Сапоги выше шекспира или О буржуазном фэнтези
Поп'обуем, това'ищи, взглянуть на фэнтези с классовой точки з'ения - п'елюбопытнейшие вещи нам отк'оются...

Пространством сказки традиционно является условное средневековье. Соответственно, фэнтези как разновидность сказки обслуживает интересы господствующего класса - феодалов. Однако мы знаем, что в недрах феодализма зреет новая формация - капитализм, и после буржуазной революции господствующим станет новый класс, буржуазия, которая при феодализме имеет довольно скромный облик ремесленников и купечества (горожан).

Поскольку современный создатель фэнтези живет именно при капитализме и в большинстве случаев весьма комфортно себя при этом чувствует, то и сам жанр зачастую идеологически обслуживает именно буржуазию, восхваляя ее моральные ценности и подчеркивая их значимость.

Рассмотрим главнейшие признаки буржуазной фэнтези в сопоставлении ее с фэнтези феодальной.

1. Герой буржуазной фэнтези подробно и внимательно ест и есть дает другим. Вспомним жидкие похлебки нищего Мага Земноморья, супчики-концентраты основательного Эстравена ("Левая рука тьмы" Урсулы Ле Гуин), борщи - несть им числа! - съеденные Волкодавом. В одежде эти герои ценят в первую очередь добротность, в вещах - прочность. Где видят неисправность - либо исправляют, либо сокрушаются, что не могут этого сделать. Их мир - это мир бытовых предметов, сапог, понёв, глиняных горшков, хомутов, ламп и т.п.

Скажут: конечно, добротность одежды и сытность пищи важны! А кто спорит? А для целей героического буржуа они жизненно необходимы, ведь эти герои прочно обосновались на земле, их цель - маленький домик (свой!!!), огородик и коровка, можно коза (свои!!!), жена и дети (см. домик). И чтоб все это было! Как правило, они свое получают - добиваются путем тяжких праведных трудов.

Сравним героического буржуа с героическим же феодалом. Бродяга Конан в своих странствиях удивительно небрежен к одежде и пище. Заходя в трактир, он прежде всего интересуется выпивкой, а если ест - то какое-нибудь мясо, можно с костями. Попробуйте предложить Конану волкодавий борщ!

Еда не властвует над умами героев "Властелина Колец". Если описан прием пищи, то это братская трапеза, и ее ритуальное значение всегда подчеркнуто. За столом главенствует не содержимое тарелок и плошек, а серьезная или задушевная беседа. Как жалеет стремительно эльфеющий Фродо бедного Горлума, над коим довлеет "вкуссненькая рыбка"! Кто в романе Толкиена внимателен к пище (поиск грибов, меню "Резвого пони")? Конечно, хоббиты - буржуазный элемент Средиземья.

Пища не входит в число идеальных целей героя феодальной фэнтези. Конан, если о чем мечтает, то о собственном королевстве, а уж еда как-нибудь приложится. Те же цели преследует и Арагорн.

2. Героический буржуа совершенно не склонен любоваться красотами природы или творений рук человеческих. Он не растленный эстет, но суровый прикладник. Будучи ремесленником, он обеспокоен только качеством своего творения - прочное ли, сгодится ли на продажу, удобно ли в применении. Этот герой вечно озабочен пропитанием себя и своих домочадцев, всегда погружен в поиски чего-либо полезного для дела. Маги Земноморья - прагматики; они лечат людей, заботятся об их бытовых нуждах. В цветочках они видят в первую очередь лекарство. Волкодав что ни найдет - все пустит в оборот. Даже бусы для девушки купил не из эстетских соображений, а чтоб было чем совершить ритуал избрания жениха (дарение бусины). Реки и деревья для Волкодава - суть боги. Ему не до эстетического наслаждения. Здесь М.Семенова рисует язычников во всей полноте их ограниченности. Как пишет диакон Андрей Кураев, язычник не может просто видеть звезды над головой: для него Млечный Путь - это молоко из грудей Геры, звезда такая-то - умерщвленная нимфа такая-то, кровь заката - соитие богов и т.п. Волкодав не видит красоты природы именно потому, что она для него одушевлена и представляет скопление мелких божков, нуждающихся в ублажении (в той же пище). То есть фактически природа превращается в еще одного голодненького домочадца.

А Конана восхищает мир, над которым он намерен властвовать, - да и сейчас властвует, охватывая его беспокойным сердцем. Любую роскошную вещь он может украсть, дворцы сотрясают его воображение, чудовища радуют неистовый дух. Красота - величайшее оружие против сил мрака в мире Толкиена. Никому из Братства Кольца не свойственно утилитарное отношение к прекрасным вещам и природе, а если красота и оказывается полезной (мифрильная кольчуга, фиал Галадриэли), то лишь потому, что созвучна общей великой цели героев. Изначально же она всегда - объект бескорыстного поклонения.

3. Герой буржуазной фэнтези трудолюбив и полезен обществу. Это его фундаментальная добродетель. Трудится, не покладая рук, Гед. Моет полы Волкодав. Авторы буржуазной фэнтези внимательны к ремеслу и его тонкостям, а особенно - к доходности любой работы. Герой-буржуа не ворует и не обманывает; честность для него - источник временных трудностей и залог конечного успеха. Персонажи таких произведений не любят и презирают нищих. Они предпочитают дать человеку работу, а не отделаться милостыней, почему почти сразу обрастают свитой из полезных и трудолюбивых домочадцев. Старухи стряпают, молодухи шьют, юнцы присматривают за лошадьми, никто не сидит сложа руки. Коль уж тебя спасли - изволь трудиться! В облике попрошаек в мире "Волкодава" бродят только очень-очень злые служители Мораны Смерти. Подобрав женщину-певунью, волкодавцы даже этот ее дар пристроили к делу: записали песни (потом можно будет книжку издать). А как же - в хозяйстве любая веревочка пригодится.

Трудолюбивы - способны вкалывать до посинения! - персонажи "Левой руки тьмы". Министр Эстравен потрясает хозяйственной хваткой. Его бесстрашие тщательно спланировано, оно основано на расчете и умении вести дела. До изнеможения работает и Гед.

Герои-феодалы работой гнушаются. Изредка нанимаются охранниками, но работают спустя рукава и откровенно презирают нанимателя. Невозможно представить себе Боромира моющим полы в трактире ради хлеба насущного. Лично мне Эстравен симпатичнее Боромира, но сути дела это не меняет.

4. Если феодал считает, что "в торговле заключено нечто постыдное" и всегда следит за тем, чтобы торгаши знали свое место, то герои буржуазной фэнтези охотно видят в купцах достойных людей, уважают их и сами зачастую знают свое место. Они робеют перед богатством и хорошо умеют считать медяки.

5. Другой важный критерий - отношение к прогрессу. Буржуазный герой приветствует прогресс. Эстравен идет ради прогресса на немыслимые жертвы.

Герою-феодалу прогресс по барабану. Для Конана или для Арагорна прогресса (развитие технологий, социальные реформы) вообще не существует. Наиболее дальновидные феодалы видят в прогрессе свою гибель и по возможности притесняют изобретателей и не в меру любопытных путешественников. Такие феодалы выступают в качестве отрицательных героев в буржуазной фэнтези.

6. Так же разнится отношение к женщине. Буржуа ищет прежде всего достойную хозяйку дома и добродетельную мать для своих будущих детей. В женщине подчеркивается домовитость, бережливость, трудолюбие. Можно - вдову (даже предпочтительнее - хлебнула уже горюшка, больше будет ценить комфорт). Прижитые вдовой дети от первого брака идут в дело - их усыновляют и приставляют к хозяйству. Эстравен - сам такая женщина, нежная и хозяйственная. Тенар ею в конце концов становится.

Подругам Конана нет числа, но ни одна не играет в его жизни никакой роли. А вот у Арагорна есть своя королева. Чего же ищет героический феодал, когда речь идет о женщине? Он ищет Великой Любви. И неважно - будут ли дети, будет ли хозяйство... Разве можно себе представить, чтобы Арвен или Эовин возились с грядками и выращивали какую-нибудь репу? Изранить руки в бою, спасать эльфийское древо - да, но репа?..

7. Гигиеническая озабоченность буржуазных героев. Их всерьез беспокоит нечистая одежда, мокрая обувь, испачканные руки, запах. Они постоянно ищут, где бы помыться. Для них это чрезвычайно важно. Для героев феодальной фэнтези - совершенно неважно. Мы никогда не присутствуем при том, как Арагорн или Гэндальф принимают ванну, и автор не оповещает нас об эмоциях, испытываемых ими при омовении. Напротив, читатель постоянно становится свидетелем умывания героического буржуа.

8. И наконец жизненный итог. В "Мастере и Маргарите" есть знаменательный эпизод в финале: видение домика, где лампа, книги, работа над рукописью, рядом - любимая женщина... Мастер не заслужил света - он заслужил покой. И этот покой испрашивается для Мастера у Воланда, потому что противоположная сторона может быть только источником света, а от света - больно.

Это очень важный момент, который объясняет, почему не всем "можно" в рай. Буржуа представляет себе рай как улучшенное подобие комфорта, того комфорта, к которому он так стремится на земле. Соответственно, в раю Господа Бога, среди света, в качественно ином состоянии духа, такому буржуа невыносимо, ему больно и плохо - ведь он к этому не готовился. Относительно Мастера никто не строит иллюзий. И потому для него у Воланда просят - покоя.

Герой-феодал всю жизнь готовит себя именно к свету - не страшась потерь, лишений, боли. И он не просит, он дерзновенно требует света - и уходит в свет.

Гед остается в домике с Тенар. Волкодав - мы верим! - женится на девочке с бусинкой и тоже поселится в таком домике. Эстравен гибнет, осознав невозможность именно для себя такого домика, - но ведь был, был и у него домик в палатке во время героического перехода через горы, по льдам! И все там было, и тепло, и уют, и любимый человек рядом...

Нет уюта для героического феодала. Распахнутое в бесконечность пространство и изливающийся с небес беспощадный свет. В свет уходят эльфы, и Гэндальф, и Фродо. Пин и Мерри становятся феодалами на обновленной земле - они по всей форме получили рыцарское посвящение, и теперь им глубоко неприятен буржуазный хоббитский мирок. А вот непритязательный Сэм вернулся в уютную Хоббитанию, где его ждали - правильно, чистенький домик, маленький садик и чудесная домовитая жена.


© Елена Хаецкая






Художник Jeffrey K. Bedrick


Читать далее
Холодное сердце | Frozen, 2013

Читать далее
Хобби


Читать далее

Автор поста
RinaSvobodnaya {user-xf-profit}
Создан 14-07-2009, 17:35


424


22

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       тень матери Гамлета
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 14 июля 2009 17:54

    а что уж тогда автор про социалистическое фэнтези не написала, тормознула на полпути
    в целом статья не понравилась - притянуто за уши
    вообще, кто сказал, что "Левая рука тьмы" фэнтази? Действие происходит на другой планете, куда прилетает представитель условно нашей - в далеком будущем - цивилизации, а местные гуманоиды отличаются крайне редкими физиологическими особенностями... Ну, типичная НФ.
    Тогда НФ тоже по тем же принципам можно поделить на фкодальную и буржуазную - кто в какой книге сколько раз мылся, сколько раз ел...


  2.       RinaSvobodnaya
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 14 июля 2009 19:35

    Вы наверное, не поняли. Здесь не разделют фэнтези на "типы", просто даются примеры того или иного типа мышления героев в книгах! Знаете, чем привлекает мир Ле Гуин? Как раз тем, что он так детально проработан в бытовом плане! Ему веришь! У Толкина больше упор на мифологию, на эпичность повествования, у него есть великие герои и мировое зло, тогда как в цикле о Земноморье источником всего зла прежде всего является сам человек! Меня например, при чтении "Властелина колец" сильно смущали именно бытовые вопросы, про которые нигде не сказано (только в начале - и то о хоббитах).


  3.       Domino
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 14 июля 2009 19:36

    А мне очень даже понравилось. Правдиво так, и настраивает почему-то на каверзные мысли...


  4.       Ползущий мимо
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 14 июля 2009 19:39

    ay здорово, понять бы еще к чему это...


  5.       Ангелика
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 14 июля 2009 19:43

    belay интересно...теперь буду вчитыватся в фэнтези и определять кто есть кто)тогда всё таки большинство героев фэнтези буржуазия))))


  6.       Kin-Ra
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 14 июля 2009 19:45

    А мне статья понравилась. Все точки зрения заслуживают внимания, и эта не исключение. весьма интересно было прочесть! ay


  7.      Пользователь offline Лиэнь  
    Верховный Маг
    #7 Ответить
    Написано 14 июля 2009 19:55

    Кое-что понравилось, но... как-то мало произведений разобрано. Нельзя делать такие выводы на основе 4-5 книжек. У меня по ходу чтения возникалок уча примеров, которые и подтверждали мнение автора статьи, и его опровергали.
    Я считаю, что все вышеописанные признаки зависят только от самого автора, а не от буружазности/феодальности его героев. В современном фэнтези вы легко отыщите типичного феодального героя, принимающего ванну или типичного буржуазного героя с радостью подающего нищему.


    ______



  8.       Aerlis
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 14 июля 2009 19:56

    Опять язычников обосрали. Две тысячи лет жидам язычники покоя не дают - все бы как-нибудь обосрать.


  9.       Samaire
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 14 июля 2009 21:29

    Я целиком и полностью согласна с Лиэнь, и просто не знаю, что еще можно добавить. Конечно, рассматривать жанр на примере 4-5 книг - это слегка странновато, да и к тому же когда не все из списка является фентези... Но статья интересная, и, бесспорно, заслуживает внимания...


  10.       Akalara
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 14 июля 2009 21:51

    Здорово book


  11.       Yulita
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 14 июля 2009 22:46

    Исходя из классификации автора, произведения Громыко - стопроцентная буржуазная фентези, а вот Сапковский, к примеру, где-то пятьдесят на пятьдесят... Хм-м hmmm


  12.       StellaT
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 15 июля 2009 00:04

    По-моему, статью надо было бы назвать чем-то вроде: «Фэнтези «полевое» и «бытовое». А вообще, согласна, что такие точки зрения имеют права быть, но после прочтения, возникают, все же, смешанные чувства… Даже если и подразумевается тип мышления героев фэнтези, суть его – сам автор. Именно он выбирает наилучшие, с его точки зрения, «средства погружения» читателя в свой фантазийный мир и события, в нем происходящие, будь то принятие героями ванны или их участие в битве; многое зависит и от целей, которые он преследует как в каждом отдельном эпизоде, так и в целом по произведению. А потому, логично предположить, что в одном и том же произведении герой может быть и феодалом и буржуа. Почему этого Е. Хаецкая не предположила? По поводу сказанного о красотах природы и язычниках – категорически не согласна; похоже автор не особо вникает, где заканчиваются красоты природы и где начинается религия. Или наоборот.


  13.       RinaSvobodnaya
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 15 июля 2009 00:32

    Статью называла не я, я сохранила авторский текст в оригинале))))) А вообще рада, что эта статья вызвала столь противоречивые отклики)))) Значит, тема небезынтересная))))) book


  14.       sunny_vesna
    Путник
    #14 Ответить
    Написано 15 июля 2009 03:32

    Очень интересный разбор)Мне понравилась татья)


  15.       Ларна
    Путник
    #15 Ответить
    Написано 15 июля 2009 13:42

    Интересная статья hmmm Но мало проанализировано книг. Воть...


  16.       Чукча
    Путник
    #16 Ответить
    Написано 25 мая 2010 16:12

    Странно, что подробное описание мира считается буржуазией, и чем-то даже плохим, судя по тону автора ai



Добавление комментария


Наверх