Владимир Высоцкий родился в Москве, "Дом на Первой Мещанской, в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном..."), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.
Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.
Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.
Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез.И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась."
Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...
Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.
Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". Тем не менее, этой роли могло и не быть... Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль." "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин.
И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову".
А потом пришла Любовь. Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. "Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
"Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.
Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."
...25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...
"Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...
Перу Владимира Семеновича принадлежат более 700 произведений. Он написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях). Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина», «Особое мнение» и другие).
Высоцкого относят к Бардам и менестрелям, однако сам он к ним себя никак не относил.
«Значит, „Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему, — бардовская песня?“ Во-первых, я эти два слова впервые слышу — слово „менестрелизм“ вот и „бардовская“. Вы знаете, в чём дело — я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни „бардом“, ни „менестрелем“. Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких „вечерах“ этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых „бардов“ и „менестрелей“, что я к ним не хочу никакого отношения иметь.» — Стенограмма выступления Высоцкого в г. Ворошиловграде 25 января 1978 г.
Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей. Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме (с противопоставлением себя эстраде и с критикой (возможно, самой первой) попсы, хотя и без использования термина).
«Жизнь без сна (Дельфины и психи)». 1968 год. Наличие авторского названия неизвестно. Первая известная публикация рассказа в парижском журнале «Эхо» в 1980 г. Название «Жизнь без сна» было дано редакцией журнала. Под заголовком «Дельфины и психи» рассказ распространялся в советском самиздате. «Как-то так все вышло». 1969 - 1970 годы. «Где центр?» (сценарий). 1975 год. «Роман о девочках». 1977 год. Роман не окончен. В авторской рукописи название отсутствует «Венские каникулы». Киноповесть (совместно с Э. Володарским) 1979 год «Чёрная свеча» (1 часть) Совместно с Леонидом Мончинским. Владимир Семенович не дожил до окончания совместного труда, и 2 часть была написана уже только Мончинским.
Первые Работы В 1956 г. Высоцкий уходит с первого курса МИСИ, решив посвятить себя актёрской карьере. Летом 1956 г. он подал документы в три театральных училища: им. Щепкина, им. Щукина и Школу-студию МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко, везде прошёл собеседования по специальности. В итоге Высоцкий поступает в Школу-студию МХАТ. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем — у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. В 1959 год Высоцкий получает первую роль — Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание». После окончания Школы-студии, летом 1960 г. Высоцкий поступает в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина и едет в Ригу на свои первые гастроли. В начале 1962 года он уходит из театра им. Пушкина в Московский театр миниатюр, откуда в марте того же года его увольняют «за полное отсутствие чувства юмора». В мае Высоцкий возвращается в театр им. Пушкина и в июне уезжает на гастроли по Уралу. В Свердловске он принимает участие в телеверсии спектакля «Дневник женщины». После гастролей Высоцкого увольняют и отсюда без права работать по специальности. В итоге в театре им. Пушкина Высоцкий сыграл около 10, в основном, эпизодических ролей.
Московский театр драмы и комедии на Таганке
Из интервью: «Журналистка: Некоторые склонны считать, что без Высоцкого не было бы Театра на Таганке. В. С. Высоцкий: Это без Театра на Таганке не было бы Высоцкого».
Осенью 1964 года Владимир Высоцкий поступает на работу в Театр на Таганке, где проработал до конца жизни. Несмотря на то, что Высоцкий пришёл в театр всего через четыре месяца после его открытия, он считается там новеньким, молодым и получает только маленькие роли. Крупные роли достаются Николаю Губенко. Первая большая роль Высоцкого — Галилей, будет только через 2 года; сперва же это Второй бог в «Добром человеке», драгун в «Герое нашего времени» и т. п. Хотя выдающийся талант актёра виден и раньше — например, в «Антимирах», по словам Вознесенского, Высоцкий «до стона заводил пубику». Спектакли Театра на Таганке с участием Высоцкого: 1964: «Добрый человек из Сезуана» (Б. Брехт), режиссёр — Ю. Любимов. Второй бог, племянник, муж, Янг Сун. 1964: «Герой нашего времени» (М. Лермонтов), режиссёр — Ю. Любимов. Драгунский капитан, отец Бэлы. 1965: «Антимиры» (поэтическое представление по стихам Вознесенского), режиссёры: Ю. Любимов, П. Фоменко 1965: «Десять дней, которые потрясли мир» (Дж. Рид), режиссёр — Ю. Любимов. Керенский, артист, анархист, солдат революции, часовой и другие. Для спектакля Высоцким были написаны песни: «В куски разлетелася корона», «Войны и голодухи натерпелися мы всласть», «Всю Россию до границы». Это были первые песни Высоцкого, позвучавшие в спектаклях. 1965: «Павшие и живые» (поэтическое представление по произведениям фронтовых поэтов), режиссёр — Ю. Любимов. Михаил Кульчицкий, Семен Гудзенко, Гитлер, Чаплин. Для спектакля Высоцким написана песня — «Солдаты группы „Центр“». 1966: «Жизнь Галилея» (Б. Брехт), режиссёр — Ю. Любимов. Галилей. 1967: «Послушайте!» (поэтическое представление по стихам Маяковского), режиссёр — Ю. Любимов. Маяковский. 1967: «Пугачёв» (С. Есенин), режиссёры: Ю. Любимов, В. Раевский. Хлопуша. Для спектакля Высоцким написана песня — «Ну, что, Кузьма?..» (в спектакль вошёл сокращённый вариант). 1969: «Мать» (Максим Горький). Власов-отец. 1970: «Берегите ваши лица!» (поэтическое представление по стихам А. Вознесенского), режиссёры: Ю. Любимов, Б. Глаголин. Спектакль прошёл всего несколько раз и не был показан широкому зрителю. В спектакль вошла песня Высоцкого «Песня о нотах» 1971:«Гамлет» (У. Шекспир), режиссёр — Ю. Любимов. Гамлет. 1975: «Пристегните ремни!» (Г. Бакланов, Ю. Любимов), режиссёр — Ю. Любимов. Солдат. В спектакль вошла песня Высоцкого «Мы вращаем землю». 1976: «Вишнёвый сад» (А. Чехов), режиссёр — А. Эфрос. Лопахин. 1975: «В поисках жанра» (концертное представление). 1979: «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский), режиссёры: Ю. Любимов, Ю. Погребничко. Свидригайлов. В спектакль вошёл фрагмет песни Высоцкого Романс «Она была чиста, как снег зимой…»
Кинематограф
Владимир Высоцкий снялся почти в 30 фильмах, в 6 фильмах Высоцкий не играет, но в них звучат песни (или их фрагменты) в его исполнении, ещё в 11 фильмах песни Высоцкого исполняют другие люди. Сверстницы - 1959. «Мосфильм», режиссёр В. Ордынский — Студент Петя (в титрах не упомянут). За двумя зайцами - 1961. Киностудия им. А. Довженко, режиссёры Виктор Иванов — Эпизодическая роль тапёр в Иллюзионе Карьера Димы Горина - 1961. Киностудия им. М. Горького, Москва, режиссёры Ф. Довлатян и Л. Мирский — монтажник-высотник Софрон 713-й просит посадку - 1962. «Ленфильм», режиссёр Григорий Никулин — американский моряк. Увольнение на берег - 1962. «Мосфильм», режиссёр Ф. Миронер — Пётр, друг Валежникова Грешница - 1962. «Мосфильм», режиссёры Г.Егиазаров и Фёдор Филиппов — корреспондент (в окончательный вариант фильма эпизод с участием Высоцкого не вошёл). Штрафной удар - 1963. Киностудия им. М. Горького, режиссёр В. Дорман — гимнаст Юрий Никулин Живые и мёртвые - 1963. «Мосфильм», режиссёр А. Столпер — весёлый солдат (в титрах не упомянут). На завтрашней улице - 1965. «Мосфильм», режиссёр Ф. Филиппов — бригадир Пётр Маркин Наш дом - 1965. «Мосфильм», режиссёр В. Пронин — радиотехник. Стряпуха - 1965. «Мосфильм», режиссёр Э. Кеосаян — Андрей Пчёлка В этом фильме герой Высоцкого впервые исполнял песню, но чужую и голосом другого певца. Я родом из детства - 1966. «Беларусьфильм», Минск, режиссёр В. Туров — капитан-танкист Володя Песни для фильма: Братские могилы (в исполнении М. Бернеса и фрагмент в авторском исполнении) Штрафные батальоны (не вошла) Песня о госпитале (не вошла) Песня о звёздах (вошёл фрагмент) «В холода, в холода…» Высота (вошли 1 и 2 строфы) Саша-Сашенькат - 1966. «Беларусьфильм», режиссёр В. Четвериков — актёр Песни для фильма: Песня-сказка о старом доме на Новом Арбате «Дорога, дорога — счёта нет шагам» (вошла с музыкой Е. Глебова) Песня парня у обелиска космонавтам (не вошла) Вертикаль - 1967. Одесская киностудия, режиссёры С. Говорухин и Б. Дуров — радист Володя Песни для фильма: Песня о друге Здесь вам не равнина Военная песня Скалолазка (не вошла) Прощание с горами «Свои обиды каждый человек…» Короткие встречи - 1967. Одесская киностудия, режиссёр К. Муратова — геолог Максим Песни для фильма: Дела (вошёл фрагмент первоначального варианта) Песня-сказка о нечисти (вошёл фрагмент) Песня о новом времени (вошёл фрагмент) Война под крышами - 1967. «Беларусьфильм», режиссёр В. Туров — полицай Песни для фильма: Песня о новом времени «У нас вчера с позавчера» (без 1 строфы вошла в вариант фильма 1967 г. В вариант 1971 г. (не вошла) Аисты Интервенция - 1968. «Ленфильм», режиссёр Г. Полока — Бродский / Воронов (главная роль). Почти все песни для фильма написаны В. С. Высоцким: Песня Саньки («У моря, у порта…») — в фильм не вошла Гром прогремел («Гром прогремел — золяция идёт…»). Высоцкому принадлежат строфы 2 и 4. На одном из машинописных вариантов песни возле строф 1 и 3 пометки; «народное». В фильме исполняет Филипп (Е. Копелян). «До нашей эры соблюдалось чувство меры…» — в фильм не вошла Песня Бродского («Как все, мы веселы бываем и угрюмы…»). В фильм вошла в исполнении Высоцкого, но с музыкой С. Слонимского. Служили два товарища - 1968. «Мосфильм», режиссёр Е. Карелов — Брусенцов Хозяин тайги - 1968. «Мосфильм», режиссёр В. Назаров — бригадир сплавщиков Рябой Песни для фильма: «Сколько чудес за туманами кроется…» (не вошла) Дом хрустальный Песня Рябого («На реке ль, на озере…») Опасные гастроли - 1969. Одесская киностудия, режиссёр Г. Юнгвальд-Хилькевич — Бенгальский (Николай Коваленко) Песни для фильма: Куплеты Бенгальского Цыганская песня (вошла с музыкой А. Билаша) Баллада о цветах, деревьях и миллионерах (вошла с музыкой А. Билаша) Романс («Было так я любил и страдал…») — вошла с музыкой А. Билаша, без 1 и 2 строф Белый взрыв - 1969. Одесская киностудия, режиссёр С. Говорухин — капитан. Для фильма была написана, но не вошла в него, песня «К вершине». Герой Высоцкого был переозвучен. Эхо далёких снегов - 1969. «Мосфильм», режиссёр Л. Головня — Серый. Для фильма была написана, но не вошла в него, песня «К вершине». Четвёртый - 1972. «Мосфильм», режиссёр А. Столпер — Он Плохой хороший человек - 1973. «Ленфильм», режиссёр И. Хейфиц — фон Корен. Фильм снят по повести Чехова «Дуэль». Единственная дорога - 1974. «Мосфильм» и «Филмски студио Титоград», Югославия, режиссёр В. Павлович — Солодов Песни для фильма: Расстрел горного эха (не вошла) Песня Солодова («В дорогу, живо…») «Если где-то в глухой неспокойной ночи…» (не вошла) Единственная - 1975. «Ленфильм», режиссёр И. Хейфиц — руководитель музыкально-хорового кружка Борис Ильич Для фильма была написана песня «Погоня» (вошла с редакторской правкой) Бегство мистера Мак-Кинли - 1975. «Мосфильм», режиссёр М. Швейцер — певец Билл Сигер Песни для фильма: Баллада о маленьком человеке (не вошла) Баллада о Кокильоне (не вошла) Прерванный полет (не вошла) Марш футбольной команды «Медведей» (не вошла) Баллада о манекенах (вошёл сокращённый вариант) Песня Билла Сиггера (не вошла) Мистерия хиппи (не вошла) Баллада об оружии (не вошла) Баллада об уходе в рай (вошёл сокращённый вариант) При переработке киноповести Леонова, так чтобы она больше соответствовала современности, Швейцер решил выражать авторскую мысль через песенную прослойку. Так как фильм делался «из американской жизни» и ставить его было задумано в американской манере, появилась идея использовать широко применяемый в американских фильмах прием сквозных баллад. Найти в СССР поэта, могущего справиться с такой задачей, казалось почти невозможно, рассматривался даже вариант приглашения Дина Рида. Однако, решили попробовать обратиться к Владимиру Высоцкому. По воспоминаниям С. Милькиной (жены Швейцера), в пятницу она дала Высоцкому сценарий фильма, а в следующий четверг он позвонил и сказал, что хочет встретится и поговорить. Придя в то же воскресение, Высоцкий неожиданно для всех сказал:
«Ребята! А я написал уже баллады»
. За неделю были написаны почти все песни (семь из девяти). Спев же «Мистерию хиппи», Высоцкий заявил:
«Вот это я написал для себя, — я же буду играть вашего Билла Сиггера».
Музыка Высоцкого в основном не подходила для большого экрана, композитор фильма Шварц отказался писать свою:
«Я не знаю, как трансформировать Высоцкого»
, поэтому музыку для некоторых песен писал Кальварский. Часть песен не вошла в фильм (точнее, в его первоначальный вариант) или вошла в усечённом виде, причём не из-за обычных, в случае Высоцкого, административных препонов, а по вине невозможно большого размера баллад. Однако, при дальнейшей работе над фильмом, то есть при всех согласованиях и редактурах, картина была существенно сокращена и из неё выпали ещё некоторые песни. После всех редактур фильма осталась единственная полная копия фильма. Уезжая на отдых, Швейцер и Милькина поручили хранить её монтажнице К. Алеевой. Однако по её вине эта пленка была смыта и фильм безвозвратно уничтожен. Позже Милькина признавалась:
«Я никого так в жизни не ненавижу, как Клавдию Петровну Алееву»
. В своих интервью В. Высоцкий говорил о том, что его песни в фильмы брали неохотно, большая часть песен для фильма «Бегство мистера Мак-Кинли» была выброшена и урезана, поэтому поэт считал этот фильм неудачным. Сказ про то, как царь Пётр арапа женил - 1976. «Мосфильм», режиссёр А. Митта — Ибрагим Ганнибал По воспоминаниям В. Фрида Высоцкий был очень рад возможности сыграть роль
«интеллигентного человека в неинтеллигентном мире»
. Он страстно включился в работу, и не только как актёр. Прошло всего несколько дней, и Владимир Семёнович принёс две песни для фильма: «Разбойничья» и «Купола». Но, когда фильм монтировали, стало ясно, что эти песни
«задают высоту, до которой картина уже не могла дотянуться»
[3]. И поэтому, хотя уже было определено в каких эпизодах будут звучать эти песни, Александр Митта решил от них отказаться. Их двое - Оригинальное название — Ök ketten. 1977. «Мафильм», Венгрия, режиссёр М. Месарош. Единственный фильм, где Владимир Высоцкий играет вместе со своей женой Мариной Влади. Место встречи изменить нельзя - 1979. Одесская киностудия, режиссёр С. Говорухин — капитан милиции Глеб Жеглов Маленькие трагедии - 1979. «Мосфильм», режиссёр М. Швейцер — Дон Гуан Фильм снят по одноимённому поэтическо-драматическому циклу А. С. Пушкина Мультфильм «Волшебник Изумрудного города»В 4-й серии мультфильма (1974 года) Высоцкий озвучил роль Волка в королевстве Бастинды.
Я выросла на песнях Высоцкого. Спасибо ему за такую прекрасную музыку...