Эпос о Гильгамеше
Эпос о Гильгамеше

Ассирийский рельеф, изображающий героя шумеро-вавилонского эпоса Гильгамеша. VIII в. до н. э.


Сюжет


Гильгамеш- царь Урука эгоистичный, избалованным властью, жестокий человек.
Чтобы сбить его спесь, боги создают Энкиду, равного ему по физической силе, но цельный по характеру Неиспорченный естественный человек одерживает над Гильгамешем моральную победу. Он уводит его в степь и в горы, освобождает от всего наносного, превращает его в человека в высшем смысле этого слова.
Главным испытанием для Гильгамеша оказывается не столкновение с хранителем дикого, не тронутого топором кедрового леса Хумбабой, а преодоление искушений богини любви и цивилизации Иштар. Могущественная богиня предлагает герою все, о чем он мог только мечтать до встречи с Энкиду, — власть не в одном городе, а во всем мире, богатство, бессмертие. Но Гильгамеш, облагороженный дружбой с человеком природы, отвергает дары Иштар и мотивирует свой отказ доводами, которые мог бы выдвинуть Энкиду: порабощение ею свободных животных — обуздание свободолюбивого коня, изобретение ловушек для царя зверей льва, превращение слуги-садовника в паука, уделом которого становится беспросветный труд.
Таким образом, впервые уже на заре цивилизации была выдвинута идея, которую затем на протяжении веков и тысячелетий будут открывать заново поэты и мыслители, — идея враждебности цивилизации и природы, несправедливости освященных богами отношений собственности и власти, превращающих человека в раба страстей, самыми опасными из которых были нажива и честолюбие.
Развенчивая заслуги Иштар в освоении природы в интересах цивилизации, автор поэмы превращает честолюбца Гильгамеша в бунтаря-богоборца. Прекрасно понимая, откуда исходит опасность, боги принимают решение уничтожить Энкиду. Умирая, дитя природы проклинает тех, кто способствовал его очеловечению, которое не принесло ему ничего, кроме страданий.
Казалось бы, смерть Энкиду — конец всему. И на этом естественно бы кончить повествование о Гильгамеше, возвратив его в родной Урук. Но автор поэмы заставляет своего героя совершить новый, самый выдающийся подвиг. Если ранее Гильгамеш обличал одну богиню Иштар, то теперь он восстает против решения всех богов умертвить Энкиду и отправляется в подземный мир, чтобы вернуть другу жизнь. Этим самым он восстает и против вековой несправедливости — боги удержали бессмертие только для самих себя.
Проблема жизни и смерти, как это ясно из погребальных обрядов самых отдаленных времен, всегда волновала человечество. Но впервые в мировой истории ее постановка и решение даются на уровне трагического понимания мыслящим человеком несправедливости разлуки с миром и близкими людьми, непринятия им непреложного закона уничтожения всего живого.






Автостопом по гаремам - 2.10


Читать далее
Ответ один


Читать далее
Антигерои из книг, легенд и т.д.


Читать далее

Автор поста
Tiff {user-xf-profit}
Создан 8-11-2008, 00:56


527


5

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.      Пользователь offline Sweet Cherry  
    Волшебник
    #1 Ответить
    Написано 8 ноября 2008 07:21

    Интересная легенда...


  2.       Jarlacs
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 8 ноября 2008 07:52

    интересно...


  3.       Imperator
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 8 ноября 2008 12:32

    читала в школе


  4.       Seleneta
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 8 января 2009 10:38

    Найдете - почитайте. Очень интересный Эпос. winked


  5.      Пользователь offline TeRanIka  
    Мечтатель
    #5 Ответить
    Написано 25 июля 2009 20:11

    Ещё в глубоком детстве читала о нём, в упрощённом варианте кончено. Очень такие страшные "сказки". book



Добавление комментария


Наверх