Как становятся колдунами, посвящение в колдуны.
Обычно колдуны бывают природные и добровольные. Максимов пишет, что природный колдун, по воззрению народа имеет свою генеалогию: «девка родит девку, эта вторая приносит третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка ведьмой».
У Никитиной можно найти уточнение, что это незаконнорожденный, рожденный от третьего поколения незаконнорожденных (считается, что они появляются на свет с маленькими хвостиками). Кроме того это может быть ребенок колдуна или ведьмы, или ребенок, проклятый собственной матерью еще в утробе.
Добровольный же колдун по собственной воле идет в ученики и получает от своего учителя колдовскую силу и знания. При этом кровное родство не имеет особого значения.
Перед началом обучения колдун предъявляет своему будущему ученику некоторые требования, имеющие вид своеобразного ритуала, которые в принципе и являются посвящением.
Ученик должен «сохранить во рту причастие, потом, выплюнув его, завязать в тряпочку, а затем идти в лес, повесить узелок на дерево и выстрелить в него из ружья» . После этого колдун и его ученик отправляются в полночь в баню, где происходит следующая часть ритуала. «После тех или других обрядов приходит неизвестно откуда красная собака (иногда из-за очага выходит белая собака, а по представлениям печорцев-длинношерстная собака) и выблевывает рвоту на пол. Эту рвоту посвящающийся должен вылизать. Если человек струсит, откажется от исполнения ритуала, то собака будто бы обратно вылизывает свою рвоту» .
Так же Сидоров передает рассказ одного крестьянина из Пожегодского района о том, как он просил колдуна научить его «колдовскому привлечению промысловых зверей в свои звероловные угодья». Как ни странно в этом рассказе тоже присутствует красная собака. Колдун согласился и приступил к обучению. «Предварительно затопили баню и здесь вымылись. После того, как оба вымылись, колдун открыл двери и впустил в баню собаку красной масти, которая тут на пол выпустила свою блевоту. Затем колдун открыл снова двери и собака выбежала обратно. Колдун предложил обучающемуся вылизать блевоту, но тот не смог этого сделать. Дальше, колдун предложил обучающемуся снять со своей шеи крест, положить его на пол лицом вниз, на тот крест положить другой крест из двух лучинок и встать на них (по объяснению колдуна, если стать на наперстный крест, то можно провалиться сквозь землю, в данном случае человека поддерживает будто бы крест из лучины). Затем предложено было обучающемуся отказаться от луны, от солнца, от родителей, от своих детей и от своей жены, заявив, что он их не знает». Рассказчик не сумел принести столь ужасной клятвы.
Опять же по сведениям Сидорова, на Печоре считают, что для приобретения колдовской силы необходимо «найти кошку черной масти (без всяких пятен другого цвета), затем в бане погрузить ее в кипящую воду. В это время в окне бани покажется лицо с двумя огненными глазами с кулак величиной. Если не испугаешься, то это страшное существо зайдет уже в виде молодого человека и научит искусству колдовства». Ну а для получения исключительного могущества, по мнению некоторых, необходимо «вытащить зуб мертвеца своими собственными зубами».
Максимов пишет, что посвящение в колдуны, «сопровождаются однородными обрядами, смысл которых повсюду сводиться к одному – к отречению от бога и царствия небесного, и затем к передаче души своей черту».
Для первого достаточно снять крест и положить его под правую пятку, или встать на икону, лежащую ликом вниз и произнести богохульную клятву. Идеальным временем считается полночь, а местом перекрестки дорог. При заключение договора, некоторые черти доверяют клятве, другие же могут потребовать от грамотного расписки кровью, от неграмотного – кувыркнуться определенное число раз через несколько ножей.
Но кроме природных колдунов и тех, кто обучается колдовскому искусству добровольно, встречаются и невольные колдуны. Это может случиться по причине того, что колдун перед смертью старается навязать кому-нибудь свою волшебную силу, «иначе ему придется долго мучиться, да и мать - сыра земля его не примет». По этой причине осторожные люди «избегают брать у него из рук какую-либо вещь, даже самые близкие родные стараются держаться подальше, и если больной попросит пить, то не дадут из рук, а поставят ковшик так, чтобы он сам мог до него дотянуться».
Максимов приводит один рассказ о подобной передаче силы.
Перед смертью один колдун позвал девку и сказал: «На тебе!» - Та догадалась и ответила: «Отдай тому у кого взял». Колдун начал стонать, скрипеть зубами, весь посинел, его глаза налились кровью. В это время его племянница пришла его проведать. Он тут же обратился к ней: «На тебе на память!» Та, спроста, и взяла пустую руку. Тут колдун захохотал и умер.
Для «невольного» колдуна возможно покаяние и спасение: их отчитывают священники и отмаливают в монастырях, для вольных же нет ни того, ни другого.