Фильм посвящен любимым Миядзаки проблемам — этическим и экологическим. Тысячу лет назад мир «Навсикаи» захлестнула ужасная война. В результате человеческая цивилизация была почти уничтожена, земля и вода — отравлены. На зараженных землях разросся огромный Лес — смертельно опасный для человека мир причудливых грибов, растений и гигантских насекомых. Люди, путешествующие по Лесу, вынуждены носить дыхательные маски. Лесной воздух токсичен, и неосторожного путника ждут болезни и мучительная смерть. Вот уже тысячу лет Лес продолжает разрастаться, захватывая немногие пригодные для жизни людей земли. Уничтожить его невозможно: Лес охраняют загадочные омо — наделенные разумом существа, похожие на гигантских бронированных гусениц. Разгневанные омо сметают все на своем пути, разрушают целые города и страны.
На самой границе Леса находится Долина Ветров, один из немногих уцелевших оплотов человечества. Люди Долины поклоняются ветру: он защищает их от ядовитых спор, приводит в движение лопасти бесчисленных мельниц, помогает добывать энергию. Они живут в гармонии с природой и не участвуют в конфликтах других стран. Но их мирной жизни приходит конец, когда в Долину падает самолет воинственного государства Тольмекии со страшным грузом на борту. Самолет перевозил украденного у княжества Паджите циклопа, мощнейшее оружие, использование которого привело к гибели человеческой цивилизации. С его помощью Тольмекия собирается сжечь Лес и подчинить себе все остальные страны. Ее войска захватывают Долину Ветров, и мирное княжество оказывается втянуто в кровопролитную войну за власть над миром.
Остановить конфликт пытается принцесса Долины Ветров, Навсикая. Несмотря на свой юный возраст, Навсикая — девочка мудрая и решительная, а главное — она любит все живое в мире, в том числе ядовитых лесных насекомых. У принцессы особый дар приручать и успокаивать любых животных, даже гигантских омо. С началом войны Навсикая оказывается в самом центре событий. Она пытается уберечь жителей Долины, убедить правительницу Тольмекии Ксану не использовать циклопа, объяснить, что Лес и его обитатели — не такое однозначное зло, каким они кажутся недальновидным людям. В своей попытке всех спасти и вразумить Навсикае придется пройти долгий путь, увидеть кровь, смерть, человеческую подлость и жестокость природы. Но и это не переубедит смелую принцессу, исполненную симпатии и сострадания ко всему живому.
Миядзаки удалось снять потрясающе многогранный фильм. Эта картина с проработанным миром, нетривиальной философией, скрытым подтекстом сумела остаться крайне динамичной. Речи героев и их мирная жизнь сменяются сценами погонь и воздушных боев, темп повествования нарастает на протяжении всего фильма, держит зрителя в напряжении до самой развязки. В отличие от более поздней «Принцессы Мононоке», война и смерть в «Навсикае» показаны крайне аккуратно, без смакования подробностей. Невольно начинаешь верить в происходящее, сопереживать героям — настолько живо они выписаны, настолько достоверными предстают их убеждения. Нет в фильме и ярко выраженных злодеев. Даже у надменной, воинственной Ксаны — свои веские причины ненавидеть Лес и править людьми так, как она считает нужным. Конфликт ее идеологии с мировоззрением Навсикаи стал важной составной частью сюжета — при этом он ни в коем случае не может быть сведен к навязшей в зубах борьбе абсолютного добра с абсолютным же злом.
Визуальное наполнение фильма ничуть не уступает идеологическому. В 1984 году прославленной студии Ghibli еще не существовало, и в съемках были задействованы производственные мощности Top Craft, известной по мультфильмам «Хоббит» и «Последний единорог». Над «Навсикаей» работал будущий костяк знаменитой студии: Хаяо Миядзаки, Исао Такахата, Казунори Ито, Тосио Сузуки. Внимание к деталям, прославившее Ghibli, здесь проявилось в полной мере. Каждый цветок, дерево, облако отрисованы тщательно и с любовью. Из этих мельчайших деталей складываются захватывающие дух картины иного мира, яркие и удивительно достоверные. Звуковую дорожку к «Навсикае» написал бессменный композитор студии Ghibli Джо Хисаиси. Графика, дизайн и музыка такого качества времени неподвластны.
«Навсикая из Долины Ветров» и через двадцать с лишним лет после выхода не потеряла своего обаяния, осталась столь же красивой, душевной и актуальной, как в день премьеры. Ключевая работа Хаяо Миядзаки, отголоски которой слышны в последующих работах мастера — «Лапуте», «Принцессе Мононоке», «Ходячем замке», — она стала вдохновением целого поколения аниматоров, подняла планку качества рисованных фильмов на новую высоту. Ее историческую и культурную ценность невозможно переоценить.