Танто - японское слово в дословном переводе означающее "короткий меч", распространенный Японский с односторонней заточкой и в редких случаях двухсторонней, нож или кинжал с длинной лезвия варьирующейся от 15 до 30 сантиметров(6-12 дюймов). Как и История любого ножа, а так же искусств, связанных с ним, Танто имеет как минимум тысячелетнюю историю. Практически во всех исторических данных, нож - первое изобретение человека будь то вспомогательным инструментом для обработки дерева или охоты.
Впервые танто начало появляться в период Хейян (794 - 1185г н.э.), но в то время им не хватало художественности и артистического качества исполнения и Танто были лишь оружием. Первые танто исполненные в рамках искусства начали появляться в раннем периоде Камакура (1185–1333г н.э.). Тогда знаменитый Ёшимитсу (величайший мастер изготовления Танто в истории Японии) стал заниматься изготовлением Танто. Производство значительно увеличилось в период Муромачи (1336 - 1573) и затем снова спало в Шинто период ("Новый Меч"), потому Танто периода Шинто очень редки. Популярность "короткого меча" возобновилась в Шин-Шинто период ("новый-новый меч") и производство сново возрасло.
По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием — одним из вариантов японского меча. Изготовлять танто могут только сертифицированные мастера, таких единицы в Японии, поскольку получить такое право очень сложно.
По правилам танто, как японский меч должен быть изготовлен из Тамахоганэ и иметь характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковыми палочками и съёмной круглой гардой цуба; при этом танто должен быть менее 30 см длиной (иначе это будет уже не короткий меч). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто. При этом изготовленные в массовом порядке танто времен Второй мировой войны из серийной стали лицензированию не подлежат и уничтожаются, так как не имеют культурной ценности, поскольку не имеют ничего общего с национальной традицией, а являются наследием милитаристского прошлого.
Танто с незаточенным деревянным или пластмассовым лезвием существуют и успользуются для безопасной практики в боевых искусствах. Также существуют Танто с незаточенным металлическим лезвием которые используют для более глубокого изучения и практики или для демонстраций техник боевых искусств использующих Танто.
Боевые искусства, использующие Танто для более глубокого понимания и/или изучения: Айкидо, Айкидзюдзюцу(Айкидзюцу), Танто Дзюцу(самостоятельное боевое искусство), многие разновидности ТайДзюцу, Джиу-Джитсу, Кэмпо и другие.
В зависимости от периода изготовления, особенных требований по цели применения, креплений лезвия к рукояти и вообще "обвеса", ТАНТО подразделяли на много разных "моделей":
• ЁРОИДО СИ (где второй иероглиф - "проводить, пропускать, выпускать");
• МЕТЕДЗАСИ (первый иероглиф "правый", второй - "рука", третий - "палец");
• ХАМИДАСИ (первый иероглиф - "есть, питаться", второй - "выходить, высылать");
• АЙКУТИ (первый иероглиф - "встреча, встречать", второй - "рот");
• КАЙКЭН (первый иероглиф - "грудь, пазуха");
• ХИМОГАТАНА (первый иероглиф - "шнурок, тесёмка");
• КОСИГАТАНА (первый иероглиф "поясница, бедро");
• СИТО (первый иероглиф - "колоть, вонзать, колючка").
Естественно, требования к конструкции ТАНТО, предназначенного для пробивания доспехов, совершенно отличались от требований к конструкции ТАНТО, предназначенного для самозащиты от противников в обычной гражданской одежде. ЁРОИДО СИ имел сверхпрочное лезвие, которое почти не имело кривизны - ибо предназначалось это оружие принципиально для нанесения колотых ран.
ХАМИДАСИ - боевой нож, во всем аналогичный танто, за исключением цубы, которой у него просто нет. Клинок отделяется от ножен и рукоятки небольшим приподнятым пояском, образующим с окантовкой устья ножен словно бы две половины одного целого.
АЙКУТИ - один из наиболее распространенных типов ножа, представленный как различными размерами (длина клинка от 10 до 30 см), так и всевозможнейшими стилями рукоятки и ножен. Отличительной особенностью является почти никак не обозначенный переход к клинку. Самое большее, что встречается здесь, - тонкий ободок, выполненный из металла или непосредственно из "тела" самой рукоятки.
Если для танто и хамидаси оплетка служит одним из классификационных признаков, то рукоятки айкути подвергались этой операции редко. Их классика - гладкая (дерево, кость, лак) или роскошная резная рукоять. Очень распространенный стиль - обтяжка кожей ската (самэ-кава). При этом по бокам монтировались небольшие мэнуки, а торец укреплялся головкой цука-гасира.
Лезвие АЙКУТИ значительно расширялось к основанию рукояти. КАЙКЭН никогда не имел рельефных украшений. Его рукоять и ножны были "заподлицо" и всегда очень гладкими, и часто - лакированными.
В остальных случаях материал и оформление ножен как бы продолжают рукоятку, так что нож выглядит единым стилевым блоком. Линия стыка порой вообще незаметна или обозначена настолько слабо, что возникает сомнение - с какой стороны браться. Особенно это присуще изделиям из полированной древесины и кости, в которых нет металлических деталей, кроме клинка.
Жёны и дочери воинов тоже изучали использование кинжалов, которые они носили с собой для самозащиты и самоубийства путём перерезания ярёмной вены на шее (с целью предотвращения позора). Женщины с собой носили, как правило, Кайкен или небольшой Айкути. Кайкен обычно помещали в Футокоро - особую складку, которая на кимоно и являлась "пазухой". Иногда кинжал поменьше помещали в Тамото (особо скроенная широкая часть рукава кимоно). Комплекс приёмов, специфически заточенных под Кайкен, так и назывался - Кайкен-джитсу.
Во время середины и конца периода Токугавы всё больше и больше стали изготавливать недорогие ножи с более хрупкими лезвиями, такие, как Кайкен и небольшой Айкути, потому как с уходом из жизни практики постоянного ношения внешних и внутренних доспехов изменились приёмы для использования ножа и требования к конструкции рукояти и лезвия. Вместе с этим стали появляться новые школы, например Тендзин син рю, которые в основном отрабатывали пассивные комплексы приёмов защиты. Во многих школах тактика работы с Танто во многом была направлена на "контратаку против контратаки", и много усилия уделялось на развитие навыка нанесения серьёзных повреждений противнику, пытающемуся вас обезоружить и выхватить (выбить, вывернуть) нож из вашей руки.
Из-за обилия приёмов по обезоруживанию человека с ножом и постоянного роста этого навыка у опытных бойцов воины, по той или иной причине предпочитающие нож, стали дополнять его (и себя) всевозможными обвесами. Из-за необходимости много тренироваться с оружием в парах всё больше и больше школ джиу-джитсу стали использовать "безопасные" модели Танто, такие как БОКУТАНТО (где первый иероглиф "дерево") и СЁ ФУКУРОСИНАЙ (где второй иероглиф "мешок", третий иероглиф "бамбук").