Традиционные игрушки Поднебесной | |
Традиционные игрушки Поднебесной
Немного истории. В Китае сложилось несколько центров производства игрушек. Куклы, изготовленные в северных областях, более грубы, а созданные к югу от реки Янцзы изящны и тонки. Делают их из глины, ткани, бамбука, бумаги, дерева, причём современная технология базируется на национальных традициях. Древнейшие китайские куклы были нефритовыми, в X—XII вв. кукол выполняли из фарфора, а в XIV—XVII вв. на свет появились фарфоровые куколки, изображающие как легендарных и мифических персонажей, так и реальных исторических деятелей - например, Чжу Май-чэня, собирателя хвороста и мыслителя, Мой Дубиня — одного из восьми бессмертных даосской философии. Множество разнообразных кукол производились и для народного кукольного театра. Куклы, являясь одним из предметов изобразительного искусства, существовали практически у всех народов мира. В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э. Изначально куклы предназначались для совершения магических обрядов, которые существуют и до сих пор во многих странах Африки и Латинской Америки, например магия вуду. Но на востоке предназначение кукол со временем изменилось. Помимо простого игрового предназначения для детей, в результате развития культуры и общества, в VIII веке куклы стали основой первых кукольных театров. Позднее в эпоху Эдо в Японии сформировалось искусство изготовления кукол из разных материалов и назначения, в зависимости от провинции. В 1936г., после успешных выступлений на многих международных кукольных выставках, императором Японии изготовление кукол было признано искусством. При изготовлении кукол используется самый разный подручный материал, но наибольшее восхищение вызывают цветочные куклы и изящество кукол из глины и фарфора. В Японии куклы передаются по наследству, по женской линии, и являют собой защиту от злых духов, и бытовых неприятностей. Также куклы преподносятся как оригинальный подарок к дню свадьбы. Как правило, кукол изображают в виде персонажей императорского двора или культовых и легендарных личностей. Изготовление китайских и японских фарфоровых кукол сейчас по праву занимает видное место в мировой культуре. Игрушки из слоновой кости. Изделия из слоновой кости в Китае и на Дальнем Востоке были известны с давних времен. Затейливые шахматные фигурки, статуэтки, нэцкэ, куклы... Особенно ценным материалом у себя на родине слоновая кость не считалась, так как имела ряд недостатков — желтела от времени и трескалась от сухого воздуха. Но в XVIII веке, когда Европа наладила торговлю с Востоком, слоновая кость была высоко оценена европейцами. Особенно им понравились куклы, сделанные из этого материала, так похожего цветом на человеческое тело. Китайские куклы просто приводили европейцев в восторг. И их отлично понимаешь, когда видишь эту прелесть. Белоснежные лица искусно вырезаны из слоновой кости и тонко раскрашены, волосы уложены в изящную прическу. Миниатюрные руки выглядят совсем как настоящие — на них виден каждый ноготок. Храмовый комплекс с окружающими павильонами и пагодами. Помимо всего прочего, материал был дорогой, а работа требовала особого искусства. Сейчас слоновой костью для изготовления кукол не пользуются, и увидеть такие изделия можно только в музеях и коллекциях. Император и императрица Лечебные куклы В Китае врачами были только мужчины, и в династии Цин (1644-1912) им запрещалось непосредственно касаться высокопоставленных пациенток. Поэтому для диагностики и лечения использовались специальные куклы, так называемые "doctor’s lady" или "diagnostic dolls" Их делали из слоновой и мамонтовой кости, наиболее ценные и старинны - с продольными трещинками, кость от времени сохнет и трескается. Как правило, они от 10 до 25 см длиной, часто с базой в виде дивана. Делали их и из дерева,полудрагоценных камней, фарфора, и даже из перламутра. Фигурки нэцке Первоначальной целью фигурок нэцке была функциональность, выполняя роль брелоков, которые вешали на курительные трубки, кисеты с табаком, баночек с солями и тд. При этом, выполненные в роли божеств, мистических животных или каких-либо символов фигурки нэцке не были простыми сувенирами или повседневными предметами, но являлись своего рода оберегами и талисманами, оберегающими хозяина от сглаза, демонов и тд. Слово «нэцке» идет от японского слова «не-цуке», что означает брелок. В русском языке, по причине схожести произношения, а также по причине отсутствия строгого регламента, возможно различное произношение названия данного вида фигурок: «нэцке», «нецке», «нэцкэ». Историческое происхождение фигурок нэцке не Япония, а Китай. В Китае фигурки нэцке носили название «чжун-цзы». Материалом чжун-цзы в Китае обычно был нефрит, кость или дерево. Японцы, позаимствовав в 16 веке предметы чжун-цзы дали им название не-цуки. Однако как самостоятельное искусство резка фигурок нецке стало лишь двумя веками позже. Традиционно вырезались традиционные китайские символы, как то сосна, или пион. Также традиционным стало вырезать божества, мистических животных, а также классических героев из классической китайской литературы. Материал, из которого изготавливались фигурки нэцке, также несет в себе сокрытую силу и смысл. Нефриту, например, причисляется пять основных достоинств, отвечающих качествам: его мягкий блеск олицетворяет милосердие, твёрдость — умеренность и справедливость, полупрозрачность — символ честности, чистота — воплощение мудрости, а его изменяемость — мужество. Целебные корни, из которых часто изготавливались фигурки нэцке, обладают сильной защитной энергией и защищают от сглаза. Слоновая кость — это символ мудрости, здоровья и душевного равновесия. Панты оленя привлекают удачу и благосостояние. Самой популярной фигуркой нэцке на настоящий момент бесспорно является Хотэй. Хотей — «холщовый мешок», всегда изображается с улыбкой на лице. Позы Хотея могуь быть различными, как сидячими так и стоящими. Считается, что Хотей способен осуществлять самые заветные желания человека, с чем и связано поверье, что если потереть животик Хотея 300 раз думаю о своем желании, то данное желание непременно сбудется. Трёхлапая жаба с денежкой — магическое существо, приносящее богатство, удачу и долголетие. Гуань Инь — богиня милосердия и сострадания, имеющая очень чуткое сердце. Она покровительствует женщинам и детям, благословляя новорождённых при появлении на свет. Оберегает детей от болезней и злых духов. Воздушные змеи Воздушные змеи были изобретены в Китае еще до того, как историки начали писать свои хроники. Первые воздушные змеи китайцы начали делать из бамбука и листьев растений. После изобретения шелка в 2600 году до нашей эры китайцы стали делать воздушные змеи из бамбука и шелка. В Китайском фольклоре много историй о том, что воздушные змеи запускали как для удовольствия, так и для дела. Наиболее часто воздушные змеи применяли в военных целях. Китайцы использовали воздушные змеи для того, чтобы измерить расстояние между своей армией и стенами замка противника. В небо поднимали разведчиков - наблюдателей. Существует легенда о том, что в 202 году до нашей эры генерал Хуан Тенг и его армия были окружены противниками, и им грозило полное уничтожение. Говорится, что случайный порыв ветра сорвал с головы генерала шляпу, и тогда к нему пришла идея создания большого количества воздушных змеев, снаряженных звуковыми устройствами. Воздушные змеи были сделаны из бамбука, бумаги и шелка. Глубокой ночью эти воздушные змеи летали прямо над головами армии противников, которые, услышав загадочные завывания в небе, запаниковали и убежали. Из Китая, через Индокитай, воздушные змеи появились и в Японии. Возможно, они были принесены в страну Буддийскими миссионерами в давние времена, около 618 - 907 годов. В Японии воздушные змеи приобрели популярность. Стали появляться воздушные змеи в виде красочно раскрашенных полотен. Воздушные змеи служили как бы связующим звеном между человеком и богами. Их запускали для того, чтобы отпугнуть злые силы, защититься от несчастий, обеспечить хороший урожай и здоровье. «Китайский узел» « Китайский узел» («чжунгоцзе») - неотъемлемый элемент традиционной китайской культуры и искусства. Согласно археологическим данным, «узелки на память» китайцы стали завязывать уже в эпоху палеолита. Важные дела и события обозначались большими узелками, малозначительные – малыми. На заре китайской цивилизации люди видели в обычных веревках прообразы драконов, и узлы на веревках делались для того, чтобы добиться большего «сходства». Узел – символ гармонии и близости, чтение иероглифа «цзе» в известной мере созвучно словам «счастье», «долголетие», «богатство», «радость» и «здоровье». « Китайские узлы» имеют не только красивую форму, но и красивый яркий цвет. Они – не только отражение старых традиций Китая, но и символ стремления людей к истине, доброте и красоте. Именно поэтому данный жанр народного искусства живет и развивается на протяжении тысячелетий. Постепенно узелки на веревках стали использоваться для украшений одежды и стали неотъемлемым элементом декоративно-прикладного искусства. Искусство плетения узлов развивается уже много десятков веков, поэтому узлы становятся все красивее. В последнее время наблюдается всплеск популярности «китайских узлов». Они стали замечательным подарков к любому празднику. Золотые руки мастера сплетают разнообразные узлы из шелковых, хлопковых, пеньковых и синтетических нитей, вплетая в них жемчуг, нефрит, золотые и серебряные украшения. Древнее искусство живет и развивается в наши дни. Китайские вырезки Китайские вырезки из бумаги всегда нравятся иностранцам за тонкость работы и национальный колорит. Сюжеты вырезок всегда несут оттенок юмора, поэтому от них веет ароматом национальной жизни. Для вырезания пользуются ножницами или резцами. Чаще всего из красной или цветной бумаги вырезают узоры и орнаменты, которые используют для украшения дома. Это искусство появилось 2000 лет назад и очень широко распространено в народе. Вырезанием из бумаги чаще всего занимаются деревенские женщины. Они вырезают привычные и милые их сердцу картинки. Как правило,это домашние животные и птицы, овощи и злаки, цветы и звери, сценки из жизни детей или местных опер, символы счастья и благополучия. Такого рода вырезки обычно используются при праздничных приготовлениях: их наклеивают на окна, на двери или стены. Ими украшают даже потолки. Приклеивают к фонарям и предметам, употребляющимся в брачных церемониях. Ими пользуются и как шаблонами для вышивок. Эти яркие красивые резне бумажные картинки наполняют жизнь обычных людей весельем и радостью. Вырезки могут быть одноцветными и многоцветными. Одноцветные выглядят сдержанно,а многоцветные - ярче и более эффектно. Население разных регионов имеет разные привычки и обычаи, поэтому стиль и содержание вырезок меняется в зависимости от региона. Наиболее известны в Китае вырезки на окна из провинции Шэньси, силуэты сценических персонажей из уезда Вэйсянь провинции Хэбэй и шаблоны для вышивок у национальных меньшинств, проживающих на юге Китая. Глиняные игрушки Народные игрушки в Китае были, в основном из обожженной глины – терракоты. Любимая форма – круглая, у кукол глиняных часто втянута голова, а ноги вообще не разберешь, есть ли они. Все круглое связывается в Китае со счастьем. Китайские свистульки известны последние 200-300 лет, однако ее корни уходят в глубокую древность. И сегодня глиняные фигурки используются в Китае в культовых практиках – ставятся возле дверей или у домашних и храмовых алтарей. Фигурки определенного типа используются в ритуальных обрядах женщинами, желающими забеременеть. Домик для сверчков В 19 веке - это любимая игрушка каждого китайского школьника. Но и серьезные государственные мужи соревновались в громкости и многоголосии своих любимцев. Кстати, сто лет назад и в Сергиев Посаде изготавливали домики для сверчков, но другой архитектуры. Китайский домик для сверчка – это специальным образом выращенная тыква с резной костяной или деревянной крышкой. Китайцы вообще все любят слушать. Они слушают, как дождь стучит по листьям банана, и это будет не то же, что – по стеблям бамбука. Китайский кукольный театр Театр кукол и марионеток крайне популярное явление и в древнем, и в современном Китае. Уже c 7 века кукольники выступают на похоронах. А в 13 веке в Китае известна уже 71 пьеса для кукольного театра. Выступления кукольного театра предваряли представления обычного человеческого театра и имели смысл очистительного действа. Т.к. куклы изображали богов, и в его свете по другому виделись сцены из обыденной жизни. Не редко кукольные спектакли и в храмах. Никому в голову не приходило назвать это богохульством. Даже и сейчас такой театр не предназначается для детей. На протяжении всего конфуцианского периода детские забавы, игры не поощрялись в Китае. Пример должного детского поведения явил Конфуций, который сам в детстве со сверстниками не играл, а соорудил из камней и черепков домашний алтарь и играл в жертвоприношения. Театр теней Китайский театр теней – театральное искусство Китая, преодолевшее языковой барьер и получившее широкое распространение не только в странах Азии, но и в Европе. Согласно летописному сказанию, в конце I тысячелетия до н. э. император Хань Уди грустил по своей безвременно ушедшей из жизни жене. Вернуться к жизни и государственным делам ему помог советник, придумавший оригинальный способ развлечь правителя: он вырезал из бумаги профиль погибшей супруги императора и за ширмой разыграл представление, заключавшееся в движении фигурки и отбрасываемой на ширму тенью. Так началось неспешное развитие нового вида театрального искусства. В XIII-XIV веках таким образом между сражениями развлекались китайские воины, что способствовало географическому распространению театра теней. Театр теней иначе называется театр марионеток. Это связано с тем, что персонажи такого театрального действа – искусно изготовленные марионетки. В начале своего развития это были бумажные раскрашенные куклы, но постепенно метод их изготовления усложнился. По бумажному шаблону вырезаются пластичные детали из высушенной до прозрачного состояния ослиной кожи. На полученные элементы наносится раскраска, причем выбор цвета является определяющим для характера будущего персонажа: красный цвет означает честь, зеленый – отвагу, черный – справедливость, белый – коварство. После нанесения рисунка детали утюжатся и соединяются между собой для получения гибкой фигурки, к которой прикрепляются бамбуковые палочки, обеспечивающие ее подвижность. Как происходит представление?1. Устанавливается ширма и освещение, необходимое, чтобы на полотно падали тени задействованных в спектакле фигур. При этом фигурки почти прижимаются к самой ширме, и становится видна их раскраска. 2. Сюжетами для представления могут быть сказания о волшебниках, легенды, предания, исторические саги, романы, понятные широкому кругу зрителей. 3. Представление сопровождается не только диалогами, но и музыкой. 4. В сюжете часто обыгрываются погодные условия: дождь, ветер, солнце кажутся настоящими. В современном Китае театр теней уже не так популярен, как раньше. Но ценители этого искусства существуют, и для них играются кукольные пьесы. Некоторые труппы продолжают гастролировать по миру, радуя любителей самобытного китайского театра. А искусно изготовленные китайские марионетки занимают почетные места в коллекциях ценителей мировой культуры. Кунчжу Кунчжу — одно из самых любимых развлечений на севере Китая. Развлечение, яркое представление и тренировка внимательности и ловкости в одном флаконе. Игрушку кунчжу называют «китайским йо-йо». Как несложно понять из названия, кунчжу изготавливается из бамбука, состоит из оси и одного или двух колес по краям этой оси. К ней же присоединяются палочки на длинных нитях. Именно с помощью этих палочек игрушкой можно управлять. На колесиках присутствуют несколько квадратных отверстий. Когда через них проходит воздух, игрушка издает свистящий звук. Кунчжу одновременно является детской игрушкой, предметом жонглирования и используется в некоторых народных танцах. С помощью кунчжу можно исполнять огромное количество трюков, подбрасывать и крутить его в воздухе как угодно. Считается, что кунчжу появилась во время правления династии Мин (1386—1644 гг). Погремушка-барабан Погремушка-барабан – одна из самых традиционных старых игрушек Китая. Как пишется в исторических материалах, погремушка-барабан появилась в Китае еще в эпоху Чжоу (XI в.—256 г. до н. э.), до сих пор эта игрушка пользуется большой популярностью в народе. Механические игрушки В III в. до н. э. создатель первой всекитайской империи Цинь Ши-хуан, озаботившись достижением бескрайнего долголетия, не раз посылал в далекие моря экспедиции в поисках островов, где обитают небожители-бессмертные — люди, которым подвластно время и стихии, — удивительные существа, в веселье вечности путешествующие по морям на невиданных кораблях, которым не страшны любые шторма. На ладьях небесных. Ладья небесная Трудно сказать, были ли похожи эти ладьи — ибо кто их видел? — на выходившие из рук китайских мастеров макеты, модели и игрушки, и в частности, на эту игрушку — механический кораблик, представляющий собой модель традиционного прогулочного судна, на котором, в сопровождении слуг, музыкантов и танцовщиц путешествует знатный китаец. Фея на птице Феникс. Заводная игрушка Корпус корабля выполнен из дерева и обшит слоновой костью и жестью. Фигурки музыкантов и танцовщиц также сделаны из слоновой кости, а фигурка божества-покровителя — из янтаря. Внутри корпуса скрыт механизм, напоминающий часовой, который заводится с помощью ключа и приводит в действие расположенные на днище колесики, благодаря чему движется корабль, а также фигурки музыкантов и танцовщицы. Скульптурки из муки В Пекине фигурки, сделанные из муки, являются необходимыми атрибутами для таких народных мероприятий, как свадьба и похороны. В 40-е годы прошлого века на улицах, особенно на храмовых ярмарках Пекина, народные мастера изготавливали эти фигурки из клейкой мучной массы. Некоторые из таких произведений представляли собой целые скульптурные композиции, демонстрирующие тогдашние народные обычаи Пекина, другие были представлены в виде исторических персонажей, божеств, и даже Будды. В Музее Гугун сохранились любимые фигурки последнего императора династии Цин -- Пу И. Темари Шары темари — народная форма искусства, которая произошла в Китае. Первоначально шары делались матерями и бабушками для детей из обрезков старых кимоно. Ткань ужималась, обматывалась нитками и расшивалась декоративными узорами. В VIII веке Япония импортировала мячи из Китая. Вначале шары предназначались для игры ногами (их делали настолько тугими, что они фактически подпрыгивали), позднее подобные игрушки использовали уличные жонглеры, но со временем шары темари приобретали все более декоративный статус. Мячи с вышивкой шелковыми нитками появились в XIV—XVIвеках. Первыми их стали делать дочери самураев. После замужества они в свободное время занимались вышиванием на шариках. В XIX веке для темари начали использовать нитки из хлопка. Искусство постепенно превратилось в народное. В сюжетах вышивок, которые становились все более разнообразными, отражалась принадлежность умельцев к тому или иному сословию. Кроме того, каждый регион Японии имел характерные только для него орнаметры. Сейчас искусство темари распространено по всему миру. В Японии существует музей темари и Японская Ассоциация темари, и различные школы, по результатам обучения в которых присваивается определенная степень мaстерства. В качестве основы для темари раньше служили старые шёлковые кимоно, которые разрезались на полосочки и потом плотно сворачивались в клубочек. А теперь для этого берут разные материалы. Можно в качестве основы для темари использовать дерево, полиэтиленовые пакеты, шелуху риса, завёрнутую в полиэтилен, пластмассовые круглые коробочки, солому, паролон, пенопласт, ватин, а также пористый материал стироформ, который обычно используют во флористике. Это такой материал, который как губка впитывает в себя влагу, и в нём можно сохранить композицию из живых цветов. Сухой стироформ очень лёгкий и используется в том случае, когда нужно сделать шарик для ёлочного украшения.
|
Оцените пост
1
Теги
|
|
|
|
|
|