Ведьмы
"Ведьмина кухня", 1991 год

Подготовка к полету у ведьм не занимает много времени – нужно лишь раздеться, волшебной мазью натереть тело и метлу, прошептать заклинание и вуаля! Таинственная колдовская сила подхватывает метлу с ведьмой и возносит их в небо! Во время допросов, ведьмы наговорили инквизиторам массу подробностей о «технологии» таких «полетов». Тексты заклинаний попали в приговоры судов, а ведьминские метлы, вилы, палки и рогатины стали вещественными доказательствами их вины. Особенно инквизиторы увлекались поиском «колдовской мази», только вот почему-то в руках инквизиторов она «теряла» свои волшебные возможности и судьям приходилось верить обвинителям на слово, что именно эта странная масса позволяла ведьмам летать. Несчастным женщинам приходилось убеждать судей, что это вовсе и не колдовской порошок, в сего лишь пшеничная мука, только, увы, это никак не влияло на приговоры. Иные “ведьмы” пробовали составить себе алиби из того, что дымоход в их доме тесен даже для кошки. “Это неважно,- возражали судьи. - Демон, этот дивный искусник с непостижимой быстротой раздвигает кирпичи в каминной трубе в момент вылета, а потом сдвигает их обратно”. Кто-то оправдывался тем, что ночью были с любимыми мужьями и никак не могли летать на метлах, но и это не сильно помогало, даже несмотря на подтверждения мужей. «Безгрешные» обвинители объясняли такое алиби очень просто – мол, любая ведьма может околдовать мужчину, смазав его ухо и спину специальной мазью, мол, тот будет спать сном праведника до самого утра со стогом сена и будет уверен, что ночью обнимал жену-ведьму.

«Неоценимый вклад» в борьбу с ведьмами внес судья Пьер Де Ланкр из Франции. Будучи направленным лично королем в провинции басков на юге страны, он добился значительных результатов старым проверенным способом – пытками. В своей книге, Де Ланкр писал что, за несколько месяцев пребывания в Па де Лабур суды с его участием приговорили к сожжению 600 ведьм! Так, Сабатина де Субье и её шестнадцатилетняя дочь Мари де Нажиль признались в том, что сам дьявол будил их, когда наступало время шабаша, более того, он открывал окна, чтобы ведьма было удобнее вылететь. А вот юная Мари де Маригран и три её подружки были сожжены за то, что якобы ездили на спине чёрта, принявшем обличье осла.

"Ночной полет", 1991 год


Прохладный вечерний воздух развевает длинные волосы, мелькают внизу поля, города, деревни, реки и горы. Серебристый лунный свет озаряет опушки лесов и бескрайние поля. С нечеловеческой скоростью летит ведьма верхом на метле на слет – шабаш! Если бы не чудесные свойства, придаваемые ей волшебной мазью, дорога отняла бы многие дни и недели…

Легенда о способности ведьм летать верхом на метле по ночам – самое уязвимое звено в цепочке обвинений в колдовстве. Если б не эта легенда, то доводы инквизиторов о сборищах ведьм, шабашах, на которых якобы присутствует сам Сатана, просто бы рассыпались в прах! Ведь трудно представить, что сотни женщин могут регулярно преодолевать огромные расстояния незаметно для других. Именно поэтому инквизиция с такой яростью пыталась доказать эту легенду и не раз шла на подлог и фальсификацию улик. И им не мешал даже «Канон Епископии» - церковный устав, входящий в свод норм Церкви. А этот канон, между тем, утверждает, что существуют сумасшедшие женщины, утверждающие, будто они умеют летать ночами. И, тем не менее, инквизиция, проявив находчивость, нашла способ обойти этот канон. Судьи исходили из того, что этот канон – святая правда, но лишь для прошлых дней, кода коварство Дьявола еще не породило ведьм. После такой «поправки» оставалось лишь добиться от несчастных женщин признания в связях с Сатаной, способностях летать верхом на метле и колдовать. Если вспомнить, что суды над ведьмами приобрели массовый характер в XIV веке, эпоху всеобщего невежества и господства Церкви, то нетрудно понять, с какой радостью была воспринята идея о том, что во всех бедах простолюдинов виноваты именно ведьмы. Образ ведьмы, коварной искусительницы, верхом на метле, пройдя через столетия, живет и сегодня. Он стал частью культуры, отражен в живописи и литературе.

"Ночной полет", 1997 год


Воображение тех, кто вкладывал в уста ведьм «признания» о полётах была безграничной. Ведьмы были вынуждены приводить всё новые и новые подробности. Выяснилось, что иногда ведьмы летают на демонах, которые принимают облик козла, а иногда он и вовсе невидим. Она крестьянка призналась, что чёрт на палку перед ней и испускал струи огня из своего тела. Другие ведьмы говорили, что слетались на шабаш по трое, а то и четверо на одной оглобле. Некая Анна Оберхардин рассказала, что однажды доставила на шабаш массу провизии верхом… на собственной корове.

Ведьмы предпочитали облетать стороной крупные населенные пункты, ведь она могла случайно пролетать мимо церкви в тот момент, когда звонил колокол. Как известно, ведьмы не переносят колокольный звон, словно вампир – святой крест. Услышав этот звон, бес вселившийся в ведьму, покидает ее тело и возвращается в Ад.

Молодая колдунья, летящая в первый раз, может растеряться от свистящего в ушах ветра и большой скорости и прошептать что-нибудь вроде “О, Господи!” Вот тогда-то она и узнает весь нрав злого духа, охватившего её! Он может запросто покинуть ведьму и та расшибется о землю с огромной высоты.

"Ведьмины пляски", 1992 год


Легенда о развратных шабашах, где обнаженные ведьмы пляшут дикие пляски до рассвета, также как и многие другие легенды о нечистой силе, возникла «от противного». То есть, если порядочная христианская женщина никогда не позволит себе прилюдно раздеться, а на празднике водит чопорный хоровод, то ведьма прямая ей противоположность. Сказания утверждают, что на шабашах ведьмы пляшут спинами друг к другу, а музыка рождается из конских черепов или поваленных деревьев.

Естественно, что Церковь стремилась разведать, что же на самом деле творится на шабашах ведьм. Была даже история про отважного инквизитора, который добился от задержанной ведьмы, чтобы та взяла его с собой на шабаш. Увы, но служитель святого престола с того шабаша не вернулся… Говорят, что его там убил сам Дьявол. Возможно, что данная история была знакома уже упомянутому Пьеру Де Ланкру? Как бы там ни было, он во время следствий над ведьмами был куда осторожнее. Действительно, зачем отправляться черте знает куда, если можно заставить ведьм устроить шабаш прямо в темнице! Запуганные пытками, девушки подчинялись, а хитроумный Де Ланкр использовал эти «представления» как основное доказательство их вины. Историк Мишле так писал об инквизиторе: “...тот самый судья, что сжигая их, в то же время находился под властью их чар”.

Со временем Де Ланкр даже написал мемуары. На основе этих воспоминаний была создана гравюра, комментируя её Де Ланкр рассказал о “женщинах и девушеках, которые пляшут, собравшись в кружок спина к спине”. Этой старинной иллюстрацией и навеяна представленная здесь картина.

"Допрос", 1988 год


Массу интересной информации о том, как проходили суды над ведьмами можно почерпнуть из книги Вильгельма Мейнхольда "Янтарная ведьма":
“Дверь отворилась, и стражник ввёл мою бедную девочку спиной вперёд и без туфель, которые её заставили снять. Он ухватил её за длинные волосы и подтащил к столу; только там он повернул её и позволил взглянуть на судей“.

Но настоящим руководство для инквизиторов бы “Молот ведьм”. Это инструкция по распознаванию ведьм стала наиболее популярным обоснованием и руководством в последовавшей вскоре «Охоте на ведьм» конца XV — середины XVII века. Хотя книга оказала значительное влияние на умонастроения католиков, она никогда официально не признавалась католической церковью, а в 1490 году даже была осуждена инквизицией. Тем не менее, это не мешало инквизиторам на местах использовать описанные в книге методы. Вот выдержка из «Молота»:
“Судье и заседателям надо обратить внимание и на то, чтобы ведьма к ним не прикасалась, в особенности до запястий рук. Для предохранения им, во всяком случае, надлежит носить у себя на шее: соль, освящённую в вербное воскресение и освящённые же травы, а также воск. Ведь ведьма способна навести порчу не только прикосновением, но и дурным глазом и словом. Во время допроса под пытками она особенно способна к околдовыванию, как это видно из практики. Нам известны случаи, когда ведьмы, взглянув первыми на судью и его заседателей, приводили их в такое состояние, что сердца их теряли суровость, и они отпускали обвиняемых на свободу. О, если бы ведьмы не обладали такой способностью! Итак, когда обвиняемую вводят в камеру, нельзя позволить ей войти лицом вперёд. Её следует вводить лицом назад, спиной к судьям. При допросе защищай себя крестным знамением и нападай на неё мужественно”.

"Допрос", 1992 год


Задачей инквизиторов было добиться признания ведьмы в колдовстве и связи с Сатаной. Только после такого признания ведьму можно было отправить на костер. Допросы и пытки над ведьмой могли продолжаться сутками – палачи сменяли друг друга, а ведьме не давали ни отдыха, ни сна. Одна молодая ведьма призналась только на 23 сутки пыток. Самой же стойкой ведьмой считают Марию Холль. Она выдержала 56 допросов с пытками на протяжении 5-и месяцев и так и не признала собственной вины.

Один протестантский священник однажды сказал, что отдал бы тысячу талеров, лишь бы изгнать из памяти зверства инквизиторов. Он писал:
“О, дорогие братья во Христе, я видел, как палачи и мучители приводили чудно созданное тело, на красоту которого радуются сами ангелы, в такой позорный вид, что, вероятно, сами черти завидовали людям, затмевающим адских духов в таком “благородном” искусстве... Я видел, как палачи работали плетьми, как они секли розгами, дробили кости тисками, навешивали гири, кололи иглами, перекручивали верёвками, жгли серой, поливали маслом, палили факелами”.

Что только не придумывали борцы с нечистью на пытках. Так они привязывали к ногам обнаженных девушек гири и корзины с песком, а самих девушек поднимали и привязывали руками к креплениям в потолке. Известен случай, когда к ногам ведьмы привязали вес массой в 300 кг.! Так их могли пытать по несколько часов…

Описан случай, когда в городе Вюртемберг в колдовстве обвинили женщину из довольно зажиточной семьи, при этом под арест взяли не только ее саму, но и ее мужа и дочь Агнесс. Отец очень скоро умер в темнице от побоев, а мать с дочерью пытали инквизиторы. Агнесс 10 раз подряд связанной поднимали к потолку с гирями на ногах, а потом резко бросали на пол. И ни смотря на это, все что они выбили из девушки – заявление, что она прощает своих мучителей и клеветников, ибо те не ведают, что творят. А вот ее мать пыток не выдержала и призналась в том, что она ведьма и оклеветала собственную дочь. Для девушки это стало настоящим шоком и трагедией… Чуть позже Агнесс тоже призналась в колдовстве. На допросе она сказала, что погубила несколько стариков с помощью колдовской мази, убила бесчисленное множество детей, а у 30 из них даже съела сердце. Мать с дочерью признали виновными, объявили ведьмами и сожгли на костре.

"Духовник", 1992 год

Перед казнью осужденную ведьму навещал священник – исповедать грешную и отпустить ей грехи. О поведении на таком свидании для священников были написаны специальные инструкции. Возможно, самое подробное наставление написали Лапо да Бергамо и Пауля Лайманна. Согласно их трактату, священник должен был обратиться к ведьме с такими словами: “Смирись с наказанием. Краткая и преходящая боль избавит тебя от вечных мук. Радуйся, что тебя схватили и судили. Ты избавишься, наконец, от демона и не погрязнешь окончательно в грехах. Будь благодарна судье. Он делает для тебя больше, чем те, которые стремятся тебя выгородить”. Оправдываться ведьмам не имело смысла, так как и на этот случай у священника были слова: “Тогда заяви об этом своему судье”. А если при этом в показаниях ведьмы были обвинения в адрес других людей, то священник в праве был требовать от нее пройти все муки суда повторно.

По словам иезуита Фридриха фон Шпее, многие священники на исповеди вели себя крайне жестоко и бессердечно. Они разрушали последние надежды несчастных женщин на справедливость при жизни и покой после смерти. “То их называют упрямыми и закоснелыми, то мерзкими шлюхами и дьявольскими рожами, то немыми жабами, исчадиями ада” – паисал фон Шпее. Некоторые из таких служителей Церкви заставляли ведьм повторять свои признания, а при сопротивлении, грозили ведьмам: Тогда подыхай как собака - без исповеди и святого причастия”.

"Костер", 1994 год


Европа заплатила огромную цену за «охоту на ведьм». Точное число казненных «ведьм» не известно, мы можем только догадываться. Особенно активно церковь боролась с ведьмами в период с конца XV до середины XVII столетий. По разным оценкам, жертвами этих процессов стали десятки, а то и сотни тысяч человек. Так, например, за 150 лет только в провинциях Испании, Германии и Италии были сожжены более 30 000 ведьм. В Лотарингии в течение 15 лет инквизитором Николаем Реми было сожжено 900 ведьм, в Фульде Бальтазар Фосса сжег 700 человек, в Бамберге были сожжены 22 девочки в возрасте от 7 до 10 лет. В Германии, только в одном Бистуме за 20 лет, начиная с 1615 года, сожгли 5000 женщин и девушек.

Этот ужас не обошел стороной и Русь. Так, в 1573 г было казнено сразу 15 «жен колдовок» схваченных на дворе архиепископа Леонида Новгородского, которого и самого обвинили в ведовстве. Наибольшее число ведовских судов в России приходится на XVII век, редко когда в летописях за эти годы обходится без упоминания нескольких сожженных ведьм.

В статье использованы иллюстрации художника Николая Бессонова.
Николай Владиславович Бессонов (родился в 1962 в Москве) — художник, писатель, этнограф, историк цыганского народа (автор «История цыган — новый взгляд» и «Цыгане и пресса»). Работал в жанрах живописи, дизайна, книжной иллюстрации, оформления CD-дисков и театрального костюма. Картины в частных коллекциях России, Испании, Германии, Дании, США, Японии. В 2002 году выпустил книгу «Суды над колдовством — иллюстрированная история».






Официальный арт WB к фильмам о Гарри Поттере


Читать далее
Потусторонний Сон

Читать далее
Ангелы

Читать далее

Автор поста
chub-chub  
Создан 10-01-2008, 18:51


714


41

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Silvery
    Путник
    #31 Ответить
    Написано 3 июля 2009 16:42

    Все эти средневековые св... "инквизиторы пошли не от того. "Ведьма" - "ведать". а кто сказал, что ведать - плохо? Следуя их логике, нужно было сжечь всех мастеров, потому что они ведают своим делом. Святых - потому что они ведают Бога и т.д. Бред!


  2.       Морраг
    Путник
    #32 Ответить
    Написано 4 августа 2009 16:21

    Книга "Молот Ведьм" ничего "страшного" из себя не представляет, равно как и интерес к себе не вызывает не до, не после прочтения.

    Добавлю, что в эпоху костров было сожжено от 6 до 13 миллионов человек, вопреки заявленным десяткам\сотням тысяч. + Православная церковь решила спихнуть всю вину за все те жертвы на плечи церкви католической. Мол, мы не виноваты. Так же было и с Христом. После распятия христиане заявили, что Христа убили евреи. Никто не будет забыт, никто не будет прощен. Всех нас ждут...там, за последним чертогом.


  3.       dev-ehlmira
    Путник
    #33 Ответить
    Написано 2 февраля 2010 19:10

    Да-а-а bh проредили народец.


  4.       Ruri
    Путник
    #34 Ответить
    Написано 12 декабря 2010 22:03

    Когда я читаю статьи про инквизицию, меня иногда посещают мысли типа "дали бы мне в руки все этих инквизиторов, я бы тоже доказала при помощи пыток, что они все колдуны и слуги дьявола". Полные идиоты были, больше никак не назовёшь. И уж если ад существует на самом деле, то я уверена, то все эти сумасшедшие сейчас там и "зажигают"))))


  5.       Вильгильмина
    Путник
    #35 Ответить
    Написано 25 июля 2011 09:07

    Цитата: Duke_Lexx
    За 300 лет "работы" инквизиции, с помощью вышеописанных методов, побывали под пытками и были казнены более 5000000 женщин, многим из них было меньше 25 лет. Бывают моменты, когда люди становятся ненавистны - это один из таких моментов!


    Инквизиция... Бррр!!!! Сколько невинных погибло... Глупые людишки! am



Добавление комментария


Наверх