Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга
Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга

 Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга

Наверно сложно найти в нашей стране человека, не знающего с детства кто такая Баба-Яга. Вы наверняка знаете её как злую коварную старуху, колдовством и обманом всегда мешающую добрым людям. 

Что о ней еще обычно говорят, что живет она в лесу в «избушке на курьих ножках», ест людей. Что забор вокруг избушки из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами.  

У самой Бабы-Яги костяная нога, и она полуслепа. В некоторой мифологии упоминается как старуха с большими грудями. 


 А вот как описывает Бабу-Ягу исследователь древней языческой культуры славян Глинка. Это описание датируется началом 19-го века:
 "Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом. " 

 

Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга

А еще она пытается зажарить в печи заблудившихся детей. Когда она обнаружила героя сказки у себя в избе, вырезала из спины его ремень. Вот такая жестокая женщина. 

 

Считается, что её образ пришел к нам из тюркской или иранской мифологии, тем не менее её различные вариации встречаются и в скандинавской мифологии, и даже в некоторых африканских легендах.  

 

Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга 

Её имя находит отклик в нескольких славянских языках  - польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар». В словаре Даля мы можем найти даже толкование созвучного "ЯГАТЬ" - вологодск. перм. сиб. яжить яросл. моск. кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться. Ягайла м. горлан, бранчивый нахал, ругатель. Ягарма ж. такая ж женщина, наглая, бранчивая баба.

 

Однако наиболее убедительной кажется теория о том, что в дохристианские времена на Руси образ Бабы-Яги был совершенно иным.

 


 

Её считали заботливой берегиней.  Имя "Яга" получилось из-за огрубления "Яшки", т.е. "ящура", а именно прародителя всего живого, некогда живщего на земле. До наших дней дошло близкое ему слово "пращур" - предок.  Баба Яга, согласно этой теориии - прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства). Куриные ножки избы на самом деле звучали как "курьи ножки", что в различных толкованиях может восприниматься и как пыльные (курява) или как ножки-подпоры того же "куреня", обозначения избы закрепившееся в Украине и некоторых южных регионах России.

 

В период христинизации Руси необходимо было искоренить языческие верования народа, и потому языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения. Так языческая строгая прародительница была превращена в злобную старуху-людоеда. 

У славян был известен ритуал очищения огнем младенцев для оберегания их от злых духов, для этого в печи обычно имелась камера, куда не добирался ни огонь, ни жар. Этот ритуал впоследствии был приподнесен как процесс приготовления детей для канибализма. 

 

И наконец в привязке с санскритом этимология Бабы-Яги  имеет перевод не иначе как «йагья» - жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводится как «отшельник». Таким образом, принимая вышесказанное во внимание, получаем образ отшельника, живущего в лесу, ведущего праведный образ жизни, совершающего постоянные жертвоприношения Богам, причем не женского, как это принято считать, а мужского пола.
БабА-Йагья совсем не злой, но строгий, ибо мудростью наделен зело из-за постоянных медитаций в момент совершения сакральных действий. И строго он относится со всеми заносчивыми мирянами, которые незвано пожаловали в его обитель. А там далее, наступает час испытаний для гостя, и как тот покажет себя – то и получит.  

 

Эти теории не претендуют на истину в последней инстанции, но предлагают нам не верить слепо насаженным мнениям, а предпринимать попытки узнать истинную природу легенд наших предков. 

 

Иллюстрации различных художников по теме: 

Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга

Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга
Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга
Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга
Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга
Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга
Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга
Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга
Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга
Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга
Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга
Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга
  Как менялись легенды. Часть 1. Баба-Яга

Использованные материалы:

1. Влияние христианства на Судьбу России

2. Мифы народов мира 

3. Бабизм-Ягизм в наши Дни.








Работы художницы Felidi

Читать далее
Художник Ted Nasmith - часть вторая.


Читать далее
Размышленния о жизни

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 13-10-2021, 20:54


442


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх