Что такое бестиарий
Что такое бестиарий


Бестиа́рий (от лат. bestia, «зверь») — средневековый сборник зоологических статей (с иллюстрациями), в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом, с аллегорическими и нравоучительными целями.

а) Значение животного эпоса в древности

Истоки животного эпоса следует искать в древних культах животных.

Роль животных в религиозных верованиях была весьма велика. Животное считалось спутником или помощником бога —
лань Артемиды

Статуя Артемиды в Лувре, Париж (Франция)

Цербер Плутона
Что такое бестиарий

Геракл приводит Цербера к Эврисфею, который прячется в пифосе
Роспись церетанской гидрии, ок. 530 г. до н.э. Париж, Лувр

обезьяна Хануман.

божественная обезьяна, сын бога ветра Ваю и апсары Пунджисталы. Один из главных героев «Рамаяны», друг Рамы и Ситы.


Животные-тотемы считались не только символами народов, но их прямыми предками. Отсюда — табу на убийство и поедание тотемного животного, и , с другой стороны, употребление определенного животного в качестве жертвы.
На стыке того и другого явления стоит ритуальное поедание тотемного животного — медведь у народов Севера. На палеолитической стоянке Абридю-Шато и в пещере Раймонуен (Франция) найдены костяные пластинки с рисунками, изображающими обрядовую трапезу и почитание тотемного животного.
Отсюда же обряды промыслового культа — замирение с животным, которое убил охотник. В более развитых религиозных культах существует практика создания тайных общин, в членов которых воплощается дух тотемного животного — «люди-леопарды» в Африке.

Позднее «культурные герои», приносящие людям знания, часто изображались в виде животных. Таковы «божественный Оанн» — человек-рыба древнего Двуречья
(Оаннес или Оанн - божество с головой и телом рыбы, но с человеческими ногами (и с человеческим лицом), вышедшее, по преданию Шумеров, из Эритрейского моря (Аденский залив).
Оанн пришел к ранним вавилонянам в качестве реформатора и наставника. Он принес им цивилизацию, письмо и науки, закон)
и «Пернатый змей — Кецалькоатль» мексиканских индейцев. Вера в последнего тесно переплетается с идеей воплощения божественного животного в то или иное лицо. Тольтекский полководец Топильцин Акшитль считался воплощением «Пернатого змея».

Изображение Кецалькоатля, XVI в.


Миф о соперничании животных-тотемов постепенно перерастает в мифы-былички о борьбе животных друг с другом: хитрая лиса расправляется с глупым и злым волком, глупым и доверчивым медведем.

Животные могут заключать браки с людьми — сказки о царевне-лягушке и о медведе, похитившем девушку. В литературной обработке мы видим ту же тенденцию в танской новелле о белой обезьяне, похищавшей женщин, хотя в древних источниках белая обезьяна лишена какого бы то ни было ореола таинственности — это просто белый гиббон, хорошо известный охотникам изоологам.

Однако, какие бы формы ни принимал животный миф, наряду с фантастическим элементом в нем всегда присутствует зерно реальности. Чем нужнее, полезнее, удивительнее или опаснее животное, тем большая роль отводится ему в мифе. Охотничьи народы, почитающие то или иное животное своим покровителем, прежде всего детально знакомы с его внешностью и повадками, которым они подражают при охоте. По свидетельству очевидцев, трудно издали отличить от настоящего животного одетого в шкуру оленя калифорнийского индейца или замаскированного под страуса бушмена. Так наряду с мифами рождается наука о животных, получающая свое дальнейшее развитие в создании бестиариев.

б) К истории вопроса

Уже в древнем Египте интерес к животным, как реальным, так и фантастическим, весьма велик. На рельефах настенных росписях, иногда в иллюстрациях к папирусам и , конечно, в знаках иероглифического письма мы видим множество изображений животных. Явно фантастическими по своим функциям являются священная птица Бенну(позднее осмысленная как феникс)
Что такое бестиарий

птица Бенну
и до сих пор не отождествленный зверь, являющийся символом убийцы Озириса, злого бога Сетха.
Что такое бестиарий

Сетх


Что это за животное, пока определить не удалось. Поэтому египтологи относят его к числу фантастических. Трудно сказать, правомочно ли его отождествление с окапи — родственником жирафа. Поскольку Сетх — олицетворение губительных сил пустыни, более вероятно, что его священным животным является небольшое существо, живущее в песках, нечто вроде капского трубкозуба, на которого оно похоже вытянутой мордой и большими стоячими ушами.
Поскольку египетскому искусству вообще свойственен реализм, оба фантастических существа даны в его произведениях в чрезвычайно реалистической манере. Достаточно было бы взглянуть на их изображения, чтобы сразу узнать их при встрече. Так, птица Бенну, без сомнения, какой-то неизвестный или вымерший вид цапли.

До нас, однако, не дошло ни одного египетского сочинения, посвященного специально животным, хотя, учитывая высокое развитие египетской научной и религиозной литературы, можно полагать, что такие были. Античная литература уделяла животным значительное место. Если животные в баснях Эзопа (середина VI в. до н. э.) воспринимаются как типичные герои животного эпоса, то труды Ктесия (VI в. до н. э.), Аристотеля (348 — 322 гг. до н. э.), Мегасфена (IV в. до н. э.; известен в выдержках у Страбона, Арриана и Плиния), Эратосфена (267 — 194 гг. до н.э.), Никандра (I в. до н. э.) можно уже рассматривать как книги по естественной истории. При этом следует учесть, что разница между понятиями «реальное» и «фантастическое животное» в древности, как, впрочем, и в средние века, была весьма условной. Фантастические существа наряду с реальными встречаются у Аристотеля, Плиния (24 — 79 гг. н. э.), Арриана (I — II половина II в. н. э.), Павсания (II в. н. э.). У Фалеса Милетского (624 — 547 гг. до н. э.) есть высказывание: «Вид заключен в роде, как человек в животном» (15, с. 42). Это — одно из первых в истории науки мнений о человеке, как о животном.

Еще во II в. до н. э. появилось сочинение «Физиолог». Постепенно обогащаясь новыми сведениями, эта книга в редакции XII в. н. э. насчитывала более двухсот названий зверей, птиц, рептилий и рыб, с прибавлениями в некоторых списках растений и камней.

Если книги Аристотеля, Плиния и Солина (III в. н. э.) воспринимаются в наше время как книги по естественной истории, то труды Исидора Севильского (570 — 696 гг. н. э.), Гексамерон Амвросия (IV в. н. э.) и книги Рабануса (780 — 856 гг. н. э.) можно рассматривать как переходную форму от книги по естествознанию к полу-фантастическому, полу-реальному жанру — бестиарию, берущему начало в том же «Физиологе».

Хотя эти книги были объявлены еретическими папским декретом от 500 г. н. э., к XII — XIV вв. они получили широчайшее распространение. Христианские морализаторы, опираясь на многочисленные данные древних авторов изоологические метафоры из Библии («Лев из колена Иудина», «Левиафан» и др.), не только не препятствовали, но способствовали развитию такого жанра литературы.

Особенностью бестиариев было придание определенному животному сакрального, этического и дидактического значения. Одновременно образ животного имел и чисто познавательную, естественно-научную ценность. Это сочетание двух различных аспектов в изображении животного отличает бестиарии с одной стороны от творений Аристотеля и Плиния, с другой — от басен Эзопа. Наиболее известные авторы бестиариев в средневековой Европе — Филипп де Тан (XII в.), Гильон и Ричард Фурниваль (конец XII в.). Путешественники — Жак де Витри (1170 — 1240 гг.), Марко Поло (1254 — 1324 гг.) — внесли в бестиарии многочисленные чудеса Востока. Впрочем, более чем вероятно, что они попали туда до них.

Обычно бестиарии были богато иллюстрированы. Достаточно беглого взгляда, чтобы обнаружить в этих иллюстрациях сходные черты — вероятно, результат взаимовлияния.

От бестиариев как таковых надо отличать такой жанр, как книги о чудесах вообще. К последнему жанру относятся книги Исидора Севильского «De natura rerum» и «Etimologiarum». Диковинные животные и люди, часто взятые из восточных источников, занимают в этих книгах значительное место. К тому же жанру на Востоке относится книга Закарии аль Казвини «Чудеса сотворенного».

Геральдика взяла из этих источников своих единорогов, леопардов, огнедышащих пантер, драконов и многих других существ.

Обширное собрание различных бестиариев, начиная с X в., хранится в Королевской библиотеке в Брюсселе.

Многие персонажи бестиариев попали в книги средневековых естествоиспытателей. Ряд таких существ есть в сочинении Виллара д'Оннекур «Книга рисунков» (1235 г.). В надписях и рисунках на карте, составленной в Люнебурге в 1248 г., также есть образы диковинных животных и людей. Такие крупные авторитеты, как Олаус Магнус (1490 — 1558 гг.), аббат Теве (1503 —1592 гг.), Альдрованди (1522 — 1605 гг.), Конрад Геснер(1516 — 1565 гг.), Афанасий Кирхер (1601 — 1680 гг.), очень многое взяли из бестиариев.

В России были известны «Дамаскина и Феодора Студита собрание от древних философов о неких собствах естества животных», «Сказание по буквам о птицах изверях». В книге «Мерило праведное», относящейся к XIV в., особенно подчеркнута дидактическая и моральная сторона образа животного: «Бог, прехитрый Творец всея твари и великий Промысленник человеческому животу и спасению, во всей своей твари, и в скотех, и в зверех и в птицах, и в гадах... вложил всем естественные норовы, человеком научения, како которые подражати добрые норовы, а лукавые и нечистые норовы отменяти и гнусные имети всегда».

В мусульманском мире сказания о диковинных животных были распространены не меньше, чем в Европе. Если у Ахмада ибн Фадлака упоминается только «волжский гигант», который, по мнению автора, «был не из числа людей», то в книге Бузурга ибн Шахрияра, жившего приблизительно в одно время с ним (X в.), говорится уже и о драконах, и о человекообразных обезьянах, и о гигантах. Особняком стоит книга Закарии аль Казвини «Чудеса сотворенного» (XII в.). Там упоминается и о потусторонних силах, и о небесных явлениях, и о животных, и о диковинных людях, растениях и минералах. Это — типичная книга о чудесах.

К сожалению, в наши дни вопросу о фантастических животных в бестиариях посвящено очень небольшое количество работ. Если мы назовем обзорные работы Видемана, Ростовцева и Гульда, этим будет почти все исчерпано. О животных в геральдике достаточно сказано в специальных трудах, например, в «Русской геральдике» В. К. Лукомского и барона Н. А Типольта.




Страница «Бернского Физиолога» (IX век)


Что такое бестиарий

Страница «Бернского Физиолога» (IX век)



«Леопард» — изображение на бестиарии XIII века, названном «Рочестерским бестиарием»


Что такое бестиарий

Фрагмент «Абердинского бестиария», XII век






Интересный сказочный арт от малазийского художника Bram Lee

Читать далее
Дроу

Читать далее
Мои работы

Читать далее

Автор поста
Tiff {user-xf-profit}
Создан 9-11-2008, 14:29


542


16

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Адиала
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 9 ноября 2008 14:48

    Познавательно. Спасибо за информацию.


  2.       DEVIL
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 9 ноября 2008 15:54

    оч. интересно,спасибо!


  3.       Lynx
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 9 ноября 2008 16:07

    Информативно dy , спасибо


  4.       Ametist
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 9 ноября 2008 16:11

    Очень интересно.
    Спасибо bi


  5.       Seny-Sertan
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 9 ноября 2008 16:53

    надо же. столько нового узнала ai спасибки за пост love


  6.       АДЕЛЬ
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 9 ноября 2008 17:01

    я не часто захожу в другие разделы но сегодня не пожалела
    автору спасибо все очень интересно
    ay


  7.       Jarlacs
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 9 ноября 2008 17:15

    ay пост заслужывает звания "Мега интересный"...и ето отнюдь не лесть)


  8.       Tiff
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 9 ноября 2008 17:21

    Ой,народ,всем спасибо огромное....
    Захваливаете.... ah
    Я стараюсь находить для вас что-нибудь интересное! czczcz
    После таких отзывов буду еще лучше стараться!
    aj


  9.       nihil
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 9 ноября 2008 18:45

    спасибо автору!... ay


  10.       aginale
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 9 ноября 2008 20:49

    Всегда приятно видеть добросовестно выполненную работу


  11.       Elen Spelmen
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 9 ноября 2008 21:10

    Интересная публикация ce Молодец


  12.       Imperator
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 10 ноября 2008 18:23

    интересно


  13.       Witchenka
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 22 ноября 2008 14:33

    интересно


  14.       Voola Alex
    Путник
    #14 Ответить
    Написано 1 января 2009 19:59

    что сказать, интересно


  15.       polumna
    Путник
    #15 Ответить
    Написано 10 марта 2009 15:15

    Весьма познавательная статья.


  16.       Kin-Ra
    Путник
    #16 Ответить
    Написано 23 апреля 2009 17:02

    Замечательный пост, действительно полезная тема!



Добавление комментария


Наверх