Мюзикл "Демон Онегина"
Опубликовано в разделе: Обзоры » Прочее

  Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин"... вы, если даже и не читали, наверняка наслышаны. Вся такая смелая Татьяна, которая пишет любовное письмо такому из себя байроническому Онегину... Онегин, повеса и франт, скучную деревенскую девушку отвергает, и вскоре её выдают замуж за генерала. Встретив через несколько лет обновлённую Татьяну, светскую львицу и царицу общества, Онегин безумно влюбляется и строчит ей любовные письма... но в финальном объяснении дама произносит: "Я вас люблю, к чему лукавить? Но я другому отдана, я буду век ему верна!" Занавес.
  За почти два века кто только за эту историю ни брался и что только из неё ни делал. И вот, культурная столица - Санкт-Петербург - порадовала нас совершенно новым и просто опрокидывающим прочтением!
Представляю вам контемпорари-мюзикл "Демон Онегина".
Я думаю, слово "контемпорари" вызвало у вас затруднение. Если коротко, это современный вид танца. В отношении к жанру мюзикла имеется в виду, что балетная партия имеет ключевую роль для понимания идеи и сюжета.
  Дело в том, что, не изменив текста Александра Сергеевича, создатели мюзикла, тем не менее, ввели в сюжет новое действующее лицо - Демона.
  Роль у Демона немая, зато танцевальная - именно поэтому его обычно исполняют артисты профессионального балета.
  Появившись на страницах романа, этот таинственный Демон представляет события в совсем другом ключе. Теперь мы видим не просто "энциклопедию русской жизни" с драматичным любовным конфликтом, а борьбу Зла с Добром, то самое, что мы читаем у Достоевского: "Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей".
  Обычно эта борьба заключена в метафизическом пространстве. И, хотя многие из нас хоть раз в жизни испытывали внутренние терзания, отражающие эту борьбу, но взгляду она остаётся невидимой. Визуализация же Демона как персонажа помогла обнажить эту внутреннюю борьбу и вывести понимание романа на новый уровень.
  Чтобы объяснить, какие именно аспекты этого мюзикла приводят меня в такой восторг, я хочу для начала пройтись по основным ключевым сценам и показать вам, как это работает.

 

 

  

  Какая из романтичных и чувствительных барышень, влюбившись, не порывалась писать любовных писем объекту своих воздыханий?
  Но даже и в наше время такие порывы обычно заканчиваются плачевно. Мужчины, как известно, охотники, и когда "добыча" сама идёт в руки - это их скорее отпугивает, чем вызывает интерес. История и литература хранят немало примеров того, как этим ярким поступком - написанием любовного письма почти незнакомому мужчине - девушки напрочь губили возможность счастливых отношений.
  Собственно, это нам мастерски и раскрывает Александр Сергеевич: в его времена такой шаг со стороны девицы мог иметь ещё более катастрофические последствия, чем сейчас! И, тем не менее, милая, искренняя, нежная Татьяна, воспитанная французскими любовными романами - гораздо более фривольными, чем допустимо для целомудренной русской девушки, - Татьяна эта письмо пишет, и запускает процессы, отталкивающие от неё Онегина.
  В мюзикле эта сцена показана крайне драматично. Мы видим, как Демон-искуситель всячески соблазняет Татьяну написать это несчастное письмо, и как девушка из последних сил сопротивляется. Но, в конце концов, её целомудрие не выдерживает напора чувств - письмо написано, и Татьяна оказывается во власти Демона. Почему?
  Демон, как и всякий Демон, развлекается тем, что толкает людей в грехи и пороки. Конкретно этот Демон весьма любит помогать Онегину соблазнять хорошеньких женщин. Татьяна для него - лакомый кусочек, невинная девица, которая наверняка погубит свою душу, если потеряет невинность в руках опытного соблазнителя Онегина. Именно поэтому Демон делает всё, чтобы сподвигнуть Татьяну написать письмо.
 
  

 

 

 

  Следующая ключевая сцена - объяснение Онегина с Татьяной. Здесь Демона поджидает сюрприз: его подопечный вовсе не стремиться обесчестить девицу.
  У Александра Сергеевича этому тоже уделено внимание: письмо Татьяны, искреннее и беспомощное в своей откровенности, тронуло сердце Евгения. Он не мог поставить её на одну доску со светскими дамами, которых соблазнял. Но и жениться на Татьяне почитал для себя невозможным - то ли она ему и впрямь была неинтересна, то ли счёл неподходящей парой.
  Так или иначе, Онегин старается оградить честь и счастье Татьяны, что Демона никак не устраивает, и на протяжении всего объяснения он упорно толкает героев в объятия друг друга.
  Однако Онегин остаётся твёрд и непреклонен. Его достаточно гибкие моральные принципы в этом случае неожиданно прочны. Он вырывается из-под власти Демона, чем вызывает гнев последнего.
 
(ария начинается в 1:11)

 

 

 

  Гнев Демона находит своё отражение в мести. Теперь Демон жаждет погубить Онегина, который так дерзко вырвался из сетей соблазна.
  Искуситель человеческих душ хорошо знает, что сильные стороны человека можно обратить ему во зло. Он берётся за сестру Татьяны - Ольгу - и, пользуясь её добрым и весёлым нравом, соблазняет её кокетничать с Онегиным слишком фривольно. Он берётся за Ленского - честного и отважного юношу - и утрирует его представления о чести.
  Следует неизбежный вызов на дуэль, и Демон не позволяет ситуации выйти из-под его контроля. Онегин приговорён.
  И вот здесь пришло время для сцены, которой в романе Пушкина не было. Это сцена молитвы Татьяны.
  В большинстве случаев сценаристы мюзикла старательно использовали текст романа, подбирая цитаты из разных мест. В этот раз они взяли за основу центральную христианскую молитву - "Отче наш".
  Татьяна обращается к Господу, вымаливая у Него жизнь и душу Онегина; и Демон вынужден отступить, потому что тягаться с Богом для него невозможно. В гневе и неистовстве он старается навредить остальным героям: за свою молитву Татьяна расплатится несчастливым замужеством, а Ленского и вообще ждёт смерть. Конечно же, финал романа Пушкина воспроизведён в точности: Онегин влюбляется в замужнюю Татьяну, но та тверда в своей верности мужу.
 

 

 

 

  Демон нашёл способ отомстить Онегину. Теперь жизнь Евгения наполнена двумя кошмарами: он постоянно вспоминает убитого им друга - и он постоянно не получает ответа на письма Татьяны. Снова и снова Демон погружает сознание Онегина в эти кошмары: он раз за разом переживает смерть друга и потерю любимой женщины. Эти постоянные воспоминания сводят Онегина с ума, и он влачит жалкое существование во французском "доме скорби" - приюте для сумасшедших.
  Но финал мюзикла всё-таки полон надежды. Мы узнаём, что все эти годы Татьяна продолжала молиться о своём возлюбленном, и молитва её сыграла решающую роль: перед смертью Онегин освобождается от власти своего Демона и уходит на встречу с Богом. Торжество любви, пусть и в непривычном нам смысле, свершилось. 
 

 

 

 
  Можно сказать, что этих мюзиклов на самом деле два. Дело в том, что была первая прокатная версия - и она несколько отличается от окончательной.
  В прокатной версии сюжет строится так: мы видим постаревшего Онегина, который во власти Демона  мучается воспоминаниями. Основной сюжет - это именно те самые воспоминания, которые герой переживает снова и снова, снова и снова. И в финале мы видим разрешение этой истории: герой умирает, но душа его Демону не досталась.
  В окончательной версии всё закручено весьма лихо и, на мой личный вкус, немного сыровато. В завязке мюзикла мы видим зрелую Татьяну, которая плачет о своей несложившейся судьбе. Она жалеет о своём далёком решении, вспоминает роковые слова: "Но я другому отдана!" - и повторяет: я прожила не свою жизнь, я родила не своих детей. Татьяна согласна продать душу за то, лишь бы вернуться в прошлое и изменить ту роковую встречу. Демон, конечно, тут как тут. И основной сюжет - это именно "вторая попытка" Татьяны (здесь, на мой взгляд, первая сыроватость: если Татьяна "попаданка" в собственное прошлое - почему она повторяет все свои ошибки и действует по-старому?). В момент выбора Татьяна пытается остаться с Онегиным: "Теперь лишь вам я отдана!" - но почему-то в последний момент передумывает (и это вторая сыроватость: совершенно неясно, почему она в последний момент всё-таки решила сохранить верность мужу). В финале нам показывают изменившуюся Татьяну: она говорит: "Нет, я прожила свою жизнь. Со своим мужем. Родила своих детей". В целом, идея, конечно, роскошная, но отмеченные мной моменты меня напрягают.
  Видео немного контрафактное, но если будете смотреть, то там ещё одна сыроватость: Демон срывает с Татьяны жемчужное ожерелье. Это свадебный подарок её мужа. По идее, такой жест должен был символизировать как раз освобождение от брака, а здесь - наоборот.

 
  Варианты финала вообще весьма интересны. Решающее объяснение между Татьяной и Онегиным переигрывалось несколько раз. В первых версиях оно имело более страстный характер: Онегин целовал Татьяне плечи, ноги; иногда разыгрывали поцелуй в губы. Позже этот вариант был заменён на более целомудренный - герои стали просто вальсировать.
  Кстати, многие критики отмечают недостаток целомудрия в некоторых сценах. То у Татьяны слишком откровенный наряд, то Демон явно имитирует сцены сексуального характера. Картинки под спойлером, хотя особой откровенности в них нет. Но Демон с обнажённым торсом, конечно, хорош!
 

 
  Ещё один интересный момент - в некоторых случаях Демона играла женщина, К.Кузьмина! Я бы сочла это не очень удачным ходом, если бы не её бесподобная игра - можно смотреть и смотреть, и восхищаться!

 

 

 

  Я в принципе фанат жанра мюзикл, но при этом далеко не все произведения этого жанра вызывают у меня положительные эмоции. Тем более, когда речь идет об интерпретации русской классики.
  Но "Демон Онегина", по-моему, настоящий шедевр! Здесь есть всё: сюжет и картинка, музыка и танец, драматическая игра и эмоции. 
  Мне очень по душе сама концепция - по-моему, такая трактовка позволила углубить смысл романа, извлечь из него потенциал, который в классическом прочтении остаётся за кадром. А.С. Пушкин был человеком верующим, поэтому закулисная борьба бесов вполне вписывается в контекст его творчества. 
  Ещё мне понравилось бережное отношение к авторскому тексту. Многие арии мюзикла составлены из тщательно подобранных друг к другу отрывков романа. Особенно мне нравится вызов на дуэль - ведь в  оригинальном тексте этот момент, конечно же, отсутствует! Конечно же - потому что по правилам того времени дело делалось через секундантов. Однако авторы либретто мастерски скомпилировали разные фразы Ленского, Онегина и автора, умудрившись еще и в рифму их подобрать, и получили новую цельную сцену! По-моему, это фантастика!
  Я восторге от игры разных исполнителей, и готова пересматривать снова и снова разные моменты с разных съемок. Из разных исполнительниц роли Татьяны мне больше всего нравится Вера Свешникова (именно её вы видели во фрагментах выше). Она кажется мне и внешне похожей на Татьяну, и её игра трогает меня сильнее всего - особенно в "Молитве". Из Онегиных мне нравится Кирилл Гордеев и Иван Ожогин - у них довольно разные Онегины, но каждый цепляет чем-то своим.
  Очень интересна музыкальная сторона - там, кажется, постарался Глеб Матвейчук. Есть отсылки к опере Чайковского. Но самое фантастическое - перекликание тем в разных ариях, как мотив из одной арии входит в другую, обогащая её и наполняя новыми смыслами.
  Нельзя не отметить красоту постановки. Декорации, костюмы, интерактивные элементы, вращающаяся сцена...
  Наверно, из всех моих любимых мюзиклов этот я пересматриваю чаще всего. Однажды специально ездила в Питер, только чтобы вживую посмотреть. Атмосфера - непередаваемая!
 

 

   А вот несколько фотографий, которые помогут вам погрузиться в эту атмосферу!

 

Ленский и Ольга

 

Татьяна и Демон 

 

Няня и Татьяна

 

Татьяна и Демон

 

Татьяна и её муж

 

Бал в Петербурге

 

 Татьяна

 

Ночь Ивана Купалы

 

Татьяна и Онегин

 

Татьяна и Онегин, слева - муж Татьяны

 

Татьяна, Онегин и Демон

 

А это - шуточные фото артистов к Хэллоуину :)

 

 

 

 

 

   И, конечно, самое главное - подборка видео!

 


Полная версия первой постановки, Онегин - Гордеев
 
Полная версия первой постановки, Онегин - Ожогин
 
Прощание Татьяны и Онегина
 
Мечты Татьяны и встреча с Онегиным
 
Свадьба Татьяны и бал
 
Ленский наблюдает за танцем Онегина и Ольги

 

 
Серенада Ленского для Ольги
 
Кредиторы ловят Онегина

 

 
 
Надеюсь, вы полюбите это чудо!
Ваша Лиэнь.


  • 0

Добавить в закладки:

Метки новости: {news-archlists}

Автор: Лиэнь | 27 июня 2018 | Просмотров: 160 | Комментариев: 6




#1 Пишет: Пользователь offline Тимирлан (28 июня 2018 04:49)
Группа:
Продвинутый мечтатель
Статус: Пользователь offline
1773 комментария
114 публикаций


Лиэнь, четыре дня, говоришь... Оценил масштаб работы. И то, как вообще классные обзоры пишутся.
Вечером с работы приду, всё внимательно прочитаю. Пока просто обратил внимание на оформление, строение.
Интересно, я бы посмотрел, но в живую.
Видео лишь дразнит воображение.))


--------------------
Регистрация: 28.09.2010 | | |
   


#2 Пишет: Пользователь offline Лиэнь (28 июня 2018 18:09)
Группа:
Придворный маг
Статус: Пользователь offline
5696 комментариев
148 публикаций


Тимирлан, четыре дня, потому что много отвлекалась и начинала пересматривать)) Таки да, вживую вообще словами не передать! Но и видео тоже пробирают))


--------------------
Регистрация: 10.04.2008 | | |
   


#3 Пишет: Пользователь offline Genevieve (29 июня 2018 18:29)
Группа:
Волшебник
Статус: Пользователь offline
1796 комментариев
73 публикации


Божечки, я даже вспомнила пароль!)) 

А обзор крут и еще раз очень крут)

Регистрация: 21.09.2008 | | |
   


#4 Пишет: Пользователь offline Лиэнь (29 июня 2018 18:58)
Группа:
Придворный маг
Статус: Пользователь offline
5696 комментариев
148 публикаций


Genevieve, я свой раза с седьмого взломала)))
Спасибо))


--------------------
Регистрация: 10.04.2008 | | |
   


#5 Пишет: Пользователь offline Rыся (30 июня 2018 09:28)
Группа:
Верховный маг
Статус: Пользователь offline
825 комментариев
275 публикаций


Как я скучала по таким обзорам)
Спасибо, Лиэнь, что возрождаешь!
 
Я, к слову, рада, что Татьяна в мюзикле "одумалась" и поняла под конец, что и муж, и дети - её. Образ пушкинской Татьяны теплый живой практичный уверенный. Его Татьяна никогда бы даже не подумала отказаться от кровных детей в пользу подростковой интрижки.


--------------------
Регистрация: 29.12.2007 | | |
   


#6 Пишет: Пользователь offline Лиэнь (30 июня 2018 20:29)
Группа:
Придворный маг
Статус: Пользователь offline
5696 комментариев
148 публикаций


Rыся
У меня еще куча идей)))
Да, мне тоже понравилось, как они обыграли с "одумыванием" - но детали не проработали, и это печаль(( 


--------------------
Регистрация: 10.04.2008 | | |
   


Информация
Посетители, находящиеся в группе Путники, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


Наверх