В российский прокат вышла мелодрама "Сумерки"
"Сумерки" - это экранизация первого романа популярной подростковой эпопеи американской писательницы Стефани Мейер. За последние три года серия под общим названием "Сумерки" стала чем-то вроде "Гарри Поттера" для романтичных и немного мрачных девочек-подростков.
За экранизацию взялась женщина-режиссер Кэтрин Хардуик (автор подростковой драмы "Тринадцать", фильма про серферов "Короли Догтауна" и религиозного байопика "Рождение Христа"). И уже за первый уик-энд проката в США фильм собрал больше $70 млн, в основном из карманных денег юных дев.
Старшеклассница Белла Свон приезжает пожить к отцу в северный городок Форкс, чтобы дать матери насладиться обществом нового мужа. Белла записывается в местную школу, заводит приятелей, но все ее внимание вскоре переключается на семью Калленов - детей местного врача.
Они очень красивы, изящно одеваются, держатся особняком и, по общешкольному мнению, всех презирают. Больше всего Беллу завораживает юноша Эдвард Каллен. Заносчивый Эдвард впервые в своей школьной жизни обращает внимание на девушку и ведет себя как типичный неуверенный подросток: то заговаривает с Беллой на уроках, то советует ей больше к нему не обращаться. Виной всему, как ни странно, не пубертат: Эдварду уже лет 80. Просто он вампир, и все его домочадцы тоже. Правда, вампиры они хорошие, "вегетарианцы". Это значит, что Каллены пьют только кровь животных, а людей по возможности не трогают. К тому же кровососущая семья оказывается всепонимающей и действительно дружной в лучших американских традициях (иногда даже выезжают в лес поиграть в бейсбол) и готова принять новую возлюбленную Эдварда в качестве кого-то между новой игрушкой и кандидатом к превращению в вампирессу. Все было бы приятно-тревожно и в целом хорошо, если бы в городе не обитали помимо Калленов и другие вампиры. Отнюдь не столь человеколюбивые, прознав о существовании Беллы, они загораются желанием увести у конкурентов девочку и употребить по назначению - в пищу.
В фильмах про вампиров, даже самых плохих, всегда есть какая-то неодолимая привлекательность: соблазнительное сочетание насилия и красоты, крови и юмора, идеи праведного возмездия и всемогущества аморальной личности. Такое сочетание задается инерцией жанра. И даже самым плохим режиссерам с этим не так-то просто совладать. Стоит признать, что Кэтрин Хардуик делает для этого многое.
Впрочем, ее картина имеет к классическим фильмам о вампирах косвенное отношение. И дело не в том, что фильм про любовь: про любовь, к примеру, и "Голод" Тони Скотта - один из лучших, кажется, вампирских фильмов. "Сумерки" - обыкновенное девчачье кино со вздохами даже, пожалуй, не киношного, а телевизионного качества (уровня подростковых сериалов вроде "Бухты Доусона"). Отличие именно в том, что вместо яркого солнца подростковых мелодрам тут царят заглавные сумерки.
Фильм действительно очень темен, и на пару минут это заставляет задуматься: нет ли тут скрытого смысла? Но его, кажется, нет. Надев черные очки, растерянный похотливый подросток не превращается в Оскара Уайльда или Йана Кертиса. Бескровный фильм про вампиров-вегетарианцев оставляет печальное чувство импотенции, по определению противоречащей эротической вампирской теме.