Романское искусство. Готика
Романское искусство. Готика
Романское искусство


Ведущим видом романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в.). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий. В каждой стране этот стиль складывался под воздействием и сильным влиянием местных традиций — античных, сирийских, византийских, арабских. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. 13 в.). Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной суровой красотой. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, крепко, нерушимо связанной с землей.

Романское искусство. Готика


Норманнская крепость,
строители
неизвестны, X-XIвв.,
север Франции

Романское искусство. Готика


Замок Сюлли,
строители
неизвестны
X-XIвв., Франция

Романское искусство. Готика


Замок Дадли,
строители
неизвестны
X-XIвв., Англия

Романское искусство. Готика


Церковь св.Марии,
1093-1200
Лаах
Германия

Романское искусство. Готика


Замок Стерлинг,
строители
неизвестны, XI-XIIвв.,
Шотландия

Романское искусство. Готика


Замок Лидс,
строители
неизвестны, XI-XIIвв.,
Англия

Романское искусство. Готика


Пизанский собор
Бускет, Райнальдус Вильгельм из Инсбрука,
1063-1118, Италия

Романское искусство. Готика


Крепость Конкистадоров,
X-XIвв.,
Германия

Романское искусство. Готика


Церковь св.Марии,
строители
неизвестны, XIв.,
Англия, Кембридж

Романское искусство. Готика


Мост Риальто,
строители неизвестны,
XIв., Венеция
Италия

Романское искусство. Готика


Замок Хёрбург,
строители неизвестны
Ок.1090, Германия,
Баден-Вюртемберг

Романское искусство. Готика


Кентерберийский собор,
строители
неизвестны, с XIIв.,
Англия, Кентерберри

Готическое искусство


Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусство Возрождения.

Романское искусство. Готика


Сиенский собор,
зодчие Пизано,
Джованни ди Чекко
1220-1377, Сиена

Романское искусство. Готика


Собор Нотр-Дам в Реймсе,
зодчие Жан из Орбе, Жан де Лу
1211 - достр до XVв.,
Франция, Реймс

Романское искусство. Готика


Романское искусство. Готика


Башня дворца Дожей
зодчие бр.Далле Массенье, Бон Джованни
с 1309 - XVI в., Венеция

Романское искусство. Готика


Миланский собор,
зодчие Симон де Орсениго, А. и Ф. дельи Органи, Дж. А. Амадео, К. Солари, П. Тибальди
1386 - XVв., достр. в XIXв.

Романское искусство. Готика


Монастырь и собор
Мон Сен Мишель,
XIIIв.,Франция
остров Сен Мишель

Романское искусство. Готика


Собор Нотр-Дам в Париже,
зодчие Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля,
Пьер из Шеля, Рави Жан,
1163 - нач.XIV века

Романское искусство. Готика


Собор Святого Витта,
зодчие Матье из Арраса,
Парлержи, 1344-1420
Чехия, Прага

Благодарю за внимание))







Девушки


Читать далее
О Хрустальном мече и рубильнике логики, или тогда мне тоже было десять

Читать далее
Мастер перекрёстков. Глава 13


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 23-10-2021, 23:16


434


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх