Перед Концом cвета рай появится в этом мире, и только волки будут знать
дорогу к нему. Но волков истребили двести лет назад? Нет, они есть. Они
притворяюся людьми.
Мир обречен. За стенами городов снег
засыпает руины и обломки военной техники. Кто воевал здесь и за что, и
как случилось, что цивилизация прекратила свое развитие - никто уже не
вспомнит. Города постепенно приходят в упадок, знания утрачиваются,
люди не видят смысла в завтрашнем дне, поздно что-то менять. Или еще не
поздно? Четыре парня, которые на самом деле волки, и девочка, которая
на самом деле Лунный Цветок, идут через пустынные земли в поисках рая.
Рая, ни больше, ни меньше, а удастся ли им достичь этой цели - кто
знает? Путь далек и нелегок, противники, у которых свои виды на Лунный
Цветок, могущественны, а время не ждет. Огромная красная луна уже
восходит над равнинами, возвещая близкий Конец света...
В
советское время было такое жанровое определение: фильм-сказка. Или
повесть-сказка, соответственно. Под него попадало множество вещей от
«Хоттабыча» и «Незнайки в Солнечном городе» до «Властелина колец» (если
бы «Властелина Колец» решили экранизировать в СССР), и в нашем случае
это определение приходится как нельзя кстати. «Волчий дождь» -
аниме-сказка. В самом деле, для фантастики слишком ненаучно, для
фэнтези - слишком современно, а так сразу встают на места
волки-оборотни, лунные цветы, пророчества, алхимия и многие другие
детали, которые кажутся дикими при пересказе своими словами, но в самом
сериале смотрятся на удивление органично. Но дело даже не в этом.
Сказке присуще особое восприятие мира, которое кому-то покажется более
наивным, а кому-то - более человечным, чем обычное, «реалистическое».
Есть
вещи и красивые, и трогательные, а копнешь их поглубже - и звякнет
лопата о жесткий каркас мироздания, холодные стальные ребра числом
четыре: смерть-свобода-одиночество-абсурд. Здесь не так. Чуда не надо
вымаливать на коленях, вырывать с боем или выманивать хитростью у
судьбы - оно рядом, вон, цветет среди развалин белыми звездами - только
присмотрись, вспомни. За смертью есть рай, а в жизни есть цель - что
мешает идти к ней? Самый, может быть, волшебный момент в фильме - когда
на вопрос: «Куда ты идешь?» следует невозмутимое: «В рай» - и
собеседник все понимает. Это мгновенное узнавание, собственно, и есть
то, что отличает волков от людей - они могут спорить, отказываться,
открещиваться от своего предназначения - но они в глубине души знают, о
чем идет речь.
Примерно на это узнавание уповаю и я,
рекомендуя «Волчий дождь» к просмотру. Авторам сериала удалось
соединением городской киберпанковой эстетики, подростково-сказочной
романтики похода за мечтой и эсхатологического пафоса создать вещь,
может, не Бог весть какую глубокую, но, несомненно, очаровательную.
Вещь, ценную не образами, а теми ассоциациями, которые рождаются в
ответ. Аниме вообще на редкость манипулятивное искусство - все, о чем
вы мечтали, но сами не догадывались или не представляли, что про это
можно еще и мультики снимать, вы рано или поздно в одном из этих
мультиков обнаружите. Киношники обычно стесняются таких приемов,
считая, что в кино в первую очередь должен быть какой-то смысл. А
анимешники - не стесняются, справедливо полагая, что смысл зрители и
сами додумают - лишь бы цепляло. Цепляет.
Эстетика сериала
Wolf's Rain обращается к подростковой романтике в нас, только не
романтике отрицания, а романтике борьбы. Бросить все и уйти туда, не
знаю куда, на поиски того, во что, может быть, лишь ты один веришь.
Броситься с голыми руками (пардон, клыками) на танк и выдержать этот
бой. Знать, что судьба мира зависит от твоего решения. Все это может
показаться смешным, наивным, но когда-то мы все мечтали о чем-то таком.
«Умереть или быть убитым - это закон жизни. Это лучше, чем жить
без цели», - главный герой, Киба, выражает свою жизненную позицию
просто и честно, и эта честность убеждает, покоряет. На фоне всеобщей
безнадеги, уныния и равнодушия эти слова, как знамя, под которое
собирается маленькая армия.
Они очень разные, эти люди-волки -
создатели хорошо постарались над проработкой характеров. Гордый и
целеустремленный идеалист Киба, нигилист и прагматик Цумэ, добрый и
доверчивый Тобоэ, раздолбай и пофигист Хиг. У каждого из них свои
представлеия о рае, каждый имел свои причины сняться с места и
отправиться в путь. На протяжении серий им придется многое понять о
жизни и о себе, учиться быть частью команды, доверять товарищам, брать
на себя ответственность, постигать на практике принцип «один за всех и
все за одного». Тема дружбы получает в этом аниме прекрасное, на мой
взгляд, раскрытие.
Очень интересно наблюдать эволюцию
характеров. Каждому персонажу на пути выпадает как минимум одно
серьезное испытание, которое меняет его, заставляет чему-то научиться.
Причем это касается не только главных героев, но и второстепенных.
По
традиции в этом аниме нет абсолютных злодеев, противника всегда можно в
чем-то понять. Но чем ближе к финалу, тем острее противостояние, тем
настойчивее судьба требует от каждого определиться: на чьей ты стороне?
А ничьей стороны не бывает, когда решается судьба мира - либо двери в
рай и в будущее, либо смерть, хаос, поражение. Только расклад
осложняется тем, что достоверной информацией, что надо делать, не
владеет никто. Можно только полагаться на свои представления о должном
и недолжном. Свой выбор делают в свою очередь исследовательница Шер, ее
муж Хубб, охотник Квинт, его собака (полусобака-полуволк) Блю,
командующий армией Северного Города (не помню его имени), дворяне
Дарсия и Джагара... А кто был прав - рассудит финал...
Что
такое рай, нам так и не расскажут - а надо ли? А возможно ли это
вообще? Выразить неземное земными словами, достоверно описать то, чего
никто еще не видел, изобразить в подробностях мир, в котором «счастье
всем, даром, и никто не уйдет обиженным» (да, всем, что бы там ни
говорили высокомерные дворяне)? Это ведь все равно, что объяснять, в
чем смысл жизни -- у кого он есть, тот не нуждается в словах, а у кого
нет, тому словами не перескажешь. Герои начинают путь каждый ради своей
мечты и в процессе понимают, что цель у них на самом деле общая...
К
сожалению, эта прекрасная недосказанность может длиться только, пока
длится действие. Грамотно завершить сюжетную линию в таких условиях -
сложнейшая задача, и, вынуждена констатировать, авторы не с ней не
справились. Они так и не смогли выбрать между happy endом (что было бы
слишком просто, и вообще, против всех канонов жанра) и unhappy endом
(что убило бы здоровую идею в основе фильма) и предпочли компромиссный
вариант, вследствие чего у аниме два финала. 26-я серия - вроде как,
еще не конец, а 30-я (OVA) - вроде как, уже не сериал. Где вам
остановиться - смотрите сами. Так или иначе, скомканность концовки
оборачивается неизбежной идейной слабостью. При том, что традиционно
смысл в аниме вкладывает не автор, а зритель, при том, что великолепная
эстетика и великолепные характеры только способствуют этому, сериалу
Wolf's Rain трудно дать по-настоящему красивую интерпретацию. Буддизм и
эсхатология совмещаются плохо, а Апокалипсис, Рагнарёк, Фрашегирд - это
должно сидеть глубоко в подкорке, чтобы снимать хорошие вещи с такой
тематикой.
Подводя итог: «Волчий дождь» - это не та вещь,
которую можно назвать художественным совершенством. И не та, в которой
можно раз за разом открывать новые пласты смыслов. Но это, безусловно,
интересное, эстетичное (хотя, возможно, эта эстетика на любителя) и
трогательное аниме.
Рекомендую не смотреть OVA сразу после TV,
во избежание порчи впечатления. Рекомендую также с чистой совестью
пропустить серии 15-18, ибо там нет ничего, кроме повторов. Вот теперь,
кажется, все.
(с)тырено
А вот и герои!
Киба (клык, яп.)
Цуме (коготь, яп.)
Хиге (нюх, яп.)
Тобоэ (вой, яп.)
Блю ( Голубизна, англ.)
Квент Яйден
Хабб
Шер (дорогая, франц.)
Дарсия
Хармона
Чеза