Любителям искусства хорошо знакомы нэцкэ — небольшие, резные фигурки из кости или дерева работы японских или китайских мастеров. Странный, непонятный и привлекательный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью непосредственно в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией.
С художественной точки зрения, нэцкэ — это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской скульптуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры, сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений — словом, жизни Японии и Китая XYII-XIX вв. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство. Многие из нас привыкли воспринимать нэцкэ как традиционное японское искусство, однако его корни уходят в историю Древнего и Средневекового Китая, вот почему среди изображаемых в нэцкэ персонажей так много китайских божеств и знаменитых личностей истории Поднебесной Империи. Сюжеты нэцкэ охватывают представления горожан периода Такугава. Историческая литература и театр, мифология и народные верования, благопожелательная символика и повседневная жизнь — все это получило отражение в маленьких резных фигурках — нэцкэ. В Японии были хорошо известны идеи Даосизма — одной из важнейших религий китайского происхождения. Широко распространился Буддизм, также заимствованный с континента. Со временем все это вошло в культурный обиход японцев и перестало восприниматься ими как нечто чужое. В китайской истории, японских резчиков особенно интересовали герои древности: выдающиеся государственные деятели, прославленные полководцы и воины, отличившиеся отвагой, силой и верностью долгу. Однако создателей нэцкэ больше привлекали анекдотические случаи из жизни китайских героев, чем произведения, прославлявшие их мудрость, отвагу и преданность. Но и здесь, как правило, содержался определенный морализующий подтекст.
Наиболее популярными божествами в народных верованиях периода Токугава были так называемые "ситифукудзин" — "семь богов счастья". Они происходят из различных религиозных систем. Дайкоку, Хотей, Бисямонтен и Бендзайтэн — буддийские божества; Эбису — персонаж чисто синтоистский, Фукукрокудзю и Дзюродзин пришли из пантеона даосизма. Наиболее популярными божествами в народных верованиях периода Токугава были так называемые "ситифукудзин" — "семь богов счастья". Они происходят из различных религиозных систем. Дайкоку, Хотей, Бисямонтен и Бендзайтэн — буддийские божества; Эбису — персонаж чисто синтоистский, Фукукрокудзю и Дзюродзин пришли из пантеона даосизма. Несмотря на то, что даосизм в Японии никогда не был оформлен как сколько-нибудь цельное учение, в народных верованиях многие даосские персонажи занимали видное место. Например, японцам был хорошо известен образ даосского святого-сеннина.
Сам термин нэцкэ, который пишется двумя иероглифами "НЭ-ЦУКЭ ", (первый означает "корень", второй — "прикреплять") впервые упоминается в хрониках XVII века. Самое раннее письменное свидетельство о ношении нэцке относится к началу XVII века. До периода Монояма (конец XVI в.), был распространен обычай носить предметы, прикрепив их к эфесу меча, а на рубеже XVI — XVII-го в. он стал вытесняться нэцкэ. Кимоно, с которым удобно было носить нэцкэ, до середины XVI века употреблялось только как нижняя одежда и получило распространение в качестве верхней мужской и женской одежды в конце периода Муромати (1392-1573гг.) Миниатюрные фигурки нэцкэ были обязательной принадлежностью японского мужского костюма. Поскольку он не предусматривал карманов, все необходимые мелкие предметы подвешивались к поясу кимоно. У каждой фигуры имелось два отверстия для шнурка, с помощью которого она крепилась к поясу как противовес носимому на нём предмету. Распространившийся в XVIII веке обычай курения табака в Японии способствовал бытованию нэцкэ. Впоследствии скульптурным брелком к поясу прикреплялись не только трубки и кисеты, путешественник мог взять с собой печать, набор принадлежностей для чая, кошелек и ключи, медикаменты и амулеты, сосуд с сакэ. Крестьяне носили латунные и медные нэцкэ, которые одновременно служили огнивом для трубок. Люди, болеющие лихорадкой, носили нэцкэ, сделанные из клыков нарвала, во время приступов они скоблили фигурки в местах отверстий и принимали порошок как целебное снадобье. Небогатые люди вместо художественно оформленных нэцкэ использовали маленькие тыквы-горлянки, корни. Также использовались предметы, изначально имевшие другое значение, — например, детали оправы холодного оружия. Нэцкэ делались из разных материалов: дерева (иногда привезенного из Китая), слоновой кости, оленьего рога. Реже использовали: лак, металлы, фарфор, бамбук, разные виды коралла и янтаря, стекло, агат, нефрит, кремень и окаменевшее дерево.
Перебирая и поглаживая нэцкэ у пояса, их владелец не только демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе, но и следуя пальцами за изысканно-гармоничными изгибами формы, успокаивался и сосредотачивался, обретал душевное равновесие, снимал стресс. И вообще нэцкэ скульптура, с которой общаются.
Отдельные мастера нэцкэ для каждой своей фигурки изготавливали и ее футляр — точную копию фигурки, и порой эти футляры ценятся дороже самой нэцкэ. Нэцкэ старых мастеров могли себе позволить носить лишь богатые и именитые люди — и по причине их стоимости, и по причине того, что уникальная нэцкэ уважаемого мастера как бы являла собой признак особого статуса того, кто ее носил. Для многих нэцкэ составлялись специальные названия, слагались свои стихи и даже своя музыка. ( :poet: )
ДАЙКОКУ И ЭБИСУ:
счастье и удача, идущие рука об руку
ЭБИСУ:
бог счастья, покровитель торговли и ремесел, символ материального благополучия
ДЗАОШЕНЬ:
хранитель домашнего очага, символизирует мир и защиту дома
СКАРАБЕЙ:
благожелательный символ, если путник на дороге встречал жука, к нему приходили удача и счастье
ХОТЭЙ:
бог общения, веселья и благополучия
ФУКУРОКУДЗЮ:
один из семи богов счастья, бог ученой карьеры, мудрости и интуиции
ДАРУМА:
легендарный основатель буддийской школы дзэн, "тот, кто просидел 9 лет лицом к стене" (инд. Бодхидхарма)
КАРАСИСИ ФО:
крылатый лев Будды, основное предназначение - защищать владельца от злых духов
ЖАБА:
приносит долголетие и бессмертие, почитается как подательница материальных благ
Не путать с лягушкой Каэру, символом возвращения из путешествия.
ЗМЕЯ:
олицетворяет знание и мудрость, преобразование и преображение
ДРАКОН:
символ силы духа, охраняет дом, может даровать бессмертие, способен давать хорошие советы и видеть истину вне времени и пространства
КРЫСА:
символизирует достаток, зажиточность, благополучие
ШОУ СИН:
дословно "Звезда долголетия",даосский святой, приносящий здоровье, исцеление от тяжелых недугов и долголетие
СПЯЩИЙ МОНАХ:
тонкая эротическая аллюзия, с помощью едва заметной трансформации барабанной палочки, изображенная в нэцкэ сцена - довольно часто встречающаяся и у других мастеров - приобретает двусмысленное и фривольное звучание
ДЗЮРОДЗИН:
“долголетний старец” - один из семи богов счастья: бог мудрости, долголетия и бессмертия
БИСЯМОНТЭН:
бог счастья, добрый воин, податель духовных и материальных богатств. Покровитель воинов и людей, занимающихся боевыми искусствами; в современности - покровитель людей, занимаюшщихя спортом вообще.
|
Оцените пост
0
Теги
|
|
|
|
|
|