Комедия дель арте (итал. la commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.
Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII в., оказав при этом ключевое воздействие на дальнейшее развитие всего западно-европейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства.
К XIX в. комедия дель арте изживает себя, но находит своё продолжение в пантомиме и мелодраме.
Происхождение
В древнеримском театре существовал вид народного театра, называемый ателланы. Это были непристойные фарсы, первоначально импровизированные, актёры которых также носили маски; некоторые из персонажей ателланов были сходны по характеру маски с персонажами комедии дель арте (как, например, римская маска Папуса и итальянская маска Панталоне).
Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски. Другим фактором стало зарождение национальной итальянской драматургии.
Основные персонажи комедии дель арте
Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры.
Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венецианский купец, скупой старик;
Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), — псевдо-учёный доктор права; старик;
Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга;
Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга;
Тарталья, судья-заика;
Скарамучча, хвастливый вояка, трус;
Ковьелло, первый дзанни, умный слуга;
Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга;
Капитан, — хвастливый вояка, трус, северный аналог маски Скарамуччи;
Педролино (Пьеро, Паяц), слуга, один из дзанни.
Лелио (также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.), юный влюблённый
Изабелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль;
Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., — служанки.
Составляющие элементы комедии дель арте
Маски
Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако, со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр как правило играл одну и ту же маску. Актёру, игравшему Бригеллу, редко приходилось играть Панталоне, и наоборот. Часто менялись сценарии, но маска — значительно реже. Маска становилась образом актёра, который он выбирал в начале карьеры, и играя его всю жизнь, дополнял своей артистической индивидуальностью. Ему не нужно было знать роль, достаточно - знать сценарий — сюжет и предлагаемые обстоятельства. Всё остальное создавалось в процессе представления путём импровизации.
Сценарий и импровизация
Основой спектакля в комедии дель арте является сценарий (или канва), — это очень краткое изложение по эпизодам сюжета с подробным описанием действующих лиц, порядка выхода на сцену, действий актёров, основных лацци и предметов реквизита. Большинство сценариев представляют собой переделку существующих комедий, рассказов и новелл для нужд отдельно взятой труппы (со своим набором масок), наскоро набросанный текст, вывешиваемый за кулисами на время спектакля. Сценарий, как правило, комедийного характера, но это может быть и трагедия, и трагикомедия, и пастораль (в сборнике сценариев Фламинио Скала, которые играла на сцене труппа «Джелози» присутствуют трагедии; известно также, что странствующая по французской провинции труппа Мольера-Дюфрена иногда играла трагедии, впрочем, без особого успеха).
Драматурги, использующие методы и маски комедии дель арте
Поль Скаррон (1610—1660)
Мольер (1622—1673)
Карло Сиджизмондо Капече (1652—1719)
Пьер Мариво (1688—1763)
Карло Гольдони (1702—1793)
Карло Гоцци (1720—1806)
Артур Шницлер (1862—1931)
Михаил Кузмин (1872—1936)
Александр Блок (1880—1921)
Дарио Фо (род. 1926)