Сам Николай Гоголь писал: «Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.»
Вий — в восточнославянской мифологии — дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии — грозный старик с бровями и веками до самой земли. Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей взглядом, проникающим в душу и открывающим ее для всякой нечисти, разрушает и обращает в пепел города и деревни. От взгляда Вия нет спасения.
Существует два предположения о происхождении имени Вия: первое — украинское слово «вії»(укр.) (произносится — «вийи»), что в переводе с современного украинского языка — «веки». И второе — со словом «виться», так как образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли.
В славянской традиции фольклорным источником образа Вия может считаться образ св. Касьяна (воплощение високосного года, 29 февраля). Согласно украинским легендам — Касьян покрыт шерстью, имеет веки до земли, которые поднимает ему нечистая сила; по др. представлениям, Касьян сидит неподвижно и не видит “божьего света” из-за ресниц, которые достигают его колен. Касьяна и Вия объединяет близость к земле. Касьян живет в пещере, куда не проникает свет, лежит в яме, засыпанный землей. Вий также является “весь в черной земле”, имеет “подземный голос”.
Также общим признаком Касьяна и Вия является губительный для человека (растений, животных) взгляд.
Представление о смертоносном взгляде, глазах, скрытых огромными веками, отражено в западно-украинской рукописи 16 в., описывающей последние дни жизни Иуды: веки его столь разрослись, что лишили его зрения.
Длинные веки в народных представлениях являются признаком демонического существа.
В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.
Традиционно, первой экранизацией «Вия», принято считать фильм, снятый в 1967 году, однако:
Вий (фильм, 1909)
«Вий» — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова. Снят по мотивам одноимённой повести Гоголя. Один из первых фантастических игровых фильмов, созданных в России. Первый российский фильм ужасов. До наших дней не сохранился.
Вий (фильм, 1916)
«Вий» — также немой художественный фильм Владислава Старевича, снятый в 1916 году по мотивам одноимённой повести Николая Гоголя. До наших дней фильм не сохранился.
Вий сделано на Мосфильме
И так: «Вий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноимённой повести Н. В. Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн. зрителей). Многократно упоминается как первый и единственный фильм ужасов, снятый в СССР. Хотя авторы планировали сделать романтическую фильм- сказку, экранизацию классического произведения. Естественно, хотели как лучше, а получилось…
В советском кинопрокате фильм занял 13 место (символично). И мистики в фильме хватает:
Александра Завьялова изначально утвержденная на роль Панночки, сразу после начала съемок тяжело заболела. В итоге будущий муж актрисы, режиссер Резо Эсадзе требовал, чтоб она отказалась от роли.
Неоднократно упоминается, что после выхода на экраны «Вия» всесоюзная слава Натальи Варлей, обрушившаяся на актрису благодаря роли Нины в кинокомедии «Кавказская пленница», неожиданным образом закончилась. Огромное количество писем от поклонников с предложением „руки и сердца“ резко сошло на нет. 4 года актриса не снималась в кино. Сама Варлей оправдывает свое отсутствие на экране словом, данным Юрию Катину-Ярцеву, преподавателю театрального училища им. Б. Щукина, в котором Варлей начала учиться.
Неудача постигала неоднократные попытки показать «Вия» во время морского круиза. Стоило фильму начинаться, разыгрывался шторм, успокаивавшийся сразу же после прерывания сеанса.
Деревянная церковь Пресвятой Богородицы, в селе Горохолино-Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области в которой снималось ряд сцен фильма, сгорела дотла 20 февраля 2006 года. По официальной версии пожар возник в результате нарушения правил монтажа и эксплуатации электросети.
Честно говоря, впервые увидев этот фильм, я долго не могла понять, чего так боялись мои родители, много лет назад. От самого Вия я долго находилась в неком шоке. Поскольку по сравнению с современными фильмами ужасов, Вий оказался сказкой на ночь. Лишь со временем пришло понимание всей глубины повести и её экранизации.
Вия много не бывает!
В 1996 году появляется на свет украинская мультипликационная экранизация "Вия". Мультик хороший, особенно для того, что бы за 19 минут освежить в памяти экранизацию 1967 года. На украинском прикольнее.
В 2007 году на объединении „Мастер ТВ“ по заказу „ТРК „Петербург-Пятый канал“ вышел документальный фильм Нонны Бокаревой «Вий. Ужас по-советски», посвященный съемкам «Вия».
Скоро на экранах страны появится новый «Вий» (2009) — российский художественный фильм режиссёра Олега Степченко, по мотивам первой рукописи Н. В. Гоголя.
Сюжет:
Начало 18-го века. Картограф Джонатан Грин совершает научное путешествие из Европы на Восток. Проследовав через Трансильванию и преодолев Карпатские горы, он попадает в затерянную среди непроходимых лесов деревушку. Только воля случая и густой туман могли занести его в это проклятое место. Народ, живущий здесь, не похож ни на один доселе виданный путешественником. Эти люди, оградив себя от остального мира глубоким рвом, наивно верят, что смогут уберечься от нечисти, не понимая, что она уже давно поселилась в их душах, и только ждет случая, чтобы вырваться наружу. Даже в страшном сне ученый-материалист не предполагал, что здесь ему уготована встреча с верным слугой дьявола.
Ждем с нетерпением!