Фантастически безумным его назвать так же легко, как и гениальным. Пожалуй, верны оба определения, поскольку подобрать единственно точное — сложно.
Ну, а как по-вашему можно охарактеризовать человека, которые в течение 14 лет создаёт новую форму жизни из стальных трубок и полиэстерола, мечтая выпустить её на волю?
Он — голландец, и это многое объясняет. Но вообще-то, Тео Янсен (Theo Jansen) — художник, постигавший науки в техническом университете Дельфта (TU Delft).
Первые семь лет Янсен, как самый обычный художник писал картины, и только. Что произошло потом, доподлинно неизвестно, но художник взялся за разработку проекта большой летающей тарелки, которая (якобы – документальных подтверждений что-то не видно) действительно могла летать. И вот в 1980 году эта тарелка совершала полёты над городом Дельфтом, чем взволновала жителей и полицию. Спустя примерно десять лет Янсен занялся созданием того, что считал новой природой (new nature). Но не пестики и тычинки интересовали художника, а жёлтые пластмассовые трубки, которые он использовал как основной строительный материал.
Тео стал делать скелеты, шагающие при помощи силы ветра. В идеале он хочет построить стада таких животных, которые будут жить своей собственной жизнью.
Свои создания — гуляющих скелетов — Янсен называет пляжными животными (Beach Animals – видимо, из-за того, что жить они должны на берегу) или Animari Animals.
Вроде бы, анимари означает "оживлять", но почему-то кажется, что "удивлять" подходит больше.
Анимарис созданы для жизни на открытой песчаной поверхности - то есть, в прибрежной полосе - где шагать значительно удобней, чем передвигаться на колёсах. Сперва Тео рассчитывает все параметры на компьютере, затем собирает модели и выпускает своих парусных сороконожек на пляж, чтобы понаблюдать, как его чада борются со стихией и друг с другом.
Глядя на фото, как-то даже не вериться, что всё это может ходить, а посмотрев видеоролики не верится, что это происходит только лишь за счёт ветра без всякой электроники и тем более горючего.
"В качестве пищи у них есть ветер и они могут накапливать энергию, чтобы использовать позже", говорит Янсен. "Но с другой стороны, иногда они по несколько дней ждут порыва ветра, чтобы пройти всего пять минут. Они как змеи. Змеи тоже днями лежат на солнышке, поджидая пищу. На пляже мои животные должны ловить ветер и подолгу ждать, пока в их желудках его наберётся достаточно для прогулки."
Вот еще некоторые "разновидности" анимарисов, некоторые из них опытные "первые" модели, некоторые просто эксперименты с другими исходными материалами, одно в них одинаково на 100%, они все способны двигаться, они все "живые".
Если посмотреть на все это поближе, то становиться вообще странно и непонятно как эта кучка чего-то способно самостоятельно (ну относительно самостоятельно) произвести какое-либо долговременное движение
Конечно работает Тео не в одиночку – ему, неизвестно, с какой радости, помогала голландская компания Heijmerink|Wagemakers. У него имеется своя лаборатория, помощники, "загончик"для анимарисов и конечно же испытательный полигон, на котором всегда масса зрителей, где и происходит "естественный отбор" этих созданий.
Используя схемы созданные Тео, добавляя свое, другие умельцы так же стали создавать интересные движущиеся модели.
Начиная с марта 2006, Тео приглашён читать лекции, проводить воркшопы и участвовать на выставках Шотландии, Великобритании, Дании и прочих стран. Кроме того он уже успел издать несколько книг посвященных своему изобретению.
А вот последнее животное Янсена — Animaris Rhinoceros Transport (транспорт в виде оживлённого носорога). Хотя, на первый взгляд, животное можно принять за танк из фильма "Восстание картонных коробок". Всё-таки есть в нём что-то от танков периода Первой Мировой и "Звёздных войн".
Это весит 2 тонны (!), высота этого — 4,7 метра. Благодаря своей высоте это ловит достаточно ветра, чтобы начать перемещаться. Это может быть приведено в движение физической силой одного человека.
На общем фоне гениального безумия то, что транспорт-носорог "предназначен для пересечения тундры, нужно только подождать сильного ветра" – воспринимается как должное. Однако ощущение, что всё это странно, очень странно — не покидает. Судите сами, почитайте, что пишет художник:
"Казалось бы, ничто не в состоянии заменить собой изобретение колеса. Теперь, одну тысячу лет спустя, трансформация произошла — Animaris Rhinoceros Transport. На мягкой почве, типа песка или грязи, колёса бесполезны. Ходить легче. На пляже вы фактически нуждаетесь в телеге на ногах, шагающей телеге. Таким образом, колесо было изобретено повторно. Это — колесо для всех ландшафтов: тундры, пустыни и асфальтированных дорог. Тысячу лет спустя, мы снова входим в новую фазу: изобретение колеса для всех ландшафтов: "Animaris Rhinoceros Transport". Конец цитаты. Да, ведь Animaris Rhinoceros Transport – это и в самом деле средство передвижения, на борту имеются пассажирские места. А для тундры там можно оборудовать "жилые помещения".
А вот ещё одно "доходчивое" объяснение от Янсена: "Поскольку автомобиль — транспортное средство, адресующее нас к лошади, а самолёт — транспортное средство, отсылающее к птице, то Animaris Rhinoceros Transport — это транспортное средство, произошедшее от Animaris (латинское название для пляжных животных)". Замечательно, хотя механизм передвижения животного (Янсен не утруждает себя объяснениями) от этого понятнее не становится.
Премьера "носорожьего транспорта" имела место 18 сентября 2004 года и стала, как говорит сам Янсен, "экстраординарным событием": с 12:00 до 15:00 часов местные тинэйджеры тягали животное на верёвке по шоссе, а вечером Animaris Rhinoceros Transport был помещён на постамент у канала Альберда (Alberda Canal). Художник надеется, что это действо положило начало традиции: подобно тому, как испанцы выпускают на улицы быков, животное будет ежегодно выпускаться на берег, чтобы оно могло побегать у причала.
К сожалению видео со звуком плохого качество, но в инете есть более четкая запись но без звука.
Ну и опять же напоследок для умельцев (а вдруг такие найдутся) как сделать что-то подобное анимарису.