В выдуманном мире писатель - царь и бог. Но прежде чем описывать сюжетные перипетии своих персонажей, неплохо было бы уяснить, а в каком, собственно, мире они живут? Вариантов великое множество: это может быть архипелаг, такой, как острова Земноморья у Ле Гуин:
Или мир, похожий на Средиземье:
А это карта по миру "Хоббита":
Как известно, Джон Р. Р. Толкиен сам рисовал иллюстрации к своим произведением, в том числе и карты. После смерти отца многие карты Средиземья были нарисованы его сыном, Кристофером по оставшимся наброскам (его карты можно опознать по инициалам CJRT или CT, которые он ставит в углу или около заголовка карты).
Карты других фэнтезийных миров:Миры Ника Перумова:
НарнияШаннараМир Dragon Lance Одно объединяет эти карты - они показывают мир, придуманный писателем, и служат для большего понимания сюжета. Например, мне многое стало ясно, когда я, читая цикл о Земноморье, рассматривала нарисованную Ле Гуин карту.
"Лет через семь или восемь после выхода в свет «Техану» меня попросили написать еще одну историю о Земноморье. И стоило мне лишь взглянуть на знакомые некогда очертания островов и Пределов, как я поняла, что, пока я о Земноморье совершенно даже и не думала, там постоянно что-то происходило, и теперь самое время вернуться туда и выяснить, что же там творится СЕЙЧАС." Урсула Ле Гуин.
Немного историиНаука о составлении карт называется картографией, и появилась, вероятно, ещё до появления письменности в первобытном обществе. Об этом свидетельствует, например, то, что у народов, не имевших письменности в момент их открытия, имелись развитые картографические навыки. Путешественники, расспрашивавшие эскимосов северной Америки о расположении окрестных островов и берегов, получали от них сравнительно внятные описания, в виде карт, нарисованных на кусочках коры, на песке или на бумаге (если она была). Сохранились карты в форме наскальных рисунков в итальянской долине Камоника относящиеся к бронзовому веку.
Помимо наскальных изображений, до нас дошли древнеегипетские и -вавилонские карты, относящиеся к 3—1 тысячелетию до н. э., например Вавилонская карта мира.
Карта Порта Роял
Уже в IV веке до н. э. начало утверждаться учение о шарообразности Земли. Уже тогда появилось первые понятия о климатических зонах, а следовательно, и географической широте. Примерно в 250 году до н. э. Эратосфен определил с помощью геометрических построений радиус Земли с ошибкой не больше 15 %. Он же ввёл линии широты и долготы на картах. Однако, на картах Эратосфена линии широты и долготы не были сколь-либо равноотстоящими — расстояние между ними варьировалось, для наиболее удобной передачи известных ему пунктов
В раннем Средневековье картография пришла в упадок. Вопрос о форме Земли перестал быть важным для философии того времени, многие снова начали считать Землю плоской. Получили распространение так называемые Т и О карты, на которых поверхность Земли изображалась состоящей из дискообразной суши, окружённой океаном.
Карты богато украшали иллюстрациями, часто на них изображали животных, живущих в том или ином уголке известного мира, иногда и мифических.
В середине XIV века началась эпоха Великих географических открытий. Из-за этого обострился и интерес к картографии. Был создан первый глобус.
Весьма помогло развитию картографического дела изобретение книгопечатания.
Лишь в конце XIX столетия стали производиться точные инструментальные съёмки на больших пространствах и издаваться настоящие топографические карты различных государств в крупных масштабах. К началу XX столетия съёмка мелкомасштабных топографических карт большинства государств ещё не была закончена. Полностью задачу построения мелкомасштабной карты мира удалось решить только к середине XX века.
Но вернемся к нашей теме. Несколько советов начинающим писателям, как создавать карту своего мира:
1. Решите, что вам абсолютно необходимо иметь на карте и перечислите это.
2. Отметьте каждое место действия, сколько времени требуется персонажам, чтобы добраться туда, и при помощи каких транспортных средств. Это также хорошая проверка связности повествования.
3. Сделайте карандашный набросок всех упомянутых близлежащих мест, и если какое-то из них должно находиться на побережье, скорректируйте береговую линию, чтобы оно оказалось там.
4. Препятствия создают конфликт, помогая написать хорошую историю. Так давайте сделаем карту сурового мира - континент с болотами, джунглями, пустынями, скалистым ландшафтом, разбитыми древними дорогами и руинами, с большим количеством городов и населённых пунктов вдоль побережья, чем в глубине материка.
5. Не обязательно стремиться к художественной красоте карты - главное, чтобы она была понятна и вам, и тем, кто ее смотрит. Но если есть способность к рисованию, в дальнейшем карту можно сделать более детальной, красиво оформить (можно даже поставить в рамочку - и на стену
).
Надеюсь, эта небольшая статья была полезна вам! Спасибо за внимание!