Вампиры в мистическом эпике. Цикл романов «Катрина» Алексея Кондратенко
Обзор на мистический книжный цикл "Катрина"
Книги о вампирах не часто удостаиваются внимания литературных премий и звания "Возвращения настоящего вампирского триллера как жанра" от литературного критика "Сноба" Игоря Бондаря-Терещенко. Всё дело в том, что писатель Алексей Кондратенко полностью пересматривает застоявшуюся тему вампиров и создает новую мифологию лордоков, как в сове время Дж. Р. Р. Толкин взял народную тему эльфов и сделал из них новую расу, полную тайн, интриг и эстетики.


1. Пара слов об авторе
Алексей Кондратенко – автор из поколения тридцатилетних фантастов, о которых обозреватель Василий Владимирский писал: у них нет миллионных тиражей, как у их сверстников в конце девяностых, при этом книги «тридцатилетних» занимают в информационном пространстве заметное место, ими восхищаются, их осуждают, о них спорят. За дебютную книгу «Катрина: Число начала» Алексей Кондратенко был номинирован на престижные премии по фантастике «Чаша Бастиона» и «Иван Калита» на небезызвестном Бастконе, и получил диплом международного германского конкурса «Лучшая книга года».

В основе его мистического цикла «Катрина» многовековая сага о противостоянии бессмертных Лордоков, ордена Фонарников и ордена Иллюминатов. Это масштабные сюжеты, оригинальный замысел и более 100 персонажей, которые борются за власть, за себя, за человечество, за мировое господство или просто пытаются выжить. Место действия - наша реальность, приправленная сочными историческими фактами.

Название цикла вовсе не означает, что автор будет грузить нас очередной фем-имбой в каждой главе. Наоборот, сама наемница Триумвирата, воительница сербского клана стражей Катрина Вэллкат, смещена из центра повествования, давая другим персонажам действовать на важных ролях и раскрываться. Вместо типичной для фэнтези героини, Кондратенко создает из Катрины зловещую антигероиню с внутренним конфликтом, серой моралью и жестокими поступками. Титульный заголовок «Катрина» скорее подчеркивает духовную связь с классикой жанра и продолжает традицию называть книги о вампирах их именами, как было с «Кармиллой» Шерридана Ле Фаню и «Дракулой» Брэма Стокера.

2. Художественный мир цикла романов «Катрина»
Предыстория Литературной Вселенной Лордоков такова: в древности Лордок, сын конунга викингов, стал первым бессмертным, известным как Падший Принц и Император Мертвых. После его гибели спустя несколько веков был создан Триумвират — милитократический союз трёх кланов стражей, призванный защищать сообщество бессмертных лордоков от внешних угроз и воплощать в жизнь пророчества священной книги Тентел. Триумвират возглавляют лорды-маршалы 3-х кланов Зан Вэллкат, Понарин Люцербер и Дариус Морбий. Они хотят подчинить мир людей власти лордоков и построить собственный миропорядок на руинах человеческой цивилизации. Это фон на котором разворачиваются события книг. В романах о Катрине Вэллкат много реализма и рационализма, нет волшебной магии, но есть незримая метафизика и монстры в научно-фантастической трактовке. А все элементы вымысла так или иначе привязаны к человеческой мифологии или истории, начиная аккадскими мифами, заканчивая современной компаритвной мифологией.

3. Структура книжного цикла
Цикл «Катрина» состоит из отдельных дилогий. Два романа про Англию 1910 года, затем два романа про современную Россию, и ожидается еще как минимум два романа про современные Балканы. Каждая книга Алексея Кондратенко это самостоятельная история со своим сюжетом и четко обозначенным финалом. Привычный нам формат литературных сериалов это не про «Катрину». Но общая идея и магистральный сюжет в цикле есть. Они спрятаны в главную интригу каждой дилогии, позволяя читателю постепенно разгадать, к чему всё идёт. Цикл движется к глобальному событию, которое может произойти уже в третьей дилогии. Им, скорее всего, окажется апокалипсис не человеческий, а вампирский, и каким он будет пока не ясно.
Дилогии отличаются по настроению и даже подаче. Здесь остановимся подробнее:


«Дилогия 1910 года»
О чем: Книги «Катрина: Меч Зари» и «Катрина: Земля падших» про Англию эпохи Георга V это настоящая приключенческая мистика с конными погонями, морскими путешествиями и быстрым темпом повествования. Несмотря на элементы хоррора, здесь царит атмосфера классических приключений, геройства, надежды и даже проскакивают шутки – ведь заступники человечества, Орден Фонарников, еще действует, а значит, добро еще противостоит злу. Безусловно, это книги для всех, они максимально близки к массовой литературе.
Главные темы Дилогии 1910 года: сакральная тайна древности, борьба за будущее, пророчество о гибели вампиров, объяснение происхождение вампиров и вообще оригинальная новая мифология вампиризма, которая способна подвести под общий знаменатель разные мифы человечества о кровососах.
Главные герои: рыцари ордена фонарников Сэр Марлоу, Ричард Галлагер, Уоллес, 16-летняя медиум Джульетт Фэннинг и наемница Катрина Вэллкат.
Подробные аннотации книг на Лайвлибе: Катрина: Меч Зари и Катрина: Земля Падших.


«Калининградская дилогия»
О чем: Заметно отличаются книги «Катрина: Число начала» и «Катрина: Реквием ангела, исповедь демона» о современной России. Прошло 100 лет. Прямой связи с предыдущей дилогией нет. Читатель погружается в нуарный готический триллер с брутальным сюжетом, в котором главный герой, журнальный фотограф Марк Меерсон, никакой не герой, он нейтрален, реалистичен и просто вынужден выживать, идя на компромиссы с совестью, постепенно погружаясь в тайны лордоков до тех пор, пока не станет слишком поздно. Калиниградская дилогия понравится ценителям мрачного и готического, психологии персонажей и жесткого экшена.
Главные темы Калининградской дилогии обширны: журналистское расследование, сакральная тайна реальности, древний аккадский демон, мировое политическое закулисье, темная философия, параллельный мир, противостояние Иллюминатов и лордоков, реабилитация образа вампира, реальный взгляд на то, к чему может привести любовь вампира и человека без сопливой ванили ромфанта. Спойлер: ни к чему хорошему.
Главные герои: Марк Меерсон и Катрина Вэллкат, кланы Ворманов и Вэллкатов.
Подробные аннотации книг на Лайвлибе: Катрина: Число Начала и Катрина: Реквием ангела, исповедь демона


4. О лордоках и их детях вампирах
Алексей Кондратенко не прыгает по граблям других писателей, взявшихся за тему кровососов. Он не тратит время на вампирские клише и на обращенных вампиров, у него это примитивные упыри. Их автор оставляет в массовке. Заимствований тоже нет. Мифы о Каине, Лилит и Дракуле здесь опровергаются. А вот праотцы вампиров, Лордоки, представляют центральных персонажей и оригинальный фэнтези лор. Через лордоков исходит эстетика, смыслы, изображение человеческих пороков, жесть, мрачная философия и богатая предыстория, тесно связанная с реальной человеческой историей. Причем, российский автор выстраивает свои сюжеты вокруг тем, не зацикленных на кровопийцах, у него в рукаве припасено много оригинальных историй, которым он и посвящает события книг.

5. В общем и целом о стиле и впечатлениях
Каждая книга дает свой уникальный опыт. Они несут свой замысел и не очень похожи между собой, но есть какой-то общий дух, рокерско-классический контраст.
Алексей Кондратенко это вообще автор контрастов, ему удается быть и жестоким, и душевным, он чувствует сцену и умеет «заразить» ею читателя. Он пишет с размахом и как-то всесторонне. Авторская эрудиция зашкаливает, это один из самых заморачивающихся авторов, он изучал как будто каждую деталь, которой касается. Куда ни глянь, встречается какой-нибудь примечательный факт из реальности, давая пищу для ума и вот эту самую фактуру, из-за которой чувствуешь книгу.

Характерная черта романов Кондратенко это начало, которое обманывает бдительность читателя, вроде бы не предвещая ничего эпически зловещего, но вскоре берет события в клещи, и вот уже гибнут герои, круто меняется сюжет и со всех сторон давит смертельная угроза. Это автор, ведущий читателя от малого к великому. Из триллерной экспрессии всегда проявляется несколько сюжетных интриг с детективной ноткой, а кульминация щедра на всевозможные драйвовые экшены, финты и очень-очень драматические события. Концовка в "Катринах" всегда либо эмоциональный либо событийный эпик. 
И хотя бы в одной книге на дилогию у Кондратенко должны появиться монстры. Причем бестиарий в «Катрине» разнообразен так же, как талант автора выдавать разнообразную лирику. Он не повторяется ни в рамках книги, ни в рамках цикла. А в его монстров и в его фантастику веришь, потому что как бы автор не притворялся фантастом, в нем скрывается классический прозаик, которого больше интересует реальность, чем вымысел.

Чего не стоит ожидать от цикла «Катрина», так это фэнтезийного легкомыслия и проходной развлекаловки. Книги в меру жесткие, в меру вдумчивые, пронизанные параллелями из мифологии, живописи, литературы и поп-культуры. Книги Кондратенко в очередной раз подтверждают, что русская фантастика сильна и есть просто хорошие романы, которые нравятся независимо от темы.

6. Музыкальный саундтрек к книгам
Любопытный факт! Помимо артов c персонажами, которые публикуются в официальном сообществе цикла, к каждой дилогии в цикле романов «Катрина» на популярных музыкальных сервисах вышло по одному альбому с официальным книжным саундтреком. Да, именно так, музыка к книгам.

К дилогии 1910 года вышел альбом «Katrina 1910» с красивой оркестровой музыкой за авторством самого Алексея Кондратекно.
А к Калининградской дилогии был выпущен рок-саундтрек «Катрина», в котором приняли участие 9 российских рок-групп, среди которых: Ten Tonn Hammer, Your Screaming Silence, Crimson Blue, Jes.Team, Forget My Silence, The Solarburst, Poison Jam, Ordinal Name и Ride My Rocket.

7. Ссылки по теме:
Интервью автора «Катрины» журналу Фантастика.РФ 






Торты с драконами

Читать далее
Поманю


Читать далее
Зов

Читать далее

Автор поста
BookReview  
Создан 5-09-2022, 17:54


2 430


0

Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх