год: 2000
страна: США, Великобритания
слоган: «Генерал, ставший рабом. Раб, ставший гладиатором. Гладиатор, бросивший вызов империи.»
режиссер: Ридли Скотт
сценарий: Дэвид Франзони, Джон Логан, Уильям Николсон
продюсер: Дэвид Франзони, Бранко Лустиг, Лори МакДональд, ...
оператор: Джон Матисон
композитор: Лиза Джеррард, Ханс Циммер
жанр: боевик, драма, приключения, военный
бюджет: $103 000 000
маркетинг: $42 700 000
сборы в России: $1 280 000
сборы в США: $187 705 427
сборы в мире: $269 935 000
премьера (мир): 1 мая 2000
рейтинг: MPAA R
время: 155 мин
В ролях: Расселл Кроу (
Максимус), Хоакин Феникс (
Коммод), Конни Нильсен (
Люцилла), Оливер Рид (
Проксимо), Ричард Харрис (
Марк Аврелий), Дерек Джейкоби (
Гракх), Джимон Хонсу (
Джуба), Дэвид Шофилд (
Фалько), Джон Шрапнел (
Гай), Томас Арана (
Квинт), Ральф Мюллер (
Хаген), Спенсер Трит Кларк (
Люций), Томми Фланаган (
Цицерон), Свен-Оле Торсен (
"Тигр")
НаградыФильм номинировался на 119 наград и получил 48. Наиболее значимые из них:
Оскар (73 церемония награждения):
Лучший фильм
Лучший актёр (Рассел Кроу)
Лучший дизайн костюмов
Лучшие визуальные эффекты
Лучший звук
BAFTA:
Лучший фильм
Лучшая операторская работа
Лучший монтаж
Лучший художественный дизайн
Золотой глобус:
Лучший фильм (драма)
Лучшая музыка (Ханс Циммер и Лиза Джеррард)
Гладиатор
Gladiator
Исторические фильмы всегда привлекали и будут привлекать большое внимание к себе зрителей самого разного возраста и поколений. И не столь важно будет ли это фильм про Древний Рим или о тайнах Древнего Египта. История столь многолика и безусловно прекрасна.
Само понятие исторического фильма, повествующего о столь далёких временах и могущественных цивилизациях, подразумевает под собой немалый бюджет фильма, ведь воплотить в жизнь былую грандиозность и роскошь отнюдь не просто. И как правило это того стоит.
Многие любители жанра «исторического» кино ожидали здесь увидеть уже знакомые, но не менее интересные, дворцовые тайны и интриги, достигающие грандиозного масштаба сражения. Всё это безусловно захватывает. Но фильм Гладиатор удивил их тем, что явно отличался от всех ему предшествующих. Он по праву называется легендой, т.к. в нём все превосходно, начиная от игры актёров и заканчивая реалистичностью и пафосом воссозданного времени рассвета Римской Империи.
Кто останется чужд этой драматической жизни римского полководца, потерявшего любимую жену и сына, мысль о которых помогала ему выжить во всех передрягах войны, насильно ставшего рабом? Это история любви и ненависти, предательства и лжи, веры и надежды, грандиозных сражений, история мужества и стойкости – и это лишь часть фильма Гладиатор.
Трудно удержаться от восхищения когда при просмотре фильма понимаешь, что атмосфера передана на столько реально, словно сам оказываешься в Древнем Риме, словно сам, сидишь в Колизее и смотришь гладиаторские бои, а потом попадаешь в покои императора… Нельзя не отметить потрясающие декорации и преффесиональную компьютерную графику, разом с хорошей операторской работой, создают атмосферу полного погружения во все, что твориться на экране.
Действия фильма начинаются с исторической битвы римлян с племенами Германии. Атмосфера и реалистичность сражения отображены с поразительной точностью и реалистичностью. Бой – впечатляет.
Далее идёт завязка событий в которых Максимус узнаёт, что Цезарь собирается сделать его своим наследником, а не своего сына. Сыну, ясное дело, это не нравиться.
Дальнейший сюжет пересказывать не буду. Кто видел – знает, кто не видел – посмотрит.
Добавлю ещё лишь только то, что саундреки к фильму тоже заслуживают уважения. Ещё с темы, что появляется с первыми титрами, можно понять, что режиссер и тут не прогадал. Бархатные переборы струн сопровождают каждую душераздирающую сцену фильма… Это впечатляет.
Если рассматривать параметры фильма, то вкратце это выглядит так:
- Актеры: Кроу свой оскар заработал. Невозможно не переживать и сочувствовать человеку который пережил столько горя и продолжает страдать. Конни Нильсен – неотразимо сыграл роль сволочного, хитрого и подлого человека. На столько реально, что хочется его задушить своими руками. Ричард Харисон (уже покойный) тоже заслужил уважение своей игрой. Марк Аврелий был хорош в его исполнении.
- Спецэффекты: ту стоит отметить, что таких хороших спецэффектов я е видел ни в одном историческом фильме. Оскар – более чем заслуженный. Потрясающая детализация, вместе с реалистичной визуализацией, дают неповторимый эффект. За Колизей и Рим – вообще хвала!
- Постановка боев: на протяжении всех схваток моя челюсть не покидала полового ковра. Всё безумно изящно, красиво, точно, продумано, эффектно, кроваво и с жестокостью снято, что хочется просматривать схватки снова и снова. Особенно хочется заметить продуманность в том плане, что на экране реально видно мастерство Максимуса, который расправляется со своими врагами просто, без вычурности, на результат работает, а не на публику. Сцена с колесницами – просто блеск.
- Декорации, костюмы: всё эффектно и максимально приближенно к реальности того времени. Красиво. Меня лично впечатлили финальные костюмы Максимуса и Комода. Так же стоит отметить женские наряды, которые очень красиво и гармонично подчёркивают женственность
- Операторская работа: потрясающа! Камера знает своё место, берёт головокружительные панорамы, крупные планы Рима, природы, да ещё и делает это так, что аж дух захватывает.
Всем кто не смотрел этот фильм: вы многое потеряли.
Интересные факты
- В стартовой сцене фильма, где Максимус идет вдоль поля и проводит рукой по колосьям, на самом деле задействован дублер Рассела Кроу.
- Рана на правой щеке Рассела Кроу, полученная во время первой батальной сцены, абсолютно настоящая. Конь актёра испугался и понесся на деревья, одна из веток проткнула щеку главного героя. Также настоящее кольцо Кони Нильсен — она купила его в одном из антикварных магазинов, ему около двух тысяч лет.
- В сценах, проходящих в Колизее, лишь две трибуны были действительно наполнены статистами. Остальная часть массовки была прорисована на компьютере.
- Музыка из фильма часто используется при создании телепередач. Одна из композиций (The Might of Rome) прозвучала в скандально известном ролике партии «Родина», из-за которого она была снята с выборов в МосГорДуму в 2006 году.
- Коммод действительно выступал на арене Колизея, но не был убит во время боя; его задушил в комнате для переодеваний атлет Нарцисс. Именно так и хотели назвать Максимуса в первых вариантах сценария. На самом деле Коммод погиб в 192 году, правив 12 лет, а по фильму — вскоре после восшествия на престол.
- Вымыслом является и провинция Заккхабар, которой никогда не существовало. Данное название носил римский город в Мавретании, находившийся близ современной Милианы (Алжир).
- Оливер Рид умер на съемках и в неотснятых эпизодах его роль исполняла трехмерная компьютерная модель. Фильм посвящён его памяти.
- Что любопытно, современником описываемых событий был Луций Арторий Каст — исторический прототип короля Артура.