Меч в истории и в фэнтези
КЛИНОК ДЛЯ ГЕРОЯ
МЕЧ В ИСТОРИИ И В ФЭНТЕЗИ

Меч, как и крест (кстати, чрезвычайно схожий с мечом по форме), в сознании миллионов является основным символом европейского средневековья. Возможно, именно поэтому для многих слово "меч" — воплощенная романтика. Но в первую очередь — это оружие, и, наверное, любому ясно, что внешний вид и форма меча определяются отнюдь не соображениями эстетики. Красота меча почти всегда подчинена истинной, прагматической цели — сделать убийство себе подобных настолько эффективным и удобным, насколько это возможно. Но что же представляет собой сам меч, как он развивался, каким он бывает? Средневековье — прототип почти любого героического произведения в стиле фэнтези, а меч... Меч — это Оружие.
Рассмотрим эволюцию реального меча от античности до Нового времени, а затем сравним исторические мечи с клинками, которые появляются на страницах романов и в кино. Ходят пересуды, что авторы фэнтези плохо знают оружейную историю. Так ли это?

Простота конструкции
Небольшая справка. Меч — рубящее и колющее длинноклинковое (до 1,5-2 м) оружие с прямым, и, как правило, обоюдоострым клинком (хотя здесь часты исключения). В клинке, которым и наносится урон, различают голомень, дол или грань, острие и лезвие . Эфес же меча состоит из рукояти, гарды — в большинстве случаев крестовины, и головки . У некоторых мечей гарда может иметь форму круга, а головка представлять собой набалдашник. Рукоять обычно делается из дерева и оплетается проволокой, либо выполняется целиком из металла. Головка представляет собой металлический шарик, который может иметь шляпку. Крестовины меча двоякого рода: прямые и с опущенными концами. Мечи с крестовинами второго типа наиболее пригодны для рубки с коня. В процессе развития, в зависимости и от оборонительного вооружения, и от приемов боя, форма меча изменялась.

Меч в истории
Генетически меч средневековья не связан с античными формами меча, а идет от германской спатхи. Скажем больше — именно длиной и весом варварских мечей римские публицисты той эпохи (к примеру, Сальвиан) наперебой объясняли беспрестанные поражения имперских войск. Спатха, наводившая ужас на выродившихся римлян, — обоюдоострый длинный меч, общая длина которого составляла 75-80 см, ширина 4-5 см. Действительно, невиданный в античности размерчик.
Применялся древними германцами и скрамасакс, меч с однолезвийным клинком, длиной 45-75 см и шириной 6,5 см. Рукоятка его была достаточно длинной, и изготовлялась при этом из дерева. Кстати, именно от названия этого меча получили свое официальное имя саксы (а не наоборот, как можно подумать).

Меч в истории и в фэнтези
Норманнский меч из раскопок. Датирован примерно 900-1000 годами. Все признаки скандинавского меча налицо.

После падения Римской империи и до выделения рыцарской конницы в главную ударную силу на поле брани, то есть в период с 6 по 10 века, длинный меч стал массовым оружием во всем европейском регионе. Особой популярностью пользовался меч каролингский, названный так в честь правящей во Франции династии. Такие мечи, широко распространенные во всей Европе, были длиной 80-90 см, шириной 5-6 см и имели прямой клинок, который мог быть как обоюдоострым, так и иметь одностороннюю заточку и скошенное в одну сторону острие.
А когда на успевшую было цивилизоваться Европу хлынул норманнский поток, печальной знаменитостью стал пользоваться скандинавский меч. Он очень хорошо подходил рослым и физически сильным викингам. Будучи достаточно толстым в поперечнике (под стать хозяевам), меч обладал очень массивным противовесом (у некоторых мечей размером почти с кулак) и небольшой гардой (или вообще не имел ее). В самом деле, зачем берсеркам какая-то там дополнительная защита руки? Зато некоторые экземпляры имели на навершии крюк или небольшой крюкообразный клинок, которым можно было атаковать противника, уведя в сторону его меч основным клинком.

Меч в истории и в фэнтези
Поздний средневековый рубяще-колющий меч 1400- 1450 г. К концу средневековья лезвие рыцарского меча все больше приобретало клиновидную форму.

Вообще мечи 9-10 веков имели ровный широкий клинок, закругленный к концу, и являлись исключительно рубящим оружием. Для преодоления кольчужной защиты этого было вполне достаточно. Мечи же 11-12 веков с заостренными концами и слегка сужающимися книзу клинками имеют назначение не только рубящего оружия, но и колющего. В конце 12 века рукоять меча удлиняется настолько, что позволяет действовать двумя руками. В этот период мечи имеют заточенные у острия клинки, способные проникать сквозь сочленения брони. А это значит — наступил век пластинчатых доспехов, когда в железо прятали даже лошадей.
Классический рыцарский длинный меч, который в массовом сознании и являет собой образ "меча вообще", окончательно оформился к 13 веку. Средняя длина его клинка составляла 75-80 см, меч был плоский, шириной 5 см и имел долы. Гардой служила простая перекладина, дужки которой могли незначительно загибаться вверх. Рукоять, рассчитанная на одну ладонь, имела в длину 10 см. Заканчивалась она навершием — противовесом, которое часто использовалось как тайник для хранения какой-нибудь христианской реликвии, повышающей святость меча и боевые качества его владельца. Поэтому рыцари навершие в рукопашном бою не применяли. Вес меча составлял 1,25-1,8 кг.
Думаю, никто уже не удивится (тенденция должна была стать ясна), что после внедрения сплошного латного доспеха в первой четверти 14 в. клинок рыцарского меча стал длиннее. Это увеличивало силу его удара и дистанцию поражения. Так появился полутораручный меч, сначала в Германии, потом в Англии, затем — в остальных странах Западной Европы.

Меч в истории и в фэнтези
Фламберг, "пламенеющий меч". Современная реконструкция.

Полутораручный меч (полуторный) — меч с удлиненной пятой клинка (незаточенной частью клинка у рукояти). Пята давала возможность при необходимости перехватить оружие двумя руками (за рукоять и пяту). Крестовина "полуторника" удлинена и могла иметь дужки для защиты второй руки. Классическим примером полуторного меча является так называемый бастард (дословно — "незаконнорожденный", названный так за неопределенность хвата: то ли он одноручный, то ли двуручный...). Этот тип меча был очень популярен, так как мог использоваться и в комбинации со щитом, и отдельно, как двуручный меч.
Длина настоящего двуручного меча доходила до двух метров, он носился без ножен на плече. Двуручный эспадон, достигавший человеческого роста, был, в частности, оружием швейцарских пехотинцев 16 века. Воины с эспадонами находились в передних рядах боевого построения. Их задачей было перерубать и сбивать длинные копья бойцов противника. Двуручные мечи как боевое оружие не пережили 16 век, и в дальнейшем использовались в качестве почетного оружия при знамени.
Помимо эспадона, самыми модными моделями двуручников средневековой Европы были фламберг, альшпис и эсток. Фламберг — двуручный меч, применявшийся в Швейцарии и Германии с 15 по 17 век. Длина его достигала 1,5 м, клинок имел волнистую (пламевидную) форму, а рукоять покрывалась материей или кожей. Альшпис — двуручный меч с клинообразным клинком, иногда с двумя круглыми гардами, причем вторая располагалась по центру рукояти и являлась разграничителем для левой и правой рук. Эсток — тяжелый меч с клинком длиной 112 — 115 см, предназначенным для колющих ударов. Эсток имел квадратное, ромбовидное или шестигранное сечение; долов у него не было. Длина рукояти эстока достигала 33-34 см, крестовины — 25-27 см.
Вспоминая о средневековом оружии, нельзя обойти вниманием и фальшион — меч с расширяющимся к острию коротким клинком с односторонней заточкой. Наибольшую известность фальшион получил как дополнительное оружие английских лучников, а в середине 14 века его стала использовать и конница, благодаря способности клинка наносить разваливающие рубяще-режущие удары.

Меч в истории и в фэнтези
Фальшион мог перерубить конечность за один удар.

К фальшиону типологически близок палаш (от венгер. pallos) — длинноклинковое рубяще-колющее оружие с прямым клинком. Палаш может иметь двустороннюю (ранние образцы), одностороннюю и полуторную заточку. Длина клинка — до 85 см. Появление палаша в качестве военного оружия относится к концу 16 — началу 17 веков, когда в Западной Европе появляются регулярные кавалерийские части. Но палаш — это уже вырожденная форма меча, появление которой было связано с переходом к веку пороха.
С началом массового применения огнестрельного оружия, способного пробить любую существовавшую броню, доспехи перестали использоваться. И в мече, как оружии против закованных в железо врагов, попросту отпала необходимость. Его заменила более удобная шпага и другое легкое клинковое оружие.
Фэнтези — вторая реальность?
К большому сожалению, многие (но отнюдь не все!) авторы книг в стиле фэнтези, даже талантливые и популярные, не отличаются обширными познаниями в области холодного оружия (и мечей в частности). Правда, с развитием этого жанра ситуация пусть медленно, но улучшается. Вероятно, это связано с тем, что читатель стал более любопытен и придирчив. Описание оружия, сводящееся к фразе "длинный меч с богато украшенной рукоятью", уже мало кого устроит.

Меч в истории и в фэнтези
Однако какое у вас тут старье! У орков-то пластинчатые доспехи...
На заре жанра это было еще вполне возможно. Толкин, например, не дает подробного описания клинков, задействованных в книге. Тем не менее, он настолько дотошно описывает своих персонажей и их народы, что выяснить, "откуда уши растут", зная историю нашего мира, не так уж сложно. И такое исследование провели создатели фильма "Властелин колец". Хотя, возможно, провели не очень тщательно.
К примеру, у гондорца Боромира (Гондор явно срисован с государства франков 9-10 веков) должен быть каролингский меч, но пользуется он оружием, явно принадлежащим уже к эпохе расцвета средневековья, примерно 14 века. Зато с Роханом все в порядке. Прототипом этого народа послужили готы 5-6 века. И на экране мы видим, что при обороне Хельмовой Пади роханцы пользуются мечами, по типу сходными с образцами эпохи Великого переселения народов.
Арагорн в фильме вовсю щеголяет одним из вариантов классического рыцарского меча, что вполне оправданно. По Толкину он потомок нуменорцев, дун-адан, Западный Рыцарь. У Гэндальфа в Мории мы можем увидеть также рыцарский меч, один из наиболее поздних его вариантов. Клинок у мечей этого типа длинный, тонкий и резко суженный. Рукоять допускает использование двумя руками. Мечи этого типа были в употреблении между 1360 и 1420-ми годами. Правда, Гэндальф не имеет возможности пользоваться им как двуручником, поскольку вторая рука у него обычно занята посохом, по совместительству фонариком.

Меч в истории и в фэнтези
Мечи из фильма "Властелин колец". Слева направо: Стинг (меч, перешедший от Бильбо к Фродо), Гламдринг (волшебный меч Гэндальфа, как и Стинг, светится при приближении орков), меч Короля-Чародея (инструкция по применению отсутствует) и Нарсил (сломанный меч, которым Исилдур отрубил палец Саурону; здесь — в первозданном виде).

А вот с назгулами творятся настоящие чудеса. На Заверти (Амон-Сул), у четверых из нападавшей пятерки нормальные двуручники-эстоки, но меч Короля-Чародея (предводителя назгулов) имеет крайне странную форму. Рукоять у него предназначена для двух рук, и все бы хорошо, но клинок явно взят от полуторного меча, то есть имеется незаточенная часть у основания клинка для хвата... третьей рукой? Впрочем, кто их, назгулов, знает...
С книгами и сложней, и проще. Трудно ожидать от писателя подробного технического описания любого клинка, который вскользь упоминается. Тем не менее хочется хоть какого-то намека на то, как, собственно, представлять себе оружие действующих лиц, их доспехи, одежду, украшения... Конечно, никто не обязан быть специалистом во всех областях, которых касается произведение, но хотя бы поверхностное знание должно присутствовать, иначе книга вряд ли станет любимой у современного читателя.
Популярность Ника Перумова вполне можно объяснить хотя бы тем, что он имеет привычку давать читателю описания, необходимые для нормального представления картинки, стоящей за текстом. По характеристике Черного фламберга Хозяина Ливня из книги "Алмазный меч, деревянный меч" мы представляем себе огромный и тяжелый волнистый клинок, способный пробить любой доспех. Это описание рождает ощущение пугающей мощи. "Хозяин Ливня закинул свой чудовищный фламберг на плечо", — и мы вспоминаем, что фламберги и в действительности были настолько длинны и тяжелы, что носить их в ножнах на поясе или за спиной не представлялось возможным. Автор это знает, и уже это одно создает ощущение профессионализма.

Меч в истории и в фэнтези
Перумовский Хозяин Ливня и его фламберг на обложке. Художник явно был вдохновлен текстом.

В его произведениях мелькают разнообразнейшие названия оружия: секиры, глефы, мечи, сабли, алебарды, копья, луки, арбалеты, топоры, кинжалы, даже косы (у нападавших из Империи Клешней в "Рождении мага"); кажется, что ни один вид оружия не обойден вниманием. И в каждом описании сквозит понимание того, как все это применялось, какие-то особенности, присущие именно тому типу, о котором в данный момент идет речь.
К примеру, дан обстоятельный словесный портрет фальшиона Фесса (того самого, нестандартного, который против неупокоенных), причем сказано, чем он так отличается от обычного и почему. И так везде. Этим создается ощущение живого мира, где у каждого народа свое оружие и своя история.
Хотя и у Перумова без ляпов не обошлось. Да, те самые печально знаменитые гномы с двуручниками, объявившиеся на страницах эпопеи "Кольцо Тьмы". Помимо понятных претензий к соотношению "рост воина / длина оружия", мелькает и другое соображение — как-то не верится в эффективность применения двуручных мечей в боевом построении типа "хирд". Которое предполагало, как-никак, сомкнутый строй. Вот сбить с ног, оглушить или поранить соседа в таких условиях очень даже возможно, а что касательно врага... Ох, сомнительно!
Но не будем забывать о том, что оружие фэнтези-героев подчиняется не физическим законам Земли, а особенностям авторского мира. Много ли мы знаем о чарах, заложенных в клинке, и о том, как они влияют на его внешний вид? Поэтому не станем относиться к творцам фэнтези строго.

Виртуальная схватка на мечах

Меч в истории и в фэнтези
Длинный меч — самое распространенное оружие D&D. Еще бы — оно красуется даже на логотипе игры!

Литература, по вполне понятным причинам, не может дать полного удовлетворения тем, кто мечтает помахать мечом в реальности. Если уж не дают взяться собственными руками за настоящую рукоять клинка, то дайте это сделать моему герою! Для таких людей и существуют фэнтезийные ролевые игры. И Dungeons & Dragons (D&D) давно стали классикой этого направления.
Повышенный интерес D&D к мечу (особенно длинному) связан с тем, что меч является оружием бойца-индивидуала. Именно вокруг такого персонажа и вертится сюжет героического эпоса. Однако интерес интересом, но индивидуальные особенности того или иного вида оружия представлены в системе, что называется, не очень реалистично. Так, порою почти невозможно понять, какими соображениями руководствовались разработчики системы, когда расписывали параметры вреда, наносимого оружием. Да и дополнительные способности оружия первыми вариантами системы особенно не учитывались. А ведь для участника ролевой игры недостаточно просто сознавать, что в руке твоего персонажа — палаш или фламберг. Необходимо четко понимать, каковы в действительности преимущества и минусы каждого конкретного оружия. Игроки и ведущие, разбирающиеся в средневековом оружии, зачастую вносят в стандартные правила собственные изменения. Они пытаются учесть морфологические особенности клинка — форму, веса, длину... Похвальное стремление к реализму.

Что до компьютерных ролевых игр, то используемые в них "модели вычисления урона", как правило, являются разбавленными и урезанными вариантами боевой системы D&D или других настольных игр. Причем, как ни странно, чем дальше — тем больше упрощений. Если в Diablo II все смотрелось еще вполне прилично, то в современных 3D-ролевках а-ля Morrowind дела приобрели худой оборот. В расчет разработчики принимают единственный принцип: чем больше и тяжелее меч — тем больше урон. Будем надеяться, что со временем эта тенденция исчезнет.
Вспомним важную вещь, о которой не стоит забывать знатокам средневековой истории, играющим за столом или на компьютере. Игра есть игра, и она никогда не станет реальностью. И не всегда стремящиеся к "реализму" дополнения делают игру интереснее. Чаще они лишь утяжеляют правила, затягивают и усложняют игровой процесс. Так что и этой крайности — бездумного стремления к "правде жизни" — нужно избегать.

***
Как оказалось, многие авторы книг и кинофильмов фэнтези просиживают вечера за чтением оружейных энциклопедий, а по выходным гуляют по залам исторических музеев. И это делает их сказочные творения настолько правдоподобными, что начинаешь задумываться: а не видел ли автор все описанное собственными глазами?
Без огрехов, естественно, не обошлось, но разве может быть творчество без ошибок и промахов? В конце концов, на ошибках учатся.

Информация взята с www.mirf.ru
P.S Спасибо за внимание






Мрачноватое фэнтези Karoly Bera


Читать далее
Дохлая Тетрадка. Дубль два


Читать далее
Магический Глаз... каждому! Новогодний выпуск


Читать далее

Автор поста
Alukard {user-xf-profit}
Создан 5-07-2008, 23:49


510


13

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Jarlacs
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 6 июля 2008 00:06

    ay Молодчина


  2.       Dream
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 6 июля 2008 00:27

    Всё это это здорово, но слишком мало картинок для наглядности, а те что есть - ничерта на них не видно. От того иногда трудно понять о чём именно идёт речь.


  3.       Анафаэль
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 6 июля 2008 09:18

    Супер)))) Хорошая статья


  4.       Miyu
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 6 июля 2008 12:40

    Отличный пост!! dy


  5.       Unvielle
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 9 июля 2008 14:37

    Большое спасибо)


  6.       MarGo
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 10 июля 2008 00:46

    Интересно ay


  7.       IPRIT
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 14 июля 2008 11:55

    Dream,
    Согласен!!!


  8.       Nemezida
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 31 июля 2008 18:29

    ay


  9.       Naja
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 11 сентября 2008 17:13

    очень понравилось


  10.       Wendigo
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 22 октября 2008 18:41

    Мило,но вот махонькие картинки эт не то что нужно было в данной ситуации


  11.       Kazuhiko
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 1 декабря 2008 05:14

    Цитата: Dream
    Всё это это здорово, но слишком мало картинок для наглядности, а те что есть - ничерта на них не видно. От того иногда трудно понять о чём именно идёт речь.



    Устами Дрима глаголит истина


  12.       Kin-Ra
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 1 мая 2009 16:46

    Отличная статья, спасибо! smile


  13.       Серый Судья
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 20 июля 2009 09:36

    Классное описание,мне очень понравилось,неплохо бы еще добавить сюда описание оружие из WarCraft'a,я не фанат,но думаю там тоже будет над чем поразмыслить,сравнить игру и книги...



Добавление комментария


Наверх