«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»
«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»
«Знаешь, когда деревья умирают - они плачут. Но тебе этого не услышать...»

«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»

Впервые экологическая проблема была затронута Хаяо Миядзаки еще в 1984-ом году, когда на экраны вышла его необыкновенная «Навсикая из Долины ветров», однако шли годы, а вторжение человека в лоно природы не становилось менее агрессивным, и потому тринадцать лет спустя руки мастера покинул новый фильм, который, несмотря на свое «сказочное» название, вовсе не оказался доброй и светлой историей, пронизанной теплыми лучами надежды - без преувеличения можно сказать, что это самый мрачный и самый жестокий из всех фильмов Миядзаки, уже не похожий на теплого щенка, но скорее напоминающий молодого волка, не боящегося оскалить клыки. Если в «Навсикае» призыв «хранить и беречь» походил на добрую бабушку, грозящую пальцем шаловливым внучатам, то теперь на ее место пришла суровая лесная принцесса, не принимающая полумер и не дающая второго шанса на искупление... однако даже в таком антураже мэтр остался себе верен, и его фильм - это не призыв «Смерть людям!», как порой трактуют его фанатики от экологии, но скорее полный боли крик: «Оглянитесь! Ведь еще не поздно все исправить!».

Быть может, пора, наконец, прислушаться к плачу леса?

«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»

Действие фильма берет начало в конце периода Муромати, приблизительно в первой половине XVI века, когда в Японию из Китая начали завозиться первые кремневые ружья, а сама страна была похожа на лоскутное одеяло, за клочки которого беспощадные феодалы вели нескончаемую войну. Но в мире, где живет главный герой - благородный принц Аситака - не слышно стрельбы и криков умирающих, так как его народ, в древние времена изгнанный и фактически уничтоженный пришедшими с юга завоевателями, не знает ни металла, ни войн, и в тихой деревне, затерянной посреди девственного леса, просто живет, как жил и сто, и двести, и тысячу лет назад... хотя, увы, и он сам, и его народ, и даже Лес, давший им прибежище - все это пропитано неким духом увядания, так как время их прошло, и грядет новая эпоха. Все уходит, все исчезает - и древний уклад крестьянской жизни, и могучие боги в обличье гигантских зверей, и волчья принцесса Сан, и даже сам Аситака - ведь он так стар, несмотря на то, что еще очень юн... но стар самим своим существованием, которому не найдется места в мире, где правят огонь и смерть, где люди убивают людей и рубят лес, чтобы добраться до жил драгоценного металла, а старые боги ведут своих обезумевших подданных в последний бой за то, чего уже не вернуть, и гибнут, и стонут, и Лес кричит от боли и одиночества. И нет пути назад, и не врага, которого можно было бы назвать виновником случившегося - это неумолимое течение времени, это сам мир изменился, и в этом фильме нет ни плохих, ни хороших - у каждого есть свои стороны, своя темная половина души, будь то отравленная демоном рука, звериная натура или дающий иллюзию безнаказанности ствол ружья, и нет врага, которого нужно победить - враг кроется в самом тебе, поэтому, чтобы пройти свой путь до конца, нужно, в первую очередь, преодолеть себя. И сделать первый шаг. 

«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»

Пожалуй, я не буду в сотый раз пересказывать вам сюжет фильма - кто смотрел, тот не забыл, а кто не смотрел - надеюсь, посмотрит. Скажу лишь, что, несмотря на «классический» для большинства фильмов образ пути, который проходит главный герой по мере развития сюжета, назвать этот самый путь прямым и легким просто язык не поворачивается. Аситака вообще очень необычный персонаж, аналогов которому (тем более - мужского пола) не найти ни в одном из фильмов Миядзаки. Пораженный страшным проклятием демона, которого ему пришлось убить, защищая родную деревню, он был вынужден покинуть свой народ и отправился на Запад, туда, откуда пришел в его земли чудовищный кабан, обрекший его на скорую гибель. Уже этот поступок многое говорит о нем, как о человеке - ведь он ушел, уже не надеясь вернуться, и просто не желая сидеть на одном месте, ожидая гибели. Ушел, потому что проще уж идти куда-то, цепляясь за призрачную надежду, чем просто молча догнивать в тепле и уюте. Его жизнь истлевает на глазах, и для него в этом мире не осталось надежды - даже мудрая шаманка, посоветовавшая ему искать земли богов-животных, не верит, что он еще вернется - но, тем не менее, благородный принц остается верен законам чести, и живет дальше так, как жил до этого, не превращаясь ни в безнаказанного бандита, ни в забитого изгоя, и там, где он видит разбой и несправедливость - он без раздумий бросается на защиту слабых. И именно в его лице нам предстоит найти ответ на извечный вопрос: как жить, зная, что, рано или поздно, жизнь твоя подойдет к концу? Как встречать каждый новый день, зная, что он может оказаться последним? Как помогать людям, если любой из них может оборвать твою жизнь - или спасти, тут уж как лягут карты судеб?..

Посмотри на этого прокаженного, Аситака. Он - это ты. Дни его - страдание и боль...
Но жить все равно хочется.

«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»

Не столь простым оказывается и противостояние людей Железного города и духов Леса во главе с волчьей принцессой Сан. Если в истории о Навсикае «плохая» цивилизация и  «хорошая» природа противопоставлены друг другу, то в этом фильме нет ни правых, ни виноватых, и позицию каждого героя можно понять и прочувствовать. Посмотрите на якобы главную антагонистку фильма, госпожу Эбоси - она враг? Возможно... по меркам Сан и ее волков, но для жителей города, освобожденных рабов и безнадежно больных, она - спасительница и покровительница, глава их небольшой утопии, где самые бесправные и презираемые получили шанс начать достойную жизнь, и Лес для них - страшное и пугающее место, откуда приходят свирепые дикие звери, способные разорвать человека в клочья. Они - враги? Возможно... Так что же прикажете делать юному принцу Аситаке, что попросту не видит между ними разницы? Что делать человеку, пришедшему издалека и для которого спасти погонщика быков или дикую девушку из леса - суть одно и то же?.. Ничего. И в войне зверей и людей Аситака не выбирает ни одну из сторон - он остается посередине, мечтая защитить и тех, и других, найти ту тропинку, по которой смогут идти и волки, и люди... и даже Сан, что, считая себя волчицей, тем не менее, сумела полюбить человека, и теперь в ее дикой душе, ранее не омрачаемой сомнениями, впервые пробудились противоречивые чувства, заставившие ее метаться между любовью к Лесу, верностью приемной матери, богине-волчице Моро - и чувствами к принцу Аситаке, заставившем ее снять маску зверя и вновь показать миру свою улыбку. Ведь именно благодаря ему становятся заметными все противоречия и "абсолютизмы" цивилизованного мира, вся нелепость и недальновидность вождей, считающих правым только свой путь: и госпожа Эбоси, поднявшая ружье на Духа Леса, и племя обезьян, возжелавшее человеческой плоти, чтобы сравниться по силе с людьми, и даже старый бог-кабан Оккото-нуси, что из чувства мести повел свое племя в безнадежный бой и сам пал жертвой своей глупости. По каждую сторону баррикады найдутся такие герои, что должны испытать по-настоящему страшное потрясение, дабы успеть изменить свой путь... до того, как он приведет их к краху.

И в лице Сан, дикой и прекрасной дочери волков, нам предстоит искать ответ на второй вопрос: а всегда ли твоя правда является истиной? А всегда ли слепая вера в собственный путь оказывается оправданной?
Посмотри на прибрежний тростник, Сан. Он гнется, но не ломается, и корни его вязнут в земле, тело ласкает вода, листья полощутся по ветру...
Он сумел примириться со своими противоречиями, и теперь живет в мире.

«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»

Но не все герои фильма столь упорны в своих убеждениях. Стоит взять, для примера, монаха Дзико, что, будучи представлен как охотник за головой Духа Леса, совершенно не производит впечатления слепого фанатика, и скорее уж относится ко всему миру с легкой иронией и беззлобным цинизмом, почитая все вокруг лишь суетой сует, копошением муравьев у подножья могучего дерева, и, рассуждая о смысле жизни и месте человека под солнцем, невозмутимо уписывает вкусную похлебку. Схожую позицию занимает и мудрая волчица Моро, на которую стоит взглянуть, чтобы понять - даже боги умеют испытывать сомнения. Подобрав Сан еще в младенчестве и воспитав, как свою дочь, белая богиня впервые столкнулась с раздвоением своей любви, и теперь, глядя на Сан, видит она «не человека, не волчицу, мое милое, безобразное, любимое дитя». А когда Аситака, отчаявшийся найти выход из противостояния людей и богов, спрашивает ее, нельзя ли как-то остановить все это, обойтись без крови и смертей - волчица просто уходит от ответа... наверное, потому, что и сама не знает на него ответ. Она мудра, но кости ее стары, и время Моро подходит к концу - травит сердце отравленная пуля госпожи Эбоси, а вместе с ней закатывается за горизонт солнце былых времен, когда все можно было решить силой клыков и когтей, когда люди еще не отделили себя от Леса и робко ютились между лап божественных зверей... 

Посмотри на это дерево, Моро. Оно сильно, но уже не способно выдерживать неумолимый гнет времени, и, рано или поздно, казавшиеся непоколебимыми корни иссохнут, а могучий дуб, роняя листву, рухнет на землю.

Но на его месте обязательно вырастет что-то новое. Что-то лучшее. Иначе ведь и быть не может...

«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»

Так какую же позицию, в таком случае, занимает Дух Леса? Странный и причудливый, воплощенный в олене с человеческим лицом и человеке с мордой зверя, он олицетворяет собой двойственность всего сущего, одним прикосновением способный как отнять, так и подарить кому-то жизнь. Он безмолвен и тих - о его приближении вам подскажет разве что шелест травы - но его улыбка, подобная улыбке Джоконды, проникает в самую душу, ибо красноречивее любых слов, а само его существование служит символом возможного примирения противоположностей, залогом нового мира. Он не указывает путь - в конце концов, он Дух, а не живое существо, но его мудрое лицо может служить путеводной звездой для тех, кто, подобно принцу Аситаке, решит пойти своей дорогой, не ввязываясь в бессмысленную войну, ибо его путь - путь жизни, которая и без того неумолимо, невыразимо коротка - и потому прекрасна. Он не боится смерти - к чему бояться, если все равно умрешь?.. - но, тем не менее, следует по своему пути отважно и бесстрашно, ибо верит, что нет ничего ценнее жизни, и защищает эту жизнь, в каком бы теле она ни пребывала. 

Жизнь полна боли, жизнь есть страдание, но чем уйти от них - не лучше ли будет примириться с болью, но все равно жить?..

Посмотрите на падающую звезду, люди. Она летит сквозь мрак и холод, она не видит впереди ни лучика надежды, но упорно мчится вперед, сгорая дотла...
И как же она прекрасна!

И напоследок... что бы мне хотелось сказать? Говорят, на «Принцессе Мононоке» Миядзаки хотел завершить свою карьеру режиссера, и потому она планировалась как своеобразное возвращение к истокам, к той «Навсикае», с которой все и началось... но, как мне кажется, в результате у него вышло нечто куда большее - не просто «взрослая» история о все том же противостоянии людей и природы, но, скорее, воплощение всей бессмысленности подобной войны, ибо невозможно остановить прогресс, как нельзя и уничтожить Духа Леса - он есть сама жизнь, и воплотится в новом обличье, сколько его ни убивать. Этот фильм - не просто еще одна история из серии «Берегите природу!», но он куда глубже и таинственней, ибо в нем, в отличие от того же «Аватара», с которым его кое-кто сравнивает, нет правых и виноватых, и каждый имеет шанс искупить вину и начать все заново.
Каждая жизнь - бесценна. Так разве можно говорить, что кто-то ее недостоин?..
Спасибо за внимание! Надеюсь, вы не скучали. До новых встреч! Ваша Аннаэйра.







Девушки воительницы

Читать далее
Стансы к Командору-2

Читать далее
Последний из Эсхилов

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 6-01-2022, 02:44


419


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх