовь


Читать далее
Странные и загадочные куклы ~Bluoxyde

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 16-08-2021, 15:32


720


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх