Духи и существа в чувашской мифологии
Срвзу оговорюсь, что информация мной взята (и слегка откорректирована) из Википедии. Большую сложность мне доставил поиск иллюстраций - ну нету практически ничего! :recourse: Смотрела также картины чувашских художников - остановилась на одной, которую и вынесла в краткое содержание - это иллюстрация Праски Витти к поэме "Нарспи". Все остальное пришлось искать по аналогии, так что прошу меня извинить, если что :ch:
И, собственно:

ДУХИ

Алба́сты - демонические персонажи в тюркской мифологии.
Духи и существа в чувашской мифологии

Обычно представляется в виде уродливой обнаженной женщины с длинными распущенными желтыми волосами и обвислыми грудями. Иногда образ албасты добавлял третий глаз и длинные когти. Известна история о том, как в лесу одному человеку повстречалась Албаста и избила его грудью. :ai: Этот человек вернулся домой еле живой, а через три дня умер. Все его тело было в синяках.
Албаста истребляет маленьких детей . Она поджидает, пока ребенка оставят одного, и если дождется, кормит его своей грудью, и ребенок умирает. Чтобы Албаста не навредила, в изголовье кровати, на которой спит ребенок, кладут нож или иной металлический предмет; иногда прикалывают иголку.
Также Албаста приносит вред беременным женщинам. В старину беременным рекомендовали носить платья, к подолу которых прикалывали иголку.

Арзюри - дух, хозяин леса, леший.

В некоторых мифах у арзюри черное лицо, длинные волосы, три руки, три ноги и четыре глаза: два спереди и два сзади. Наконец, арзюри наделяли такими признаками, как очень большая голова и глаза размером с просяное зернышко. Арзюри представлялся и в других обликах: человеческом (обычного человека, седобородого старца, великана) или животном. Согласно ряду мифов, арзюри происходят из самоубийц или убитых. Шуйтан входит в тело самоубийцы и носит его по лесной чаще, пугая прохожих. Арзюри сбивает людей с дороги, издевается над ними, вырывает зубы, пугает жутким хохотом. Он может дико кричать на разные голоса, лаять по-собачьи, визжать как поросенок, ржать как лошадь. Может сидеть на деревьях. Арзюри обычно гоняется за человеком в лесу, принимая всевозможные образы: овцы, зайца, вспыхивающего огонька, хлебной скирды и т.п. В таких случаях нельзя обращаться к нему, так как он тотчас же исчезает, а вместо него в лесу начинается свист, ауканье, слышатся топот, треск, ужасные нечеловеческие голоса. Услышав это, конь только крутит головой, и невозможно его сдержать, он пугается и несется вскачь. Арзюри любит человеческих детей, играет с ними, успокаивает. Питается мясом животных.
Арзюри очень боится железа, кнута, огня, воды, собак и потрескивания черемухи на костре, поэтому, если у путника в лесу в костре горят черемуховые ветки, он к нему не подойдет. Арзюри любит ездить на лошадях, поэтому его можно поймать, намазав спину лошади смолой.
леший

Вубар - злой дух, насылает болезни.

Появляется ночью и, принимая облик домашних животных, огненного змея или человека, наваливается на спящих людей, вызывая удушье и кошмары. Мужчин вубар давит в облике девушки, женщин — в облике мужчины. Чаще всего он приходит не ко всем, а к тем, к кому уже приходил однажды. Нападая на спящих людей, вубары тем самым поправляют своё здоровье. Спящий человек при этом не может пошевелиться и что-либо сказать.
В многовековом мифологическом развитии сохранил в себе, кроме бытовых понятий, космогоничные представления, что не прослеживается у других народов. Вубар на глазах у людей пожирает Солнце или Луну, что становится причиной затмений: там, где темная часть, уже съедено.
Чтобы вубар больше не приходил, рекомендовалось рассказать о его визите домашним животным. Если вубара удавалось отпугнуть во время нападения, он превращался в какой-нибудь чёрный предмет, в чёрного кота или в лоскуток войлока. Тогда рекомендовалось как-нибудь сломать найденные чужие предметы, коту же жгли морду или ломали лапы. Тогда на следующее утро человека, который в образе вубара посетил дом, можно было найти либо со спалённым лицом (если чёрному коту спалили морду), либо со сломанной ногой (если сломали лапу).

Вудаш - духи воды.

В вудашей, по поверьям, превращались утопленники. По одной версии, это полулюди - полурыбы, по другой - такие же существа, как люди, на двух ногах, живут в больших прудах, реках и озерах. Считалось, что вудаши живут под водой, ведут тот же образ жизни, что и люди. Они имеют семьи, среди них есть и старцы, и младенцы. В полдень людям нельзя купаться, в это время купаются сами вудаши. В солнечные дни они выходят на берег в обличье красивых черноволосых девушек и усаживаются расчесывать золотым гребешком свои длинные волосы. В таком виде они и показываются людям. Но те не должны видеть вудашей, потому что духи воды могут утащить их на дно. Однако мужчине, ставшему ее возлюбленным, вудаш носила деньги. Вудашей было бы несметное количество, но на рассвете, когда они также выходят на берег полежать, их поедают волки. Иногда вудаши засыпают на берегу, и если надеть на них крест, они не могут обратно войти в воду. В такие моменты чего у них человек ни попросит, они всё дадут, лишь бы с ее шеи сняли крест. Воздействием вудашей объяснялись болезни (кашель) и бедствия (разрыв плотины).

Йтрех - дух; 1. хранитель домашнего очага; 2. злой дух, насылающий на людей наружные болезни.

Обиталищами Йтрех считались клети, амбары, овраги, мосты. При заболевании кожными и глазными болезнями Йтрех приносились жертвенные дары: кусочек свинца, серебряные монеты, лоскуток шелка, еда, которые клали в йĕрĕх пĕрни — кузовок из вяза. Основное требование духа-хранителя — это мирная жизнь. Представлялся в женском облике (по преданию, он произошел от старой девы). При выходе замуж девушка брала с собой вязовый кузовок и вешала его на новом месте. Место обитания йтреха называлось Вайкилли. Это место чужим людям не показывали. Часто место это имело в названии принадлежность какому либо роду: Вайкилли Уртемея и т. д.

Эсрель - дух смерти в чувашском пантеоне.
Духи и существа в чувашской мифологии

По верованиям, по наступлении определенном богом срока к человеку приходил из преисподней Эсрель и забирал его душу. Местом обитания Эсреля считался нижний мир, где он со своим хозяином Шуйттаном надзирал за душами грешников.

СУЩЕСТВА

Асьтаха́ - злой дракон.

Асьтаха показывается иногда ночью в виде внезапно вспыхивающего света. Способен принимать облик человека. В этом случае он ходит по ночам к женщинам и распутничает с ними вплоть до утра. К женщине асьтаха является в виде ее мужа, но он похож на него только спереди: зад у него, как у барана; по этому признаку его и можно узнать. Однажды повадившись к какой-либо женщине, он ходит к ней каждую ночь и насилует ее до тех пор, пока она не умрет. Чтобы избавиться от асьтахи, в него, летящего по воздуху, стреляют из ружья - он пугается и больше на осмеливается прийти. Можно отучить его также еще и следующим образом: муж надевает на себя одежду жены и ложится на ее постель. Когда ночью приходит асьтаха, муж встает и бьет его бичом, после чего дракон не осмеливается больше приходить. Иногда в деревню прилетают несколько асьтах, садятся на крыши домов и играют. Если какая-нибудь женщина очень долго убивается после смерти мужа, асьтаха является к ней по ночам в виде покойного мужа и спит с ней. Спускается он обычно по трубе и распутничает с женщиной до тех пор, пока она не иссохнет. К мужу, оплакивающему свою жену, асьтаха является в виде его покойной жены и так же поступает с ним. Во многих местах асьтаху отождествляют с вереселенем.

О́гненный змей, вереселе́нь - демон в чувашской мифологии, воплощение стихии огня.

Огненный змей представлялся в виде огромного огнедышащего многоглавого змееподобного существа с сильными крыльями, который с наступлением темноты выходит из-под земли и летает в поисках жертвы, оставляя за собой огненный след. У него голова человеческая, волосы - будто веник, есть хвост, ноги похожи на куриные.
Огненные змеи произошли от младенцев, которые были тайно рождены и умерщвлены незамужними женщинами. Они приходят к собственным матерям и, насылая на них всякую хворь, постепенно убивают их. Также огненные змеи посещают мужчин и женщин, которые затем чахнут и умирают. Превратиться они могут в кого угодно: к женщине они приходят в облике мужчины, а к мужчине - в облике женщины. В дом они пролезают через дымоход. Если хозяева почуяли, что к ним повадился огненный змей, нужно завести в доме свинью, так как свиньи чувствуют близость огненного змея и начинают визжать. Огненный змей убегает, поняв, что его почуяли. После трех подобных встреч он больше не приходит в этот дом.
Чтобы обезопасить себя от огненного змея, одежду и постель полагалось пачкать куриным пометом, посыпать на подоконник горячую золу, оградить дом кругом, прочерченным железным предметом, стрелять из ружья.

Ашапатман - мифическое существо, старушка со светлыми, серебряными распущенными волосами, одним глазом, единственным золотым зубом. Она является издалека: из-за морей, лесов и гор. Ашапатман призвана поддерживать в мире согласие, равновесие, благополучие, справедливость, порядок. В то же время, превращаясь в какое-либо существо или предмет, выступает как отрицательный персонаж. Чувашская старушка Ашапатман в своих положительных действиях, а также по этимологии восходит к древнеиранскому Аша (Истина, Порядок, Правда) и Патман ("господин", "госпожа"). В учении зороастризма считалось, что Аша руководит поведением человека.

Огненная птица - птица, переносящая огонь, предвестница пожара, который она сама и прекращает. Что-то общее она имеет с птицей Феникс.






Птица

Читать далее
Великий Египет

Читать далее
Ангел и Демон (еще продолжение)

Читать далее

Автор поста
teo {user-xf-profit}
Создан 26-08-2008, 17:49


899


15

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Вулфси
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 26 августа 2008 18:11

    Очень интересно! Молодец! ay


  2.       Loky
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 26 августа 2008 18:14

    Очень познавательно. Могу добавить насчет Албасты (кстати, нам говорили, что ударение на Ы), что этнографы считают ее либо аналогам нашей Баба-Яги, либо духом-покровителем беременных женщин у которого резко испортилось настроение...


  3.       Imperator
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 26 августа 2008 19:18

    ai жуть, мне страшно...


  4.       Вера
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 26 августа 2008 19:35

    Интересно, очень даже) Автор - молодец ay


  5.       dehumanizer
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 26 августа 2008 19:43

    "Чаще всего он приходит не ко всем, а к тем, к кому уже приходил однажды". Ну и к кому он придёт, если он ни к кому не приходит, а приходит только к тем, к кому приходил однажды?
    А про сжигании у кошек морды и слома лапы- настоящий бред.


  6.       Askher
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 26 августа 2008 20:12

    dolf_ru_1015


  7.       teo
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 26 августа 2008 21:53

    Цитата: Loky
    этнографы считают ее либо аналогам нашей Баба-Яги,

    Ха! Видимо, не случайно решила проиллюстрировать ее Ягой из The Witcher lol - очень уж монстрик похож!
    Цитата: dehumanizer
    "Чаще всего он приходит не ко всем, а к тем, к кому уже приходил однажды". Ну и к кому он придёт, если он ни к кому не приходит, а приходит только к тем, к кому приходил однажды?
    А про сжигании у кошек морды и слома лапы- настоящий бред.

    Ну тут, видимо, ключевое слово "Чаще всего" - это же не "Всегда", значит, к кому-то и по первости приходил dolf_ru_1015 А уж бред-не бред - предки считали именно так, я, по-моему, даже какую-то историю на эту тему читала - не у Гоголя ли?


  8.       yuna
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 27 августа 2008 21:24

    любят люди ужасы выдумывать... но о-о-очень интересно


  9.       МамаСардинки
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 28 августа 2008 08:54

    могу добавить, что в казахском языке Албасты также означает растяпа, неумеха и прочее в том же роде


  10.       Ametist
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 30 августа 2008 20:52

    Очень интересно. До чего у людей фантазия была.
    Автор молодец. ay


  11.       Kin-Ra
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 4 мая 2009 12:57

    Отличная работа, молодец! wink


  12.       Kristi Nochka
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 21 ноября 2010 17:52

    если честно, мне стало жутко смотреть на картинку Йтреха, про него даже читать не стала wink



Добавление комментария


Наверх