Пророчества Арнольда Бёклина
Услышав имя Бёклина, кто-нибудь вспомнит старые фотографии гостиных и будуаров богатых петербургских и московских домов конца XIX — начала XX века с множеством безделушек и развешанных по стенам картин, гравюр, литографий. Роскошные позолоченные тяжелые рамы, рамки черного дерева, палисандра, кипариса. В рамках — женщины с загадочным взглядом зеленых глаз и струящимися распущенными волосами, фигуры в «античных» белых одеждах или в «древнеегипетских» жреческих одеяниях. И среди всего этого — скалистый остров в морском просторе с тревожными четкими силуэтами кипарисов на фоне грозового неба. Репродукция картины Бёклина «Остров мертвых» — обязательная принадлежность подобного будуара.

Соответствующий интерьер иронически описан Ильфом и Петровым в десятой главе романа «Двенадцать стульев».
«На окнах колыхались темные коричневые занавеси с блямбами. В квартире преобладали темно-коричневые тона. Над пианино висела репродукция с картины Бёклина «Остров мертвых» в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно.
В спальне на кровати сидела сама хозяйка и, опираясь локтями на восьмиугольный столик, покрытый нечистой скатертью ришелье, раскладывала карты
».


Автопортрет



Арнольд Бёклин (1827–1901) родился в Базеле, в семье торговца. Восемнадцати лет он отправился в Дюссельдорф, чтобы поступить в мастерскую Ширмера, принадлежавшего к классической школе исторического пейзажа. В 1848 г. Бёклин побывал в Париже, где изучал Коро и барбизонцев. Через два года уехал в Рим, там работал в мастерской «героического пейзажиста» Франца Дребера. Бёклин сблизился с кружком знаменитого исторического живописца Ансельма Файербаха.

В 1850-х гг. художник женился на римлянке, ставшей его постоянной моделью. В 1857 г. он переезжает на несколько лет в Базель, а затем в Германию. Написанная тогда же картина «Пан в камышах» (1857) привлекает к нему внимание зрителей и критики, а известный коллекционер граф Шак становится постоянным покупателем его картин. В 1862 г. Бёклин снова в Италии, где увлекается фресками древних Помпей и Геркуланума. После того как художник заканчивает цикл фресок в Базельском музее, он переезжает во Флоренцию, где постоянно живет на вилле Сан-Доминго.

В новелле знаменитого современного аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса «История воина и пленницы» повествуется о воине-лангобарде Дроктулфте, который во время осады Равенны бросил соплеменников и умер, защищая город, против которого перед этим сражался. Борхес так объясняет это событие: «В Равенне воин видит светлый день и кипарисы, видит мрамор. Он видит город, единый организм из статуй, храмов, садов, жилищ, амфитеатров, вазонов, капителей... Его вдруг ослепляет и словно делает другим это откровение — Город».

Судьба Бёклина чем-то напоминает историю лангобарда, описанную Борхесом: в юности Бёклин приезжает в Италию, которая становится его второй родиной. Здесь он находит себя как художник, встречает будущую жену, здесь проходят его последние дни.


Автопортрет со смертью, пиликающей на скрипке



Художник никогда не подписывал своих картин, не давал им названий. Они появлялись с легкой руки его постоянного покупателя Шака. Все это говорит о поэтически-музыкальной ассоциативности картин швейцарского мастера. Мы видим римлянок, беседующих в жаркий летний полдень у водоема под сенью ветвистого орешника. Густые тенистые дубравы скрывают одинокую фигурку девушки, собирающейся вступить в воды лесного озера. В солнечный ветреный день мы вдруг оказываемся на загородной вилле богатого римлянина. Полдневное солнце ослепляет взор, ветер шумит в деревьях и кустарнике. Гости с венками на головах, пошатываясь от даров Вакха, бродят в затененных укромных уголках сада. В волнах моря бурно резвятся тритоны и нереиды.

Мелодии картин Бёклина чутко уловил талантливый русский поэт Иван Коневской, который писал в своем лирическом эссе «Живопись Бёклина» (1898): «Раскроется его живопись — и куда ни взглянешь, въявь дышит всюду раздолье Божьего мира. От моря до моря гуляет свежий, вольный воздух. Чуется, как по всему лику земли течет широкими струями зыблющаяся жизнь. И вся упоительная радость бытия сказывается сердцу в этом летучем движении и захватывающем волнении».

Бёклин — пантеист, стремящийся раскрыть глубинные, здоровые творческие силы природы. «В свою «игру волн», — продолжает поэт, — Бёклин захватывает образы всех веков. Таким образом, вольно дышится на его картинах не только в силу открытого широкого кругозора во все стороны, но и через то, что не перестает жить в сознании: ощущение вековой шири, бесконечности в историческом бытии... А все без изъятия человеческие бури эти возникают из лона великой родоначальной стихии — немой природы. Она властвует живописной глубью во всем мироизображении Бёклина».

Анжелика и Дракон

Пророчества Арнольда Бёклина


Не находя привычных «античных мотивов», почерпнутых из арсенала скульптуры, современники не понимали его образов. Однако все дело в том, что художник не копирует скульптурные образы, а создает собственный мир, еще более убедительный. Здесь его можно сравнить только с Гёте. В классической Вальпургиевой ночи из второй части «Фауста» как бы оживают персонажи древней мифологии — сирены, сфинксы, нимфы, кентавры, грифы, ламии, дриады, нереиды, тритоны. Река Пеней разговаривает человеческим голосом, появляются морские старцы Протей и Нерей, древние мудрецы Фалес и Анаксагор ведут ученый диспут. И все это кажется вполне реальным, сила художественной фантазии поэта убеждает читателя.

Флора (Весна)



Битва кентавров



Чума

Пророчества Арнольда Бёклина


Безмолвный лес



Безмолвный лес (второй вариант)



Der Krieg (Война) - 1 вариант



Der Krieg (Война) - 2 вариант, картина вывешена в Дрезденской галерее



"Der Krieg" оказала свое влияние на другого великого художника - Михаила Врубеля. В его "Полете Фауста и Мефистофеля" заметны пересечения с композицией этой картины.

Прогулка



Идиллия



Игры наяд



Жизнь и смерть



Медуза Горгона

Пророчества Арнольда Бёклина


Меланхолия

Пророчества Арнольда Бёклина


Наяды



Нимфы



Нимфа и Пан



Одиссей и Калипсо



К колориту своих картин Бёклин подходит, подобно музыканту. По поводу картины «Одиссей и Калипсо» И.Э. Грабарь писал в журнале «Мир искусства» (1901): «У меня и теперь еще перед глазами эта красная драпировка, на которой сидит Калипсо. Она безумно ярка, но совсем не оскорбляет глаз, напротив, манит их и ласкает. Музыка этого красного куска в общей гамме темно-коричневых скал, серебряного неба, божественного по живописи нежно-жемчужного тела и прозрачной, так тонко написанной кисеи на ногах — поразительна».
О музыкальном принципе своего колорита говорит и сам Бёклин в письме к директору Силезского музея: «Моя задача состоит в том, чтобы сковать все три картины объединяющей их мыслью, которая была бы притом живописна. Однако все три фрески должны быть совершенно различны и производить своеобразное впечатление, чтобы не быть скучными, как трио флейт. Тогда не будет достаточным увидеть их однажды; подобно тому как хорошая музыка или поэзия никогда не надоедают, так и к ним будет постоянно тянуть, потому что сильные контрасты трогают душу и долго звучат в ней потом».


Одиссей и Полифем



Оплакивание у креста



Остров мертвых (1 вариант)



Остров мертвых (2 вариант)



Художником было создано пять вариантов картины на эту тему. Все они были написаны в Италии в период с 1880 по 1886 год.
Исследователи пытаются выяснить, какой уголок Италии послужил прообразом картины. Называли остров Искья на юге Италии, замок Лериче в Лигурии.
С одного из вариантов картины известный немецкий скульптор и гравер Макс Клингер исполнил гравюру, которая сделала этот сюжет Бёклина всемирно известным. Так, С.В. Рахманинов, который часто создавал музыку под впечатлением картин Бёклина, свою виллу «Сенар» в Швейцарии приобрел из-за сходства ее с картиной «Остров мертвых». Композитор даже распорядился взорвать скалы на берегу озера, чтобы еще более усилить сходство реального пейзажа с картиной Бёклина.

В «Острове мертвых» сказалось редчайшее умение художника наделить пейзаж философским содержанием, наполнить его поэзией. Каждый из пяти вариантов картины построен как отдельный музыкальный отрывок, а все вместе они, по замыслу художника, образуют музыкальное произведение.

Обратимся к варианту 1880 года. Здесь общая «сумрачная тема» образует некий фон, где неожиданно ослепительные белые вспышки создают волнующий аккорд. Белое пятно человека в лодке, рифмующееся с геометрически четкими белыми пятнами гробниц на острове, усиливает эффект «вырастания» загадочного острова из мрака вод. Это вырастание подчеркивают тревожные черно-синие силуэты кипарисов, контрастирующих со свинцово-синим пятном неба и рыжими скалами. Расположение кипарисов подчеркивает их музыкально-ритмический строй и делает еще явственней тишину и безмолвие всей этой загадочной сцены.


Пан, играющий на флейте



Прибой (?)



Поверженный Прометей



Святилище Геркулеса



Сирена



Скрипач



Свадебное путешествие



Священная роща (Река Забвения)



Тритон и Нереида



Бёклин остается романтиком, исполненным духовного здоровья и оптимизма. Недаром Грабарь отмечал: «Есть в творчестве Бёклина одна черта, которая до него не была известна немецкой живописи: это то жизнерадостное чувство, которое вызвало к жизни десятки его лучших произведений, то самое, которое брызжет из саги Нибелунгов и проникает насквозь Гёте. В Бёклине оно снова возродилось. Оно нашло, наконец, и своего живописца».






Время не остановить


Читать далее
Прогулки по мечтам


Читать далее
Сказка рядом 4

Читать далее

Автор поста
Ormona {user-xf-profit}
Создан 1-08-2009, 01:44


753


19

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Ползущий мимо
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 1 августа 2009 02:30

    ay а что я скажу, если я в искусстве ни ногой? request


  2.      Пользователь offline Altariel  
    Мечтатель
    #2 Ответить
    Написано 1 августа 2009 02:56

    Ну нече так))))





  3.       copperknight
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 1 августа 2009 06:12

    Какие интересные работы! Аллегорические! ay


  4.       Samaire
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 1 августа 2009 10:15

    Да уж, действительно интересные работы....Хороший пост...


  5.       Marcus
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 1 августа 2009 11:33

    А мне очень-очень понравилось,невероятное мастерство,невероятные задумки... примерно час смотрел пост... просто прекрасно.


  6.       Mickey Joe
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 1 августа 2009 12:15

    ay солидарен с первым комментом


  7.       Zad
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 1 августа 2009 12:51

    Понравились катинки с изображением всадников апокаллипсиса


  8.       Джипси
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 1 августа 2009 13:52

    Спасибо за знакомство с работами талантливого художника! dy


  9.       Seraphim Winged
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 1 августа 2009 19:57

    Mrlkor, да, именно так и никак иначе.


  10.       sunny_vesna
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 2 августа 2009 08:56

    интересный информативный пост)спасибо за знакомство с художником)


  11.       danga
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 2 августа 2009 23:06

    Огромное спасибо за пост, открыла для себя нового талантливейшего художника! ax


  12.       Аспида
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 3 августа 2009 09:40

    классно, очень интересно и познавательно


  13.       Reystlin
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 3 августа 2009 11:27

    супер


  14.       Mara Toreador
    Путник
    #14 Ответить
    Написано 3 августа 2009 12:33

    понравилось


  15.       Ползущий мимо
    Путник
    #15 Ответить
    Написано 4 августа 2009 12:16

    cr ну и кто меня в минусы загнал? Обоснуйте cr


  16.       Пикачик
    Путник
    #16 Ответить
    Написано 6 августа 2009 13:52

    Картины известные, но о художнике ничего не знала. Спасибо... love


  17.       Инча
    Путник
    #17 Ответить
    Написано 6 августа 2009 14:00

    Необычные картины, философские. Такая живопись сродни литературе. Понравилось очень. bi


  18.       Кот Ученый
    Путник
    #18 Ответить
    Написано 6 августа 2009 20:46

    А мне нравятся старые картины :)



Добавление комментария


Наверх