Обсуждая продвижение аниме в России, можно выделить шесть волн отакуизации нашей страны. Вспомним в отдельности каждую из этих эпох.
Эпоха «Корабля — призрака» (1980-е)
В кинотеатрах СССР с большим успехом проходит классическое детское аниме. В первую очередь это «Корабль — призрак»[ Sora Tobu Yureisen ] — наиболее нетипичный и «взрослый» фильм из закупленных для нашего проката. В стране появляются первые отаку, с восторгом наслаждающиеся «Кораблем», однако они еще слишком малы, чтобы организовываться в клубы и начинать полноценную фэнскую деятельность.
Тем не менее, именно этим периодом датируются первые анимешные фанарт и фанфики . Если бы советский прокат не почил в бозе и продолжил аниме — закупки, история российского отаку — движения могла бы начаться на несколько лет раньше.
Эпоха «Роботека» (начало 1990-х)
После распада СССР и краха советского режима в страну начинают валом валить пиратские видеокассеты. Разумеется, в первую очередь переводятся и тиражируются популярные голливудские фильмы, но в качестве дополнений к двухчасовым лентам пираты нередко дописывают часовые аниме -OAV (в том числе хентайные ). Сами того не ведая, российские зрители получают возможность знакомиться с подростковой и взрослой японской анимацией.
Параллельно по телевидению начинается трансляция американских версий аниме — сериалов. Наибольшей популярностью у зрителей пользуются проекты «Роботек», «Макрон-1» [ Macron-1 ], «Ведьма Салли» [ Mahoutsukai Sally ]. Хотя мало кто знает, что это японская продукция, необычность аниме — решений просвечивает даже сквозь перевранные сюжеты и диалоги.
Эти аниме привлекают существенно более взрослую публику, чем аудитория «Корабля — призрака». Постепенно формируется ядро будущих отаку. Хотя они еще разрознены и неорганизованны, молодые люди начинают целенаправленно собирать и переписывать на видео любимые фильмы и сериалы. Возникают первые аниме — коллекции.
Эпоха «Сейлор Мун» (середина 1990-х)
Если предыдущие аниме еще можно было подверстать в советские представления о научной фантастике и детской анимации, то в середине 1990-х на экранах телевизоров появляется действительно нестандартный проект — ТВ — сериал «Луна в матроске», на самом деле именующийся «Красавица — воин Сейлор Мун». В отличие от многих западных релизов сериала, «Сейлор Мун» в России практически не цензурируется, что многократно усиливает его воздействие на публику.
Тут уже даже самые невнимательные зрители начинают задумываться о том, что смотрят не «какую — то анимацию», а именно японский сериал. Тогда же отаку эры «Роботека» начинают организовываться в клубы, первым из которых становится «R.An.Ma» . Поскольку в стране активно распространяются технологии компьютерного общения (FIDO , затем Интернет) , то отаку получают возможность быстро и легко находить «товарищей по несчастью» — в том числе и живущих за сотни километров друг от друга.
Вскоре появляется разделение между «стариками» и «муняшками» — теми, кто только что заинтересовался аниме и не хочет знать ничего, кроме «Сейлор Мун». Муняшки обмениваются ощущениями по поводу любимого сериала, а «старики» в это время осваивают заказ лицензионных кассет за рубежом. Начинается быстрое расслоение отаку по степени близости к живительным источникам желанного аниме.
Первая русской интернет — страничкой, упоминающей аниме, был англоязычный сайт Евгения Медведева . Первый русский аниме — домен открыл ростовский отаку Константин Груша. Впрочем, anime.amberium.ru прожил очень недолго. Первым русским аниме — ресурсом, посвященным одному произведению, был сайт Алексея Дубинского о сериале «Роботек» (ныне — Macross.anime.ru ).
Эпоха «Горбушки» (1997–2000)
В Рунете начинают размножаться сайты отаку — поначалу весьма примитивные, но с годами все более грамотные. Так, 27 октября 1998 года появляется первоначально позиционировавшийся как портал проект «Аниме и манга в России», созданный автором этих строк по предложению спонсора, который пожелал остаться неизвестным.
К этому же периоду относятся первые информативные публикации в прессе, посвященные аниме, манге и хентаю. Хотя в них все еще немало ошибок, но они уже дают базовое представление о японской массовой культуре.
С каждым годом все шире становится клубное движение, нарастает расслоение отаку. «Муняшки» постепенно вылезают из своей раковины и вливаются в ряды «обычных» аниме — фэнов.
Почувствовав коммерческий потенциал японской анимации, пираты с московского видео — рынка «Горбушка» начинают продавать аниме как самостоятельный продукт и даже сотрудничать с отаку в создании компетентных переводов — в том числе и с японского.
В 1999 году выходит первое издание моей книги «Введение в японскую анимацию». Восторженный прием этого довольно — таки сырого исследования в узких профессиональных кругах символизирует начало научного осмысления аниме в России.
Эпоха «цифры» (2000–2003)
Неудобные и громоздкие кассеты начинают замещаться цифровыми носителями: CD (форматы AVI, MOV, MPEG4, DivX) и DVD. Соответственно, намного упрощается тираживание и распространение аниме. Доступ в Интернет дает возможность непрерывно скачивать новое аниме, иногда буквально через несколько часов после премьеры.
Стремительно увеличивается число пиратов, торгующих аниме. Кроме пиратов со стажем, в этот бизнес входят и некоторые организации отаку.
Клубы из «организаций по раздаче слонов» окончательно превращаются в дружеские тусовки. Отныне, чтобы быть отаку, не обязательно входить в группу — можно довольствоваться покупкой или скачиванием.
По телеэкранам страны проходит сериал «Покемон» , который быстро становится притчей в языцех. Впрочем, самостоятельной отаку — волны он не порождает, так как в первую очередь предназначается для самых юных зрителей. Зато пресса активно обсуждает «покемонов», попутно знакомя заинтересованные слои населения с общей информацией об аниме.
В 2000 году воронежский филиал «R.An.Ma» проходит первый Всероссийский фестиваль японской анимации. Он пользуется огромным успехом среди местного населения и отечественных отаку, а потому сразу же становится регулярным.
В июле 2001 года возникает поп — рок — группа «Suki da!» , в основном состоящая из отаку со стажем и исполняющая как собственные русскоязычные композиции (в том числе на аниме — темы) , так и кавер — версии аниме — хитов.
С ноября 2002 года в журнале «Страна Игр» появляется рубрика «Банзай !" — самое компетентная в России серия печатных публикаций, посвященных японскому масскульту. До того аналогичные материалы выходили в журнале "Великий Дракон".
В том же году начинает выходить онлайн — журнал «Anime Magazine» — первая попытка создать в России издание (хотя бы и сетевое) , полностью посвященное аниме и манге.
Тогда же во время третьего воронежского фестиваля проходит первое в России более — менее организованное и успешное косплей — шоу.
Эпоха «лицензии» (2003 год и далее)
В 2003 году в России впервые появляются лицензионные релизы аниме, на которых так и написано : «АНИМЕ». Компания «MC Entertainment» подписывает договор с японскими дистрибьюторами и начинает регулярный выпуск фильмов и сериалов на основе японских релизов. Кое — что издают также концерн «Видеосервис» и компания «CP Digital». Разумеется, эти релизы сопровождаются массированной рекламной компанией в молодежной прессе.
В мае 2003 года появляется «Anime Magazine» — печатная версия соответствующего сетевого издания. Соответственно, это первый в России печатный журнал, полностью посвященный аниме и манге. В том же году выходит первый номер аналогичного журнала «Anime Guide», который в 2004- м превращается в издание «Anime» .
Продолжаются эксперименты с аниме — фестивалями, тусовками и косплей — конкурсами. Благодаря появлению заинтересованных спонсоров российский отаку — мир начинает приобретать цивилизованные очертания.
Посмотрим, что будет дальше.
Борис Иванов, киновед, автор книги «Введение в японскую анимацию», зам. главного редактора журнала «Total DVD».