Если вы спросите о том, что служит главным символом научной фантастики, найти однозначный ответ будет сложно: космические корабли, пришельцы, машины времени... Однако у другого популярного жанра фантастики — фэнтези — есть универсальный собирательный образ: драконы. Вавилонская змея Тиамат; греческий Тифон; русский Змей, побежденный Добрыней Никитичем; скандинавский Фафнир, стерегущий проклятое золото Нибелунгов, драконы Толкина, Урсулы Ле Гуин, Роулинг, Пратчетта, Уэйс и Хикмена — жизни не хватит, чтобы перечислить всех этих сказочных чудовищ.
Мы узнаем о драконах из детских сказок. Позднее они встречают нас в наших любимых книгах, фильмах и играх. Драконы сопровождают каждого любителя фантастики всю его жизнь. Их изображения можно встретить на средневековых европейских зданиях и в старинных китайских трактатах. Даже раскопав позабытую южноамериканскую пирамиду, мы можем найти на ее стенах все тех же драконов.
Мифы об огромных рептилиях — летающих, плавающих, дышащих огнем или изрыгающих воду — встречаются почти у каждого народа. Их очень сложно обобщить, потому что под определение “драконов” в целом попадает огромное количество вымышленных существ. Они бывают красные, черные, белые, золотые, синие, бывают огненные, ледяные, воздушные, костяные, каменные, разумные и дикие, добрые и злые, многоголовые или с одной головой, бессмертные или просто долгоживущие.
Интересный факт: чем “моложе” миф о драконах, тем они становятся злее. Например, на Востоке дракон был символом мудрости и благополучия. Он олицетворял воду, дождь. В Японии статуи драконов часто становились элементом фонтанов. В Китае синий дракон “лунь” был символом императора (примерно то же самое касалось и японских императоров-микадо).
Традиционный восточный дракон держит в передней лапе пылающую сферу — Луну, которую он периодически заглатывает и изрыгает. Дракон, борющийся с тигром или фениксом, представляют собой знак “инь-янь” — двойственность всего сущего.
Скандинавы украшали головами драконов (draca) носы своих кораблей, получивших от этого название “драккары”. Считалось, что такие форштевни будет отпугивать противников и, в частности, различных чудовищ, населяющих океан.
Иудейский дракон жил в пустыне и был символом запустения. Для христиан дракон олицетворял зло, дьявола, Сатану, врага Бога. Интересный факт: средневековые изображения дракона с завязанным (закрученным) хвостом означали, что это чудовище побеждено.
Независимо от своей приверженности добру или злу, драконы во всех странах (кроме, пожалуй, Африки и Северной Америки, где легенд о драконах почему-то не сформировалось) отличаются божественной, вернее говоря, изначальной природой, немыслимой древностью, а также огромной силой.
Драконы — почти всегда хищники, причем не брезгующие человеческим мясом (европейские ящеры предпочитали девственниц, что символизировало конфликт тьмы и непорочности). Их крайне трудно или вообще невозможно убить, они живут под землей (в пещерах) или в воде, имеют чешуйчатое тело, острые зубы, когти, иногда — крылья и плоское жало на хвосте.
Драконы часто обладают магическими способностями, распространяющиеся и на отдельные части их тела. Например, древнегреческий герой Ясон засеял поле зубами дракона, и из них выросли закованные в броню воины, а герой древнегерманских сказаний Зигфрид, омывшись кровью дракона, стал понимать язык птиц. Исидор Севильский в своей “Этимологии” утверждал, что внутри головы дракона находится мягкий карбункул (рубин), который на воздухе твердеет, превращаясь в драгоценный камень.
Корни образа
По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) формирование гибридного мифологического образа дракона относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Соединение разных животных в одном мифологическом символе приводит к такому же устранению возможности отождествления мифологического символа с реальным животным. Предполагается также, что в образе дракона соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира — верхний (птицы) и нижний (змеи), поэтому первоначально мифологический образ дракона был одним из способов представления той же пары противоположных мифологических символов, которые известны в мифе о поединке или сражении мифологических змей и птиц (индийские наги и гаруды и др.).
Тем не менее, дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея — основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея (ср. например Змей Горыныч).