Увидеть мир в одной песчинке
И Космос весь - в лесной травинке!
Вместить в ладони бесконечность
И в миге мимолетном вечность!
Уильям Блейк являлся поэтом, мыслителем и художником, оригинальным и ярким талантом в европейской живописи. Художник еще в детстве отличался неординарностью. Всю жизнь его посещали яркие видения, которые были похожи на божественные откровения. Именно это и определило стиль его творчества.
Художник Блейк никогда не работал с натуры. Еще в десятилетнем возрасте он начал посещать рисовальную школу Генри Парса, здесь он и другие ученики занимались только копирование античных слепков. С 1772 года Блейк начал обучаться в мастерской Джеймса Бейзара. Художнику очень нравилось средневековое искусство, которое и стало для Блейка источником вдохновения.
Большой интерес со стороны художника был проявлен и к работам Микеланджело, среди современных мастеров ему больше нравился Барри, Фюсли и Флаксмен. В 1779 году художник Уильям Блейк поступил в Королевскую академию художеств.
Ранние работы Блейк чаще всего выполнял акварелью и пером, эти работы по исполнению близки к неоклассическим приемам. Однако уже в 1790-х годах творчество художника претерпело значительные изменения, в них стало заметно средневековое наследие. Несомненно, он не занимался копированием или стилизацией под готических мастеров, Блейк просто обращался к основам их искусства.
Как и мастера-миниатюристы художник Блейк относился к своему творению, как к единому целому, он сам был создателем текста, оформления и иллюстраций, а также печатником. В 1789 году появилась первая книга Блейка «Песни невинности». Именно здесь проявилось та наивно-простодушная сущность художника, которая так и осталась до конца его жизни.
В 1790-1796 годах художник Блейк создал целую серию нерифмованных поэм, которые вошли в историю как «Пророческие книги». Сюда входили: «Бракосочетание Неба и Ада», «Книга Лоса», «Книга Уризена». По словам творца, он создавал свои произведения, глядя не на внешнюю часть натуры, а смотря сквозь нее.
Блейк оставил нам наследие не только в виде книг, но и в виде акварелей на библейские темы и множество темперных композиций. К тому же он занимался иллюстрированием, как своих произведений, так и произведений великих поэтов прошлого. Из них самыми известными стали акварели, созданные к Божественной комедии Данте.
"Данте и Вергилий в воротах ада"1827
"Беатриче и Данте"1827
В этих иллюстрациях удивительным образом сочеталось мироощущение художника и поэзия великого итальянца. Для Блейка это было мощным толчком для развития его фантазии. Созданные художником иллюстрации не следовали тексту, точнее были несколько далеки от него.
В работах Блейка ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII – 1-й четверти XIX века: тяготение к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям.
"Элохим и Создание Адама"1795
"Смерч возлюбленных"1827
"Навуходоносор"1795
Блейк отрицает традиционную композицию и перспективу, его изысканные линеарные формы вызывают представление о потустороннем мире. Сам стиль отражает свойственное художнику уникальное мистическое видение мира, в котором сливаются воедино реальность и воображение. Гравер и книжный иллюстратор по профессии, Блейк выразил свой талант в поэзии и поразительных по воздействию мистических и символических картинах. Духовный мир представлялся ему более важным, чем мир материальный, а истинный художник виделся ему пророком, наделенным божественным даром проникновения в сущность вещей.
"Христос в Могиле, Охраняемый Ангелами"
"Великий Архитектор"1794
"Великий красный дракон и жена-солнце" 1810
"Призрак ничтожества"1820
"Адам и Ева у тела Авеля"1825
"Лестница Иакова"1800
"Геката" 1795
"Когда утренние звезды поют вместе"
"Великий красный дракон"1810
"Ньютон" 1795
"Адам перед судом Бога"
"Воины делят одежду Христа"
"Сатана задумывает искусить Адама и Еву"
"Состраданье" 1794
Сайт посвященный творчеству художника:
blake.sacrum.ruБольшое количество иллюстраций художника:
www.art.com www.themorgan.org