Стихи на темы индийской философииСерия постов: Стихи на темы мифов народов Мира от Кир Эл(L) Ф.
Дань уважения пройденному этапу моих интересов. Данный пост - своего рода продолжение одного из моих предыдущих (Поэтические зарисовки на темы картин Н. Рериха). Приятного чтения!
Адвайта 

 

Я странник и воин,  
Я огнь и солнце, 
Любовь и влюбленность 
Прообраз праотцов 
Веда бесстрашия. 
Благости весть.  
Я Бог есть.  
Бог Я есть.  
 
2014 



Н.К. Рерих "На высотах (Тумо)"

Дерзнувший  

 

Из ничего рождается ли что-то? 
И если нет - то есть всему Исток. 
Нет "было", "будет", "есть" в единстве Слога. 
Есть только Времени поток. 
 
Всему есть место в этом мире? 
И если так, то есть всему Исток. 
Над знающим и смерть давно не в силе. 
Он говорит: 
Я - Бог. 
 
17.08.14 



Н.К. Рерих "Дордже дерзнувший"



*** 

Ветер, сыграй 
На свирели богов 
Мелодию дзен. 

2020
 
Кришна 
 
Поэт, не внемли толпам страстным, 
Что просят оды обо Мне. 
Всё в Мире этом Мне подвластно -  
В глубинах, в небе, на земле. 
 
Коль воспеваешь лотос ранний, 
Иль негу солнечного дня - 
Всё. Каждый плод твоих стараний 
Звучит молитвой для Меня! 
 
Являюсь в разных я личинах, 
Смеясь, иллюзию плету. 
Зовусь и Рамою, и Шивой, 
И Вишну. 
Игры я веду 
Всегда и с каждым в этом Мире. 
И коли честь - блудницы бровь, 
О Долга святости и силе 
Напомню вновь... 
 
2019 



Н.К. Рерих "Кришна"



Комментарии

1. Адвайта 

"АДВАЙТА (недвоичность, не дуализм), также адвайта-веданта — влиятельнейшая школа веданты. […] Интерпретаци "Брахмасутр" в духе адвайты естественнее других, и этот взгляд представляют собой главную тенденцию упанишад. […] Тексты насчитываются сотням — комментарии на "три основания" — упанишады, "Брахма-сутры", Бхагавадгиту, самостоятельные трактаты, вторичны комментарии, учебные компендиумы, философские поэмы (в т.ч. "Йога-васиштха") др. Суммарно может быть передана в строфе: "Истинен Брахман, мир же превратен, Атман и Брахма реально одно". 

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. — М.: Республика, 1996. — 576 с. ISBN: 5-250-02557-9.  

 

Веда бесстрашия. 

Благости весть. 

 

Противопоставление агхоры (шиваитский тантрический культ) бхакти (вишнутская школа “преданности Богу”). 

 

2. Дерзнувший 

Все стихотворение - это, честно говоря, небольшое упражнение в схоластике (и немного в софистике) :)

 

Нет "было", "будет", "есть" в единстве Слога. 
Есть только Времени поток. 


 

"5. Кто, зная так, произносит слог [Ом], тот проникает в этот слог - бессмертный, бесстрашный звук. Проникнув в него, он становится бессмертным, как бессмертны боги". 

Чхандогья-упанишада (четвертая глава) 

 

3. Кришна 
 

Поэт, не внемли толпам страстным 

 
Здесь идёт отсылка на одну из трёх гун - раджас (страсть). 

 

Смеясь иллюзию плету. 

 
Здесь отсылка на индуистское понятие Майя. 

 

И коли “честь” - блудницы бровь, 

 

"Слушай, поведаю тебе истину, которую поведала мне Сарасвати. Вселенная является, по природе, тенью. Свойство творений - рождение и разрушение. Они преходящи, как изгибы и изломы бровей блудницы." 

(Великий дар Нарады. Сканда Пурана. Книга 1. Махешвара Кханда. Раздел 2. Кумарика Кханда, гл. 2, ст. 40)  

 

О Долга святости и силе 
Напомню вновь... 


 
Отсылка к Бхагавад-Гите, а точнее к разговору Кришны с Арджуной (основная часть произведения). 

Хотя данное стихотворение я и датировал 2019-ым, идея сложилась довольно давно, году, этак, в 2012-ом, когда я впервые прочитал эту самую Бхагавад-Гиту. Читая, я постоянно ловил себя на мысли, что перевод как-то очень сильно напирает именно на личность Кришны в общем пантеоне индуистских богов (оказалось, у меня был кришнаитский перевод, хотя и не такой распиаренный, как "Бхагавад Гита, как она есть"). Тогда я уже прочитал что-то из Упанишад, и поэтому душа лежала к более "адвайтическому" взгляду на произведение. Так Кришна стал говорить у меня:

Зовусь и Рамою, и Шивой,
И Вишну.

(а можно было бы, наверное, без потери смысла как-нибудь и так: "Зовусь я Рамой, Хаягривой, И Вишну...")
и  

Поэт, не внемли толпам страстным,
Что просят оды обо Мне.

тем самым, в каком-то смысле, отрицая внешнее выражение бхакти.

Не знаю, насколько это правомерно с точки зрения индуизма - "я художник, я так вижу"  :)


4. Общее

Я Бог есть.  
Бог Я есть.


и 

Он говорит: 
Я - Бог.


- это отсылка к одному из «великих изречений» упанишад (Махавакьи), а именно на 

Ахам брахмасми — «Я есмь Брахман» («Брихадараньяка-упанишада» 1.4.10 «Яджурведы»)




Автор готов к критике, но только к корректной и аккуратной. Соблюдайте изысканные манеры!




Фэнтези-картинки

Читать далее
Тоже драконы


Читать далее
Азиатский стиль 9

Читать далее

Автор поста
Кир Эл(L) Ф.  
Создан 30-04-2020, 21:12


5 587


2

Оцените пост
Нравится 15

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.      Пользователь offline Лиэнь  
    Верховный Маг
    #1 Ответить
    Написано 2 мая 2020 22:28

    Как всегда, пост, которым не просто наслаждаешься эстетически, но и попутно просвещаешься)) Очень атмосферно!


    ______



  2.      Пользователь offline Кир Эл(L) Ф.  
    Придворный Маг
    #2 Ответить
    Написано 2 мая 2020 22:39

    Лиэнь, спасибо за внимание и отзыв! relaxed



Добавление комментария


Наверх