Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции
Наурызбаями или
Наурызбеками, а девочек просто
Наурыз или
Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом
Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной.
В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник
Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда - изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда
Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.
В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя, все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день
Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече обнимали друг друга и высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их.
Празднование
Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета. Это связано со старинным ритуалом "
Если увидишь родник - расчищай его исток". Все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились особые слова.
После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе
жыршы- зазывателей, обходили все улицы, площади и дворы собирая людей на праздник. Позже начиналось праздничное представление. Народ веселился: поздравляли с наступлением
Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника -
Наурыз жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скороговорках-
жанылтпаш, отгадывании загадок-
жумбак.
В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году.
Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой Мулла читал молитвы в честь предков. По завершении, старший из присутствующих давал благословение (
бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи.
У казахов при праздновании
Наурыза обязательным являлось присутствие числа 7, которое олицетворяет семь дней недели - единицы времени вселенской вечности. Перед Аксакалами ставились семь чаш с напитком
Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В состав семи компонентов обычно входили: мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, иримшик (
творог).
Празднование всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками и развлечениями. Самыми известными и любимыми в народе были игры
Айкыш-уйкыш (
Навстречу друг другу) и
Аударыспек, во время которой Джигиты перетягивали друг друга из седла.
Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки: девушка вызывала Джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то Джигит должен повиноваться ей и выполнять любые желания. В таких случаях
Наурыз превращался в свадебные торжества.
В это время снимались все этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем-
кайынага и невесткой-
келен.
День заканчивался представлением, где два Акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом Солнца за горизонт, когда добро побеждает зло...Затем разжигали костер и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.
История праздника
Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху сложения тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности,
Наурыз мейрамы был отменен (1926 г.) Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и, как ни странно, получил широкий общественный резонанс. Официальное признание
Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР "
О народном празднике весны - Наурыз мейрамы". Сегодня этот праздник одинаково дорог живущим в Казахстане казаху, украинцу, русскому, немцу и другим представителям 130 национальностей страны.