Автор К. Королёв
Кольцо.
Кольцо имеет круглую форму, а потому оно, подобно другим круглым и шарообразным предметам, символизирует бесконечность. Говоря о кольце, нельзя не вспомнить змею, кусающую свой хвост; эта змея на самом деле – правильная кривая линия без начала и конца, символ космоса на ровне с иными аналогичными символами, прежде всего – с мировым яйцом.
Кроме того, круг обозначает вечность и цикличность (вспомним круглую форму таких древних сооружений, как Стоунхендж); с учётом этого он просто не мог не стать символом солнца, которое бесконечно и циклично движется по небосводу. Вдобавок круг есть символ пространственно-временного континуума, представленного в различных мифологических системах образом мирового дерева.
В. Н. Топоров подчёркивает связь солнца и мирового дерева: «Годовое круговое движение солнца по отношению к оси мирового дерева конструирует круговое пространство по горизонтали (в горизонтальной проекции дерево отмечает пуп земли в минимуме и окружность, отделяющую внутренний круг от внешнего пространства, в максимуме), а суточное круговое движение солнца определяет вертикальную плоскость мирового древа… Нередко оба этих круговых движения подкрепляются расположенными по кругу мифологическими объектами, например, знаками Зодиака…или божественными персонажами…; не случайно поэтому, что круг является и символом пантеона в целом, и эмблемой отдельных богов».
Кольцо (в том числе и обручальное) как манифестация круга приобрело все его мифологические значения. Вряд ли случайно, что главным достоянием (и главным оружием) сказочных волшебников является кольцо или перстень – ведь именно в кольце заключается магическая сила, превращающая обыкновенного человека в чародея. Здесь уместно вспомнить русскую народную сказку об Иване – крестьянском сыне, который спас из огня змеиную царевну и в награду получил от отца спасённой чудесное кольцо; у этого кольца было три «раба» - сноровистых мужичка, способных за одну ночь совершить любое деяние, непосильное человеку: скажем, отстроить великолепный дворец. Это кольцо принесло Ивану богатство и власть.
Кольцо также трактуется как символ власти.
Первое упоминание о кольце, дающем его владельцу власть над мирозданьем, встречается в «Эддах». Мифологический сюжет гласит, что трое богов – Один, Локи и Хенир – однажды отправились в путь, чтобы осмотреть весь мир. У водопада боги убили выдру, оказавшуюся человеком-оборотнем, и вынуждены были заплатить за него выкуп – золотом, которое отняли у карлика Андвари. Среди золота Андвари было и некое кольцо, которое карлик категорически не хотел отдавать, но боги настояли – и тогда Андвари проклял кольцо: «Оно будет стоить жизни всякому, кто им завладеет». Позднее Локи подтвердил подтвердил это проклятие, заявив, что кольцо и золото погубят тех, кто будет владеть ими. Золото Андвари досталось братьям убитого оборотня; один из братьев, Фафнир, принял образ дракона и залёг на золоте. Этого дракона победил в бою герой Сигеурд, завладевший Клодом, но вскоре он и сам погиб – в результате проклятия Андвари. Это проклятие продолжало губить героев – пока кольцо не расплавилось в огне погребального костра Гудрун, вдовы Сигурда.
Казалось бы, в этом сюжете речь идёт только о кольце, приумножающем богатство. Но ведь присловье «богатство – это власть» актуально и по сей день. Поэтому маленькое колечко на самом деле – именно кольцо власти, и не случайно даже верховный бог Один сразу «положил на него глаз». Правда, Один всё-таки бог, поэтому на него проклятие Андвари не действовало, зато людям повезло гораздо меньше. За кольцом тянется длинная цепь предательств и смертей, обрывающихся лишь с уничтожением самого кольца.
Мотив «проклятого золота» привлекал многих авторов – к примеру, Фуке де ла Мота, К. Хеббеля, Г. Ибсена и других. Однако наиболее полное отражение этот мотив получил у Р. Вагнера (композитора) в его оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга». А в 20 столетии сожжет о кольце власти обрёл новую жизнь – в эпопее «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиена, где присутствует образ Кольца Всевластия. Оба кольца, у Вагнера и у Толкиена, символизируют власть, возбуждают стремление к власти у тех, к кому попадают, и т. д. Однако могущества кольца у Вагнера берётся извне; в отличие от Кольца Всевластия, оно не обладает собственной силой или силой своего создателя. Вдобавок имеется ещё одно существенное различие. Вагнеровское кольцо всего лишь возбуждает в своём владельце стремление к наживе и – опосредованно – к власти. У Толкиена же Кольцо Всевластия действует значительно более тонко, играя на желаниях и тайных мечтах своих «хранителей».
Динамическое развитие мифологемы кольца власти представляется вполне очевидным: от перстня, преумножающего богатства, до кольца, обладающего собственной злой волей и несущего только гибель. Безусловно, здесь прослеживается явное влияние христианства, «перетолковавшего» языческую мифологему в соответствии с религиозными принципами. Язычники-скандинавы не воспринимали богатство – и, следовательно, власть – как порок; Вагнер устами своих героев повторяет, что истинная власть доступна лишь тому, кто отказывается от любви, власть и богатство несовместимы с любовью (во всех её проявлениях). Для Толкиена стремление к власти, алчба, порочно изначально, ибо любая власть – от Бога и иной власти быть не может.
Во всемогуществе Кольца всевластия у Толкиена просматривается мифологический мотив. Кольцо как круг символизирует бесконечность, следовательно, кольцо власти подразумевает бесконечную власть над всем сущим. «И объединить на век…под владычеством всесильных» - иначе говоря, окольцевать, то есть заключить в замкнутый круг, из которого нет выхода. Таким образом, словосочетание «Кольцо Власти» помимо прямого смысла имеет ещё и метафорический; впрочем, эти два смысла не существуют один без другого.