Советы из Котла. О бедном герое замолвите слово, или Прописываем героя
Героем художественного произведения может быть кто угодно — от таракана до Отца, Сына и Святого Духа. Но мы полностью вживаемся только в тот образ, который напоминает нас самих — то есть имеет такие человеческие признаки, как
характер, привычки, достоинства, недостатки, воспоминания, мечты, планы на будущее и т.п. Если ваша героиня отличается лишь «бархатистой кожей» и «упругостью форм», то читать о ней будет интересно только заключенным, которые уже забыли, как выглядит настоящая женщина.
( заметьте, пункт, наиболее типичный для подростковых произведения, в том числе это один из тех паразитов, терзающих Прозу на Дриме)Сколько героев должно быть в романе? Столько, сколько вы можете «удержать». В «Войне и мире» Льва Толстого более двухсот поименно названных персонажей. В сказке о цапле и журавле — всего два.
Считается, что оптимальное количество главных героев в жанровом романе —
три человека.
Один персонаж — нехватка конфликтных ситуаций: читателю будет сложно сопереживать ему.
Два — уже лучше, но необходим кто-то еще, кто привнесет хаос в отношения между двумя главными героями.
Три — в самый раз.
Но даже интеллектуальный роман и мейнстрим не стоит перенаселять. Если читатель начинает путаться в героях и забывать, кто есть кто, — это плохой знак.
Когда читатель всем сердцем принимает главного героя, он испытывает
симпатию (одобрение и сочувствие) и
эмпатию (легко представляет себя на его месте). Кроме того, читатель отождествляет себя с героем: у них одни цели и одни надежды.
Для того, чтобы это произошло, главный персонаж должен быть обаятельным. Князь Болконский, Карлсон, Кот Бегемот, Штирлиц — всех этих и других запоминающихся персонажей объединяет следующее:
-
достоверность — они описаны так, что читатель словно воочию видит их (этому зачастую сильно мешают наличествующие у героя фиолетовые волосы и глаза разного цвета, при том, что не отражены ни привычки, ни характер персонажа)
-
уникальность — автор сумел создать образ, непохожий ни на один другой
(авторы, уникальность не рано абсурд. Можно приделать персонажу лисий хвост и рога, наделить его всевозможными умениями, но при этом он не станет уникальным. То же самое относится к бесконечным недовампирам типа Эдварда Каллена. Помните, у Раскольникова не было клыков и крыльев, зато у него был топор и сверхидея, что и сделало его уникальным персонажем в мировой литературе)
-
привычки, слова и стиль поведения героев хочется копировать.
Персонажи таким образом справляются со своими проблемами, что это вызывает восхищение; причем речь необязательно идет о положительном герое. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее — его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию «другого я» уже не хочется отпускать.
Архетипы героев
Мужские
1)
Начальник — все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести
Дона Корлеоне из «Крестного отца»» М. Пьюзо.
2)
Плохиш — умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество зачастую осуждает его и обвиняет во всех смертных грехах: Плохиш никогда не оправдывается и никого не пускает в свое сердце. Он рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из «Унесенных ветром» М. Митчелл.
3)
Лучший друг — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример:
Кристофер Робин в «Винни-Пухе» А. А. Милна.
4)
Очаровашка — креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример:
Остап Бендер в «12 стульях» И.Ильфа и Е. Петрова.
5)
Потерянная душа — живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример:
Эдичка из «Это я, Эдичка» Э. Лимонова.
6)
Профессор — весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример:
Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.
7)
Искатель Приключений — не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример:
Джеймс Бонд из «Казино Ройала» Яна Флеминга.
8)
Воин — благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Обычно мстит врагам или спасает красоток. Пример:
Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» А. Дюма.
Женские
1)
Начальница — требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример:
Царевна Софья из «Петра I» А. Толстого.
2)
Соблазнительница — умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример:
Лолита из одноименного романа В. Набокова.
3)
Отважная девчонка — цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример:
Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого.
4)
Безбашенная — эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример:
Алиса из «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла.
5)
Белая и Пушистая — наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример:
Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.
6)
Библиотекарша — умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример:
мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.
7)
Крестоносец — борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: Ульяна Громова и другие молодогвардейцы.
8)
Утешительница — может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример:
Пелагея Ниловна из романа «Мать» М. Горького.
Архетип бывает
чистым, а бывает
смешанным, с какой-либо доминантой. Например,
Оксана из «Ночи перед Рождеством» Н. Гоголя — начальница и соблазнительница.
Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважная девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.
!!!Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением.!!!Штампы героев
1)
Напарник героя — не такой умный, не такой блестящий, как главный герой, но не лишенный некоторых достоинств. Его функция — оттенять героя.
(Непременный атрибут любого героического фэнтези, типичный пример - Лютик из "Саги о Ведьмаке")2)
Любимая крутая женщина — у нее длинные ноги и быстрая реакция. Она прикроет в бою и поцелует в конце.
(В фэнтези - over 9000. Все Мэри Сью фэнтезийного мира и кинематографа последних лет)3)
Мудрец — в трудную минуту герой приходит к нему и получает нужные сведения и наставления.
( Персонажи разряда Гэндальфа и Мерлина, а так же всевозможные духовные наставники и учителя, которые все знают, но ничего не говорят)4)
Жулик — второстепенный или третьестепенный герой, который все время пытается извлечь выгоду для себя. Часто меняет убеждения и стороны. Труслив и жаден.
( хотя в героическом фэнтези в итоге может перейти на сторону героя, оказаться благородным человеком, исполненным высоких чувств)5)
Предатель — притворяется верным другом, а потом в самый неподходящий момент предает героя.
( весьма и весьма распространенный штамп, чаще всего мотивы предательства у молодых авторов оказываются настолько мелочными, что в них не веришь совсем, либо отсутствует вообще какая-либо мотивация)6)
Злодей, которому нужна власть над миром.
( клоны "Властелина Колец" и других примеров эпического фэнтези, кроме того, фантастические злодеи типа Доктора Зло из всяческих комиксов)очно так же, как с сюжетными штампами, со штампами героев надо быть очень осторожными. В мейнстрим и интеллектуальную прозу их лучше вообще не допускать. В жанровой литературе использовать только тогда, когда вы можете наделить штампованных героев какими-то уникальными чертами.
Особое внимание стоит обратить на злодеев. Если одна сторона в конфликте будет «плохой», а другая «хорошей» по определению, мы получим неправдоподобный сюжет и картонных героев. У каждого персонажа должны быть причины поступать так, а не иначе.