Конструктор миров. Теория Магии
Краткий курс теории магии
Константин Асмолов АКА Маккавити, Илья Кирилловский АКА Битютень

Наличие в мире магии считается одной из важнейших характеристик, отличающих фэнтези как жанр и фэнтези-мир как сеттинг, однако, для большей части аудитории она остается неким фактором Х, универсальной отмазкой, призванной объяснить тот или иной феномен.

Понятно, что Магия – в каждом мире разная, причем эта «разность» складывается из целого комплекса факторов. Именно они и определяют, что данная магия может и чего нет. Понятно, что каждая игровая система или автор книги называют магией нечто свое, и обсуждение общих теорий магии очень часто упирается в то, что у каждого в голове своя модель магии и принципов ее работы, - причем данную модель человек считает универсальной и распространяющейся по умолчанию на все сеттинги .

Понятно и то, что описание магии для мастера или игрока может очень сильно разниться – то, что со стороны представлений о мире среди персонажей кажется Чудом или верхом непредсказуемости, с мастерской точки зрения может опираться на стройную логичную систему.

Дополнительная сложность заключается в том, что если география или политика сеттинга могут быть в той или иной мере аналогами земных, то действующая магия сама является субконструктом и потому сложна для обсуждения.

Легко поддаться на иллюзию того, что «магия может все». Но это не так. Каждая система магии имеет определенные законы и, пытаясь разобраться в том, «как выглядит магия в этом мире», логично составить список вопросов, ответы на которые позволят описать это явление во всех подробностях. Эти вопросы (точнее – характеристики магии как феномена) и составляют основную часть текста ниже.

Классификация магии по источнику (принципу) работы

Начинать надо с того, откуда магия берется и как она работает. Рискнем предложить классификацию магии по базовому «источнику» или основному принципу ее работы, которая описывает все основные варианты.

Вариант 1. Магия Знания. Зиждется на том, что в мире есть некие не до конца понятные законы, использование которых может позволить магу изменить естественный ход событий. Условно говоря, использование магии знания сродни применению компьютерного вируса, который позволяет временно изменить механику работы системы. При этом само заклинание является как бы текстом программы (пишется по известному шаблону либо каждый раз заново с учетом специфики ситуации), а компоненты и атрибуты выполняют роль «железа», необходимого для подключения. Этот принцип делает магию более всего похожей на науку и технологию – просто в одном случае нужно нажать на выключатель, чтобы по проводам побежал ток и загорелась лампочка, а в другом – вылить в уши каменного чебурашки банку йода и сказать «Тарабумба», после чего статуя чебурашки засияет небесным светом.

Объяснение магии через «тайное знание» является одним из наиболее старых по времени. Сюда относится и теория истинного имени, когда достаточно просто правильно назвать существо или предмет, и власть над ним будет обретена, и разъяснения действенности магического эффекта через принципы подобия или распространения – протыкаем копьем нарисованного мамонта для обеспечения удачной охоты.

Вариант 2. Магия Силы. Постулирует наличие в мире магической энергии (Силы, Маны, Ци), которую можно использовать и направлять, обычно посредством пропускания ее через себя. Сила может быть заключена в человеке или в окружающем его мире (такой вариант сверхъестественных способностей часто называют псионикой). Она может быть рассредоточена в окружающей среде, как это происходит в мире Темного солнца, может иметь мистически-космическое происхождение (мана в классическом полинезийском понимании).

«Энергетическое» объяснение магии достаточно распространено среди мастеров, ибо понятно человеку ХХ века. Однако само по себе оно относительно ново – ведь для того, чтобы оно появилось, требуется распространенное представление об энергии как таковой. Не случайно ранние варианты теорий магии Силы нередко ставили знак равенства между Силой магии и Силой духа (включая пафос эмоций), не говоря уже о Силе как сексуальной потенции (вспоминаем, что второе значение термина «мана» – сперма, а слово «манаиа» обозначало и колдуна, и искусного любовника). Сюда же – и представление о магических свойствах крови.

Вариант 3. Магия Сделки. Носителем магии является некая внешняя сила или сущность, которая может иметь или не иметь личность. Эта сущность наделяет мага определенными сверхъестественными способностями, но делает это в обмен на что-то, и б0льшая сила нередко приходит в обмен на дополнительные обязательства со стороны клиента.

Дальнейшее разделение магии данного типа можно провести не столько по линии классификаций типов «патрона», сколько по линии того, чем именно человек платит за право использования магии. В классическом фэнтезийном «клерицизме» речь идет о сделке «магия в обмен на этику» – священник личным примером распространяет в мире этику, философию и религию своего бога, а тот наделяет его какими-то божественными силами – в качестве и награды и инструмента. При этом поддержание праведного образа жизни может требовать времени и усилий, сравнимых с затратами на усвоение Знания или тренировку умения пользоваться Силой.

Сюда же относятся и разнообразные виды магии хаоса и смерти, итогом которых является полная мутация или превращение в нежить, а также запретная магия из систем типа зова Ктулу, использование которой постепенно разрушает человеческое сознание, ибо постоянное использование абсолютно чуждой человеку магии сводит его с ума.

Такое объяснение магии тоже достаточно старо – достаточно вспомнить представление о продаже души дьяволу в обмен на кастовалку.

Вариант 4. Магия Веры. Ее источником является совокупная вера индивидуума или сообщества индивидуумов в то, что «это можно сделать». Сюда же относятся и представления о том, что «ложки нет», вот и упрощенный вариант магического представления Мира Тьмы, сводящий к тому, что «сейчас» (ключевое слово) самолеты летают только потому, что подавляющее число людей верит в справедливость законов физики.

Иные важные характеристики

Кроме источника магии, определяющего основные принципы ее работы, каждая магия обладает и некоторым набором дополнительных параметров, которые отнюдь не всегда прописаны «по умолчанию». Именно потому мы их здесь перечислим, тем более что величина того или иного параметра очень часто является способом балансировать или ограничивать всевластие магии с сюжетной или игротехнической точки зрения.

Всеобщность. Насколько при помощи магии можно достичь любого эффекта, или же магия позволяет вмешательство только в определенные области или сферы ? Есть ли одновременный доступ ко всем сферам и техникам магии, или каждое направление надо учить отдельно? Концепция ДнД, несмотря на наличие магов-специалистов, подразумевает, что у мага изначально есть доступ ко всем направлениям. Иной вариант – магия Седьмого моря, где каждый тип магии имеет относительно узкую область применения. Или МтА, где изначальное количество известных магу сфер ограничено, а затем проще прокачивать до максимума несколько, чем быть профаном во всех.

Предельность. Тесно связана со всеобщностью, но ставит границы иного рода. Есть ли принципы ограничения магии, и, если есть, то каковы они. Иными словами, что данный вид магии НЕ может? К примеру, масштаб возможностей ДнД-шного мага велик, но лечить он не может: это остается привилегией священников. Кроме того, при всем разнообразии сфер магии ДнД, она не позволяет путешествовать во времени.

Это же касается набора ограничений и более узких сфер магии. К примеру, если в мире есть телепатия, то работает ли она только на людей? Или на любое разумное существо? Или на любое живое? Некромантия может оказаться магией, воздействующей только на мертвую материю, вследствие чего некромант-аниматор не может напрямую повредить живому существу.

Сюда же – вопрос о том, есть ли привычное по ДнД разделение способностей по уровням/ кругам Силы. Проще говоря, может ли ученик мага применить заклинания высшего уровня – в данном случае важна именно сама теоретическая возможность, а не то, чем ему придется за это заплатить и какова реальная вероятность того, что все получится.

Врожденность. Насколько способность стать магом доступна всякому? Если налицо некие дополнительные ограничения или специальные критерии отбора, то каковы они? Пол (Джордан и не только), происхождение («эльфийская кровь» или аристократы Седьмого Моря), особое переживание (некоторые варианты шаманизма предполагают, что шаманом можно стать только после сильного шока, желательно на грани смерти) , специальный ритуал посвящения или «открытия третьего глаза», что-то еще?

Обучаемость. Даже если магия – дар, переходящий по наследству, нуждается ли такой дар в специальном развитии, или он проявляется автоматически? Насколько маг способен научить другого «с нуля» или передать ему свой личный опыт на уровне ощущений или формул? Возможен ли вариант «волшебника-недоучки»? Если обучение есть, то на что оно более похоже – на обучение (точным) наукам или на преподавание искусства (это сильно влияет как минимум на методики), и что надлежит тренировать – логику, память, креативное мышление? Может ли ученик превзойти учителя, действуя строго в его стезе?

Креативность. Насколько все заклинания являются готовыми рецептами, или маг может экспериментировать, модернизируя или меняя эффекты? Может ли маг открыть новую область магии или создать новый стиль, и, если да, то надо ли для этого быть архимагом?

Отчуждаемость. Насколько магические эффекты могут воздействовать не только на мага, но и на кого-то еще? Может ли маг передавать часть своей силы или способностей другому (опять-таки, – магу или не магу?) или переносить ее в предметы, создавая таким образом магические предметы, либо «заряжая батарейки»? Насколько самодостаточен маг в своих исследованиях, и существует ли возможность кооперативной магии, когда на достижение общего эффекта работает несколько магов?

Уровень сопротивляемости. Есть ли в мире «спасбросок» и если да, то требует ли он осознанного действия со стороны жертвы или срабатывает безотносительно того, знает ли жертва о магической атаке или чувствует ее? Зависит ли этот параметр от уровня жертвы и может ли быть модифицирован? Если в магии есть телепатия, обеспечивает ли она полную прозрачность мозгов, или у сканируемого есть шанс закрыться? Насколько легко защититься от магии иным способом – например, есть ли поверье, что железная иголка в одежде гарантированно спасает от любого проклятья?

Сюда же – общий баланс возможностей магии с точки зрения соотношения «атакующих» и «защитных» чар и их относительной эффективности. Нет ли в мире широко распространенного ресурса, способного нейтрализовать магию? Ибо, если любое серебро на теле полностью нейтрализует магические эффекты, и при этом данный металл чрезвычайно широко распространен (так, что антимагический амулет не носит только дурак или тот, у кого его только что украли), возможность мага серьезно влиять на окружающих существенно ограничена.

Подконтрольность. – насколько маг в состоянии представить себе масштаб результата и всегда ли есть уверенность в том, что заклинание сработает как надо? Есть ли шанс провала или критической неудачи? Если да, то насколько он велик и с чем связан? И насколько в случае критического промаха силы выходят из-под контроля мага, способны ли они вызвать противоположный эффект или ударить по самому заклинателю?

Воспроизводимость. Существуют ли готовые «рецепты» заклинаний, которые можно неограниченно повторять, или каждый раз при использовании чары маг фактически создает нечто уникальное? Является ли заклинание ученика мага слепком с заклинания учителя, при котором ему никогда не достичь уровня мастера?

Это достаточно важно, так как малая воспроизводимость магии исключает возможность «поточного производства» чар и тем более, магических предметов – если каждый из них Шедевр, то «великий маг Леонардо может написать много картин, но двух одинаковых Джоконд среди них не будет»

Спонтанность. Можно ли использовать заклинания без предварительной подготовки, либо их обязательно готовить заранее с риском оказаться в положении, когда ни одна из запомненных чар не годится для данного случая?

(бес)Конечность. Насколько безгранично использование магии, и если ресурсы мага конечны, то за счет чего? Ведет ли применение магии к повышению физической или психической усталости, вследствие чего на определенном этапе маг просто падает от измождения и не может кастовать? Связано ли это с конечным объемом магических сил, зависящим от уровня мага или иных способностей? Либо, как это сделано в ДнД, маг обладает строгой прогрессией заклинаний.

Зависимость от внешних источников. Нужны ли магу для достижения целей дополнительные ресурсы (башня, посох, фамилиар, библиотека гримуаров, мешок маткомпонентов), или он может творить чары и без них? Если они нужны, то насколько витально их отсутствие – маг не способен к волшебству вообще или его заклинания не имеют полной силы? Вообще, работает ли заклинание всегда, или его можно применять в строго определенное время или в определенном месте? Насколько на его успех влияет наличие аудитории или ее благожелательная (негативная) реакция?

Зависимость от точного соблюдения ритуала. Должна ли жертва быть непременно черным петухом, или сойдет любой размороженный бройлер? В одном случае (обычно это характерно для магии Знания) он сродни рецепту, когда эффект может быть достижим только при полном и абсолютном соблюдении всех деталей «технологического процесса». В иных он скорее играет роль атрибута – определенного средства, которое помогает настроиться или облегчает процесс, но не является непременным условием успеха.

Продолжительность заклинания по времени. Действует ли оно мгновенно, «по щелчку пальцев», или его надо «проговаривать» в течение пары минут так, что в ситуации угрозы жизни на произнесение просто не хватит секунд? Если второе, то можно ли произносить заклинание по частям, оставляя для решающего момента последнее (ключевое) слово?

Распространенность и социальность магии

Это еще два важных параметра, отчасти вытекающие из вышеперечисленных особенностей, но при этом во многом определяющие порядок влияния магии на мир.

Распространенность магии в мире в первую очередь означает общий уровень насыщенности мира магией данного типа, особенно – с точки зрения количества практикующих магов. Типичным примером низкой насыщенности мира магией является Средиземье, или сеттинги, привязанные к средневековой Европе – в обоих случаях, несмотря на волшебность мира в целом, магов крайне мало, а по-настоящему серьезный маг имеется один на континент, является редкой легендой или не принадлежит этому миру полностью (Гэндальф как Истари или Мерлин как существо, родившееся от демона).

Средний уровень примерно равен сеттингу ДнД, когда магическая лавка есть в каждом городе (в больших городах – и не одна), а придворный маг является штатной должностью не только верховного правителя, но и средней руки феодала. Вне зависимости от того, Дар это, ремесло, наука или искусство, магов хватает, и приобщиться к их числу не особенно сложно. Высокий уровень распространенности магии предполагает, что она распространена как умение читать в нашем мире, и «кастуют все». С некоторой натяжкой к этому типу мира можно отнести Эберрон.

Структуру магического сообщеста обычно делают пирамидальной: существует достаточно много магов, которым доступны простые заклинания, но чем сильнее магия, тем меньше имеющих к ней доступ. Но это, скажем так, ДД-шный штамп и один из вариантов структуры, связанный с тем набором признаков, которыми обладает магия этой системы.

С уровнем насыщенности мира магией связан и такой параметр, как Информативность – то, насколько магия (и особенно принципы ее работы) известны в этом мире. Одно дело, когда магия – нечто таинственное и непознаваемое (это не тождественно, кстати, ее малой частотности), совершенно другое – когда о том, как магия работает и чего можно достичь с ее помощью, хорошо знают и не-маги.

С информативностью косвенно связана и Соразмерность как соотношение истории магии и истории мира. Как давно магия является частью миропорядка и на каком уровне находится ее развитие с точки понимания хотя бы ее истоков и разработанности теории?. Одно дело, когда магия (и связанный с ней набор проблем) существует давно (что предполагает и разработанные методики ответа на эти вызовы), другое, когда ее существование было обнаружено или открыто широкой публике совсем недавно, теория не выработана, а ее постижение интуитивно.

Нередок и вариант, когда развитие магии противоположно развитию мира – магия постепенно иссякает, и ни один нынешний маг не в силах повторить результаты магов древности.

Второй важный параметр – Социальность как отношение общества к приемлемости практики магии данной разновидности. Понятно, что если практика магии связана с «поклонением демонам», требует кровавых жертв, чревата безумием, приближает Рагнарек или просто крайне порицается церковью или государством, то, скорее всего, о социализированных магах можно забыть.

Впрочем, тут есть некоторое разделение между безусловной асоциальностью магии, проистекающей из метафизических причин, и ее условной асоциальностью, продиктованной взглядом общественного мнения (к примеру, нормами религиозной морали или воинской традиции).

В первом случае речь обычно идет о магии, чей источник или способ практики указывает на метафизическое Зло, приближает гибель мира либо имеет иной вариант неприемлемой платы, так или иначе связанный с потерей человеческого облика (будь то мутации, сумасшествие или Зов как у Л. Уотт-Эванс). При этом нередко чем интенсивнее используется магия, тем ближе конец мага. «Зов Ктулху» – наиболее яркий пример.

Во втором случае соображения неприемлемости зависят от господствующей этики, и это далеко не обязательно вариант кровавых жертв. К примеру, в обществе типа ацтекского такие жертвы будут важной деталью магической практики, а то и (магия крови в ряде произведений Н. Перумова) источником магических сил вообще. Но целительство, наоборот, может быть запрещено как недостойное вмешательство в законы мира. Ряд разработанных нами миров полагал магию, связанную с ментальным контролем или иллюзиями, более социально опасной, чем некромантия.

Превращение мага в асоциальное существо не обязательно предполагает вариант, когда занятие чернокнижием ставит мага вне общества, ибо некроманты режут девственниц. Асоциальным магом может стать аскет, увлекшийся своей практикой так, что проблемы приключенцев становятся ему малоинтересны. Такой маг может обладать массой возможностей для изменения мира, но может не обладать ни желанием, ни потребностями, ни обязанностями.

Уровень асоциальности также бывает различен и не всегда предполагает извечное «Burn the Witch!» и непременные репрессии со стороны государства (церкви, масс). Иной вариант допускает ситуацию, когда в магию мало кто верит, и лиц, объявляющих себя колдунами, воспринимают как нечто среднее между шарлатанами и сумасшедшими. Или, рано или поздно, маг так или иначе «сжигает себя сам», и его практика не оставляет ему места и времени для социальной жизни – как это происходит в Неизвестных Армиях. Наконец, встречается вариант «Людей Х», когда магов скорее боятся и не понимают, но обязательно пытаются открыто прессовать, опасаясь их воможностей.

Социализированность бывает различной. Магов могут автоматически причислять к элите по факту владения магией; они могут занимать в обществе нишу «научной интеллигенции» или людей искусства; магия может считаться одной из профессий, ценящейся обществом наравне с профессией воина, ремесленника или торговца; магов могут воспринимать как особых людей наподобие олимпийских спортсменов; наконец, их могут воспринимать как неизбежность и необходимость (пусть некромант кошек режет, но зато сколько от него пользы). Впрочем, варианты организации магических сообществ – тема отдельного текста. Как и вопрос о государственном регулировании этого феномена.

Сочетание магии разных типов

Конечно, достаточно часто во многих системах компоненты не присутствуют в чистом виде, но доминирующие начала обычно видны ярко.

В одном сеттинге вполне возможно одновременное существование нескольких моделей. В ДнД-шном мире магией типа «нажми на кнопку (точнее, сложи пальцы и скажи слово силы) – получишь результат», владеют все типы персонажей, которым доступны заклинания. Однако магия Знания зарезервирована для Волшебников, у которых изучение магии сродни науке, Священники формально используют магию Сделки (в АДД это было показано яснее, но…), а Колдуны магию Силы, теоретически связанную с наследием драконьей крови.

С другой стороны, источники магии могут смешиваться. С точки зрения данной методологии клирицизм 2-й редакции АДД является сочетанием двух путей: в основном это Сделка, но возможность использовать два первых уровня чар – есть следствие Веры священника в поддержку бога, именно потому в условиях, когда связь священника с богом по какой-то внешней причине разорвана(например, пребывание на внешних планах), он может применять только их.

Именно потому я намеренно стараюсь не использовать разделение магии на термины типа «магия», «клирицизм» или «псионика», которые у разных авторов могут обозначать совершенно разные вещи. Возьмем для примера «клирицизм» как способности священника: в некоторых системах их трактуют как следствие собственной веры священника, при этом даже не особенно важно, есть ли на самом деле бог; в некоторых это чистой воды магия сделки; некоторые системы используют термин «божьего благословения» или «крестной силы», которую священник как бы пропускает через себя, очищая тело и душу посредством определенных практик и соблюдением определенной этики; наконец, есть вариант «египетских жрецов», когда священники просто являются избранной кастой, представители которой имеют доступ к знанию, в том числе и магическому.
 






Nightwish

Читать далее
Таро (впечатляющие). Младшие арканы

Читать далее
Нектар для феникса (часть3)

Читать далее

Автор поста
Coorio {user-xf-profit}
Создан 12-02-2009, 17:30


1 087


13

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       дарин
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 12 февраля 2009 19:02

    Познавательно.


  2.       Wanderer of Worlds
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 12 февраля 2009 19:16

    Оч интересно)))


  3.       KaZaK
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 12 февраля 2009 19:49

    спасибо за информацию... вроде уже придумал теорию магии для своего мира)


  4.       Lonely Elm
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 12 февраля 2009 23:10

    Интересненько, но так много(


  5.       Valnar
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 13 февраля 2009 20:21

    Всегда отменные статьи заставляющие задуматься. Правдо очень интересно хотя и казалось, что нового ничего не открыл, но опять же упорядоченность материала открывает новые горизонты в написании книг.


  6.       Yulita
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 13 марта 2009 01:50

    Интересно! winked


  7.       kamael
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 20 марта 2009 11:19

    познавательно но больших советов по созданию мира не дает


  8.       VooDoo Doll
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 30 марта 2009 18:17

    Спасибо и нижайший поклон!


  9.       Ася Ландыш
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 1 апреля 2009 03:41

    Расписано настолько качественно и со знанием дела, что кажется, далеко не во всех "мирах" такой порядок и точность..


  10.       Флоримель
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 14 апреля 2009 11:22

    это то, что нужно.


  11.       polumna
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 29 апреля 2009 21:52

    ay


  12.       XDemon
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 7 мая 2009 17:30

    Огромное спасибо smile СПАСИБИШЕ просто wink Давно искал что-то подобное


  13.       Люцефрана
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 31 мая 2009 12:08

    очень познавательно. Спасибо.



Добавление комментария


Наверх