Ты скажешь, не город - языческий храм:
Цветами, парчой все украшено там...
Раскинулся город, как храм, перед ним,
Пленяя невиданным блеском своим...
Фирдоуси «Шах-наме»
Наверное, такой представлялась легендарная Шамбала, прародина не менее легендарных ариев, всем, искавшим ее. Вероятно, такой рисовалась она и участникам большой тибетской экспедиции тридцатых годов прошлого века, посланникам далекого третьего рейха, искавшим всяческие историко-мистические артефакты. Можно только представить, какое разочарование овладело бы ими, узнай они, что искать Шамбалу или ее прообраз нужно было совсем в,другом направлении — далеко на севере, в предгорьях Южного Урала.
Это место под названием Аркаим стало известно ученым всего мира с конца восьмидесятых годов прошлого века, когда советские археологи начали вскрывать древние курганы, пользовавшиеся у местного населения недоброй славой. Поговаривали, что путникам, ночевавшим в районе Аркаима, спалось весьма неуютно, там нервничал скот, а некогда, еще до советской власти, там было расположено шаманское капище. Ну, словом, с Аркаимом было что-то не так...
Долгое время до Аркаима, что называется, не доходили руки. Но как только начались раскопки, сюрпризы и сенсации посыпались, словно из рога изобилия. Оговоримся сразу: россыпей золота или драгоценных камней там не обнаружили. Во всяком случае, пока. Зато было нечто такое, что заставляет задуматься о том, насколько мало мы знаем о нашей цивилизации, о тех, кто жил задолго до нас...
В мире немало загадочных мест и построек глубокой древности, назначение которых вызывает споры: Стоунхендж, рисунки пустыни Наска, комплексы пирамид в Египте, Центральной Америке, Сибири и Китае, а теперь и Аркаим. Город, в котором люди жили задолго до Трои и Рима! С высоты птичьего полета этот город выглядит как несколько концентрических кругов, вписанных один в другой и соединенных меж собой (под словом «круг» подразумеваются остатки древних стен). В самом центре — четырехугольник. Это центральный город.
Неподалеку, километрах в пятнадцати на север и восток, находятся еще два круга. Диаметр кругов от одного до пяти километров. Судя по ширине остатков внешних стен, их высота могла быть пять-шесть метров. Внутренние стены намного выше, порядка семи-девяти метров. Поразительно, но такая структура удивительно напоминает более позднее обустройство городов Европы. Классический вариант: центр города - замок феодала, "обрастающий" вокруг жилыми кварталами. Только тут есть одно "но" — между Аркаимом и "классикой" как минимум две с половиной — три тысячи лет. То бишь, во времена расцвета Аркаима Западная Европа еще пребывала в дикости. Правда, слово "дикость", несколько условно, потому как примерно в одно и то же время началось строительство знаменитого Стоунхен-джа. Однако Аркаим имеет одно весьма существенное отличие: план города в основе представляет собой свастику. Не ту, обращенную к разрушению, которую в свое время избрала фашистская Германия, претендуя на историческую древность, а правильную, солнечную, символ жизни и добра.
Если Стоунхендж, что называется "открыт семи ветрам", то Аркаим, наоборот, город закрытый. Точнее, его внутренняя часть. Если во внешнюю часть города можно было попасть через четверо главных ворот четко ориентированных по сторонам света, то во внутреннюю вели только одни. Там находилась двадцатисемиметровая площадь с неким строением в центре. Для чего оно предназначалось и что из себя представляло, неясно. Скорее всего, это было культовое сооружение. К внутренней стене примыкали жилые строения. Те, кто хотел попасть в самую защищенную, внутреннюю часть города, должны были пройти главные, внешние ворота и обойти город по кругу, тем самым приняв на себя силу солнечной свастики. Улицы Аркаима, судя по раскопкам, мостились деревом, что способствовало хорошему ливневому стоку: во время сильных дождей, излишки воды уходили под мостовую, а затем через специальные канавы за пределы города. И хотя город возводился из "земли", вернее, из кирпича-сырца с примесями конского навоза и соломы, во всем видна четкая организация, планировка.
Реконструкция строений Аркаима
По всей вероятности, Аркаим задумывался как город мастеров, религиозный центр и обсерватория одновременно. Все дома города, расположенные во внешнем круге, имеют печи для плавки и обработки металла. Примечательно, что воздухо-надув в них тяговый, а не мехами, значит, в кузнице мог работать один человек. Стоило только открыть специальную заслонку и воздух из глубокой трубы-колодца раздувал огонь плавильной печи и горна. Кроме того, система воздухонадува использовалась в качестве холодильника и как место жертвоприношений богу огня Агни.
Расположенные неподалеку «пригороды» скорее всего, выполняли только одну роль - роль обсерваторий. Причем нужно отметить тот факт, что жрецы Аркаима пользовались метрической системой с эталоном восемьдесят сантиметров. Указанная цифра вовсе не случайна - это соотношение орбит Солнца и Луны, наблюдаемое с нашей планеты.
Представьте, сколько поколений жрецов вели наблюдения и передавали накопленные знания из поколения в поколения, не говоря уже о математических расчетах, мало того некоторые параметры города согласовывались с перцессией земной оси, а это, астрономы знают, высший пилотаж даже для современной науки!.. Неудивительно, что, судя по сохранивши камнях записям, жрецы-астрономы Аркаима умели настолько точно вычислять движение Солнца, Луны, некоторых комет и звезд, что современные ученые внесли бы в их расчеты лишь незначительные поправки.
Вероятно, для древних ариев такая точность бы столько важна, что даже расположение и ориентация зданий самым тщательным образом выверялась по звездам. К сожалению, при раскопках Аркаима не было найдено н инструментов или приспособлений астромического назначения, которые бы позволи судить об уровне знаний древних ученых.
Продолжение следует...