Легенда o Вритре:
В древнеиндийской мифологии демон, преграждающий движение вод, дающих жизнь (его имя обозначает «преграда»). Бог-созидатель Тваштар, искусный мастер, изваявший тела людей и животных, создал из священного напитка сомы и огня страшное чудовище — гигантского дракона Вритру. Свернувшись в девяносто девять колец, огромный змей возлег на горах и закрыл путь течению рек, поглотив наполняющие их воды. Он стал расти с необычайной быстротой, за день увеличиваясь в каждую сторону на расстояние полета стрелы, и грозил поглотить все живые существа, и богов, и всю Вселенную. Боги устрашились этого и во главе с могучим Индрой направились к Вритре, чтобы убить его. Завидев нападающих, дракон грозно зашипел и дохнул на них пламенем из своей огромной пасти. Тогда трепет объял богов, и они бежали стремглав от его губительного дыхания, покинув Индру на поле боя. Только храбрые воины-богатыри Маруты и бог Вишну остались с ним. Бесстрашный Индра ринулся один на дракона, но разверз Вритра свою чудовищную пасть и в мгновение ока проглотил царя богов. После этого он заснул — никто больше не осмеливался напасть на него.
Но стоило Вритре зевнуть во сне, Индра тотчас же выбрался из его чрева. Изо всех сил нанес он страшный удар священным оружием ваджрой и рассек голову дракону. Из чрева мертвого чудовища вырвались живоносные воды и наполнили высохшие русла рек. Благоденствие и процветание вернулись на Землю.
Это был величайший из подвигов Индры, символизирующий победу организованного начала над первозданным хаосом. Из черепа Вритры он сделал потом чашу, а тело его рассек надвое; благая часть его, та, что была сделана из сомы, поднялась в небо и стала луною, демонская же часть дракона по воле Индры стала частью живых существ — их чревом. Поэтому в Индии о чревоугодниках говорят, что они приносят жертвы Вритре — брюху.
Легенда o Фафнире:
В мифологии и эпосе древних скандинавов дракон, стерегущий сокровища карлика Андвари. Вначале он был человеком, сыном волшебника (гнома), затем из-за чудесного клада гномов Фафнир убил своего отца и, чтобы лучше охранять добытые сокровища, превратился в огромного бескрылого дракона с ядовитой слюной. Единственным уязвимым местом у него было брюхо. Огромный как скала, Фафнир знал это и все время ползал на брюхе. Знаменитый герой германо-скандинавской мифологии Сигурд (Зигфрид) устроил на него засаду, засев в замаскированной яме. Когда дракон проползал над ней, ударом снизу герой пронзил его сердце. Капля крови попала ему на язык, и Сигурд обрел дар понимать язык птиц.
Легенда o Драконе:
Это самое знаменитое из легендарных чудовищ, постоянно упоминавшееся в мифах, легендах, преданиях почти всех народов мира. Обычно дракона представляли в виде крылатого, часто многоголового, огнедышащего змея или ящера, однако фантазия людей придавала ему различные облики, иногда самые невероятные. Дракон был не только мифическим чудовищем, его воспринимали как реально существовавшее животное; в античные времена и в эпоху Средневековья в существовании драконов не сомневались даже натуралисты. Со временем отношение к дракону сильно изменилось, и в XX веке его воспринимали уже только как персонаж сказочной литературы.
В древних мифах и легендах народов Европы дракон обычно выступает символом и носителем зла. Персы же, парфяне, скифы носили изображение драконов на своих боевых штандартах; через много веков викинги рисовали драконов на своих щитах и помещали резные изображения драконовых голов на носах своих длинных судов, дабы вселить ужас в неприятеля. У римлян дракон был значком когорты (как орел — значком легиона), а от них символ дракона перешел в европейскую средневековую геральдику.
В героическом эпосе, мистических легендах и старинных преданиях рядом с драконом, символом зла, всегда появляется борющийся с ним герой, посланец добра. В доблестных поединках с драконами прославились Беовульф, Сигурд (Зигфрид), Ланселот, самыми знаменитыми драконоборцами были архистратиг Михаил, поразивший дракона-сатану, и святой Георгий Победоносец.
Легенда o Гидре:
В греческой мифологии многоголовый дракон или водяная змея с несколькими головами. Больше всех известна Лернейская гидра, жившая в болотах вблизи города Лерна на берегу Арголидского залива. Порождение Ехидны (см.) и Тифона, она имела огромное змеиное туловище и девять голов дракона, одна из которых была бессмертной. Время от времени чудовище выходило на сушу и опустошало окрестные земли, пожирая посевы и скот. Дыхание гидры отравляло воду и сжигало посевы; даже когда она спала, ядовитый воздух вокруг нее был смертелен для людей. Но самым ужасным в этой твари было то, что стоило отрубить ей одну голову, как на ее месте вырастали две другие.
Очистить землю Арголиды от этого чудовища царь Эврисфей поручил Гераклу. Взяв с собой возничего Иолая, герой отправился на колеснице к Лерне. Оставив лошадей поодаль, Геракл подошел к логову Лернейской гидры и стал метать внутрь горящие стрелы, заставляя гадину выбраться из пещеры. В ярости выползла, извиваясь покрытым блестящей чешуей телом, громадная змея и грозно поднялась на своем хвосте, готовясь броситься на героя. Сын Зевса наступил ей ногой на туловище и придавил к земле, а сам взмахами тяжелой палицы стал колотить по змеиным головам. Гидра обвилась хвостом вокруг ног Геракла и старалась свалить его, но велик и могуч был герой. Непоколебимой скалой стоял он, вихрем свистела в воздухе его палица, одна за другой слетали головы гидры. Но на месте каждой сбитой головы вырастали две новые, и стало казаться, что не будет конца этой битве и чудовище обречено на вечное существование. К тому же на помощь гидре вылез из болота огромный рак и вцепился в другую ногу Геракла. Пришлось Гераклу позвать Иолая, стоявшего с колесницей в ближайшей роще. Иолай поджег рощу и горящими стволами деревьев стал прижигать гидре те места, откуда слетали головы. Теперь новые головы перестали расти, и все слабее и слабее сопротивлялась гидра сыну Зевса. Наконец Геракл добрался до бессмертной головы, срубил ее, зарыл глубоко в землю, а сверху придавил это место тяжелейшим камнем. Затем он рассек туловище зловещей гадины и в ядовитую желчь обмакнул все свои стрелы. Так в нелегком бою Геракл совершил свой второй подвиг.
Другой знаменитой гидрой была жившая в водах Нила водяная змея, вечно враждующая с другим речным обитателем — крокодилом. Дождавшись, пока крокодил заснет на берегу с открытым ртом, гидра заползала в его чрево, разрывала крокодила и выходила наружу. По средневековым бестиариям, эта борьба символизировала искупление грехов. Крокодил олицетворял смерть и ад, а гидра — Христа, сходящего в ад, чтобы вывести оттуда души грешников.