Дмитрий Лопухов. "Что такое фэнтези?"
Экскурс в Историю...

Если Вам скажут, что фэнтези появилось в двадцатом веке, то ни в коем случае не верьте. Хотя нет... Верьте. :-) Как жанр фэнтези заявило о себе в середине недавно завершившегося века. Ранее же, фэнтези никто в отдельное направление литературы не выделял. Существовало себе и существовало. :-) Но, давайте обо всем по порядку.

Дадим самое первое, конструктивно не верное, но, тем не менее, отлично описывающее ту разновидность литературы, что принято называть "фэнтези", определение.

Любое произведение, в котором невозможное соседствует с возможным и есть фэнтези.

Разумеется, под это определение можно с легкостью запихнуть вообще всю fiction-литературу. Но этого я в данный момент и добиваюсь... Самый главный, основополагающий элемент фэнтезийной литературы - совмещение абсолютного вымысла и действительности. В процентном отношении они соизмеряются, примерно, как 80/20. 80% - чистого вымысла. И лишь двадцать - реальности.

Таким образом, отталкиваясь от этого незамысловатого определения, можно получить приблизительно точную дату зарождения жанра. Это - середина второго тысячелетия, разумеется, до нашей эры. Первым полет фантазии, вырвавшийся из 100%-го отражения реальности, стал Шумерский эпос о герое Гильгамеше.

"Эй!" - возмутятся сразу знатоки, - "Парень, ты загинаешь и гнусно обманываешь! Устные сказания существовали и куда как раньше!.." Логично. Спорить не буду. Но! Сразу же дополню определение, дабы избежать злостной критики. Пусть теперь фэнтези определяется, как "История, в коей нереальное тесно сливается с реальным (в процентном соотношении 80/20 :-) ), а в основе сюжета лежит ДЕЙСТВИЕ." Так... Пару миллионов трудов, описывающих разнообразные явления и их последствия сразу оказались отсечены. Описания и толкования выводятся из семейства фэнтези-произведений.

Теперь же, знатоки, почесав репу, заметят: "И что с того? Разве мало было дошумерского эпоса? Чем, например, тебя не устроил эпос кроманьонский? :)". В ответ на это, Ваш покорный слуга добавит еще кое-что в постепенно создаваемое определение. Пусть основополагающим станет не просто ДЕЙСТВИЕ, а поиск. Квест, приключение. Как кому больше нравится. :-) Именно шумерский Гильгамеш, в отличии от своих мифических собратьев, первым пускается в настоящее "приключение". Он жаждет Бессмертия. Именно оно - объект его поиска. Цель квеста, если хотите. :-)

Причем, под "поиском-квестом", в данном случае, будем понимать не просто банальное разыскивание какой-либо вещицы, но поэтапное прохождение трех стадий: "установление цели" - "движение к выполнению" - "результат". Цель поиска далеко не обязательно будет материальной. Пусть квест - будет определяться, как целенаправленное движение к достижению поставленной задачи.

Едем дальше. Пока мы едем, определение претерпевает очередные изменения. Появляются, столь необходимые для создания особой, квестовой атмосферы, мифические существа. Циклопы, оборотни, черти, демоны... Сказочники Древних Времен, сами того не зная, умудрились создать один из самых важных фэнтези-элементов. Это - диковинные существа, частично сконструированные из различных частей действительно существующих животных, частично - полностью придуманные фантазией автора, вводимые в повествования с целью шокировать слушателя, привлечь его внимание. (Хо-хо! Уж тут рассказчики не скупились. Зверюг различных понапридумывали тьму-тьмущую. А как же иначе? Конкуренция была достаточно ощутима, надо было совершенствовать свои сказания, дабы переплюнуть своих оппонентов.) И привлекали! Да еще как! Детвора из уст в уста передавала истории о Гигантском Крылатом Змие с Четырьмя Головами. Почтенные господа в пиршественных залах обсуждали анималистические вопросы - де сколько зубов было у Циклопа или какова в действительности змея Мидгард...

Именно в этот период расцвета народного эпоса фэнтези и стала обретать более-менее привычные нашему глазу черты. Эльфы и гномы, маги и колдуны, циклопы и сирены - все они давно стали привычными для любого почитателя рассматриваемого нами жанра. (Многие, думаю, сильно удивятся, встретив варана, тогда как останутся совершенно спокойными, ежелик перед носом пробежит хоббит с пращей. :-)))

Так-так... Вот мы и подобрались к первому тысячелетию нашей эры. Именно этот период и становится расцветом героической литературы. Хитроумные и находчивые персонажи, постепенно начинают вытесняться здоровенными силачами-рыцарями, ловко орудующими двуручными мечами и валящими драконов и прочую мелкую живность десятками.

Герои-нищие и герои-воришки постепенно уходят со сцены. Еще бы! Какому благородному господину захочется, сидя за пиршественным столом, выслушивать истории о том, как какой-то ловкий юнец ворует волшебные лампы из древних подземелий?.. Нет, господам рыцарям куда как приятнее слушать песни бардов и менестрелей о доблести могучих воинов. Желательно, чтоб этими войнами были, как раз сами хозяева пира, или, на худой конец, их доблестные родственники. И началось... Легенды о короле Артуре и Рыцарях Круглого стола, коим все страхи ни по чем, и кои способны были за наикратчайший период времени сокрушить в одиночку целые полки врагов, господствовали над умами и душами людей. Каждый, более менее, талантливый менестрель умудрялся усовершенствовать деяния, воспетые в ранних версиях героических песен. (Как правило, усовершенствование шло в количественном направлении, например, вместо "пятисот", талантливый сочинитель вписывал "не менье восьмисот"... :-)) )

Таким образом, наше определение трансформируется в очередной раз. К реальности-нереальности, действию-поиску добавляется акцентуация на могучем герое. Уже не многочисленные боги - главные лица повествования, но отважные хомо сапиенсы, верхом на боевых конях, сжимающие в руках Великие Мечи.

Разумеется, таковой подход не радовал Святую Матушку - Христианскую Церковь. При непосредственном участии представителей оной организации, эпические баллады получают новую подоплеку. Могучие герои получают строгое задание - искать Святые Грали и Гробы Господни. Грязный ход. Но очень сильный. Тысячи отважных рыцарей, наслушавшись сказаний о деяниях Героев, рисковавших собой, ради спасения Гроба Господня, немедля становились Святыми Крестоносцами. Фэнтези, как весьма неплохой "побудитель к правильным действиям", оказывается завербованным слугами господними.

И опять наше определение трансформируется. К действию-поиску добавляется определение "глобальный". Квест больше не представляет собой путешествие за сокровищами и военный поход супротив восставшего вассала. Теперь задача абсолютно ясна и определенна - герой, рискуя главой, совершает нечто чрезвычайно важное, нечто необходимое для существования его народа, как питьевая водица.

Параллельно с христианизацией героических баллад, идет процесс их романтизации. Угадайте, барды какого государства наиболее отличились на сием поприще? Правильно. Французы. Чтобы там ни говорили, но Британский героический эпос усердно старался избегать всякого упоминания о милых дамах. Ну, разве что, как об объекте сиюминутного потребления... Галантные французы не cмогли вынести этих шовинистских замашек :-) Внимание! Появляется первое имя, в череде обычных перечислений - француз Кретьен де Труа. Гениальный поэт. Автор романа "Ланселот - Рыцарь Телеги" Вклад его в развитие литературы-фантазии потрясающе велик. Мало того, что он, одним из первых романтизировал отношения между, до этого чуть ли не женоненавистническо настроенными, героями, он, помимо этого усилил значимость одного из важнейших элементов любого фэнтези-произведения. Это - соприключенцы. Ранее все персонажи появлялись и незаметно исчезали. Внимание акцентировалось лишь на главного Героя. Кретьен де Труа расширил эти узкие рамки. В его романах соратники Артура играют ведущие роли, а не отсиживаются на заднем плане.

Итак, определение продолжает расширяться... Де Труа добавляет еще два пункта. Внеземная любовь, и, как результат, подвиги рыцарей во славу прекрасных дам. И наличие соприключенцев.

"Стоп!" - закричит внимательный читатель. - "Что-то здесь не так!" И в ответ на это замечание, я горестно кивну. Матушке-Церкви страсть как не понравился такой подход. Как же это? Подвиги в честь дамы, а не в честь Господа Бога нашего?! Но отринуть ИДЕИ, привнесенные в фантазийную литературу де Труа означало бы - сделать гигантский шаг назад. Посему, в первой половине тринадцатого века возникает "Цикл Вульгаты", написанный монахами-цистерцианцами. В данном произведении было расставлено все по местам. Роль церкви, христианских святынь, женщины. Все было каталогизировано и разложено по полочкам.

И сейчас можно поставить жирную точку. На этом завершается очередной виток развития фантазийной литературы. И начинается новый.

1485 год. Публикация гениальной работы, слава которой по сей день будоражит умы юных писателей. Легендарная "Смерть Артура" Томаса Мэлори. Первое произведение, которое можно, практически без уступок отнести к жанру фэнтези.

Более пятисот лет назад уже были четко оформлены основные принципы произведения-фантазии. Итак, поскольку после этого одиознейшего события наступило затишье (как оказалось, затишье перед БУРЕЙ), то подведем итог.

Произведение-фантазия (все-таки, пока не правомерно говорить просто фэнтези, термин этот, как характеристика жанра, еще не возник) - есть ни что иное, как литературное творение, в котором реальность смешивается с вымыслом, наличествует глобальный квест, выполняемый командой приключенцев. И все сии события происходят при непосредственном участии разнообразных чуд и страшил, которых отважные герои изничтожают в огроменных количествах.

Таким перед нами предстает образ литературы-фантазии, ковавшийся на протяжении многих веков.

Затем наступает период запустения. Куда как стремительнее развивается, собственно, фантастическая литература. И историко-приключенческие романы. Первые, потому что человечество, наконец-то, вступило в начально-индустриальную стадию. И писатели погрузились в мечты о грядущих достижениях, о фантастических аппаратах способных, страшно сказать, добраться до Луны! Вторые - потому что сочетали в себе героику эпических произведений, сентиментализм любовных баллад и базировались на близкой и понятной всем реальности.

Я умышленно пропускаю Баума и Льюиса Кэролла, дабы не давать новых поводов для бесконечных споров - фэнтези сие или сказки, лишь отмечу, что авторы сии наконец-то укрепили концепцию "вторичных миров". Действия происходят не в нашем мире, а в ином, не подверженном воздействию наших, земных, законов. Именно это и стало новым, ключевым элементом в фэнтези-работах. Алиса бродила по странному Миру Зазеркалья, Дороти исследовала чудесную страну Оз. А на горизонте маячила тень. В воздухе витало что-то. Все говорило о грядущем рождении Короля Жанра, который-то и расставить все по своим местам.


Viva, Fantasy!

В 1930 году, никому не известный молодой писатель Роберт Говард, придумывает Конана-Варвара. Бесстрашного воителя, кой так же ловко орудует своими мечом, сколь и удачлив в любовных вопросах. Говардовский герой проживает в загадочном и чуждом людям мире, ни капельки не похожим на наш. В мире-фантазии...

Романы, описывающие приключения бесстрашного Варвара, на какой-то период, взлетели к вершине популярности. А затем, так же стремительно свалилась с высот - в 1936 году Говард совершает самоубийство.

Но пока творится вся эта суета, пока Конан крошит в щепки отвратительных врагов, некий профессор, попыхивая трубкой, старательно выводит на белом листе бумаги "Жил-был в норе под землей хоббит..."

Книга Толкиена "Хоббит" выходит в свет в 1937 году. Становясь неким откровением, для жадного до литературы-фантазии читателя. Но, к сожалению, из-за видимой легкости, и кажущейся сказочности и детскости, роман, "серьезными" читателями воспринимается не однозначно.

В 1950-м году К.С.Льюис приносит в издательство свою книгу - "Нарнию", симпатичную, околорелигиозную фэнтези, которая, в общем, нашла своего читателя, но, тем не менее, продолжала бы пылиться в безвестности, если бы не следующее событие...

В 1954 году впервые издается легендарная трилогия профессора Толкиена. "Властелин Колец". И окончательно жанр оформляется в конце 60-х, когда "Властелин Колец" выходит в т.н. paperback, мягкой обложке.

Интерес к фэнтези-литературе возрастает многократно. Огромное количество писателей с головой погружается в новый жанр. Фэнтези набирает почитателей ежедневно, становясь один из самых популярных литературных жанров.

Произведения, которые ранее рассматривались как обычные ростки от древа фантастики, образуют собственное направление. Собственно, "fantasy". "Фантазия".

Новые авторы появляются, как грибы после дождичка. Майкл Муркок, Андре Нортон, Урсула Ле Гуин, Стивен Р. Дональдсон, Роджер Желязны, Пирс Энтони, Кэтрин Курц, Дэвид Эддингс, Роберт Асприн...


Фэнтези? Кто это?..

Итак, с историей зарождения и развития жанра, мы, хотелось бы надеяться, разобрались. Попытаемся теперь понять, что же за зверь это такой - фэнтези.

Наше с Вами, определение, теперь, суммируя все вышесказанное, выглядит так:

Фэнтези - направление в литературе, в котором вымысел смешивается с реальностью, подавляет его и, руководствуясь лишь только движением мысли автора, трансформирует в новую, отличную от действительной реальность. Реальность сия, есть ни что иное, как абсолютно уникальный мир, со своими законами и традициями. Мир, населенный удивительными существами, в корне отличен от нашего. В мире этом, группа приключенцев стремится выполнить некий квест. От того, выполнен будет ли сей квест во многом зависит судьба Мира.

Определение, разумеется, неполное и достаточно резко ограничивающее рамки жанра. Скорее, оно подходит именно к тому фэнтези, которое мы склонны называть классическим. "Цикл о Конане", "Властелин Колец" или, скажем, "Нарния". Используя вышеприведенное определение можно получить лишь поверхностное представление о жанре. Дабы разобраться в самой структуре фэнтези, используем гораздо более глубокое определение. Дефиницию, позволяющую провести анализ, на основе черт, свойственных любому fantasy-произведению. С этой целью рассмотрим определение, данное польским фантастом Станиславом Лемом в "Фантастике и футурологии".

Итак, "Фэнтези - это сказка, лишенная оптимизма детерминированной судьбы, это - повествование, в котором детерминизм судьбы подпорчен стохастикой случайностей... С одной стороны, фэнтези, принципиально отличается от сказки, ибо есть игра с ненулевой суммой, а с другой - абсолютно от сказки не отличима, поскольку антиверистична".

"Вот жуть-то!" - испуганно пробормочет читатель. И с ним я не смогу не согласиться. Но не рассмотреть данное определение, будет признаком дурного тона (машем рукой пану Сапковскому :-) ). Ибо Лем старательно подводит нас к факту, что фэнтези - низкий и примитивный жанр. А допустить сие безобразие мы никак не можем, потому как призваны защищать его [фэнтези, а не Лема, разумеется] от всяческих нападений.

Давайте сперва попробуем разобраться, что же спрятал пан Станислав под вышеприведенным набором мудрых слов.

Итак, под грозной фразой "фэнтези - это сказка, лишенная оптимизма детерминированной судьбы", подразумевается, что накатанное сказочное действо - например, "Бросил горошинку в землю - вырос огромный бобовый стебель - паренек по стеблю на небо забрался, спер у великанов кучу полезных девайсов и слинял - затем стал жить-поживать и добра наживать", в фэнтези может не сработать. И почти наверняка не сработает! Поскольку наличествует еще один сверх-важный фэнтези-элемент - "стохастика случайностей". Именно она кромсает в клочья любой стандартный сказочный ход, полностью изменяет его. Злодей-Горлум не погибает в самом начале произведения "Властелина Колец", не карается за злодеяния Гэндальфом. Именно он, Горлум, станет орудием, основным инструментом пресловутой стохастики. Именно он, в конце-концов, когда Фродо, не повинуясь сказочному детерминизму, отказывается бросать Кольцо в вулкан, совершает действие неожиданное и не предусмотренное сказочной линией.

Теперь черед "игры с ненулевой суммой" Игра с нулевой суммой подразумевает лишь один вариант завершения развития событий. Как правило, в сказке, в которой игра ведется именно с нулевой суммой, окончание запланировано и все повествование подводится именно к данной концовке. В фэнтези же сумма игры не нулевая. Фродо, сразу же по завершению Кампании По Уничтожению Кольца, не возвращается домой и не женится на прелестной хоббитке, чтобы жить-поживать и добра наживать, но садится на корабль и уплывает в далекие Западные Земли. Именно игра с ненулевой суммой - сверх аппетитная вещь для любого фэнтези-сериала. Именно она позволяет выстраивать несметные количества продолжений, накручивая сии продолжения вокруг какого-либо незаконченного, или двоякоистолкованного сюжетного куска. Это не стандартное сказочное: "Они поженились, были счастливы и умерли в один день".

И, наконец, антиверизм. Именно то, из-за чего многие критики, наморщив лбы и горестно сплюнув, отправляют фэнтези в одну корзинку с детскими сказками. Антиверизм фэнтези-произведения (человеческим языком выражаясь - "непроверяемость действия") заключается в том, что с научной точки зрения, все что описано проверено и подтверждено быть не может. Ни при каких случаях. А вот фантастика, например, может. Поскольку вероятность того, что, скажем, на другой планете и обитает Тарк Таркас с собратьями и томится в неволе прекрасная Тувия, которая Дева Марса, хоть и чудовищно мала, но, тем не менее, существует. И люди-невидимки, если подумать, тоже теоретически возможны. И тараканы-убийцы. А вот эльфы и гномы, обитающие в другом мире, никак к нашему не относящемуся - уже антиверистичен. Следовательно, по мнению мудрых критиков, абсолютно выдуман. А раз выдуман, значит - прост и примитивен, как детская сказка.

Именно такая позиция и помогала мэтрам фантастики - Лему, Гаррисону и прочим, не менее известным писателям, закрывать глаза на титаническую популярность фэнтези. Отмахиваться, как от назойливой мухи. Печально. :-(

Но, слава Богу, ныне подобное отношение к фэнтези преодолено. Изначально заложенный в понятие "антиверизм" смысл уже давно потерял свою злободневность и актуальность. Если произведение антиверистично, то это никак не означает, что его немедля следует отправлять на литературную свалку. Соотношение веристичность/антиверистичность сейчас имеет смысл использовать лишь для более глубоко анализа каждого конкретного произведения. Именно научная антиверистичность фэнтези и стала тем признаком, который выделяет данный жанр из ряда остальных fiction-направлений.


Поджанры.

И, напоследок, хотел бы остановиться на самых основных поджанрах фэнтези. И на самых интересных представителях этих поджанров.

Итак, первым, по праву, может считаться Heroic Fantasy - героическое фэнтези. Как правило, в произведениях подобного жанра, ведущая роль отводится огроменным могучим героям, кои, с огромным клинком в руках, идут по миру и сеют справедливость и добро. :-) Разумеется, сии персонажи не гнушаются и банальным потреблением женского пола... :-)) Именно этот поджанр и родил уйму однообразных произведений, разница между которыми заключается только в том, какое количество врагов порубил означенный выше герой и сколь много девиц употребил. Наиболее известным представителем этой ветви фэнтези-жанра является гигантская серия романов о Конане-Варваре.

Далее, следует Global Fantasy - глобальное фэнтези. События, связанные друг с другом, имеют место быть в одном, никак с нашим не связанном, мире. Сюжет выстраивается не на основе большого количества маленьких квестов, а на основе одного, глобального. Толкиен и его "Властелин Колец" или любой роман из тетралогии "Земноморье" Урсулы Ле Гуин отлично подходят в качестве примеров данного поджанра.

Alternative-Story Fantasy - альтернативная история, наряженная в фэнтезийные одежды. "Что было бы если..." Переходный этап от фэнтези антиверистичной, к фэнтези научной. Удачный ход для подобного поджанра - глобальный катаклизм, сурово долбанувший Землю, в результате чего начало общей технологической и ментальной деградации, приводящей в конце концов к возвращению к средневековому образу жизни, сопровождаемый мутациями, способствующими появлению разнообразных сказочных существ. Пример могут служить произведения Муркока.

Science Fantasy - фэнтези, пошедшее по пути интеграции с фантастикой. Т.е., т.н. веристичное фэнтези. Отличить научную фантастику от научной фэнтези - задача не из легких. Потому как стандартные мерки - "научно проверяемо-непроверяемо" действовать перестают. Как пример, можно попробовать рассмотреть роман Клиффорда Саймака "Заповедник Гоблинов". В котором настоящий фэнтезийный сюжет, выстроенный по всем канонам жанра, закован в крепкую веристическую броню. Собственно, научной фэнтези можно обозвать и "Марсианский цикл" Берроуза, и "Эдемский цикл" Гаррисона. Думаю, с точностью отнести произведение к научной фантастике или научному фэнтези практически невозможно. Хотя, примеры 100% science fantasy существуют. "Перн" Маккэффри, например.

Историческое фэнтези - события, имевшие действительно место быть в нашем Мире, облаченные в "фэнтези-костюм". :-) Очень популярны вариации на темы "Король Артур" и "Крестовые походы". Как правило, получаются следующим образом: берется реальное историческое событие, n-ое количество персонажей заменяется на эльфов-гномов-гоблинов, весь компот обильно приправляется магией, волшебными артефактами и прочими фэнтези-атрибутами. Вуа-ля! Продукт готов. С одной стороны, писать историческое фэнтези довольно легко - ибо не приходится самому сочинять уникальную последовательность и мотивацию действий, с другой - сложно, потому как велика опасность выбиться из рамок объективной исторической реальности. В качестве примера можно назвать легендарную "Смерть Артура" Т. Мэлори или "Артур - Полководец" Асприна и Хью.

Такова, на мой, разумеется, весьма субъективный взгляд, классификация фэнтези произведений, по т.н. "первичным признакам".

К вторичным, уже не влияющим на отнесение произведения к фэнтези-жанру, признакам, я склонен относить степень акцентуализации описаний действий на на персонажах.

First Person Oriented (FPO) - произведения, в которых основная роль ложится на плечи одного персонажа. Зачастую используется повествование от первого лица. Например, "Мифы" Асприна; "Девять Принцев Амбера", "Ружья Авалона" Р. Желязны; "Ксанф" Энтони.

Multi Person (MP) - большое количество персонажей, зависимых и независимых друг от друга. Несколько параллельных сюжетных линий, развивающихся отдельно друг от друга. Как правило, именно такое построение наиболее характерно для глобальных фэнтези-произведений. "Властелин Колец" Толкиена, "Ведьмачий цикл" Сапковского или "Игра престолов" Мартина.

И, наконец, Non-Person - произведения, вообще лишенные главных персонажей или произведения, в коих все наличествующие персонажи выполняют лишь роль статистов. Как правило, таковые "чудеса" встречаются в небольших рассказах, описывающих, например, один день из жизни сказочного королевства. Например, рассказы Тёртлдава или Шекли.

По смысловой нагрузке, фэнтези-произведение может быть обычным, а может - абсурдным. :-) В фэнтези-абсурда герои преднамеренно, подчиняясь воли автора, попадают в ненормальные и нелогичные ситуации. Более того, попав в затруднительное положение, персонажи стремятся выпутаться из него наименее подходящим способом. :-) Как правило, большое количество произведений сего поджанра бывают пародийными. Пример - Цикл Пратчетта о "Плоском Мире".

Классификаций можно понапридумывать немереное количество. Например, за основу можно взять alignment - мировоззрение персонажей. И сразу дифференцировать все фэнтези по шкале отношения героя к "добру-злу" и "порядку-хаосу". Таким образом, получим Dark Fantasy, т.н. "темное фэнтези" и Light Fantasy - "светлое". Примером "темного фэнтези" может послужить практически любое произведение Лавкрафта, "Черный Отряд" Кука; "светлого" - "Властелин Колец" Толкиена или "Хроники Заземелья" Брукса.


Веяния моды или современное фэнтези.

Период романтичной фэнтези остался во второй половине ушедшего века. Писатели-романтики с достойной сожаления стремительностью переквалифицировались в писателей-прагматиков. Ныне условия фантастам и фэнтезерам диктует не жажда создать, что-то интересное и оригинальное, но обычные рыночные отношения. Спрос порождает предложение, но никак не наоборот. Если основная масса читателей без претензий поглощает однотипные романы о крошащих друг друга в порошок могучих героях, изредка прерывающих "крошение" для совершения Великих Подвигов, то писатели, безусловно, бросают все свои силы на создание подобных произведений. Рынок переполняется, читательский интерес не ослабевает, поэтому в отрасль и продолжают стекаться все новые и новые авторы жаждущие сотворить очередной "конаноподобный" шедевр.

Жанр парализовало. Новые идеи узеньким ручейком поступают в гигантскую реку "заштампованной" фэнтези. Ручеек этот настолько дохлый и маленький, что начинает казаться, что будущего у литературы-фантазии нет. Рано или поздно, но читатель пресытится "конанами" и отвернется. Отвернется от фэнтези. Вновь обратит свой взгляд на фантастику, имеющую поистине неограниченный источник новых идей - постоянно развивающуюся и шагающую вперед семимильными шагами, науку.

Если ситуация, подобная той, что существует ныне в литературном мире не изменится, то судьба фэнтези в нынешнем веке окажется вполне предсказуемой. Не кризис перепроизводства, чуть было не убивший в свое время научную фантастику, но кризис идейный безвозвратно похоронит жанр.

Книжный рынок России наглядно подтверждает все опасения. Безумной популярностью пользуются авторы, избравшие следующую примитивную схему:

a) Постоянно крутеющий на протяжении всего повествования главный герой;

b) Неограниченно появляющиеся, все более и более грозные противники, способные сдержать на несколько страниц (вариант - томов) чрезмерно крутого главного героя;

c) Минимизация количества "красивых" глобальных и побочных квестов, с целью дать возможность герою прямолинейно и без отвлечений идти к основной своей задаче - очередному спасению гибнущего Мира.

И это - все. Добрые три четверти фэнтези-произведений, заполнивших литературный рынок в России выстроены по подобной примитивнейшей схеме. Хочется рассмотреть три примера - неудачной работы, выполненной с соблюдением всех вышеназванных правил (таких - большинство), средней работы, так же базирующейся на данном "своде законов" (таких - меньшинство) и удачной работы, опять же, написанной с использование вышеуказанной схемы (таких - единицы).

Итак, первый роман - А. Белянин "Меч без Имени".

Сюжет: Выходец из нашего мира попадает в параллельную реальность, где схватывается в смертельной битве с олицетворяющем мировое зло отрицательным персонажем, лелеющим надежду поработить Вселенную. Разумеется, победителем оказывается наш бесстрашный герой.

Очень плоско и примитивно. Автор, явно перечитавшись Пратчетта и Асприна, решил блеснуть и заявить о себе в жанре фэнтези-абсурда. Чрезвычайно вторично, в идейном, конечно, а не в сюжетном плане по отношению к "Плоскому миру" и "МИФам". Ни одной новой идеи, ни одного оригинального сюжетного хода. Произведение-пустышка. Единственный плюс - изредка удачные юмористические находки, базирующиеся именно на особенностях русского менталитета. Вот и всё.

Кстати, произведение это, находясь в группе "неудачных", тем не менее, группу оную возглавляет. В том плане, что далеко не "худшее из худших". Что автор, в последующих книгах цикла успешно подтвердил. Заключительный роман трилогии "Век Святого Скиминока", продолжая оставаться достаточно неоригинальным образчиком абсурдного фэнтези, тем не менее, уже на голову выше и качественнее начального произведения. Это, кстати, доказывает, что возможности для прогресса и совершенствования есть, надо их лишь правильно использовать. Есть работы на порядок, а то и на несколько порядков слабее. Например, "Варркан" Костина...

Роман из второй группы - Н. Перумов "Алмазный Меч, Деревянный Меч"

Сюжет: Расовая вражда толкает сказочный мир на край пропасти. Эльфийский деревянный меч и гномий алмазный, схлестнувшись в смертельной битве, способны уничтожить все сущее. Пока братья-мечи ищут друг друга, чудовищные события ставят мир на дыбы - загадочные слуги Неназываемого активно способствуют воцарению хаоса, помогая Императору развязать войну против магических орденов. Во всю эту реку событий с головой окунается юный авантюрист Фесс.

Характерный для Николая Перумова роман - множество сюжетных линий, качественные красивые описания, динамичный сюжет, отсутствие холостых рассуждений, но, при этом абсолютно неоригинальный. Автору, безусловно, понравился "Ведьмачий цикл" пана Сапковского, и он [Перумов] не преминул это показать, создав своеобразный роман-близнец. В плане антуража, естественно. Главное достоинство произведения - неослабевающий по ходу прочтения интерес, главный недостаток - дефицит собственных идей.

Роман, безусловно, достоин прочтения. Хороший сюжет, отличная реализация. К сожалению писателей уровня Перумова на современном российском литературном рынке не много, посему даже такие, неоригинальные, но качественные работы, весьма редки. Увы.

Роман из третьей группы - В.Свержин "Ищущий битву"

Сюжет: Институт Экспериментальной Истории отправляет в эпоху короля Ричарда Львиное Сердце троих приключенцев, целью которых является проведение кое-каких экспериментов, благо мир, "немножко параллельный" и на текущие события никак подобные безобразия в прошлом не отразятся. Герои, запутавшись в сети интриг, начинают свою собственную игру.

Один из романов необъятного цикла. Владимир Свержин, умудряясь скрестить в своих работах классическую, научную и альтернативноисторическую фэнтези добивается запредельных результатов. Изумительный юмор, оригинальные сюжетные ходы, тонкий юмор, загадочные интриги (к списку поджанров можно смело отнести и политическую фэнтези), временами почти сказочные, временами - документальные, но перефабрикованные автором события - все это, облаченное в дивный средневековый антураж, создаёт просто "зубодробильную" смесь. Отличная работа. ИМХО, практически лучшее из всех мной прочитанных произведений, базирующихся на вышеприведенной схеме. Беда лишь в том, что кроме этого, я за всю свою жизнь встретил лишь одну работу "нашего" автора, так же относящуюся к группе "лидеров". И это среди сотен прочитанных книг... Делайте выводы.

Анализ сиих и подобных работ помогает вычленить несколько характерных особенностей, свойственных как отечественному, так и "заграничному" фэнтези:

1) Для современной литературы-фантазии характерна мешанина жанров. В чистом виде, скажем, героическое или классическое фэнтези уже не встречаются. Наиболее удачные представители сочетают в себе черты политической, исторической и юмористической фэнтези.

2) Современный менталитет в средневековом антураже. Безразлично - действует ли выходец из нашего мира в параллельной реальности, или же главный персонаж - доморощенный герой. Все равно, все действующие лица, подчиняясь воле автора, не преемлят средневекового образа мышления. Логика их подобна логике современного человека. Иногда сие есть остроумная стилистическая фишка, иногда - глобальная ошибка, возникающая из-за неопытности или лени автора.

3) Ориентация на рынок. Об этом уже все было сказано несколькими абзацами выше. Основная масса писателей ориентируется не на "зов сердца" и не на стремление "создать лучшее и самое оригинальное", но лишь на рыночный спрос.

На этой ноте, пожалуй, стоит закончить данную статейку. Оставив вас в состоянии тягостного размышления - кто же прав, а кто виноват. И, самое главное, что же надо сделать для того, чтоб спасти от полной и окончательной деградации столь нежно нами всеми любимый жанр.

Позаимствовано с сайта:
http://www.demosfera.by.ru/library/11.html






В лабиринтах Ехо

Читать далее
На краю ночи. Развлечение


Читать далее
Работы художника Ютака Кагайя (Yutaka Kagaya). Серия Зодиак. Часть 1


Читать далее

Автор поста
Pатибор {user-xf-profit}
Создан 27-08-2008, 16:10


951


8

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Imperator
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 27 августа 2008 16:28

    ay


  2.       yuna
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 27 августа 2008 20:56

    А я сначала Перумова читала, а только потом Ведьмака, и что-то у меня не было тягостного ощущения дежа вю... слишком разный почерк
    А ведь на самом деле задумываешься, можно ли придумать ещё что-то оригинальное и качественное... по сути, я не так много читала фэнтези (относительно, разумеется), но вот в последнее время для меня откровением стало именно славянское (чувствуются родные корни:))
    может, зарубежные авторы тоже что-нибудь выкопают из тайников своих предков?.. например, индейских


  3.       Witchenka
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 28 августа 2008 16:32

    ay


  4.       demon
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 29 августа 2008 00:57

    просто блеск...лично для друзей вырезал кусок про Говорда, мне никто , никогда не верил что он начал писать Фентези раньше Толкиена.
    Труд на самом деле отличный, читал с удовольствием...


  5.       teo
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 17 сентября 2008 23:36

    Мдя... двойственное ощущение... С одной стороны - спасибо автору поста за интересную информацию, с другой - "фи" автору статьи и вопрос к нему же - а не слишком ли явно он машет ручкой... В общем, ощущение, что перечитала "Нет золота в серых горах", только с другими примерами ai И потом, насчет плагиата Перумова? Не заметила, извините... sad


  6.       dragon_nasay
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 16 апреля 2009 05:52

    Новые авторы появляются, как грибы после дождичка. Майкл Муркок, Андре Нортон, Урсула Ле Гуин, Стивен Р. Дональдсон, Роджер Желязны, Пирс Энтони, Кэтрин Курц, Дэвид Эддингс, Роберт Асприн...

    Пост хороший...Но "обласкать" так великих мастеров жанра у меня бы язык не повирнулся.


  7.       Kin-Ra
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 4 мая 2009 13:25

    Интересная статья, спасибо. smile Хотя кое с чем я не согласна, но это уже мое личное мнение.



Добавление комментария


Наверх