10 мифов об инквизиции
10 МИФОВ ОБ ИНКВИЗИЦИИ

By Gremlin


1. Инквизиция была в средневековье.

Инквизиция начиналась в средневековье. А расцвета своего достигла в прославляемую гуманистами эпоху Возрождения и благополучно процветала в период, называемый отечественными историками Новым Временем. "Молот ведьм" переиздавался в Англии в одно десятилетие с "Началами" Ньютона. Сожжения ведьм на кострах происходили во времена Вольтера и Дидро, в эпоху "просвещения" (конец 18 века). А последнее сожжение на костре еретика (еврея) по приговору "суда веры" состоялось в 1826 году (В это время Пушкин писал "Евгения Онегина"...)

2. Инквизиция - именно и только инквизиция занималась охотой на ведьм.

Неправда. Ведьмовство никогда не считалось почтенным занятием. (Разумеется, там, где в ведьм верили.) До 16 века это преступление находилось в ведении светских судов. А после Реформации, когда в Германии никакой инквизиции и быть не могло - костры, на которых сжигали ведьм, полыхали с неменьшей силой, чем в католической Испании. Ну и вспомним, наконец, печально знаменитый Салемский процесс. Дело происходило в Америке. Где никакой инквизиции вообще никогда не было.

3. Инквизиторы пытали несчастных узников с нечеловеческой жестокостью.

Конечно, нам описания орудий пыток кажутся чудовищными. Но напрасно эти вещи ассоциируются у нас только и именно с инквизицией. Вряд ли инквизиторы выдумали хотя бы одну пытку - все это существовало задолго до образования инквизиции. Применение пыток в ходе судебного следствия было нормальной и обычной практикой того времени. Вопреки распространенным представлениям, вне Испании у инквизиции достаточно редко были свои тюрьмы, палачи и застенки. Обычно инквизиторы пользовались услугами местных "муниципальных" или сеньорских тюремщиков и палачей. И вряд ли последние для отцов-инквизиторов старались больше, чем для светских судей.

4. От рук инквизиции погибло неимоверное количество человек.

Бывает просто ложь, наглая ложь и статистика. Приведенная в некоторых атеистических книжках "статистика" жертв инквизиции выглядит впечатляюще. Пока не сравнивать эти цифры с другими. Количество казнимых по инквизиционным приговорам было на порядок меньше, чем казнимых по приговорам светских судов. А, к примеру, количество людей, за несколько лет павших жертвами "революционного террора" во время Французской революции, превышает количество жертв французской инквизиции за все время ее существования. Это не то чтобы оправдание инквизиции, но все познается в сравнении...

5. Все, кто имел несчастье обратить на себя внимание инквизиторов, кончали жизнь на костре.

Нет. Самыми распространенными приговорами инквизиционного трибунала были изгнание и конфискация имущества. Смертная казнь применялась только в крайних случаях, обычно к проповедникам ересей, которые упорствовали в своих заблуждениях.

6. "Молот Ведьм" - это книга, в которой с чувством и смаком описаны ужасные пытки и казни, которые инквизиторам следовало применять к несчастным жертвам.

Эта байка пошла с легкой руки братьев Стругацких. На самом деле книга эта посвящена в основном теологическим и правовым аспектам работы инквизитора. Пытки там, конечно, упоминаются, поскольку они были неотъемлемой частью следственного процесса, но никаких сладострастных подробных описаний процесса пыток вы там не найдете.

7. Инквизиторы сжигали грешников на кострах, чтобы спасти их души.

Сама по себе казнь душу казнимого никоим образом не спасает, даже с точки зрения инквизитора. Да, практика инквизиционных судов имела целью "раскаяние через устрашение", но собственно казнь применялась к нераскаянным еретикам и была не более чем наказанием за ересь.

8. Инквизиция преследовала ученых и устраивала гонения на науку.

Нет. Инквизиция благополучно существовала бок о бок с университетами. Жупел антирелигиозной пропаганды Джордано Бруно был казнен вовсе не за занятия наукой. Потому что наукой, в строгом смысле слова, он практически не занимался. По сути, он был скорее не ученым, а оккультистом. Вряд ли учение о переселении душ можно назвать научной теорией. Подобные рассуждения, в сочетании с церковным саном (Бруно был монахом доминиканского ордена) и политическими интригами, в которых он принимал активное участие, и привели к столь трагическому концу. Кстати, именно после процесса Джордано Бруно инквизиторы стали с подозрением относиться к теории Коперника - уж больно хорошо Бруно увязал ее с разнообразным антирелигиозным оккультизмом.

Так что, кроме Галилея, ни одного другого примера преследования ученых за научные открытия и теории мне не известно.

9. Учение о том, что земля плоская и не вертится, было религиозной доктриной и думать иначе считалось грехом.

Нет. Автор геоцентрической космогонии Птолемей (в отличие от вышеупомянутого Джордано Бруно) был ученым. Например, его исследования в области геометрии сферы актуальны до сих пор, и несколько теорем из плоской и сферической геометрии и сейчас носит его имя. Космогония Птолемея была научной теорией своего времени. Да, она получила широкое распространение и стала общепринятой. Но вовсе не потому, что опиралась на какие-то религиозные доктрины. Если кто не знает - в Библии ни слова не сказано ни о форме земли, ни о траекториях движения планет.

10. Автор данной статьи считает, что инквизиция - это хорошо.

Нет. Инквизиция - это плохо. Это очень плохо. Это даже гораздо хуже, чем вам кажется. Я считаю инквизицию одной из самых мрачных и постыдных страниц не только в истории Европы, но и в истории человечества вообще. Причины такого моего отношения нуждаются в более детальном и развернутом объяснении, которое я надеюсь дать в следующей статье, посвященной этому вопросу.






Постапокалиптические пейзажи. Топ 10 мертвых городов мира.

Читать далее
Самый большой \"живой\" дракон в мире

Читать далее
Три звезды


Читать далее

Автор поста
Сэн {user-xf-profit}
Создан 6-02-2009, 11:15


727


39

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Лаечка
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 11:32

    На кое-что открыли глаза, хотя большинство - и так было понятно. Кстати, пару дней назад читала статью об инквизиции. Тоже как-то не увязалась со всеобщим к ней отношением.


  2.       asiya11
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 12:09

    Очень понравилось и интересно ay


  3.       Мальгората
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 12:42

    И всё же среди инквизиторов,я думаю,тоже попадались садисты))А что ведьм и до них жгли,мне казалось,это все знают))Отличный пост)))


  4.       Rok
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 13:12

    Согласен с десятым пунктом и со всей статьей в целом, но вот мне лично не нравится что у Бога были такие служители


  5.       Искра
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 13:18

    но вот мне лично не нравится что у Бога были такие служители

    Согласна. Неправильно так вот бороться за веру.


  6.       Lynx
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 14:03

    ca


  7.       Varria
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 15:33

    Интересно... Согласна с Rok и Искра.


  8.       Insomnia
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 16:19

    winked интересненько


  9.       KaZaK
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 17:18

    ужасно неправильно!! им бы с собой поборотся, а уж с еретиками потом... если силы останутся.


  10.       Wanderer of Worlds
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 17:48

    Полностью согласна с последним пунктом в статье.


  11.       Necro Dragon
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 18:59

    Хороший пост


  12.       Jar
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 20:58

    Интересненько....


  13.       Ародель
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 21:44

    Могу поспорить. Например: «Большая охо¬та» началась в середине XVI века и продлилась примерно 200 лет— на этот период приходится около 100 тысяч процессов и 50 тысяч жертв - по Вашему, это мало?
    Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». В Силезии один из палачей сконструировал печь, в которой за 1651 год сжег 42 человек включая двухлетних детей. Но и в католических землях Германии охота на ведьм была в это время не менее жестокой, особенно в Трире, Бамберге, Майнце и Вюрцбурге. Свободный город Кёльн помнит ведовскую панику 1627—1639 годов, когда было уничтожено около тысячи человек. Теттванге (Вюртемберг) в 1608 году почтенный отец семейст¬ва умер в тюрьме от пыток, его жену истязали 11 раз, пока она не призналась. А их 12-летнюю дочь в течение целого д¬ня пытали с такой жестокостью, что сам палач только через десять недель решил, что она достаточно поправилась чтобы выдержать дальнейшие истязания, - это недостаточно жестоко?


  14.       Seera
    Путник
    #14 Ответить
    Написано 6 февраля 2009 23:35

    Ещё немножко про сожжение. Считается, что всегда сжигали заживо. На самом деле, в большинстве случаев, казнимого заранее умерщвляли иным способом


  15.       Таурэнтари
    Путник
    #15 Ответить
    Написано 7 февраля 2009 01:05

    Согласна ch


  16.       дарин
    Путник
    #16 Ответить
    Написано 7 февраля 2009 08:02

    ai


  17.       Душа Оборотня
    Путник
    #17 Ответить
    Написано 7 февраля 2009 09:16

    Какие к черту "служители Бога"?! Психи, прикрывающиеся благими помыслами! dj


  18.       Сэн
    Путник
    #18 Ответить
    Написано 8 февраля 2009 06:26


    Могу поспорить. Например: «Большая охо¬та» началась в середине XVI века и продлилась примерно 200 лет— на этот период приходится около 100 тысяч процессов и 50 тысяч жертв - по Вашему, это мало?
    Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». В Силезии один из палачей сконструировал печь, в которой за 1651 год сжег 42 человек включая двухлетних детей. Но и в католических землях Германии охота на ведьм была в это время не менее жестокой, особенно в Трире, Бамберге, Майнце и Вюрцбурге. Свободный город Кёльн помнит ведовскую панику 1627—1639 годов, когда было уничтожено около тысячи человек. Теттванге (Вюртемберг) в 1608 году почтенный отец семейст¬ва умер в тюрьме от пыток, его жену истязали 11 раз, пока она не призналась. А их 12-летнюю дочь в течение целого д¬ня пытали с такой жестокостью, что сам палач только через десять недель решил, что она достаточно поправилась чтобы выдержать дальнейшие истязания, - это недостаточно жестоко?


    Нет таких определений - достаточно жестоко или недостаточно жестоко. Есть эмоции, есть статистика, а с историчекой точки зрения все перечисленное - капля в море.


  19.       Angel Of Revenge
    Путник
    #19 Ответить
    Написано 8 февраля 2009 22:43

    А 9 пункт неправда! Считать иначе, чем инквизиция, не разрешалось!
    Инквизиторы сжигали грешников на кострах, чтобы спасти их души. напоминает строчку, которая была написана про великого инквизитора Томаса Торквемаду: он посылал людей на мучительную смерть, чтобы спасти их души.. bx бр!!! Надеюсь в прошлой жизни, если она существует, никто из нас там не был!
    ay


  20.       Reystlin
    Путник
    #20 Ответить
    Написано 9 февраля 2009 14:33

    Очень интересно.


  21.       ole4ka_lele4ka
    Путник
    #21 Ответить
    Написано 10 февраля 2009 11:41

    интересно! ay


  22.       Ародель
    Путник
    #22 Ответить
    Написано 13 февраля 2009 17:59

    Цитата: Сэн
    Нет таких определений - достаточно жестоко или недостаточно жестоко. Есть эмоции, есть статистика, а с историчекой точки зрения все перечисленное - капля в море.

    А с точки зрения человека?


  23.       Aerlis
    Путник
    #23 Ответить
    Написано 14 февраля 2009 19:12

    Я, конечно извиняюсь, но это бред. Плоско, недостоверно и, тем более, неубедительно. Исторические факты искажены чудовищно.


  24.       Сэн
    Путник
    #24 Ответить
    Написано 6 марта 2009 05:53

    Я, конечно извиняюсь, но это бред. Плоско, недостоверно и, тем более, неубедительно. Исторические факты искажены чудовищно.

    я тоже извиняюсь, но смеялась над комментом до икоты.


  25.       Ингерн
    Путник
    #25 Ответить
    Написано 13 марта 2009 20:38

    м-да..что сказать, сама перелопатила много лит-ры на эту тему...спорный и неоднозначный вопрос...но всё же, хорошо что эта эпаха прошла....


  26.       Stervo4ka_86
    Путник
    #26 Ответить
    Написано 23 марта 2009 16:22

    Сложная и неоднозначная тема. Может с оглядкой на то время инквизиция и была всего лишь статистикой (как говорит автор поста). Но лично для меня она всегда будет отождествляться с ужасом, пытками, гонениями и жестокостью того времени.


  27.       Atalante
    Путник
    #27 Ответить
    Написано 3 апреля 2009 21:11

    Да, об этой теме можно долго спорить.но многих не в чем не повинных убиенных женщин это не вернет. Мне жаль людей. которых истребляли по прихоти фанатиков...


  28.       Yulita
    Путник
    #28 Ответить
    Написано 5 апреля 2009 02:00

    fa В "Молоте ведьм" есть весьма подробные описания пыток, и считать, что все жертвы костров инквизиции с точки зрения истории - капля в море, просто верх цинизма. Но, может быть, автор - профессиональный историк? Или бесстрастный статистик?


  29.       Kin-Ra
    Путник
    #29 Ответить
    Написано 13 мая 2009 21:28

    Да, я читала эту статью давно, но она потрясающая... Мне очень нравится, молодец, что выложила! ay


  30.       Аррайда
    Путник
    #30 Ответить
    Написано 17 мая 2009 23:38

    Толково.



Добавление комментария


Наверх