Двадцать с лишним лет назад эта мелодия била рекорды по популярности. "Всегда быть рядом не могут люди..." - беззаботно мурлыкали москвички, возвращаясь с первых свиданий. Они воспитывались в правильной стране и поэтому не верили, что случаются разлуки длиною в жизнь.
Наивные девочки семидесятых, в клешах и плиссированных юбках, они не знали, что песни бывают роковыми - как проклятья. И бывают роковыми фильмы.
Эта картина могла бы стать первым отечественным мюзиклом. Снятая по голливудским канонам в рекордно короткие сроки - за полтора месяца, она была показана по телевидению всего один раз, в новогоднюю ночь 1979 года.
Это был фильм о невозможной любви средневековой принцессы и американского художника, живущего в XXI веке. Они встретились на Млечном пути, в несуществующий лунный день - "31 июня"
Сюжет
Действие фильма происходит в двух временных линиях в XI-м и XXI веке в один сказочный день 31 июня. Король Мелиот ищет жениха для дочери принцессы Мелисенты. Те претенденты на её руку, что живут с ней в одно время, принцессе не подходят. Злой волшебник Мальгрим устроил недолгую встречу Мелисенты и Сэма Пенти, жителя XXI-го века на звёздном мосту. Молодые люди полюбили друг в друга с первого взгляда. Но за их соединение Мальгрим просит слишком большую плату — волшебную брошь великого Мерлина, принадлежащую Мелисенте.
Хотя Сэма и Мелисенту разделяет время и чары злого волшебника — они преодолеют все трудности и останутся друг с другом.
Джон Б.Пристли считался в СССР писателем прогрессивным и интересным. И лишь одна его радиопьеса была неудачной - "31июня". Место действия - 50-е годы двадцатого века. Герой - художник лет сорока, которому мерещилось лицо необыкновенной девушки из прошлого.
По мотивам этой истории режиссер Леонид Квинихидзе, прославившийся своими картинами про соломенную шляпку и небесных ласточек, задумал снять мюзикл. Но сценарист Нина Фомина едва осилила "слепую" копию подстрочного перевода.
- Я легла спать в полной уверенности, что никто не заставит меня экранизировать эту скучную вещь, - говорит она, - а утром в голову пришла крамольная мысль: не буду я ничего переписывать, а сама под именем Пристли сочиню новую сказку. Перенесу действие в первый год XXI века. С классика Пристли взятки гладки, а оригинал пьесы в худсовете все равно не читали.
...Так возникла сказочная страна Перадор. В ней жили прекрасная принцесса Мелисента, глупый король, добрые и злые волшебники. Придворная интриганка леди Нинет мечтала о короне. А обожающий ее музыкант Лемисон выделывал умопомрачительные танцевальные па.
"Носить в Америке XXI века станут то же самое, что и сейчас, в 70-е", - постановили создатели фильма.
Пригласили созвездие известных актеров - Владимира Этуша, Владимира Зельдина, Любовь Полищук, Игоря Ясуловича. Гордой леди Нинет должна была стать либо Ирина Понаровская, либо Алла Пугачева. Музыканта Лемисона хотел бы сыграть Андрей Миронов. Претендентки на роль Мелисенты выстроились в очередь - Ирина Алферова, Елена Шанина... Но утвердили юную балерину Наташу Трубникову из музыкального театра имени Станиславского - у нее были печальные, неземные глаза.
Вообще на все роли, где нужно было танцевать, Леонид Квинихидзе взял балетных артистов. Их нашла хореограф Вера Боккадоре - француженка с русскими корнями.
- Это был очень смелый шаг с его стороны, - убеждена сценаристка Нина Фомина. - Балетные у властей считались неблагонадежными. Уже эмигрировали Михаил Барышников и Рудольф Нуреев. Пять фильмов по моим сценариям запретили из-за того, что герои удрали на Запад. Я не хотела, чтобы и с "31 июня" произошло то же самое.
Николая Еременко упрашивали сыграть влюбленного художника Сэма. Но тот долго не соглашался.
- Романтические герои мне не нравились, - морщится Еременко, - играть нечего, все держится на внешности героя-любовника. Я хотел уже отказаться, но услышал мелодии к этому фильму и... Они были потрясающими.
Невероятно модный тогда Яак Йоала пел про безумную "любов", по прибалтийской традиции начисто проглатывая мягкий знак на конце слова. За своенравную леди Нинет солировала Лариса Долина.
Все песни на музыку композитора Александра Зацепина были записаны дома. По тем временам у маэстро была лучшая аппаратура в Москве.
- Музыку к песне "Всегда быть вместе не могут люди" я написал давно, для Пугачевой, - вспоминает Александр Зацепин. - Остальные музыкальные темы - непосредственно к фильму. Тексты сочинили поэты Римма Казакова, Юрий Энтин и Леонид Дербенев.
Голос принцессы нашли в крошечном закарпатском Ужгороде. 23-летняя солистка ансамбля "Музыки" Таня Анциферова ни в какую не хотела отправляться на пробы.
- Обычно "песни советских композиторов" - сплошная показуха, - смеется она. - Записываться надо было в праздники, а мне хотелось остаться дома и "ловить" телевидение с нормальной музыкой. У нас, в Закарпатье, и Чехословакию можно было смотреть, и Венгрию.
В столицу Татьяна все-таки приехала. Спела как сумела и тут же умчалась на гастроли. Но именно эта черновая запись и вошла в итоге в картину.
Чиновники попытались вырезать из картины все лучшие песни: "Что это за слова у вас такие подозрительные - "мир без любимого...", - ругали они, - это что, про Юрия Любимова? Разве вы не знаете, что про него петь нельзя? Он эмигрировал в Париж!"
- В фильме есть смешная песенка про драконографию - науку о чудовищах, которых нет, - продолжает Наталья Трубникова. - Мы знали, что такое наша советская "драконография". И прекрасно понимали, что под мрачным Перадором подразумевался Советский Союз.
В "31 июня" есть эпизод, когда его герой - трубадур Лемисон - признается в любви неприступной леди Нинет. Та лишь издевается над ним. И вдруг, в одно мгновение, словно предчувствуя надвигающуюся трагедию, опускается на колени и безмолвно просит прощения. Но Лемисон, уже не веря ни во что, отворачивается и исчезает в темном коридоре...
- В жизни все произошло как в кино, - горестно восклицает балерина Наталья Трубникова. - Саша Годунов ушел в никуда.
В общем это один из самых романтических отечественных фильмов фентези! Ничего более трогающего за душу мне сложно представить. В купе с прекрасными песнями и сценографией, костюмами и великолепными актерами это то что моментально поднимает настроение и настраивает на лирический лад. Кто не смотрел, настоятельно рекомендую(особенно девочкам)
И на последок пара текстов из этого кинофильма
***
Всегда быть pядом не могут люди
Всегда быть вместе не могут люди
Hельзя любви земной любви пылать без конца
Скажи зачем же тогда мы любим
Скажи зачем мы дpуг дpуга любим
Считая дни, сжигая сеpдца
Любви все вpемя мы ждем как чуда
Одной единственной ждем как чуда
Хотя должна она должна сгоpеть без следа
Скажи узнать мы смогли откуда
Узнать пpи встpече смогли откуда
Что ты моя, а я твоя любовь и судьба.
Скажи а сколько пpишлось скитаться
Сpеди туманных миpов скитаться
Затем чтоб мы с тобою мы дpуг дpуга нашли
А вдpуг пpикажет судьба pасстаться
Опять пpикажет судьба pасстаться
Пpи свете звезд на кpай земли
Hе счесть путей во вселенной этой
Hе счесть pазлук во вселенной этой
А вновь найти любовь найти всегда нелегко
Hо все-ж тебя я ищу по свету,
Опять тебя я ищу по свету,
Ищу тебя сpеди чужих пpостpанств и веков
Всегда быть pядом не могут люди
Всегда быть вместе не могут люди
Hельзя любви земной любви пылать без конца
Скажи, зачем же тогда мы любим?
Скажи ,зачем мы дpуг дpуга любим,
Считая дни, сжигая сеpдца?
Любви все вpемя мы ждем как чуда
Одной единственной ждем как чуда
Хотя должна она должна сгоpеть без следа
Скажи,мы сможем узнать откуда,
Опять мы сможем узнать откуда
Что ты моя а я твоя любовь и судьба
***
Мир без любимого
муз.А.Зацепина
слова Ю.Энтина
Сказочный мир,
Удивительный край,
Край тишины,
Там где слышны
Голоса птичьих стай.
Радужный мир,
он цветами одет.
Голубой небосвод,
Там есть много красот,
Но любимого нет...
Мир без любимого -
Солнце без тепла,
Птица без крыла.
Край без любимого -
Горы без вершин,
Песня без души.
Сказочный мир,
не сравнимый ни с чем,
Где каждый дом
С детства знаком,
Край, где радостно всем.
Мир ста чудес,-
он в поэмах воспет.
Он сияет маня,
Там есть всё для меня,
Но любимого нет...
Мир без любимого -
Солнце без тепла,
Птица без крыла.
Край без любимого -
Горы без вершин,
Песня без души.