Кое-что о выборе издателя
Кое-что о выборе издателя

О выборе издателя

 
По ходу рабочего процесса сталкиваюсь со множеством любопытных книг. Одна из таких - "Как издать вашу книгу" Антона Вознесенского. Моё внимание пало на первую главу - "О выборе издателя". Чтобы не выкладывать её полностью (текст довольно обширен), пришлось взять самый конец, слегка дополнив выдержками из основного содержания. 
 
Надеюсь статья будет хоть кому-нибудь полезна, и мой первый опыт публикации здесь не будет омрачён. 
Приятного ознакомления. 
 
1
 

Автору на заметку

 

1. Посетите любой большом книжный магазин, отыщите стеллаж, на котором, как вам представляется, могла бы стоять ваша книга, и запомните названия хотя бы основных издательств, выпустивших в свет книги, аналогичные вашей. Если вы будете внимательны и не будете слишком спешить, то заметите, что при всём внешнем обилии и разнообразии книг на полках в каждом отделе и в каждом «углу» всегда обнаруживаются два-три «монополиста» и что книги других издательств — случается, оформленные с изрядным вкусом и грамотно набранные, — тем не менее, бывают скорее исключениями, теряются среди монолитных рядов похожих одна на другую книжных серий-брэндов. Если эта первая маленькая хитрость книжного рынка откроется вам — останется лишь вопрос выбора. Считаете вы свой труд уникальным, неповторимым — алмазом, требующим индивидуального подхода, ручной огранки, — значит, ищите «маленькую, но очень гордую птичку». Если же вы чувствуете себя не вполне уверенно, если вам хотелось бы поддержки, прикрытия со стороны коллег — подбирайте латы (т. е. подходящую книжную серию) и обращайтесь к полководцу-монополисту.

 

При «разведке» в книжных магазинах обращайте внимание на выпускные сведения издания: в них должна содержаться точная информация об издательстве, его название, почтовый адрес и (иногда) телефон. Если сведения об издательстве отсутствуют, это, прежде всего, незаконно и потому уже подозрительно; кроме того, разве издатель не должен быть заинтересован в том, чтобы к нему могли свободно обращаться авторы или читатели?

 

2. Собрав предварительную информацию, обзвоните издательства, чтобы уточнить порядок и сроки рассмотрения рукописей, приёмные дни и телефоны контактных лиц.

 

3.Наберитесь терпения: на поиск, переговоры, рассмотрение рукописи и заключение договора могут уйти месяцы; тем не менее, торопиться и лениться было бы совсем не в ваших интересах. Рынок есть рынок, и разброс предложений со стороны издательств в ответ на ваше обращение может быть весьма значительным.

 

4.Книжный бизнес подвержен сезонным колебаниям спроса. Оптимальное время выпуска в свет для большинства новых книг — периоды со второй половины августа по декабрь, и с февраля по апрель. Лучшее же время отправляться на поиски своего счастья — январь, самое начало года, когда в книжной торговле наступает спад, у издателей есть время подвести итоги осеннего сезона и подумать о ближайших планах. Заключив договор, скажем, в январе-феврале, вы можете надеяться, что к осени ваша книга будет готова к сдаче в производство.

 

5.Не вполне этично вести переговоры об опубликовании одной и той же рукописи одновременно в дюжине издательств, тем более — в трёх литературных журналах (за исключением случая, если вы намерены оплатить издательские расходы сами и проводите своего рода тендер). Однако, что делать? На то, чтобы последовательно обойти всех издателей, может уйти слишком много времени. Если вы всё же примете решение действовать одновременно на нескольких направлениях, поставьте об этом в известность издателей, не называя имён. В случае, если у вас будет несколько предложений со стороны издателей, вам будет легче объяснять причину отказа «проигравшему».

 

6.Не рассчитывайте, что в каждом издательстве рукопись ваша будет тщательным образом прочитана от начала до конца. Поверьте: опытному редактору или менеджеру бывает довольно беглого, выборочного чтения, чтобы у него сформировалось определённое мнение.


 

7. Почта во все времена служила наиболее удобным и надёжным способом доставки рукописей в издательство (или в редакцию периодического издания). Автору вовсе необязательно совершать длительное путешествие лишь для того, чтобы передать рукопись на рассмотрение. Тем более, что в первый ваш визит, скорее всего, с вами никто не станет ни о чём «разговаривать». Некоторые авторы напрасно возлагают на первый разговор какие-то особые надежды и, естественно, часто бывают разочарованы, когда им более или менее учтиво предлагают оставить рукопись и «набраться терпения». Но ведь редактор — не участковый врач: не будет же он читать при вас рукопись романа или подборку рассказов! Нужного редактора может попросту не оказаться на месте: многие редакторы имеют свободный график, творческие дни, запланированные встречи; настанет день и для разговора с вами: нужно просто подождать.

 

В любом издательстве есть заведующий, или просто секретарь, в обязанности которого (или которой) входит регистрация входящей корреспонденции. Если вы занесли рукопись лично, попросите сообщить вам регистрационный номер: в разговоре по телефону вам будет легко уточнить, о какой именно рукописи идёт речь.

 

8.В предвыпускных данныхпериодических изданий часто публикуются предупреждения о том, что «рукописи не возвращаются и не рецензируются». Хотя в книгах не принято помещать подобные сведения, издательства также редко принимают на себя расходы по пересылке отвергнутых рукописей. Впрочем, это вовсе не означает, что рукопией немедленно уничтожаются по рассмотрении; напротив, в издательствах рукописи обычно долго хранят, надеясь, что автор заберёт рукопись сам или через своих знакомых.

 

9. Если рукопись отправлена по почте, имя и фамилию автора, точный почтовый адрес и (или) номер телефона лучше указать на титульном листе: конверт может быть испорчен при доставке, или просто утерян.

 

10.В последнее время иные авторы предпочитают пользоваться для пересылки текстов своих произведений электронной почтой. Сказать нечего: это быстрее, удобней и дешевле. Все неудобства и расходы, связанные с получением «длинных» текстовых файлов, их хранением и распечаткой, возлагаются в этом случае на издательство. Но издательство не может быть заинтересовано больше автора в рассмотрении его рукописи; поэтому тексты, приходящие по электронной почте «самотёком», т. е. без согласования с издательством, не хранят и не рассматривают. Другое дело, если контакт с издательством уже налажен и договор подписан: пересылка текстовых файлов (и файлов цифрового изображения) может значительно ускорить работу над изданием в случае, если автора отделяет от издательства большое расстояние.

 

11.Старайтесь не обращаться в издательства, чрезмерно увлекающиеся политмаркетингом; ибо, как ни прискорбно, марки многих издательств имеют сегодня особый — знаковый идеологический смысл и, стало быть, способны сами по себе отпугивать или привлекать читателей не слишком самостоятельных. Вступая в ряды их авторов, вы словно переодеваетесь в униформу, избавиться от которой может оказаться впоследствии нелегко.

 

12.Тоже следует заметить и о литературных журналах, которые хотя и переживают не лучшие времена, но остаются единственным доступным способом представить на суд более или менее широкой аудитории сочинения молодого автора. Литературные журналы не переиздают опубликованных произведений, не печатают произведения большого (превышающего 10 авторских листов) объёма, не слишком оперативны и не богаты средствами; зато, как правило, располагают штатом опытных редакторов, а главное — гарантируют распространение тиража (в основном, по предварительной подписке) и могут оказаться уникальной возможностью опубликовать сочинение скромного объёма (цикл из 3-5 стихотворений, небольшой рассказ, статью или эссе). Кроме того, практически при каждом литературном журнале сегодня существует издательство, в котором вам может быть предложено опубликовать ваше произведение на тех или иных условиях. Правда, многие журналы сегодня тем более однозначно политически ориентированы. Вставать ли вам под то или иное знамя, или оставаться в стороне от «безумного накала страстей» — решать, разумеется, вам.

 

13.Случается, что все аргументыисчерпаны и уравновешивают друг друга, все вопросы разрешены, а сомнения всё-таки остаются. В этом случае в пользу того или иного издателя должны заговорить его книги. Ведь «издатель становится известен не благодаря умению, с которым он ведёт свой бизнес, а благодаря книгам, которые издаёт», — как изящно заметил в своё время Герберт С. Бейли, директор издательства Принстонского университета, автор книги «The Art and science of Book Publishing» (1970).

 

Благодарю за внимание.

Отдельное спасибо Аннаэйре за любезно оказанную помощь с иллюстрациями.









Смертные казни в Средневековье

Читать далее
Адептус Титаникус

Читать далее
Последняя грань. Часть 1. Глава 6. (начало главы)


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 16-02-2022, 23:56


331


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх