Джон Р.Р. Толкиен относился к теме волшебной сказки очень серьёзно. Он показал её силу на примере собственных произведений. Он нашёл путь в эту волшебную страну. И это произошло в то время, когда Европа ещё не вполне оправилась после разрушительной войны, развязанной фашизмом. Ужасы второй мировой войны нуждались в терапевтической рефлексии. Нужно было трансформировать или растворить этот ком вины и страха, агрессии, боли.
Век истребительных войн, век неврозов, век радиации, век СПИДа – двадцатый век очень мало доброго оставил на память о себе. Писать историю, когда один год страшнее другого, когда вслед за стихийным бедствием идёт очередная война… Писать историю на таком фактическом материале довольно сложно: нужно быть, по – настоящему «толстокожим».
Люди не могли принять своё прошлое, не могли забыть своё прошлое. Настоящее было зыбко, оно обставлялось различными идеологиями то так, то эдак. Настоящее переиначивали по своему вкусу с одной стороны, коммунисты, с другой – капиталисты (и в том и другом случае, речь о сравнительно малых элитарных группах). Всё, что происходило после 1945-го было неврозом. Вскоре мир был перекроен заново и началась «холодная война».
С середины двадцатого века и до Миллениума включительно развивалось направление Фэнтези в литературе, кино и музыке. Причина такого интереса к Эльфам, драконам и рыцарям кажется очевидной. В иллюзорном, придуманном мире легче одержать победу над злом, чем в реальности. Что же здесь попадает под определение зла? Бедность, одиночество, неудачи, социальная несправедливость.
Здесь важна причастность к победе над злом. То есть, достаточно проследить за судьбами главных действующих лиц того или иного произведения. Как правило, фэнтезийный персонаж понятен и прост. Это герой с незамысловатой судьбой, выходец из неприметной среды... Но однажды происходит нечто (угрожающее всему миру), происходит поворотное событие (встреча с Магом, Мудрецом, Учителем).
Затем следует путешествие, на протяжении которого главный герой попадает в передряги, находит и теряет друзей, учится, взрослеет, приобретает новые качества, развивается и вот он подходит к финальной схватке с олицетворённым злом.
Эта канва повествования свойственна большей части произведений в стиле фэнтези. Характерно, что символом абсолютного зла у Толкиена является кольцо всевластья. Словом, параллель с реальными историческими событиями очевидна.